«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)
проект

Никифорова Наталья Николаевна

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принципы взаимоотношений педагога и учащихся, механизмы функционирования, педагогическая техника, ресурсное обеспечение, сформированы критерии эффективности данной модели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Подготовка к социально-трудовой адаптации

учащихся специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы VIII вида

в процессе изучения математики»

(Глава II. Создание модели факультативного курса по математике

по подготовке обучающихся специальной (коррекционной)

школы VIII вида к социально-трудовой адаптации)

                                        Выполнила: Никифорова Наталья Николаевна

Оглавление

Глава II. Создание модели факультативного курса по математике по подготовке обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к социально-трудовой адаптации……………………………………………….

2.1. Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….

2.2. Концепция модели факультативного курса по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида для подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации……………………………………………………………..

2.3. Критерии эффективности модели………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Приложение 1……………………………………………………………………..

Глава II. Создание модели факультативного курса по математике по подготовке обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к социально-трудовой адаптации

2.1 Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья «Кузедеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида».

В экспериментальном исследовании принимали участие бывшие выпускники (32 человека) и учащиеся 9 класса школы (8 человек).

Исследование проходило в двух направлениях: изучение социально-трудовой адаптации выпускников (данные за 3 года) и изучение процесса подготовки к социально-трудовой адаптации учащихся девятого класса.

Изучив теоретически проблему социально-трудовой адаптации и подготовки к ней учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики, мы предположили, что введение в практику работы школы факультативного курса по математике значительно повлияет на эффективность решения данной проблемы.

Целью исследования является выявление необходимости введения в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида факультативного курса по математике как формы работы, сочетающей  в себе углубление, координацию и интеграцию знаний по математике,  труду, СБО и тем самым способствующей эффективности подготовки обучающихся к социально-трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации.
  2. Создать концептуальную модель факультативного курса по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида как формы работы по подготовке учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально-трудовой адаптации.
  3. Определить нормативно-организационное и понятийное оформление этапа реализации модели.
  4. Разработать критерии оценки эффективности модели.
  5. Создать идеализированную модель выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида, подготовленного к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях в процессе изучения математики.

Для решения поставленных задач были использованы методы:

 - изучение и анализ катамнестических данных на выпускников;

 -  опрос бывших выпускников;

 -  беседа с учащимися;

 - наблюдение в процессе деятельности на уроках;

 - анкетирование;

 - метод оценки;

 - анализ усвоения математических знаний, умений, навыков учащихся и умения применять эти знания в практической деятельности на уроках труда и социально-трудовой ориентировки;

 - анализ учебных программ;

 - психологическая карта,

 - наблюдение и заполнение карты изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности;

 - статистическая обработка фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц, и др.

Анализ катамнестических данных за последние три года показывает, что из 32 выпускников  16,67 %  - работают по профилю профессиональной подготовки;  83,33 % - работают  по другим профессиям, нежели те, к которым их готовила школа на уроках профессионального труда.  Наиболее часто встречающиеся из них: младший обслуживающий персонал (уборщики служебных помещений, санитарки), задействованы в сельском и фермерском хозяйстве (пастухи, доярки, скотники  и др.), подсобные рабочие у частных лиц.  Продолжают образование в ПТУ - 25%  выпускников,  18,75% - нигде не работают и не учатся (таблица 1).

Трудоустройство выпускников                     Таблица 1

Трудоустройство выпускников

Количество

выпускников

Данные в процентах

Младший обслуживающий персонал (Кв. 1)

Подсобные рабочие у частных лиц (Кв. 2)

Повар (Кв. 3)

Работники сельского и фермерского хозяйств (Кв. 4)

Работники сезонных работ у частных лиц (Кв. 5)

Швея (Кв. 6)

Обучаются в ПТУ (Кв. 7)

Нигде не работают и не учатся (Кв. 8)

4

4

1

2

6

1

8

6

12,5%

12,5%

3,13%

6,24%

18,75%

3,13%

25%

18,75%

Диаграмма 1

Также были собраны сведения о семейно-бытовом положении выпускников. Данные оказались следующими (Таблица 2):

Социально-бытовое положение выпускников                            Таблица 2

Социально - бытовое положение выпускников

Количество

выпускников

Данные в процентах

1. Создали семью и имеют детей, работают (учатся), ведут удовлетворительный образ жизни, домашнее хозяйство (Кв. 1)

2. Создали семью и имеют детей, не работают, но ведут удовлетворительный образ жизни (находятся на иждивении супруга (и)  (Кв. 2)

3. Имеют неполную семью (Кв. 3)

4. Живут с родителями и работают (или учатся)  (Кв. 4)

5 . Живут с родителями на их иждивении или имеют разовые, сезонные работы

(Кв. 5)

6. Живут одни, работают, ведут домашнее хозяйство самостоятельно (Кв. 6)

7. Не адаптировались к жизни в современных условиях (не работают, ведут асоциальный образ жизни) (Кв.7)

2

2

4

12

5

7

4

6,25 %

6,25 %

12,5 %

37,5 %

15,63 %

21,87 %

12,5%

Диаграмма 2

Из теории известно, что высокий уровень социально-трудовой адаптации предполагает знания и опыт человека в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики, в области профессионального самоопределения. Результаты анализа катамнестических данных, позволяют сделать вывод, что очень маленький процент (6,25 %) обследованных выпускников достигли относительно высокого уровня социально-трудовой адаптации.

В результате катамнестических исследований, проведённых бесед с бывшими выпускниками и их работодателями, были проанализированы причины слабой социальной и трудовой адаптации. Наряду с проблемами адаптации морально-психологического плана, невозможностью преодолеть барьер в общении со здоровыми сверстниками и другими людьми в трудовых коллективах, попадание в асоциальную среду и неумение противостоять этой среде были выявлены и такие как:

 - неумение применять полученные в школе знания и умения в новой ситуации, в жизненной и трудовой практике;

 - неумение рационально использовать время на выполнение трудовых операций;

 - отсутствие элементарной экономической грамотности и в трудовой деятельности, и в плане ведения домашнего хозяйства  (неумение разумно тратить заработанные деньги, планировать бюджет семьи, т.д.).

        Изучение процесса подготовки учащихся девятого класса к социально-трудовой адаптации осуществлялось в двух направлениях:

1. исследование особенностей учебно-трудовой деятельности учащихся 9 класса;  

2. исследование усвоения математических знаний, умений, навыков и умения применять эти знания в новой ситуации, в частности на уроках трудового обучения и социально-бытовой ориентировки.

        Исследование учебно-трудовой деятельности проводилось по трём её сторонам: целевая сторона деятельности, исполнительская и энергетическая.

Целевую сторону характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения конечной цели работы на уроке; сбора и объединения всех данных, нужных для решения задачи, т.е. ориентировка в задании, планирование предстоящей работы, изменение планов и целей при использовании задания.

Исполнительная сторона включает свойства, характеризующие процессы реализации планов: практическое преобразование исходного материала - выполнение практических работ, сформированность правильных приемов, навыков и умений, умение применять в работе ранее усвоенных знаний; а также соотнесение реальных действий и получаемых результатов с мыслительными, т.е. самоконтроль. Физиологический уровень исполнительной стороны деятельности отражает свойства зрительной, слуховой и двигательной систем, участвующих в самоконтроле и исполнении.

Энергетическая сторона охватывает свойства, характеризующие активизацию нервной системы учащихся (энергетика учащихся): эмоции, чувства, способности к волевому усилию, степень утомляемости, выносливость. Свойства энергетической стороны деятельности в основном определяют уровень работоспособности учащихся. Однако активизация деятельности зависит также от силы мотивов.

Результаты наблюдения фиксировались в карте изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности  (приложение 1).                                

Таблица 3

Особенности учебно-трудовой деятельности учащихся 9 класса

Свойства учебно-трудовой деятельности

Результаты исследования

Количество учащихся

    %

Целевая сторона деятельности

1

Усвоение конечной цели работы, выполнения заданий из объяснения учителя

 - усваивают

 - усваивают при неоднократном повторении

 - плохо усваивают

 - не усваивают

2

3

3

 -

25%

37,5%

37,5%

-

2

Усвоение плана работы, выполнения заданий из объяснения учителя

- усваивают

 - требуются дополнительные инструкции

 - не усваивают

2

6

 -

25%

75%

-

3

Самостоятельное планирование работы

 - осуществляют

 - требуются дополнительные инструкции, помощь учителя

 - не осуществляют

-

5

3

-

62,5%

37,5%

Исполнительная сторона деятельности

1

Самоконтроль

 - осуществляют

 - не осуществляют

1

7

12,5%

87,5%

2

Применение ранее усвоенных знаний (вычислительных, измерительных чертёжных)

 - применяют

 - затрудняются в применении, допускают много ошибок, требуется помощь учителя

 - не применяют

1

6

1

12,5

75%

12,5%

3

Наличие дефекта зрительной, слуховой и двигательной систем

 - имеется (какой)

 - не имеется

 -

 -

Энергетическая сторона деятельности

1

Отношение к учебной деятельности по математике:

 - при изучении теоретического материала

 - в процессе практической работы

- положительное

- безразличное

-отрицательное

- положительное

- безразличное

-отрицательное

5

2

1

3

4

1

62,5%

25%

12,5%

37,5%

50%

12,5%

2

Работоспособность

 - быстрая утомляемость

- средняя утомляемость

- высокая работоспособность

3

3

2

37,5%

37,5%

25%

3

Характерные эмоции в процессе учебной деятельности

 - отрицательные

 - нейтральные

 - положительные

1

4

3

12,5%

50%

37,5%

4

Проявление волевых качеств (реакция на трудности в усвоении теоретического материала и во время практической работы).

- реагируют спокойно и стараются преодолеть трудности

- возбуждаются, проявляют недовольство, но трудности преодолевают

 - преодолевают трудности только при воздействии учителя

- не преодолевают, отказываются от работы

3

3

2

 -

37,5%

37,5%

25%

-

Целевая сторона деятельности

  1. Усвоение конечной цели работы, выполнения заданий из объяснения учителя

Диаграмма 3

        - усваивают (25 %)

        - усваивают  при неоднократном повторении (37,5 %)

        - плохо усваивают (37,5 %)        

  1. Усвоение плана работы, выполнения заданий из объяснения учителя

Диаграмма  4

 

        - усваивают (25 %)

                   - требуются дополнительные инструкции (75 %)

  1. Самостоятельное планирование работы  

                                                                        Диаграмма 5    

                               

 -требуются дополнительные инструкции, помощь учителя (62,5%)

                 - не осуществляют (37,5 %)

Исполнительная сторона деятельности

  1. Самоконтроль

Диаграмма 6

                           

         - осуществляют (12,5 %)

         - не осуществляют (87,5 %)

  1. Применение ранее усвоенных знаний

Диаграмма 7

                           

- применяют (12,5%)

 - затрудняются, допускают много ошибок, требуется помощь учителя (75 %)

 - не применяют (12,5%)        

Энергетическая сторона деятельности

  1. Отношение к учебной деятельности по математике:

- при изучении теоретического материала

Диаграмма 8

               

- положительное (62,5 %)

- безразличное (25%)

- отрицательное (12,5 %)

 - в процессе практической работы

Диаграмма 9

           

- положительное (37,5 %)

- безразличное (50%)

- отрицательное (12,5 %)

2. Работоспособность

Диаграмма 10

                 

                            - быстрая утомляемость (37,5 %)

- средняя утомляемость (37,5 %)

- высокая работоспособность (25 %)

  1. Характерные эмоции в процессе учебной деятельности

Диаграмма 11

                             

- отрицательные (12,5 %)

 - нейтральные (50%)

 - положительные (37,5 %)

  1. Проявление волевых качеств (реакция на трудности в усвоении теоретического материала и во время практической работы)

Диаграмма 12

                         

      - реагируют спокойно и стараются преодолеть трудности (37,5%)

      - возбуждаются, проявляют недовольство, но трудности   преодолевают (37,5%)

     - преодолевают трудности только при воздействии учителя (25%)

В исследовании по усвоению учащимися 9 класса математических знаний, умений, навыков использовался  метод оценки текущей успеваемости при изучении тем и разделов программы и метод анализа ошибок при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Анализ ошибок,  допущенных  в контрольных и самостоятельных работах, показывает, что наибольшее количество ошибок достигается при решении примеров и задач с числами, полученными при измерении, единицами длины, массы, стоимости и времени, а также нахождение процента от числа и числа по его проценту.

         Теоретически доказано, что осуществление межпредметной связи уроков математики, труда и СБО способствует подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации.

Основная информация для определения умений применять математические знания в новой ситуации, в частности на уроках трудового обучения и социально-бытовой ориентировки была получена во время наблюдений за выполнением учащимися программных практических заданий. Данные фиксировались в дневнике наблюдения (Таблица 4).

Таблица 4

п/п

Имя, фамилия учащегося

Трудовая

операция

Причины ошибок при выполнении заданий

1.

Раиса С.

Размётка

Ошибка в последовательности действий, неумение делить отрезок на части.

2.

Валентина С.

Размётка

Слабые знания об устройстве шкалы линейки и мерах длины.

3

Наталья Ф.

Построение выкройки

Неумение делить отрезок на части.

В результате наблюдений, выявлено, что из-за слабых умений или неумений применять математические знания в новой ситуации, времени, отведённого на уроках труда и СБО недостаточно для успешного выполнения практических работ и трудовых операций.

На уроках математики также существуют временные ограничения для отработки учебного материала, необходимого для осуществления межпредметных связей и умений применять математические знания в жизненной практике и будущей профессии.

Для установления взаимосвязи между знаниями, полученными в процессе изучения математики и умениями применять эти знания на уроках труда, СБО были проанализированы программы по этим предметам и составлены таблицы: «Межпредметные связи математики с сельскохозяйственным трудом» (Приложение 2), : «Межпредметные связи математики с уроками швейного дела» (Приложение 3); «Межпредметные связи математики с уроками СБО» (Приложение 4).

Анализ диагностического исследования выявил ряд недостатков и проблем в организации обучения в плане подготовки обучающихся школы к социально-трудовой адаптации:

 - недостаточно высокий уровень сформированности математических знаний по некоторым темам учебной программы, в частности  «Преобразование чисел выражающих длину, массу, стоимость, время и др.», «Действия с числами, полученными от измерения величин», и др.

- недостаточно высокий уровень сформированности учебно-трудовых навыков и умений и социальных качеств личности учащихся;

 - недостаточность сформированности у обучающихся знаний и практических умений, которые необходимы для осуществления социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях жизни и производства;

 - дефицит времени на отработку практических навыков в рамках урока;

 - отсутствия условий для получения углубленных знаний по формированию социально-трудовых навыков.

         Данные проблемы обусловили необходимость в организации дополнительных форм работы с учащимися в процессе изучения математики, направленных на  подготовку к социально-трудовой адаптации в новых экономических условиях жизни.

         Таким образом, возникла потребность в создании модели факультативного курса по математике как формы работы по подготовке к социально-трудовой адаптации обучающихся школы.

2.2 Концепция - модель факультативного курса по математике

формы работы по подготовке к социально-трудовой адаптации обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Факультативный курс по математике как форма работы по подготовке к социально-трудовой адаптации реализует цель: углубление и расширение знаний по предмету, развитие математического мышления, коррекция недостатков познавательной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся, развитие их математических способностей, самостоятельности, умения применять полученные знания в других образовательных областях, в жизненной практике, воспитание социально-личностных качеств. Факультативные занятия по математике содействуют профессиональной ориентации учащихся,  подготовке их к трудовой деятельности и социализации в обществе.

Основным этапом конструирования модели факультативного курса является модель выпускника школы, адаптированного к жизни и труду в условиях рыночной экономики. В идеале это должен быть человек, социально-адаптированный в жизни, нацеленный на профессиональную, трудовую деятельность, имеющий элементарные жизненно-необходимые и трудовые знания, умения и навыки, и умеющий применять их на практике в самостоятельной жизни.

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

 1. Создать в процессе работы факультатива коррекционно-развивающую среду.

 2. Углубить, полученные на уроке математические знания, вычислительные, измерительные и чертёжные навыки, необходимые для практического применения на уроках труда, социально-бытовой ориентировки, в жизненной практике.

 3. Формировать элементарные экономические знания, умения применять эти знания в различных жизненных и трудовых ситуациях.

4. Развивать и коррегировать недостатки познавательной деятельности учащихся.

5. Воспитывать социально личностные качества личности (трудолюбие, настойчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца и др.)

В процессе работы была определена общая структура модели организации факультативного курса, включающая в себя пять компонентов (Схема 7):

Схема 7

                       

Структура модели организации факультативного курса

  1. Мотивационный компонент предполагает продумывание системы

мотивов и стимулов, которые помогут настроить учащихся на желание посещать факультативный курс.

Цели: 

1)  Оказание помощи учащимся в осознании необходимости получения дополнительных знаний по математике, которые могут пригодиться им в практике жизни и на работе.

2)  Стимулирование в процессе занятий продвижения в освоении учащимися математических знаний  умений.

  1. Программно-целевой компонент предполагает продумывание и

постановку системы целей (образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных), содержание программы, организацию занятий с учащимися по данной программе.

Цели: 

1)  Ознакомление учащихся с объёмом его работы на факультативных занятиях в течение года. Определение целей намеченных занятий и план работы факультативного курса.

2)  Обеспечение пространства развития и коррекции ученика в процессе работы на занятиях. Определение характера взаимоотношений педагога и учащегося.

  1. Операционный компонент предполагает формирование у обучающихся

знаний и практических умений.

Цель:  Способствовать накоплению у обучающихся прочных и осознанных знаний по предмету, необходимых им для выполнения практических заданий на уроках труда, социально-бытовой ориентировке, в жизни и в будущей трудовой деятельности.

  1. Исполнительский компонент предполагает самостоятельность

выполнения практических заданий.

Цели: 

1)  Создание условия для выполнения самостоятельной работы качественно и вовремя.

2) Предоставление возможности каждому ученику реализовать свои достижения, способности через вариативность содержания математических заданий и заданий интегрированного характера, (т.е. связующих математику с трудом и СБО); заданий,  формирующих элементарные экономические знания, необходимые в подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации.

  1. Контрольный компонент предполагает отслеживание и коррекцию

результатов учащихся на занятиях факультативного курса, их продвижения в овладении знаниями, умениями, практическими навыками, необходимыми для подготовки к социально-трудовой адаптации.

Цель:  Через отслеживание успешности или не успешности в овладении обучающимся необходимыми ЗУН, проектировать индивидуальную траекторию его развития и коррекции, и дальнейшей работы по подготовке к социально-трудовой адаптации.

Принципы взаимоотношений учащихся и педагога в работе  факультатива:

  1. Принцип индивидуальной и личностной ориентированности (признание индивидуальности обучающегося, наделённого своим субъективным опытом; его индивидуальных особенностей и возможностей).
  2. Принцип гуманности (создание на занятии атмосферы, располагающей к поддержанию интереса, желанию выполнять любые, даже трудные задания, доводить начатое дело до конца, получение учеником посильного объёма знаний и т.д.).
  3. Принцип субъектности и социализации (моделирование ситуаций, приближённых к условиям жизни вне интерната, включение в содержание изучаемого материала заданий, способствующих формированию и обогащению у ребёнка его субъектного опыта, способствующих его социально-трудовой адаптации).
  4. Принцип поддержки в получении учеником посильного объёма знаний.
  5. Принцип творчества и успешности (создание ситуаций, в которых ученик имеет возможность проявить собственное творчество и ощутить собственную успешность, поддержание инициативы обучающихся знать больше: не следует ругать учащегося за ошибки, нужно хвалить его за правильные решения).
  6. Принцип коллективного сосуществования (организация работы учащихся в коллективе, воспитание терпимости, взаимопонимания и взаимовыручки).

Механизм функционирования факультативного курса

Факультативные занятия по математике выполняют следующие

функции:

 - предметно-повышающую: учащиеся на занятиях повышают уровень изучения отдельных разделов и тем программы по математике;

 - мотивирующую: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в знаниях, которые ученики могут реализовать в жизненной практике и в будущей трудовой деятельности и способствующих успешному практическому применению этих знаний на уроках труда и СБО. Ощущение обучающимися собственной успешности при правильном выполнении заданий, поддержки и направляющей помощи учителя при возникновении трудностей;

- общеобразовательную: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, развития и коррекции их познавательных и социально-бытовых и социально-личностных компетенций;

 - профориентационную: факультативные занятия по математике могут способствовать формированию профессионально-трудового потенциала учащихся, формированию умений применять полученные на факультативных занятиях знания в процессе трудового обучения и в трудовой деятельности после окончания школы.

В соответствии с целями и задачами факультативного курса были выделены следующие особенности его функционирования:

 - ориентация целей занятий на личность ученика, её подготовка к социально-трудовой адаптации средствами изучения математики;

 - расширение диапазона заданий трудового и экономического содержания;

- внедрение в практику работы факультатива коррекционных педагогических технологий (моделирование проблемных ситуаций; моделирование реальных жизненных ситуаций, требующих применения математических знаний, умений и навыков: вычислительных, измерительных,  чертёжных и др.).

 - разработка  дидактических принципов организации факультатива, педагогической техники, т.е. средств и приёмов, с помощью которых будут реализованы дидактические методы и формы отражённые в тематическом плане.

Доказано, что успешное функционирование факультативных занятий возможно лишь при соблюдении дидактических принципов.

Дидактические принципы данного факультативного курса  определены исходя из общих принципов обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида и принципов организации факультатива.

Дидактические принципы факультативного курса

  1. Принцип самоопределения, сознательности и активности  учащихся

предполагает осознание учениками потребности и необходимости посещения факультативного курса по математике, понимание изучаемого материала и успешное применение его в практической деятельности.

  1. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных

интересов учащихся определяет выбор тематики факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

  1. Принцип коррекционной направленности заключается в коррекции

недостатков познавательной деятельности; предполагает учёт структуры дефекта при выборе форм и методов занятия, опору на сохранные и положительные стороны психики подростка; направлен на формирование обобщённых учебных умений и развитие самостоятельности учащихся.

  1. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия

должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной, дидактической базой, наглядностью для организации работы. Учитель, организующий работу факультатива, должен владеть знаниями программного материала по трудовому обучению и СБО, знаниями экономического характера; быть способным умело осуществлять межпредметную связь с уроками труда, СБО; связь обучения жизнью, т.е. быть способным осуществлять подготовку учащихся к социально-трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.  

  1. Принцип вариативности форм факультативного обучения – это

признание разнообразия содержания и форм проведения занятий,

образовательная  кооперация математики с другими учебными предметами.

  1. Принцип научности и доступности – предполагает реализацию

требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне; использование в работе факультатива методической системы, которая делает доступным сравнительно сложный учебный материал.

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
  2. Принцип двойственного характера образовательного процесса

предполагает реализацию различных стратегий обучения математике на базовом уровне в рамках образовательной программы и обучения дополнительным знаниям (в данном случае экономического и трудового направления) в процессе факультативных занятий.

  1. Принцип занимательности в организации факультативных занятий

требует от учителя применения широкого спектра средств  поддержания учебно-познавательной активности учащихся: проблемных ситуаций, занимательных заданий, связи с жизнью, трудом и т.п.

  1.  Принцип преемственности обучения на уроках и занятиях

факультативного курса.  Преемственность в целях, содержании и

технологии обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

  1.  Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков  предполагает

углубление и закрепление программных математических знаний на занятиях факультатива, применение сформированных знаний и умений при выполнении практических заданий, в том числе на уроках труда, в жизненной практике.

  1.  Принцип связи с жизнью предполагает включение в содержание

факультативных занятий упражнений, заданий, практических работ, направленных на подготовку учащихся к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях жизни и трудовой деятельности.

Моделирование технологии факультативной формы работы с учащимися предполагает проектирование содержания факультативного курса, форм организации факультативных занятий, выбор методов и средств обучения.

Под содержанием понимаем и структуру учебной информации, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных знаний, умений и навыков по математике, формирование элементарной экономической грамотности, способствующих подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации. Важно, чтобы содержание не дублировало, а дополняло и расширяло соответствующие темы программы по математике.

Структура факультативного занятия:

 - эмоциональный настрой занятия;

 - содержательная часть, основанная на включении заданий и упражнений  из обязательной программы;

 - практическая работа, направленная на осуществление  межпредметной связи  (математика – труд, математика – социально-бытовая ориентировка),  связи обучения с жизнью.

 - занимательность.

Формы организации факультативных занятий могут быть разнообразны и нестандартны. Однако они должны быть направлены на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками; должны соблюдать соотношение учебного материала по объёму; чередование; а также включать формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

Формы организации факультативных занятий

- моделирование проблемных ситуаций;

 - моделирование реальных жизненных ситуаций;

 - индивидуальная работа;

 - работа в парах и в группах;

 - игровая;

 - деловая игра;

 - соревнование;

 - конкурс;

 - межпредметные связи (синтезирование понятий);

 - и др.

При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях

необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к изучаемому материалу.

Определён перечень методов, используемых на занятиях

факультативного курса:

 - продуктивные, частично-поисковые методы;

 - проблемные методы;

 - практические методы (упражнения, практические работы)

 - наглядные методы (самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций)

 - игра;

 - дифференцированный инструктаж к выполнению заданий;

 - дифференцированное использование карточек контроля, карточек – подсказок, схем – шпаргалок; карточек – алгоритмов выполнения заданий.

Учитывая тот факт, что одним из показателей эффективности

нововведения  (в нашем случае модели факультативного курса по математике по подготовке обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к социально-трудовой адаптации) является критерий затрат времени, определим основные пути педагога по рационализации использования учебного времени детей на занятиях факультатива:

  1. Повышение качества педагогического планирования факультативных занятий: умение качественно выбирать необходимую, соответствующую уровню развития учащихся программу, строить иерархию целей, определять технологические задачи на каждое занятие; оптимально, в соответствии с целями и задачами данного занятия, подобрать формы, методы и приёмы обучения детей и т.д.
  2. Использование возможностей индивидуализации обучения. Важно, чтобы индивидуализация касалась только методов, приёмов и форм проведения занятий. Программа обучения всех учащихся одной группы или подгруппы должна быть единой. Индивидуализация же призвана обеспечивать успешность усвоения программ всеми детьми.
  3. Оптимизация соотношений индивидуальных и фронтальных форм работы с учащимися. Форма должна определяться программным содержанием факультатива. При выработке и закреплении навыков учащихся должны быть использованы индивидуальные формы работы.
  4. Разработка и использование на занятиях пособий для повышения обучающей плотности занятий.

Этапы организации работы по созданию модели факультативного курса

В процессе моделирования факультативного курса условно можно выделить три этапа:

I этап – проектно-диагностический (1 год)

В ходе данного этапа планируется:

 - теоретически изучить проблему социально-трудовой адаптации учащихся с отклонениями в умственном развитии; проблему организации обучения математике по подготовке умственно отсталых школьников к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях;

 - определить концептуальные положения и диагностические средства для мониторинга определения уровня социально-трудовой адаптации выпускников школы; уровня подготовки обучающихся к социально-трудовой адаптации в процессе изучения математики;

 - наметить план скоординированной работы учителей математики, труда и коррекционных занятий по осуществлению межпредметных связей в контексте социально-трудовой подготовки;

 - создать модель факультативного курса по математике, направленного на подготовку учащихся к социально-трудовой адаптации; разработать программу факультативного курса, составить тематическое планирование.

II этап – практический (1 год)

На данном этапе осуществляется апробация модели факультативного курса.

III этап – обобщающий (1 год)

В ходе этого этапа проводится мониторинг определения уровня социально-трудовой адаптации выпускников школы текущего года; обобщается опыт работы учителя математики по организации и проведению факультативного курса, определяется эффективность работы факультативных занятий, намечаются пути коррекции дальнейшей  деятельности факультатива.

Ресурсное обеспечение модели

Одним из условий успешности работы факультатива является обеспечение материально-технической, методической и дидактической базой, кадровым потенциалом.

         Обеспечение кадровым потенциалом предполагает психологическую, теоретическую и практическую готовность учителя математики к организации и осуществлению факультативного обучения, а также скоординированную работу учителей математики, труда и коррекционных занятий по социально-трудовой подготовке в плане подготовки учащихся к социально-трудовой подготовке.

Основными принципами взаимоотношения педагогов выделяем следующие:

 - сотворчество;

 - конструктивный, позитивный подход к решению проблемы;

 - рассмотрение задачи совместной работы с максимального числа позиций, видений, точек зрения;

 - создание единых взглядов и позиций, необходимых для осуществления работы по подготовке учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально-трудовой адаптации.

Каждый учитель должен овладеть знаниями программ по предметам своих коллег. Принципы этой работы заключаются в обеспечении межпредметных связей, в оказании учителю математики помощи в подборе содержания для составления заданий и упражнений (приложение 2, приложение 3, приложение 4).

Направление деятельности учителя математики по организации факультативного курса было определено по трём модулям (Схема 8):

Схема 8

Диагностический модуль включает систему изучения ученика учителем и содержит характеристики всех параметров психического развития учащихся.

        Учитывая, что возможность успешной социально-трудовой адаптации учащимися с отклонениями в умственном развитии во многом зависит от проводимой учителем коррекционной работы, выделяем коррекционно-дидактический модуль, который содержит включение в факультативное занятие коррекционно-развивающих заданий и упражнений общего характера, трудового направления и упражнений, связанных с формированием элементарного экономического образования.

Практический модуль включает образцы различных моделей занятий факультатива, практических работ, диагностические материалы для проверки освоения знаний учащимися.

Учитывая вышесказанное, можно определить факторы, обеспечивающие успешную социально-трудовую адаптацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе деятельности факультативного курса по математике:

  1. Понимание педагогами и администрации необходимости введения

факультативного курса для повышения обучающей роли и практической значимости в подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации.

2) Скоординированная работа учителей математики, труда и коррекционных занятий по СБО, направленная на осуществление решения важных жизненных проблем своих учеников.

3)  Систематическая работа по научно-методическому обеспечению:

 - обеспечение факультатива методическими пособиями, дидактическими материалами, дополнительной познавательной литературой;

 - создание базы данных по вариативным формам и методам организации занятий.

4) Обеспечение материально технической базой (наглядный материал, компьютерная техника, измерительные и чертёжные инструменты, канцелярские товары и т.д.)

Деятельность факультативного курса регламентируется Положением о факультативных занятиях, которое является локальным актом школы и утверждается директором учебного заведения (Приложение 5).

2.3 Критерии эффективности модели

Исходя из целей и задач факультативного занятия по математике, задач обучения математике  были определены критерии эффективности модели факультативного курса, которые, как известно, составляют диагностико –аналитический компонент моделирования.    

Так как данная модель относится к определенному периоду обучения, то под конечным результатом понимаются планируемые результаты работы факультативного курса за этот период, а под начальными условиями – текущее состояние ученика к началу периода. В нашем случае периодом работы можно считать учебный год. Тогда начальные условия –  знания, умения, практические навыки по математике, уровень состояния подготовки к социально-трудовой адаптации, которые уже имеются у обучающихся и к которым должны прибавиться новые результаты в процессе работы факультативного курса.    

Критериями эффективности работы факультативного курса могут быть следующие (Таблица 5)                                                Таблица 5

Критерии эффективности

Показатели

I.

Сформированность познавательного потенциала учащихся (согласно уровня их обучаемости с учётом индивидуальных  возможностей)

  1. Освоение учащимися

общеобразовательной программы специальной (коррекционной) школы VIII вида по математике.

  1. Продвижение в развитии и

коррекции недостатков познавательной деятельности (всех психических процессов; элементарного математического мышления и его форм (сравнение, анализ, синтез); способности к обобщению и конкретизации).

II.

Сформированность профессионально-трудового потенциала

  1. Умения применять

полученные в процессе изучения математики знания:

  -  на уроках профессионально -трудового обучения;

- в трудовой деятельности после окончания школы.

III.

Сформированность социально-бытового потенциала

  1. Владение элементарными

экономическими знаниями.

  1. Умения применять

полученные в процессе изучения математики знания  в повседневной жизни, в быту.

IV.

Сформированность социально-личностного потенциала

  1. Сформированность у

учащихся таких качеств личности, как:

 - мотивация,

 - работоспособность,

 - трудолюбие,

 - самостоятельность,

 - настойчивость, - воля,

 - умение контролировать свою деятельность,

 - умение планировать и доводить начатое дело до конца.

V.

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

  1. Использование в речи

математической терминологии.

  1. Умение общаться в

трудовых коллективах, в обществе.

Понятие «сформированность» в нашем случае относительно. Говоря о сформированности разного рода потенциала, необходимо учитывать степень тяжести основного дефекта учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, их потенциальные и индивидуальные особенности.

На основании вышесказанного мы попытались создать  модель выпускника специальной  (коррекционной) школы VIII вида, подготовленного к социально-трудовой адаптации в современных социально – экономических условиях в процессе изучения математики. (Схема 8)

В основу модели положены, базовые знания по математике, включаемые в себя теоретические знания, практические умения и  навыки, социальные качества личности обучающегося, необходимые для социально-трудовой адаптации в условиях рыночной экономики.

При построении модели адаптированного выпускника представили себе идеализированный конечный результат – учащийся, имеющий необходимые теоретические знания, практические умения, навыки; сформированный познавательный, профессионально-трудовой, социально-бытовой, социально-личностный и коммуникативный потенциал и успешно адаптирующийся в жизни и трудовой деятельности.

Продуктом разработанной нами модели факультативного курса по математике является программа данного курса, которая будет рассмотрена  в Приложении 6.

Заключение

В результате проведённой исследовательской работы (на основе теоретического анализа специальной литературы, анализа передового педагогического опыта, диагностических исследований) в соответствии с поставленными целями и задачами, можно сделать следующие выводы:

  1. Социально-трудовая адаптация – процесс педагогически корректируемый; может успешно осуществляться у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
  2. Изучение математики в школе данного вида является одним из условий подготовки детей с недостатками в умственном развитии к социально-трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.
  3. Реализация задачи подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации невозможна без тесной межпредметной связи уроков математики, труда и социально-бытовой ориентировки.

Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно влияет на развитие вычислительных, измерительных и чертёжных навыков, на возможность их применения в различных жизненных и трудовых ситуациях.

Осуществление межпредметной связи уроков математики и социально-бытовой ориентировке способствует комплексному формированию элементарных экономических знаний, необходимых учащимся для более успешной социально0трудовой адаптации в современных экономических условиях.

  1. Время, отведённое на изучение программного материала по математике, позволяет ознакомить учащихся на уроке лишь с базовыми знаниями. Одним из путей разрешения противоречия – неизбежности внесения нового материала в программу и необходимости предупреждения учебной перегрузки школьников -  является введение в базисный план школы факультативного курса по математике как формы работы по подготовке учащихся специальных (коррекционных) школ к социально-трудовой адаптации.
  2. В результате проведённой исследовательской работы была выявлена потребность в организации факультативного курса.
  3. Исследования показали, что бывшие выпускники школы имеют низкий уровень социально-трудовой адаптации. Показатели изучения особенностей учащихся 9 класса  в учебно-трудовой деятельности также имеют предпосылки к низкому уровню социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях по окончанию школы. Необходима дополнительная организация работы по формированию математических знаний, умений и навыков практического применения этих знаний в новых условиях.
  4. Разработанная автором модель факультативного курса по математике по подготовке к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида определяет организационное и понятийное оформление этапа реализации этого курса: его целевую ориентацию, дидактические принципы и принципы взаимодействия педагога и учащихся, механизмы функционирования, педагогическую технику, ресурсное обеспечение, формирование критериев эффективности.

Критерии эффективности данной модели направлены на относительную  «сформированность» у обучающихся школы познавательного, профессионально-трудового, социально-бытового потенциалов, а также социально-личностного коммуникативного потенциала личности.

Безусловно, создание данного варианта модели факультативного курса по математике не решает полностью проблему социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Необходима работа педагогов других образовательных предметов и областей в данном направлении, система работы школы-интерната в целом. Открытым остаётся вопрос о механизмах трудоустройства подростков с ограниченными возможностями здоровья. Решение вопроса социально-трудовой адаптации выпускников  школы в целом выходит за рамки компетенции школы-интерната, требует создания нормативной базы и необходимых условий государственных структур.

Однако ответственность за судьбы наших выпускников побуждает педагогов продолжать поиск эффективных путей подготовки к социально-трудовой адаптации учащихся школы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондарь В.И., Ерёменко И.Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду. «Дефектология, № 3, 1990.
  2. В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. – Изд. Книга по требованию. – 2010, - 366 с.
  3.  Г.М. Белова. Уроки подготовки к самостоятельной жизни в программе «Экономический практикум». Дефектология № 3, 2005.
  4. Г.С. Васенков. Изучение основ рыночной экономики в старших классах коррекционных школ VIII вида. Дефектология № 3, 2006.
  5. Девяткова Т.А., Кочетова  Л.Л., Петрикова  А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  6. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985 – 184с.
  7. Мачехина В.Ф., Павлова Н.П. Организация работы вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по подготовке к самостоятельной жизни и труду. «Дефектология», № 5, 1988.
  8. Мачехина В.Ф. Опыт работы вспомогательной школы-интерната по воспитанию и социальной адаптации учащихся. «Дефектология», № 3, 1989.
  9. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2002. – 176с.
  10.  М. Н. Перова, И. М. Яковлева. Рабочая тетрадь по математике: Для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2005. 
  11. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
  12.  Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.: ил.
  13.  Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  14.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных учреждениях VIII вида. – кн. 2/ Под ред. А.М. Щербаковой, М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
  15.  Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416с.
  16.  Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.учеб.заведений // Б.П. Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горских и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  17.  Павлова Н.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Дефектология, № 2, 1987.
  18.  Патраков В.Г. Трудовая подготовка в школах VIII  вида  для детей с нарушениями интеллекта. «Дефектология», № 3, 1996.
  19.  Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студ. дефект. фак. педвузов. – 4-е изд., перераб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, - 408с.: ил.
  20.  Перова М.Н., Эк  В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 144 с.: ил.
  21.  Плахова Н.А. Школа-предприятие: новые подходы к работе с умственно отсталыми школьниками. «Дефектология», № 5, 1995.
  22.  Попов Ю.И., Бгажнокова  И.М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью. «Дефектология», № 1, 1995.
  23. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
  24.  Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2 / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.– 240с.
  25.  Психологический словарь / Под редакцией Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М.: Школа-пресс, 2000.
  26.  Система воспитания сельских школьников: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – Смоленск: СОИУУ, 2000.
  27.  Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. – Брянск, 1995.
  28.  Словарь иностранных слов: Свыше 21000 слов / Отв. Редакторы В.В.Бурцева, Н.М. Семёнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2004. – 820с.
  29.  Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы  / Под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 320с. – (Коррекционная школа).
  30.  Т.В. Собина, Н.Е. Якушева. Проведение совместных уроков швейного дела и математики в процессе обучения умственно отсталых школьников. Дефектология № 3, 2008.
  31.  Управление современной школой. Пособие для директора школы. Под редакцией М.М. Поташника. М.: АПП ЦИТП, 1992.
  32.  Факультативный курс // Большая Советская Энциклопедия / сост. В.А. Юдин. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – с. 573.
  33.  Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.
  34.  http://festival.1september.ru/articles/503850/ .
  35.  http://www.bestreferat.ru/referat-198838.html
  36.  http://www.bestreferat.ru/referat-198838.html
  37.  http://onfor.my1.ru/news/fakultativnye_zanjatija_po_matematike/2010-06-18-16
  38.  http://otherreferats.allbest.ru/mathematics/00074997_0.html
  39. http://yandex.ru/yandsearch?text=Морозов+А.Г.+социально+труд+

адаптация

  1.  http://abc.vvsu.ru/Books/instrum/page0014.asp 
  2. http://yandex.ru/yandsearch?text=Лекция+4.+Социальная+и+трудовая+адаптация.
  3. http://www.diplomnic.ru/rabota/15305.html
  4. http://festival.1september.ru/articles/594252/
  5. http://yandex.ru/yandsearch?text=В+общем+смысле+модель+-+это
  6. http://ref-bank.ru/publ/1/pedagogika/1/42-1-0-26
  7. http://ref-bank.ru/publ/1/pedagogika/1/42-1-0-26

Приложение 1

Карта изучения способностей учащегося

в процессе учебно-трудовой деятельности

(математика)

Фамилия   _________   имя   _________  возраст  ________

Класс  _______

Особенности учебно-трудовой деятельности

Целевая сторона деятельности

1.Усвоение конечной цели работы_____________________________________

2. Усвоение плана работы из объяснения учителя________________________

3. Самостоятельное планирование работы______________________________

Исполнительная сторона деятельности

1. Самоконтроль____________________________________________________

2. Применение в работе ранее усвоенных знаний (правил вычислений, знаний о приёмах математики и т.п.)_________________________________________

3. Наличие соматических дефектов____________________________________

Энергетическая сторона деятельности

1. Отношение к учебной деятельности по данному предмету (положительное, безразличное, отрицательное):

- при изучении теоретического материала______________________________

 - в процессе практической работы:____________________________________

2. Работоспособность (быстрая утомляемость, средняя утомляемость, высокая утомляемость)______________________________________________

3. Характерные эмоции в процессе учебно-трудовой деятельности (отрицательные, нейтральные, положительные).

4. Проявления волевых качеств (реакция на трудности в работе и теоретическом обучении): реагирует спокойно и старается преодолеть трудности; возбуждается, проявляет недовольство, но трудности преодолевает; преодолевает трудности только при воздействии учителя;  не преодолевает, отказывается от работы________________________________

5. Дополнительные сведения об особенностях учебно-трудовой деятельности и поведении учащегося______________________________________________

Дата заполнения                                            Учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Тесты по математике для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тесты – система специальных упражнений и заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно из школьной программы усвоил обучающийся и насколько глубоко, где есть пробелы в знаниях. Важно подобр...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".

      В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...

Календарно-тематическое планирование по математике на 2014-15 уч.г для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование  по математике на  2014-15 уч.г для учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы  VIII вида...

Индивидуальные рабочие программы по математике на 2014-15 уч.г для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Индивидуальные рабочие  программы по математике на  2014-15 уч.г для учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы  VIII вида...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...