Логопедическая работа для детей с нарушением опорно двигательного аппарата (сколиозом)
статья по теме

Илюшина Ольга Львовна

Хочу поделиться опытом логопедической работы в коррекционных классах VI вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  ДЕТЕЙ  С  НОДА  (СКОЛИОЗОМ)  В  УСЛОВИЯХ

 МАОУ СОШ  №154 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА  С  ЦЕЛЬЮ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ВЫСОКОГО  УРОВНЯ КАЧЕСТВА  ОБУЧЕНИЯ.

        Илюшина Ольга Львовна, учитель-логопед, МАОУ СОШ № 154,

высшая квалификационная категория.

Легитимизация права каждого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям, и переход к интегративным формам обучения детей с нарушениями развития, их включение в систему общего образования обусловливают необходимость разработки инновационных подходов к обучению с учётом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего образования.

В МАОУ СОШ № 154 ежегодно с сентября 2009 года открываются  классы для детей с лёгкими формами нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиозом). Обучение реализуется по учебному плану С(К)ОУ VI вида по трём вариантам:

        I вариант - обучаются дети с НОДА (сколиозом), осуществляется общее образование;

        П вариант - обучаются дети с НОДА (сколиозом), имеющие когнитивные нарушения, осуществляется коррекционно-развивающее образование;

        Ш вариант - обучаются дети с НОДА (сколиозом), с нарушением интеллекта, компенсаторно-адаптационное образование.

Создаются благоприятные условия для предоставления школьникам индивидуально дозированной нагрузки, способствующей развитию основных физиологических систем организма, улучшению состояния опорно-двигательного аппарата, профилактика проявляющихся вторичных недостатков.

Ученикам с различными видами проблем, предлагается усвоить адекватную программу. ПМПк школы составляются индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, с учётом комплексного подхода и с участием: врача-ортопеда, физиотерапевта, массажиста, психолога, логопеда.

По результатам изучения документации и обследования речи учащихся, мною было выявлено: из 107 учеников названных классов 54% учащихся нуждаются в логопедической коррекции. Отмечаются нарушения речи разной степени выраженности.

Учитывая требования современного образования, которое нацелено на формирование коммуникативных компетенций учащегося, на побуждение к речемыслительной активности с учётом здоровьесберегающего компонента, я работала над проблемой определения программы, отбора методов и приёмов обучения детей со сколиозом в логопедическом пункте.

В этом вопросе возникает противоречие: программа А.В. Ястребовой, рекомендованная для обучения учащихся с общим недоразвитием речи и сохранным интеллектом не отражает особенности в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиозом).

        У данной категории обучающихся были отмечены наиболее характерные нарушения моторики: общей, мелкой, артикуляционной; нарушения в пространственно-временной ориентировке. Нарушения развития функций удержания головы, сидения, прямостояния ограничивают возможность формирования и совершенствования функции дыхания и голосообразования, и, как следствие, нарушается мелодико-интонационная сторона речи. 

Для повышения качества обучения данных групп учащихся, необходимо учитывать особенности физического развития, то есть, выстраивать логопедические занятия со сменой деятельности. С этой целью на занятиях, я предлагаю учащимся четыре рабочих зоны: за конторками, за партой, у доски и в развивающей зоне. Это приводит к снятию продолжительной статической нагрузке на позвоночник и, как следствие, учащиеся меньше устают и лучше усваивают предложенный материал. Предлагаю вашему вниманию демонстрацию рабочих зон и их использование на занятиях.

I зона оборудована специальной мебелью (конторками). Виды работ:

  •  выполнение артикуляционной гимнастики;
  •  выполнение дыхательных упражнений;
  •  проведение речевых разминок;
  • работа с текстом;

Дети работают за конторками в положении стоя, по рекомендации врача ортопеда. В данном состоянии положение позвоночника самое благоприятное.

Время пребывания в зоне 10-15 минут.

П зона предназначена для работы учеников за партами.

Виды работ:

  • выполнение письменных работ, отработка основного материала.

Параллельно дети могут работать и в Ш зоне.

Время пребывания в зоне 20-25 минут.

Ш зона для работы у доски.

Виды работ:

  • выполнение письменных и устных работ.

IV зона развивающая (многофункциональная) состоит из стенда, на котором расположен сменный материал, стол с индивидуальными карточками, играми и другими материалами, предусмотренными содержанием логопедического занятия для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода. Обучающиеся могут, по своему выбору, заниматься в данной зоне как стоя, так и сидя.

 Виды работ:

  • составление слоговых, звуковых схем;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • конструирование (букв, слов, предложений)
  • работа с динамическими таблицами.

Работу можно строить в форме учебной игры. В этой зоне находятся алгоритмы, подсказки, схемы, словари, которыми можно воспользоваться при затруднениях. Время пребывания в зоне 10-15 минут.

На 2-3 этапах обучения в логопункте предусмотрено выполнение письменных работ больших по объёму, чем на 1 этапе. Следовательно, приходится тщательно продумывать и предлагать такие задания, которые помогают снять нагрузку с позвоночника, предусматривать проведение динамических пауз, отслеживать физическое состояние каждого ученика. На занятии детям предлагается несколько видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, говорение и другие, что также способствует продуктивному усвоению изучаемого материала.

Разобравшись в данной проблеме можно сделать вывод, что речевые нарушения такие же, как и у обучающихся общеобразовательной школы, а, следовательно, содержание работы по исправлению речевых нарушений не меняется. Однако для повышения качества образования данной категории учащихся следует прислушиваться к рекомендациям врача-ортопеда по вопросу здоровьесбережения. Для педагогов, работающих с данными детьми важно знать последствия данного заболевания, т.к. физическое состояние здоровья отражается на качестве образования.

Для этого мною разработана памятка для работы с учащимися НОДА. Девиз: «Не навреди».

1) Меняй учебную деятельность (4-7 раз за урок);

2) Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут;

3) Не забудь про физминутку  (1-2 по мере необходимости);

4) Место и длительность применения компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (15-20 минут активной работы);

5) Узнай индивидуальные особенности здоровья учащегося;

6) Научи каждого следить за своей осанкой;

7) Проверь соответствие мебели росту ребёнка.

Целью общего начального образования является формирование у учащихся  универсальных учебных действий. Цель логопедической работы - исправлять речевые нарушения. Достигать эти цели следует не в ущерб здоровью детей, а его сохранению и укреплению. Поэтому так важно обучение с позиции здоровьесбережения.

Будьте здоровы,  спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НОДА (СКОЛИОЗОМ) В УСЛОВИЯХ МАОУ СОШ №154 С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ. Учитель- логопед МАОУ СОШ №154: Илюшина Ольга Львовна

Слайд 2

С(К)ОУ VI вида: I вариант – дети с НОДА (сколиозом) с сохранным интеллектом, осуществляется общее образование II вариант - дети с НОДА (сколиозом) с когнитивными нарушениями ( VII вид), осуществляется коррекционно- развивающее образование III вариант - дети с НОДА (сколиозом) с нарушением интеллекта (VIII вид), осуществляется компенсаторно-адаптационное образование

Слайд 3

Противоречие: программа А.В. Ястребовой, рекомендованная для обучения учащихся с общим недоразвитием речи и сохранным интеллектом не отражает особенности в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиозом).

Слайд 4

Рабочие зоны: за конторкой; за партой; у доски; развивающая зона.

Слайд 5

Виды работ в I зоне выполнение артикуляционной гимнастики; выполнение дыхательных упражнений; проведение речевых разминок; работа с текстом;

Слайд 6

Зона работы за конторкой

Слайд 7

Виды работ в II зоне: выполнение письменных работ

Слайд 8

Виды работ в III зоне: Выполнение письменных работ, стоя у доски

Слайд 9

Работа в IV зоне

Слайд 10

Виды работ в IV зоне: составление слоговых, звуковых схем; разгадывание ребусов, кроссвордов; конструирование (букв, слов, предложений) работа с динамическими таблицами.

Слайд 11

Памятка для работы с учащимися НОДА. Девиз: «Не навреди». 1 ) Меняй учебную деятельность (4-7 раз за урок); 2) Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут; 3) Не забудь про физминутку (1-2 по мере необходимости); 4) Место и длительность применения компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (15-20 минут активной работы); 5) Узнай индивидуальные особенности здоровья учащегося; 6) Научи каждого следить за своей осанкой; 7) Проверь соответствие мебели росту ребёнка.

Слайд 12

Будьте здоровы! Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия представлен как образец работы в разных зонах специально оборудованного логопедического кабинета для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиозом)

Тема:        Дифференциация звуков [з]-[ж] (групповое занятие, 1 класс).

Задачи:

Коррекционно-обучающая-

Учить различать на слух звуки [з], [ж]

Коррекционно-развивающая-

Уточнение и сравнение артикуляции звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики, грамматического строя речи; развитие зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательная- воспитание культуры речи.

Оборудование: зеркала, картинка мимозы, индивидуальные карточки, дидактический материал.

Ход занятия.

Структура занятия

Предполагаемые действия и

ответы детей

Учащиеся работают в 1 зоне

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Займите рабочие места.

Ответьте на вопросы:

  • Какой сегодня месяц?
  • Какой сегодня день недели?
  • Какое сегодня число?

Дети встают за конторки.

Сегодня март месяц.

Сегодня день недели среда.

Сегодня 1 число.

2. Артикуляционная гимнастика

-Возьмите зеркала, делаем следующее упражнения:

  • заборчик, улыбка, хоботок,
  • заборчик, блинчик, вкусное варенье,
  • почистили верхние зубки, теперь нижние, чашечка.

Выполняют упражнения

3. Введение в тему.

- Ребята, буквы спрятались, узнайте их.

- Прочитайте эти буквы.

- Ребята, какие звуки обозначаются этими буквами?

(Мягкий звук з, называется, но в работу не включается)

Разгадывают заштрихованные буквы З и Ж. Прочитывают.

Называют соответствующие звуки.

4. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков

- Дайте характеристику звуку [з], какой он?

- Как расположены: губы, язык?

- Проверьте работу голосовых связок.

Аналогичная характеристика даётся звуку [ж].

- Давайте послушаем, закройте уши руками и произнесите

звуки [з], [ж]. Что заметили?

- Сделайте вывод. Что общего у звуков [з], [ж]?

- Чем эти звуки отличаются?

- Поэтому важно научиться различать эти звуки.

Учащиеся испытывающие трудности в построении ответов могут обратиться в IV зону за подсказкой.

Согласный, звонкий, твёрдый

[з]- в улыбке, у нижних зубов,

[ж]- рупором, чашечкой.

Согласные, звонкие, твёрдые

Местом образования преграды

5. Развитие фонематического слуха

а) Ребята, послушайте внимательно слоги и повторите за мной:

За-жа           жа-за-жа

Зи-жи           жи-зи-жи

Зу-жу           жу-зу-жу

Жоз              аз-аж

Зож               уз-уж

Произносят слоговые дорожки

б).Слуховой диктант слов.

Хлопнуть, если услышите «з», топнуть, если услышите «ж».

 признак, прижать, жалость, мороженое, морозить, поджарил, скользит, пробуждение, поземка, резьба, режим, кружевной, гвоздика ,

Дети топают и хлопают.

6. Пальчиковая гимнастика «Дождик» Приготовили свои ладошки. Кто скажет, какие осадки выпадают весной? Правильно дождик. Давайте поиграем в дождик. По левой руке бьём одним пальцем, теперь двумя, тремя, и т. д.

Дождик.]

Дети хлопают в ладоши.

Переход во 2 и 3 зоны

7. Работа в тетрадях

- Записать под диктовку слова в два столбца (по наличию «з» или «ж»):

пожар, забор, звонкий, зубрил, сажа, змеи, жатва, дежурный,

вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил,    кружить, грузить.

- Проверяем. Читаем по цепочке.

Дети записывают слова в два столбика в тетради, поочерёдно работают у доски, затем проверяют.

8. Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Давайте проверим. Что это за цветок?

Желтые огоньки

На веточке сидят

И на нас глядят.

(Мимоза.)

- Составляем звуковую схему.

-Записываем отгадку в тетрадь и на доске.

- Проверяем у доски.

- Сколько слогов в слове?

- Назовите первый слог.

- Назовите 1 звук, последний слог,  предпоследний звук.

Да. Давайте.

Мимоза. Демонстрация картинки.

В слове мимоза 3 слога, потому что 3 гласных.

-ми

[м], -за,  [з

9. Прочитать и записать, вставляя пропущенные согласные буквы: з, ж:    

 _иму мы _дали,

 _иму мы _вали.

Ну_на _имой шуба,

Ну_ны _имой сани

                          Ё_ик   пол_ёт   в   овра_ек.

                          Тя_ело   нагру_ены   во_ы.

_вонкое   пение   стри_ей   слышно   из   далека.

Наше   _вено   называют   дру_ным.

Песню   раннюю   _апел   в   ла_ури   _аворонок.

Раздаются карточки, дети выполняют задание.

Учащиеся переходят в 4 зону

10. Динамическая пауза. Игра с мячом.

 Изменить слова по образцу, отмечая чередования з—ж:

Образец: возить - я вожу.

Резать - _________...

скользить — ___________..

мазать —.__________

грузить —.____________..

сказать —.____________

заказать —._______________..

отказать —.____________..

Поймав мяч, ребёнок изменяет слово, называет и отправляет мяч ведущему.

11. Игра «Собери предложения»

-Ребята, нужно собрать предложения из слов, которые «разбросаны» на столе.

зажигают Зимой рано огни:

не было дорог Раньше железных.

костёр разожгли Мы

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Покажите схему этого предложения.

 

Зимой рано зажигают огни.

Раньше не было железных дорог.

Мы разожгли костёр.

Дети показывают схемы.

12. Подведение итогов. Рефлексия.

-Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

- Покажите зелёную карточку кто научился различать звуки [з], [ж], красную – кому трудно.

- Вспомните, какие звуки учились различать?

- Что у этих звуков общего?

- Чем они различаются?

- Спасибо за работу, до свидания.

Проводят самооценку.

Называют звуки: «з»  «ж».

Согласные, звонкие, твердые.

Местом образования преграды.

Учитель-логопед МАОУ СОШ № 154

Илюшина О.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...

Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе

Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеств...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный химик» для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)

Данная программа внеурочной деятельности "Юный химик"рассчитана на учащихся 8 -9 класса средней общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ.Программа отвечает всем требованиям Федерально...

АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз) по химии для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебником: «Химия. 9 класс» О.С.Габриелян. — М.: Дрофа.Рабочая программа по химии составлена на основе Требований Федерального го...