Развитие речи у детей со сложными дефектами в условиях логопедической группы
консультация на тему

Для логопедов ДОУ. Из опыта работы со слабслышащим ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  «ВАСИЛЁК» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Районный семинар «Методы, приемы и формы работы с детьми с различными  нарушениями здоровья».

Выступление на тему:

«Развитие речи у детей со сложными дефектами в условиях логопедической группы».

Учитель-логопед Назарук М.П.

2014г.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ (СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ С ТУГОУХОСТЬЮ, ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ I УРОВНЯ) В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

В нашем городе нет специальных групп для слабослышащих детей, поэтому их оформляют в речевые группы общеобразовательного детского сада  , интегрируя в среду с нормально слышащими детьми. Такие условия жизни помогут в дальнейшем адаптироваться в обществе слышащих, а совместное обучение детей оказывается полезным всем дошкольникам группы, т.к. формирует гуманистические чувства у ребят с нормальным слухом.

В декабре 2013г. в старшую логопедическую группу  нашего детского сада поступил   ребенок  с системным недоразвитием  речи с тугоухостью (IV степень.), ОНР-1уровня.  

На момент поступления в детский сад углубленное медико-психолого-педагогическое обследование показало, что у ребенка  нарушены все стороны речи, т.к. снижение слуха замедлило ее развитие. Звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, фонематическое восприятие не представляется возможным обследовать, так как первично у ребенка страдает слух   и на предложенный диагностический материал ребенок не реагирует,  инструкции не выполняет. Словарный запас ограниченный, произношение слов смазанное.  Связная речь отсутствует.

          Я не сурдо-педагог  и не дефектолог, которые так  необходимы  в коррекционном обучении ребенка с тугоухостью. Как  учитель-логопед  всю работу с ребенком  строю  на тех же принципах, что и со слышащими детьми: коррекционная направленность обучения и воспитания; принцип дифференцированного обучения, общедидактические – систематичность и последовательность, доступность, обучение от простого к сложному. В процессе коррекционного обучения опираюсь  на компенсаторные возможности ребенка. Работу по формированию речи провожу  на основе индивидуальной программы коррекционно- педагогической работы составленную на базе следующих программ:

  • ПРОГРАММА Для специальных дошкольных учреждений

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы: Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, Р. Т. Есимханова, А. А. Катаева, Г. В. Короткова, Г. В. Трофимова (г. Москва).

  • Учебного плана  МКДОУ «ДС КВ «Василек» на 2012-2013 учебный год.
  •  «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.
  • «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина,  
  •  «Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.

 Одним из важных факторов, влияющих на успешное овладение речью является слухо - речевая среда окружающая ребенка, которая способствует постоянному общению и развитию речевых навыков.

Стремясь к этому:

- в логопедическом кабинете сформировала условия, побуждающие к активному речевому общению;  

- создаю мотивированное речевое общение в процессе практической деятельности;

- формирую потребность в речевом общении;

- побуждаю к активному применению речи - проговариванию речевого материала, который он учится слышать;

- поддерживаю любые проявления речи ребенка;

- контролирую правильное произношение специально подготовленного учебного речевого материала.

В процессе обучения постоянно слежу за тем, чтобы ребенок максимально реализовал свои речевые возможности. Создаю естественные ситуации для стимуляции речевого развития.

В ежедневной бытовой деятельности происходит постоянное общение ребенка со взрослыми и детьми.. На занятиях воспитателя и логопеда ребенок овладевает различным речевым материалом, подчиненным определенной лексической теме.

Развитие речи непрерывно продолжается во всех режимных моментах, в которых участвуют  дети нашей группы, находясь в детском саду. Это утренняя и речевая гимнастика, завтрак, прогулки, занятия с воспитателями и специалистами. В процессе ознакомления с окружающим миром формируем предметную отнесенность слов, создаем условия для развития обобщающей функции слова, развиваем и обогащаем словарный запас, формируем грамматически правильную речь.

Работая над развитием речи тугоухих детей, на логопедических занятиях решаю следующие  коррекционные задачи:

- формирование и активизация словаря, уточнение лексического значения слов;

- обучение пониманию и использованию в речи различных конструкций фраз и предложений;

- овладение разными формами речи, усвоение грамматических категорий;

- развитие связной речи;

- формирование правильного звукопроизношения. Исходной единицей при обучении произношению является слово, так как в нем реализуются все стороны произношения. Дети усваивают его произнесение в основном при подражании речи взрослых, воспринимая на слух.

Лексико-грамматическую работу и накопление речевого опыта детей осуществляю в условиях тематической организации речевого материала. Слова, используемые в разных темах, включаю в различные типы фраз. В работе над лексическим значением слова широко использую речевые игры.

Учитывая, что у ребенка с тугоухостью невнятная монотонная речь, нарушены все группы звуков, в содержание своей логопедической работы включаю игровые упражнения для развития речевого дыхания, голоса, ритма и темпа, а также речевые игры со звуками и их сочетаниями, со словами и фразами.

Изучила и включила в свою работу в качестве физминуток,  систему работы  М.С. Норбекова  по развитию шейного отдела позвоночника  посредством гимнастических упражнений.

Запрещено делать резко и жёстко. Тело фиксировано, работает только шейный отдел.

1. Тянем голову к правому (левому) плечу
2. Тянем голову вниз по грудине.
3. Тянем затылок назад к спине.
4. Поворот головы вправо (влево) тянем.
5. Смотрим вперёд, подбородок идёт вправо (влево) вверх.
6. Положили подбородок на грудь, тянем вверх вправо (влево).
7. Круговое движение головы по часовой (против) стрелки.

Это часть упражнений на шейном отделе при нейросенсорной тугоухости 1, 2, 3 и 4й степени. Каждое упражнение делается 4–6 раз — это начальный вариант.

Большую помощь в развитии слухового восприятия и речи, у тугоухих детей оказывают современные компьютерные технологии. Благодаря их использованию, у детей повышается интерес к обучению, желание заниматься, улучшается концентрация внимания, развивается речевая активность и усидчивость. Дети успешно выполняют задания на различение звуков окружающего мира, на развитие силы голоса, дыхания, стимуляцию голосовой активности. Компьютерные технологии использую в индивидуальной логопедической работе с детьми. При выборе компьютерных программ подбираю задания ориентированные на индивидуальные возможности детей, степень сложности и зону ближайшего развития.

 Развивать речь ребенка с  тугоухостью  мне помогают программы: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Веселые игры для развития речи и слуха», «Мир вокруг нас».

Большую помощь в коррекционной работе оказывают карточки Домана. Весь картинный материал подобран и систематизирован по лексическим темам. Ребенок видит и  называет предмет, визуально запоминает  написание  название предмета.  

Работая над развитием речи тугоухих детей, мы убедились, что использование компьютерных программ помогает в развитии диалогической речи, дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную разговорную речь.

На сегодняшний день самостоятельная речь ребенка невнятная, смазанная. Из-за плохой слышимости безударных окончаний   недоговаривает  слова («заглатывает», «съедает» концы их), что ведет к путанице падежей и других форм языка. Речь у ребенка аграмматична.
Структура некоторых слов изменяется настолько, что они становятся неузнаваемыми.

Ребенок плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не может  контролировать слухом свое произношение.
Но следует отметить: в ребенка значительно увеличился предметный словарь, глагольный словарь, словарь признаков. Идет формирование связной речи. Хорошо развита мелкая моторика. Наблюдается улучшение в развитии фонематического слуха.  Ребенок знает,  называет и различает гласные звуки, согласные звуки, артикуляция которых хорошо  видна. Читает слоги, односложные короткие слова.  Отраженная  речь с «чтением с лица», «с губ» звучит  значительно чище и внятнее.

Таким образом, осуществляя целенаправленную и систематическую коррекционную работу с тугоухим ребенком, стремлюсь развивать у них потребность в речевом общении, что является необходимым условием их социализации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Значение сенсорного развития у детей с серьёзными нарушениями интеллекта. Из опыта работы в коррекционной школе....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся со сложными дефектами 8 класса

Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся со сложными дефектами 8 класса...

Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

Публикация "Технологии наглядного обучения навыкам самообслуживания детей со сложным дефектом в условиях коррекционной школы VIII вида"

Публикуемый материал содержит описание опыта работы учителя по формированию навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе использования технологии наглядного ...

Тема: «Методы и приёмы работы по развитию зрительного восприятия детей со сложным дефектом»

Зрительное восприятие окружающих людей — важнейшее умение, которое не сформировано у детей со сложным дефектом, и которое самостоятельно не развивается. Воспитанники характеризуются рядом особенносте...

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми н...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: Индивидуальное. Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей...