Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.
статья по теме

Николаева Ирина Николаевна

Основной задачей коррекционной школы является коррекционное воздействие на учащихся, обеспечивающее достижение такого уровня социального статуса, учебной деятельности и уровня активности, который соответствует их возможностям и позволяет им полноценно адаптироваться в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная)

школа – интернат VIII вида №7

2012/2013у.г.

Николаева И.Н.

Социальная адаптация учащихся специальной

 (коррекционной) школы 8 вида.

Основной задачей коррекционной школы является коррекционное воздействие на учащихся, обеспечивающее достижение такого уровня социального статуса, учебной деятельности и уровня активности, который соответствует их возможностям и позволяет им полноценно адаптироваться в обществе.

        Педагогическое, коррекционное, воспитательное воздействие на учащихся направлены на создание системы методов и средств социальной адаптации с учетом всей сложности нарушений развития у детей. В связи с нарушением адаптации дети испытывают затруднения, мешающие им проявить себя, и нуждаются в помощи, так как без нее они не способны интегрироваться в социальной среде и занять свое место в обществе.

        Задача коррекционной педагогики – коррекция поведения, ликвидация связанной с нарушением в развитии социальной и педагогической запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться. Задачей коррекционной педагогики является стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности ребенка.

        При работе с детьми с умственной недостаточностью следует учитывать этиологию нарушения развития, степень его выраженности, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, степень социальной и педагогической дезадаптации, а также возраст ученика. Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий своеобразие развития, состояние как психического, так и соматического здоровья и особенности характера.

        Социально-адаптирующим фактором является весь процесс обучения учащихся. На первых порах, при поступлении ребенка в первый класс, основным является не процесс обучения, а именно процесс формирования социальных контактов с окружающими людьми. По данным МПК за последние три года 28% учащихся, поступающих в 1 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида (школа-интернат №7) до этого не посещали детский коллектив. Таким образом, для трети учеников первый класс является первым опытом социального контакта.

        Первоочередной задачей становится введение таких учащихся в коллектив, формирование коммуникативных умений. Ребенок учится общаться с другими детьми, с учителями; слушать учителя, слушать ответы других детей, уметь учитывать интересы окружающих. Как пример можно привести ученика школы-интерната №7 Бориса И. Мы имели возможность наблюдать ребенка до поступления в школу. Мальчик совершенно не умел общаться с детьми. Боря, находясь во дворе, бегал от одной группы детей к другой, кричал, толкал детей, ломал и разбрасывал игрушки, мешал детям играть. Дети не принимали Борю в игру, так как мальчик не соблюдал правил игры, не мог соотносить свои интересы с интересами группы. У ребенка совершенно отсутствовал навык социального поведения. Уже через год обучения в специальной коррекционной школе 8 вида перед нами был совершенно другой ребенок. Борис стал спокойным, выдержанным мальчиком. Он прекрасно усвоил отношения в коллективе, свою социальную роль. Это ответственный, обязательный и доброжелательный ребенок.

        Задачи по введению ребенка в коллектив решаются на этапе пропедевтики. Задания, которые даются учащимся, достаточно просты, опираются на личный опыт детей. Используется яркая, доступная наглядность, что позволяет привлечь внимание ребенка, активизировать учебную активность, сформировать положительную установку на учебу. Педагог начинает учить детей коллективной работе, взаимодействию друг с другом и с классом.

        В пропедевтическом периоде урок длится 30 минут. В течение остальных 15 минут учитель организует детей, способствуя их совместной деятельности. Это могут быть спокойные парные или групповые игры.

        Еще большее количество детей приходит в специальную коррекционную школу уже поучившись в  массовой школе. За последние три года 14% детей пришли в первый класс из первого класса КРО, 20% из первого класса массовой школы. Естественно, что в остальных классах все 100% детей приходят, имея опыт обучения. И всегда этот опыт негативный. Дети приходят со сформировавшимся негативным отношением к школе, к учебе, к сверстникам, к учителям. Очень часто дети имеют негативное отношение и к себе. В этом случае у ребенка формируется защитная реакция по отношению к окружающему. Это либо уход в себя, отказ от участия в работе, в жизни коллектива, отказ от контактов с одноклассниками и учителями. Так называемая социальная самоизоляция. Примером может служить Витя Н. Ребенок пришел в первый класс специальной (коррекционной) школы 8 вида в конце января из первого класса массовой школы. Мальчик молчал на уроках, на перемене стоял в уголке и смотрел на игры детей. Другой ребенок, Виталик В. пришел во второй  класс специальной коррекционной школы после обучения в первом классе массовой школы. При поступлении мать мальчика сказала, что за год обучения он не произнес в школе ни одного слова. Чтобы не возвращаться к данной теме стоит отметить, что оба мальчика оказались очень разговорчивыми и вполне жизнерадостными детьми. Попав в адекватную их возможностям среду, они постепенно вошли в коллектив, очень хорошо адаптировались в нем.

        Другим вариантом защитной реакции является агрессия. Ребенок пытается заместить свою несостоятельность в учебе физической силой, привлечь к себе внимание отрицательными поступками. Таким же образом может выражаться и аутоагрессия. Ребенок старается казаться хуже, чем он есть, так как понимает, что в учебе он хуже сверстников.

У большинства детей, направленных на МПК и, впоследствии зачисленных в специальную коррекционную школу 8 вида, в характеристиках есть указания на нарушение поведения. У большинства детей в процессе обучения эти нарушения постепенно стираются, дети понимают, что они не хуже других, что отношение к ним такое же, как к остальным детям. Нарушения поведения остаются в тех случаях, когда они вызваны психическими нарушениями, либо, когда ребенок поздно пришел в специальную (коррекционную) школу, когда отрицательная модель поведения уже закрепилась в его сознании.

Если ребенок пришел в специальную (коррекционную) школу после обучения в обычной школе, нужно говорить о реабилитации учащихся как в плане формирования положительного отношения к учебе, так и в социальном плане. Не потому, что ребенка плохо учили или плохо относились к нему, а потому, что он находился в среде не являющейся адекватной для его состояния. Чем раньше начинается процесс реабилитации, тем лучше. Чем меньше у ребенка негативный опыт общения с социумом, тем сохраннее его психика, выше учебная мотивация, положительная реакция на окружающих.

Огромную роль в реабилитации учащихся играет личность педагога. Ребенку необходима поддержка, на первых порах при возникновении малейших трудностей, так как он крайне неуверен в себе. Ребенок должен видеть в учителе сотрудника, человека, который работает вместе с ним и готов помочь и поддержать. Учитель должен помочь ребенку вернуть веру в свои силы.

Весь учебный процесс является для ребенка социализирующим опытом. На любом уроке ребенок не только учится взаимодействовать в коллективе, но и усваивает социальные роли, присущие людям в обществе. Каждый предмет дает ребенку определенные социальные знания, необходимые в дальнейшей жизни. Кроме того, на каждом уроке огромное внимание уделяется развитию речи учащихся.

Речь является главным условием вхождения человека в общество. Без наличия речи человек не может общаться, с помощью речи он планирует свою деятельность, осмысливает новые знания. У детей с умственной недостаточностью нарушение речи носит системный характер. В последнее время в школу поступают дети со все более тяжелыми нарушениями речи. Вследствие этого все большее значение для достижения социальной полноценности приобретает развитие речи учащихся, все более значимой становится работа логопеда. На всех уроках учитель работает над расширением словаря учащихся, учит строить фразу, отрабатывает грамматический строй речи. Но особое значение имеют уроки развития речи. Задачей этого предмета является общеречевая подготовка учащихся с нарушением интеллекта. Для развития ребенка с умственной недостаточностью его общение со взрослым, систематическая работа по развитию речи имеет еще большее значение, чем для нормально развивающегося ребенка. На уроках развития речи, выполняя разнообразные практические задания, ученики осознают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и так далее. Дети преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные правила речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами и оборотами, речевыми конструкциями, которые помогут выразить не только мысли, но и чувства.

На уроках русского языка продолжается развитие речи учащихся. Ребенок получает опыт грамматически правильного построения речи. Получает образцы речевых конструкций, которые можно использовать в дальнейшем.

На уроках математики большую роль в социальном развитии ребенка играет решение задач. В первом и во втором классе дети еще не настолько хорошо читают, чтобы иметь возможность читать задачи по учебнику. Это дает возможность учителю, опираясь на текст учебника, придумывать задачи, адаптированные для конкретного класса. Это могут быть задачи, рассказывающие о делах класса, совместных играх, увлечениях детей, событиях в стране и в городе. В третьем и четвертом классах дети уже могут читать задачи. Текст задач дает возможность поговорить с детьми о разных профессиях. Если мы считаем школьную мебель, мы говорим о профессии школьного завхоза, о людях, которые делают мебель. Если мы считаем высаженные цветы и деревья – о профессии озеленителя и так далее. Любую задачу дети решают лучше, если ее действие приблизить к ним. Попросить их представить себя действующими лицами задачи.

 По окончании начальной школы большая часть детей с умственной недостаточностью могут общаться со взрослыми и сверстниками на разные темы, доступные их пониманию. Дети могут строить простые предложения, их словарный запас значительно расширяется по сравнению с началом обучения.

Практически у всех детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе 8 вида, наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере. Большую роль в коррекции данного недостатка играют уроки чтения. Тексты учебников по чтению для начальной школы подобраны так, что позволяют развивать как эмоциональное восприятие (это стихи и рассказы о природе, о животных), так и нравственные качества. На уроках чтения большая работа ведется над пониманием смысла прочитанного, усвоением эмоциональных и нравственных уроков, которые дает текст.

Таким образом, весь учебный процесс в специальной (коррекционной) школе 8 вида, и в организационном, и в содержательном плане, является коррекционным, реабилитирующим. Позволяет ребенку достичь такого социального статуса, который дает ему возможность осуществлять социальные контакты в обществе, формирует коммуникабельность, дает ребенку шанс достижения максимально возможной при его дефекте социальной полноценности. Основным, определяющим фактором в данном процессе является личность учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы

В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации  антинаркотической направленности...

Доклад на тему: Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы

Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...

Адаптированная рабочая программа по социально - бытовой ориентировке специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой 6 класс

Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО....