Тексты для развития навыка связного высказывания
картотека (6 класс) на тему

Серия текстов разработа с учетом речевых нарушений у учащихся с общим недоразвитием речи.  Продолжительность работы: 1 учебный год.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_6_klass_po_planirovaniyu.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

№  1

____________________________________

Ночью был шторм  дул сильный ветер весь дом дрожал грозно   ухали  волны к утру шторм стих Наташа и Сережа  пошли к морю Наташа подняла с песка маленького   рачка  волны   выбросили  его на берег он слабо шевелил лапками  девочка бросила рачка в воду  он закувыркался  в зеленой воде  и уплыл в луже  на боку плавала рыбка   Сережа  поймал ее и выпустил    в море потом нашел он двух  улиток   они почти высохли в это день дети спасли  много  морских животных

Вопросы и задания:

  1. Озаглавь текст.
  2. Раздели текст на предложения, а затем на  абзацы.
  3. Подбери заголовок к каждой  части, запиши их (составь план).
  4. Какова главная  мысль текста?
  5. Какой это текст (повествование,  описание, рассуждение)?
  6. Найди  и выпиши   однокоренные слова, выдели корень,  дополни ряд своими словами.
  7. В последнем предложении выпиши имя прилагательное, разбери его по составу.

№ 2

Пчелки на разведке.

Наступает весна. Вот проснулась пчелка.  Прочистила  глазки мохнатыми  лапками.

Зашевелились и подруги. Выглянули они  в окошечко. Солнышко светит   ярко, везде тепло и светло. Выбрались они  и поспешили    к яблоне. Они  прилетели  слишком рано. Цветы  яблони еще  были спрятаны в почках. Полетели  пчелки к вишне, но на ней нет еще  цветочков.  Голодные   пчелы  хотели  уже   домой лететь. Вдруг  под кустиком  они увидели  скромную фиалочку. Ее чашечка была  полна  сладкого меда. Наелись, напились пчелки и полетели домой.

Вопросы и задания:

  1. Почему именно так называется рассказ?  Раскрывает ли он  тему?
  2. Определи тип текста:  повествование, рассуждение, описание.
  3. В каком предложении  сформулирована  главная  мысль текста?
  4. Найди в тексте нераспространенное предложение. Распространи его и  запиши в тетрадь.

№ 3-4

       Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к елке кормушку и насыпали корм.  Однажды около кормушки появилась белочка.  Она  осторожно  прыгнула на кормушку. Малышка стала есть  семечки.  Ребята сделали для белочки столик.  Иногда дети  зарывали корм в снег. У белки хорошее чутье. Она лапками  разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму прибегала белочка к кормушке.

__________________________________________________________________

Галя и Саша жили в сторожке  зимой дети подвесили к елке кормушку и насыпали корм  однажды около кормушки появилась белочка   она  осторожно  прыгнула на кормушку  малышка стала есть  семечки   ребята сделали для белочки столик   иногда дети  зарывали корм в снег  у белки хорошее чутье  она лапками  разгребала рыхлый снег и брала съестное  всю зиму прибегала белочка к кормушке

Вопросы и задания:

  1. Подберите  заголовок  к  тексту.
  2. Что такое сторожка?
  3. Подберите антонимы к словам: сухой, появится?
  4. Спишите,  разделите текст на предложения.

№ 5

Сравни два текста. Определи  где  связный рассказ, а где набор предложений.  

1. Пришла весна.   Тает снег.  Ручьями  течет  по улицам вода.  Дети  сделали из   дощечки  лодочку  и опустили в ручей.  Лодочка  быстро плыла по воде. Иногда она    натыкалась на редкие  камешки и  замедляла ход. Дети гурьбой бежали  за лодкой, весело кричали. Они  не смотрели под ноги и попали в лужу.

2. Ручьями  течет  по улицам вода. Дети гурьбой бежали  за лодкой, весело кричали. Тает снег.   Дети  сделали из   дощечки  лодочку  и опустили в ручей.  Лодочка  быстро плыла по воде. Они  не смотрели под ноги и попали в лужу. Иногда она    натыкалась на редкие  камешки и  замедляла ход. Пришла весна.  

Вопросы и задания:

Выпиши  из текста третье предложение и распространи его, добавляя каждый раз по одному второстепенному члену.

№  6-7

Лесные картинки.

Над солнечной   поляной  порхали  белые и желтые   бабочки. Тяжело  …..носились  шмели.  Их  гудение  далеко  неслось   по всей  местности. Клены, осины, березы словно  поднялись на носочки. Они хотели   ….греть за  день  каждый свой  листок, каждую веточку. На старой ели   …сорились  дрозды. Они  широко  раскрывали   клювы и шипели друг на друга. Хитрая  сойка наблюдала  за ними. Из зелени   …скочила белка и замерла на стволе дерева. Она  с  тревогой    …мотрела на птиц.

Наступит  поздний вечер. В лесу все    …тихнет.

Вопросы и задания:

  1. Какова тема рассказа? Отражена ли она  в заголовке?
  2. Какой заголовок подобрал бы ты?
  3. Вставь подходящие по смыслу приставки.

№ 8-9

_________________________________________

Кто не видел одуванчиков? Цветы похожи на маленькие  золотые  солнышки. Посмотришь, и кажется, что в  зеленой траве солнечные  лучи расплескались золотыми брызгами.

Растут одуванчики повсюду – в огородах и садах, на лугах и в полях, по обочинам дорог.

Эти  цветы умеют  подсказывать  человеку  время.  Раскрываются одуванчики  в пять – шесть  часов утра, а  к двум-трем часам дня их желтые  огонёчки начинают  гаснуть.  В ненастные, дождливые и пасмурные дни одуванчики никогда не  распускают  своих  золотых соцветий.  Так простые цветы  иногда  служат человеку  барометром.

Вопросы и задания:

  1. Подберите  заголовок  к  тексту.
  2. Что такое барометр?
  3. Подберите антоним к слову  пасмурный.
  4. Ответьте письменно на вопросы:

Как выглядят одуванчики? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Где одуванчики растут? _____________________________________________

__________________________________________________________________

Как одуванчики предсказывают погоду? _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№  10-11

В лесу будь другом.

(3)Тысячи   вредителей леса уничтожает за лето   муравьиная дружина. Охраняйте  лесные  высотные дома!

(2)Однажды на  рощу  напали вредители. Зашевелилась даже   на дубах кора. Это  передвигались   гусеницы. Они  оголяли дубы. Но вот  произошло чудо. Гусеницы быстро  спускались по стволам к земле. Их тащили муравьи.

(1)В наших лесах  стало мало  муравейников. Гибнут они  при рубке  леса, гибнут и от  злых рук. Расковырял прохожий  муравейник и  ушел. Трудно будет  маленьким лесным жителям справится с бедой.

Вопросы и задания:

  1. Определи  правильную последовательность  абзацев.
  2. Как  еще можно озаглавить текст?
  3. Как вы понимаете смысл слов лесные высотные дома?
  4. Какие правила поведения в лесу  вы знаете?
  5. Определите тип текста.
  6. Подберите антонимы  к следующим словам:

мало –
трудно –
быстро –
злые –
лето –
беда –
 

№  12-13

__________________________________

Иринка …болела. Мама  ..ложила ее в постель, дала  горькие  лекарства. На улице  светило солнце. Иринка  грустно  ..думала:  все на реке, собирают   камешки.  А дома  происходили странные вещи.  Открывая  почтовый  ящик, мама  ..ходила  там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. …видела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать  ей  камешки: пусть ..играет!  Вечером  пришел  доктор. Иринка даже не заметила его:  рассматривала  камешки. Доктор  спросил, как она себя  чувствует. Девочка  улыбнулась – хорошо! Мама  благодарила  доктора. А он сказал, что  это  все  речные  камешки. Они не хуже  лекарства помогают.

Вопросы и задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Прочитайте и разделите текст на  абзацы.  Составьте план (запишите в тетрадь)   к тексту по следующим вопросам:

- что случилось с Иринкой?

- чему она завидовала?

- как она узнала, что ребята заботятся о ней?

-что же  помогло  Иринке выздороветь?

  1. Словарно-орфографическая подготовка:

Подберите проверочные слова  и запишите в тетрадь по образцу:

Заб_лела – боль;  св_тило - …, п_чтовый - …, г_в_рила - …,
благод_рила - …  .

  1. Составьте из слов предложения:

Светило, улице, на,  солнце.


№  14-15

_____________________________________

Ранним утром Маша  (собирать)  землянику. Ягод  было много.  Девочка быстро (набрать) корзинку и (побежать) домой.

Вдруг Маша  поскользнулась и (вскрикнуть) от боли. Босая нога  сорвалась с кочки и  укололась о колючки. Оказывается, под кочкой (сидеть) еж.

Маша заплакала, уселась на кочку и стала  вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша:   на нее (ползти) серая змея с черными зигзагами на спине. Ядовитая  гадюка!

Тут  еж  засеменил навстречу змее. Гадюка  вскинулась всем  телом и бросилась на ежа. Еж ловко  (подставить) ей свои колючки. Гадюка (зашипеть)  и хотела уползти. Еж  (схватить)  ее  зубами позади  головы.

Тут Маша  опомнилась и  (убежать) домой.

Вопросы и задания:

1. Прочитай, озаглавь текст.  Ответь на вопросы, составь план текста.

- Зачем пошла Маша в лес?

- Почему Маше пришлось сесть на кочку?

- Какая опасность ее подстерегала?

- Как  сражался еж с гадюкой?

-. Почему еж назван спасителем

2. Обратите внимание на написание слов: ОКАЗЫВАЕТСЯ,  ЗИГЗАГАМИ, НАВСТРЕЧУ. Запиши их в тетрадь. Запомни  как они пишутся.

3. Спиши текст, раскрывая скобки.

№ 16-17

Солнце и старик.

Стояли жаркие дни. Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег реки  выходил древний старик. Он садился и смотрел на  солнце.

Его  сухие  коричневые  руки были  в ужасных морщинах. Лицо у него морщинистое. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Он  прожил долгую и трудную жизнь, но не  жаловался. Он  любил  жизнь, людей, природу. И теперь радовался солнышку.

Вопросы и задания:

  1. Подберите  свой  заголовок  к  тексту.
  2. О ком этот текст? Кто главный  персонаж?
  3. Определите тип текста.
  4. Какие чувства  вызвал у вас текст?
  5. Вставьте пропущенные окончания в словосочетания:

________________________________________________

Жарк.. дни, сух.. трава, древн… старик, коричнев.. руки, ужасн.. морщины, морщинист.. лицо, тонк… шея, маленьк… и сед..   голова, долг.. и  трудн.. жизнь.

_________________________________________________

  1. Перескажите текст использую каждое словосочетание.

№  18-19

_______________________.

Майский ландыш – многолетн… теневыносливое   растение. Ландыш  можно увидеть в светл…   лиственн…  и хвойн… лесу, на лугу и в кустарнике. Это растение  с прям… стеблем и цветками  обычно белого, а иногда – розов… цвета, очень пахучими, по форме напоминающими   колокольчик. Ландыш  цветет с мая по июнь. Его   плоды – красн… ягоды. Осторожно! Эти ягоды  ядовиты!  Ядовита даже вода, в котор… стоял  букет ландышей.

Вопросы и задания:

  1. Озаглавь текст.
  2. Найди и прочитай  описание   ландыша.
  3. Какова роль  восклицательных предложений в тексте?
  4. На сколько частей можно разделить  текст? Придумай название к каждой части.
  5. Спиши, вставляя окончания имен прилагательных.
  6. Выпиши  сложное слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
  7. Произведи звуко-буквенный анализ слова ЯГОДА.

№ 20-21

Лесной доктор

Однажды (в)лесу мы (по)спешили (на)звук топора. Но поздно! Два паренька уже (с)рубили  живую  осину.

(О)смотрели мы свежее дерево. Внутри ствола была   длинная  пустота. Это (про)шел червяк. А (из)пустоты было восемь дырок наружу.

Это дятел. Он  лечил дерево. (Про)бил одну  дырку, другую. Семь дырок (с)делал «хирург».  Только  (на)восьмой (за)хватил  вредителя. (С)ъел дятел червяка и спас осину. А ребята ее (по)губили.

Мы (вы)резали этот кусок. Он будет замечательным экспонатом для музея.

Вопросы и задания:

  1. Какова основная  мысль текста? В каком предложении она заключена?
  2. В каком предложении содержится осуждение   ребят, срубивших   осину?
  3. Как автор относится к природе? К чему он призывает?
  4. Спишите, раскрывая скобки.

№  22-23

Все знают рябину. Её  красота особенно   заметна поздней осенью. Листьев на многих  деревьях  уже нет. А Рябина  украшена  гроздьями ягод. Ветер  поглаживает их. Дождь  омывает. И  сверкают  красные ягодки.

Любят ягоды  птицы. Собирают их и люди. Хозяйки варят из    рябины варенье. Девочки  делают из ягод  бусы.

Обратите внимание на это скромное дерево!

Вопросы и задания:

  1. Какова тема текста?
  2. Подберите  заголовок  к  тексту.
  3. Определите тип текста:   описание, повествование, рассуждение.
  4. Спишите, поставьте в нужную форму глаголы.

Все (знать) рябину. Её  красота особенно   (заметить) поздней осенью. Листьев на многих  деревьях  уже нет. А рябина  (украсить) гроздьями ягод. Ветер  (поглаживать) их. Дождь  (омывать). И  (сверкать)  красные ягодки.

(Любить) ягоды  птицы. (Собирать) их и люди. Хозяйки (варить) из    рябины варенье. Девочки  (делать) из ягод  бусы.

(Обратить) внимание на это скромное дерево!

№ 24-25

            В  природе  есть праздники. Ледоход. Перв…. зелень. Перв… снег. И есть прекрасн… пора осени. В это время земля  надевает  сам….  дорог…  наряды. Тепл…  красн… свет идет от  осины. Березки  наполнены  бел… светом. Шуршат под ногами  опавш… листья. Ночами все чаще и чаще морозы. Лужи и болота затянуты  льдом.

Вопросы и задания:

  1. Подберите  заголовок  к  тексту.
  2. О каких праздниках идет речь? О каком времени года не упоминается в тексте?
  3. Определите тип текста:   описание, повествование, рассуждение.
  4. Спишите,  вставляя пропущенные окончания в прилагательных.

№  26-27

Ёлка.

Вот и декабрь — последний месяц года. Дети ждут встречи с новогодней ёлкой. Большую пушистую ёлку внесли в класс.

В классе запахло смолой. Ребята достали коробки с игрушками и стали украшать лесную красавицу. На каждой ветке закрепили блестящие нити дождя.

На верхушке ёлки заблестела большая красная звезда. Красиво закачались бусы, хлопушки, звёздочки, флажки.

Все игрушки ребята сделали сами на уроках труда.  Под ель они положили самые любимые из них.

Вопросы и задания:

1.     Перескажите текст.

2.      В подчёркнутом предложении укажите  падеж существительных, разберите  его по членам предложения.

3.    Разберите  слова по составу.

Игрушки, верхушка, пушистая, новогодняя.

4.     Напишите  несколько слов, в которых букв больше, чем звуков.

28-29

Зяблик с   колечком

Осенью птицы в теплые края летят. Тронулись в дорогу и зяблики.

Эти птички летят утром и вечером. Днем они  отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым зябликам от   ястребов  достается.

Николай Иванович Сладков поймал одного   зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел  зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.

Окольцованные птицы – мастера о перелетах рассказывать.

Вопросы и задания:

  1. Как вы понимаете  заголовок текста?
  2. Почему автор так назвал свой рассказ?
  3. Что нового вы узнали из текста?
  4. Определите тип текста.
  5. Найдите и выпишите антонимы.
  6. Выпишите родственные слова, выделите в них корень, продолжите ряд своими  словами.
  7. Произведите звуко-буквенный анализ слова края.

№  30

__________________________________________

Душистой смолою  пахнет  бор. У освещенной  солнцем старой  сосны резвятся  веселые  проказницы-белки.  Радуются  они  теплому  солнышку, светлой весне. Сменили к весне  свои пушистые серые шубки.  Рыжими  стали  у белок их спинки, пышные  хвосты.  Всю   долгую  зиму  жили белки в  высоком лесу. От  ветра и стужи  прятались в  теплых  гнездах, забирались  в глубокие дупла  деревьев.  С елки на елку , с сосны на сосну  носились по лесу, грызли  смолистые   тяжелые   шишки.  В голодные  годы, кода мало в лесу орехов и шишек, белки  пускаются в далекие  и опасные путешествия. Смело  переплывают они  широкие   реки, перебегают  открытые поля, забегают в селения и города.   Никому в лесу  не делают  вреда миролюбивые  веселые белки.  С сучка на сучок, с вершины  на вершину друг за  дружкой гоняются они  по деревьям, встречают  светлую, теплую весну.

Весело, радостно играют у старой сосны проказницы-белки.

Вопросы и задания:

  1. Озаглавь текст.
  2. Раздели текст на абзацы.
  3. Подбери заголовок к каждой  части, запиши их (составь план).
  4. Какова главная  мысль текста?
  5. Найди  и выпиши  сложные слова, выдели корни, подчеркни   соединительную гласную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Мини-тексты для развития навыков чтения .5 класс.

GLOWING PIGSScientists in Taiwan have created pigs that glow in the dark!...  A Mobile for Your PetAn American scientist has invented a mobile phone for dogs. ......

Дополнительные тексты для развития связной письменной речи у учащихся школ 8 вида

Данные текстовые подборки помогут учителям в работе по развитию связной речи  у учеников....

Семинар для воспитателей "Методы и приемы формирования навыков самостоятельных связных высказываний на занятиях по развитию речи"

Семинар для воспитателей "Методы и приемы формирования навыков самостоятельных связных высказываний на занятияхпо развитию речи"...

Детско – родительский творческий проект по развитию словаря и связного высказывания «Мы любим сказки!»

Презентация детско-родительского творческого проекта по развитию связной речи....

Презентация по теме Развитие навыков монологического высказывания по теме “Великие ученые”

Данная презентация была использована на уроке английского языка в 8м классе. Тема урока: Развитие навыков монологического высказывания по теме "Великие ученые".Цели урока:Предметные:-- ...

Технологическая карта урока на тему Развитие навыков монологического высказывания по теме “Великие ученые”

Данная технологическая карта была создана в рамках проведенного урока в 8м классе на тему: Развитие монологического высказывания по теме "Великие ученые"....