Тема: «Методы и приёмы работы по развитию зрительного восприятия детей со сложным дефектом»
методическая разработка

Обширнова Елена
Зрительное восприятие окружающих людей — важнейшее умение, которое не сформировано у детей со сложным дефектом, и которое самостоятельно не развивается. Воспитанники характеризуются рядом особенностей состояния зрительного анализатора "уплывающий'' взор, отсутствие прослеживающего движения глазного яблока, снижение остроты зрения и др. Все эти особенности зрительного анализатора существенно затрудняют работу педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_2013-2014_uch_g_.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания

«Детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике.

Тема: «Методы и приёмы работы по развитию зрительного восприятия детей со сложным дефектом»

                                                                               Подготовила воспитатель

                                                                               Обширнова Е.Р.  

   .      

г. Петродворец

2016 г

1. Состояние зрительного восприятия детей со сложным дефектом.

Состояние зрительного восприятия этих детей характеризуется такими признаками как:

- узость, ограниченность зрительного восприятия

- не сформированность навыка прослеживающего движения глазного яблока,

- отсутствием целенаправленности взора,

- сужено поле зрения.

Восприятием ребенка со сложным дефектом, включающим нарушения опорно-двигательного аппарата и интеллекта необходимо руководить. Этим детям требуется постоянное побуждение.

Так же важным моментом является положение тела ребёнка.

Дети со множественными нарушениями сильно ограничены в движении, а некоторые из них совсем не имеют такой возможности. Осложняет такую ситуацию несформированность речи. Эти дети просто не могут сказать нам о том, что их беспокоит, что им не нравиться.

Что бы прочувствовать, что чувствуют эти дети можно провести не большой эксперимент. Если смотрить в одну и ту же точку продолжительное время, то все что мы видели начинает расплываться, и в итоге мы не чего не видем. Вот почему так важно через определенное время менять положение тела ребёнка. Это будет способствовать развитию зрительного восприятия и ознакомлению с окружающим миром.

Варианты положения тела ребёнка:

1. Лежа на спине

2. Лежа на боку

3. Лежа на животе

4. Стоя

На состояние здоровья и развитие ребенка влияет то где располагается ребёнок.

Смена мягкой и твердой поверхности на которой лежит ребёнок.

Следует менять расположение ребенка в пространстве.

Варианты куда можно выкладывать ребенка со множественными нарушениями:

- детская кровать

- коляска

- стул, кресло

- пол ( на ковре)

- на руках у педагога

- сухой бассейн

- гамак

2. Основные методы и приёмы работы в данной области.

Работа проводится по направлениям:

- зрительное восприятие людей;

Зрительное восприятие окружающих людей — важнейшее умение, которое не сформировано у детей со сложным дефектом, и которое самостоятельно не развивается. Воспитанники  характеризуются рядом особенностей состояния зрительного анализатора "уплывающий'' взор, отсутствие прослеживающего движения  глазного яблока, снижение остроты зрения и др. Все эти особенности зрительного анализатора существенно затрудняют работу педагога.

Цели:

1. Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.

2. Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать.

- зрительное восприятие ребенком самого себя;

Ребенку необходимо иметь представление о своем собственном теле. Подобные знания помогут ему овладеть представлениями о "схеме тела", определенными навыками, пространственной ориентировке, а также помогут установить разницу между ребенком и окружающим его.

Цели:

1. Развитие продолжительности внимания, умения разглядывать себя.

2. Развитие интереса к игре ручками;

- зрительное восприятие предметов.

Зрительное восприятие предметов и событий окружающего мира — очень важное умение, способствующее широкому восприятию предметов окружающего мира. На основе этого зрительного восприятия у детей развивается потребность, желание различать предметы. Большинство детей обучаются преимущественно через зрительное восприятие, наблюдение и само действие. Так они тренируют новые умения и пытаются совершенствовать их. наблюдая за реакцией взрослых на их ответы.

Общие указания:

1. Старайтесь удержать внимание ребенка на предмете или действии как можно дольше, но не забывайте, что если ребенок устает или поглядывает в сторону, то это нормально.

2. Если ребенка больше интересуют люди, нежели предметы, можно положить рядом с вашим лицом игрушки и тем самым привлечь взгляд ребенка. Постепенно опускайте игрушку и прерывайте зрительный контакт, а через некоторое время прекратите говорить, ребенок в этот момент уже будет смотреть на игрушку.

3. Помните, что предметы не так интересны ребенку с нарушениями в развитии, как люди. Вы должны занимать ребенка яркими игрушками, чтобы привлечь его внимание.

4. Предоставляйте ребенку побольше разнообразия. Если он находится еще в детской кроватке, почаще меняйте ему игрушки, картинки, обязательно передвигайте его, чтобы ребенок мог видеть разные окружающие предметы. Если занятия происходят в школе, то и тогда не забывайте менять картинки и игрушки.

Цели:

1. Развитие ориентировки на свет, как на значимый сигнал.

2. Развитие внимания, интереса к исчезнувшей игрушке.

3. Развитие умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

4. Развитие навыка устойчивого внимания, способность целостного восприятия предмета.

5. Развитие умения прослеживать взглядом за движущимся предметом.

Основным средством развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения является обучение способам видения.

В процессе обучения использую все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный.

В наглядном методе можно выделить ряд приемов, направленных на формирование целостного образа и обучения оперирования им.

Приемы демонстрации объекта: 

а) демонстрация объектов восприятия с целью ознакомления с предметами;

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
- ребёнок должен хорошо видеть демонстрируемый объект;
- чтобы ребёнок мог воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;
- важнейшие существенные стороны объекта производили на ребёнка наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;
- обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

  Приемы  ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА

     Сюда  следует отнести организацию  различных видов зрительной деятельности детей. Организует эту  деятельность педагог с помощью конкретных заданий, предлагаемых детям. Это различные упражнения и дидактические игры.

     Содержанием  этих заданий являются задачи, предъявляющие  жесткие требования к восприятию.

3. Комплекс упражнений на развитие зрительного восприятия.

Дидактические игры направленные на развитие зрительного восприятия людей.

1. Тема: ЛИЦО ВЗРОСЛОГО

Цель: Развитие способности реагировал, на лиио взрослого, узнавать.

Оборудование:  

Порядок действия:

1. Расположите ребенка удобно: сидя или лежа

2. Привлеките его внимание в вашему лицу.

3. Улыбайтесь и говорите, чтобы привлечь ребенка. Не имеет значения, что вы говорите, главное, чтобы движение ваших губ заставило ребенка смотреть на ваше лицо. Используйте словарь: привет, имя ребенка, смотри, видишь мое лицо, вот мои глаза, мой нос, рот, язык, где твой нос, ротик, ухо, ушки, рука, ручки, глаз, глазки и т.п.

4. Сначала попробуйте состроить простые гримасы: нахмурьте брови, сморщите нос, придайте разные формы рту, например, "широкую удивленную улыбку".

5. Если вы утратили внимание ребенка, обратитесь к вариациям или переходите к другой игре.

Вариации

Качайте голову из стороны в сторону.

Если у вас длинные волосы, спрячьте в них ваше лицо.

Закройте лицо от ребенка и снова откройте.

Используйте поцелуи и объятия.

Пусть ребенок потрогает ваше лицо.

Остановите свою болтовню на мгновение.

Издайте звуки поцелуя.

Разговаривайте по-детски или пойте.

Закройте свое лицо или только глаза пальцами.

Аналогичные упражнения

2. Тема: ЛИЦО ВЗРОСЛОГО.  ИГРЫ-ПРЯТКИ

Цель: Развитие потребности в положительном контакте со взрослым.

Порядок действий:

1.Станьте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо в любом положении, — сидя на ваших коленях или на стуле, лежа на кровати или на полу.

2.Упыбнитесь и начните разговор с ним, чтобы привлечь его внимание, используя словарь: привет, имя ребенка, смотри, видишь мою шляпу, что случилось с моей шляпой, а вот и я, пока-пока, снова.

3.Наденьте шляпу и обратите внимание ребенка на нее. Затем опустите шляпу на глаза и вновь поднимете, произнося: "'ку-ку".

4.Делайте так несколько раз, удлиняя время, когда глаза спрятаны.

5.Если вы утратили внимание ребенка, попробуйте перейти к вариациям или к другой игре.

Вариации.

Закройте всё лицо шляпой.

Поднимите шляпу над головой и снова опустите ее на галову.

Наденьте действительно огромную шляпу.

Надвиньте шляпу на все лицо на долгое время и посмотрите, не захочет ли ребенок, снять ее.

Наденьте шляпу на ребенка и поиграйте в эту игру с его лицом.

Если ребенку нравится, когда шляпа полностью закрывает его лицо, сделайте это упражнение дольше чем обычно и посмотрите, не будет ли он стараться снять шляпу.

Используйте солнечные очки, шарф, лист бумаги или что-нибудь, что будет под. рукой, вместо шляпы.

В ходе каждого дополнительного упражнения включайте в свою речь другие слова.

Аналогичные упражнения

Попробуйте прятать различные части вашего тела.

Прячьтесь и появляйтесь из различных положений — справа, слева, снизу, сверху.

Дидактические игры направленные на развитие зрительного восприятия ребенком самого себя.

1. Тема: Я И МОЯ ВНЕШНОСТЬ. ЗЕРКАЛО

Цель: Развитие продолжительности внимания, умения разглядывать себя.

Оборудование: Зеркало в полный рост, чтобы можно было видеть и вас, и ребенка.

Порядок действий:

1. Сядьте напротив зеркала, посадите ребенка к себе на колени и раскачивайте его вверх-вниз.

Помните, что ребенок обязательно должен видеть в -зеркале свои движения. Комментируйте свои действия, используя словарь:

привет, имя ребенка, смотри, ты себя видишь, зеркало, вниз-вверх мы летим, где твои ручки?животик, ножки, глаза?вот они!

2. Раскачивайте его из стороны в сторону.

3. Покажите ребенку различные части его тела.

4. Если вы утратили внимание ребенка, переходите к вариациям или к другой игре.

Вариации.

Поиграйте в ладушки, поднимите его руки вверх в воздухе. Поднимите пперхсго ноги. Потрите его животик. Пощекочите его. Поцелуйте и потеребите различные части его тела. Называйте каждую часть его тела, когда вы к ней прикасаетесь. Аналогичные упражнения.

Украшайте лицо ребенка 

различными париками, масками, макияжем, очками, большими се-режками и ожерельями, ипетпыми шляпами, разукрасьте его лицо и т.д.

Вокруг лица ребенка 

надувайти пузыри, поздушиые шары; играйте различными звуковыми игрушками; играйте пальчиками около его лица.

2. Тема: "Кто спрятался?"
Цель: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: "Петя - хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним". Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: "Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!" Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: "Вот, Петя!", одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе. Прятать под платочком можно и разные части тела ребенка (руки, ноги и т.д.)
Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка.

3. Тема:  "Бабушкин клубочек"
Цель: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: клубок ниток.
Ход игры: 

Взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит: "Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!".
Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: "Вот, Аня, поймала клубочек!" и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

4. Тема: "Кто это?"
Цель: учить ребенка узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры:

Ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на изображения в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: "Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя" (взрослый жестом показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, взрослый берет его руку в свою и помогает ему совместными действиями.

5. Тема: "Улыбнись, поклонись"
Цель: учить ребенка узнавать себя в зеркале, показывать на себя, называть свое имя, повторять его действия за взрослым перед зеркалом.
Оборудование: зеркало в рост ребенка.
Ход игры:

Ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его в зеркале не видно), побуждает малыша посмотреть на себя в зеркале: "Кто это? Скажи, я, Петя. Вот так. Петя, поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой. Скажи, пока, Петя!" Если ребенок затрудняется выполнять действия по инструкции, взрослый показывает их, а ребенок за ним повторяет.

Дидактические игры направленные на развитие зрительного восприятия предметов.

1. Тема: «Огонёк».

Оборудование: Настольная лампа.

Цель: Развитие ориентировки на свет, как на значимый сигнал.

Описание упражнения:
Поднесите ребенка к настольной лампе и включите ее, воскликнув: «Ой! Огонек!» Выключите лампу, сказав: «Нет огонька, погас!» Повторите действия несколько раз.

2. Тема: «Игрушка»

Оборудование: Яркие игрушка, игрушки издающие звук.

Цель:  Развитие умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

Описание упражнения:

Покажите игрушку ребенку. Дайте ему ознакомиться с ней, обследовать её. Если ребенок не проявляет интерса, действуйте вместе с ним рука в руку.

3. Тема: «Кукла Би-ба-бо».

Оборудование: наручные куклы Би-ба-бо.

Цели:  - развитие умения фиксировать взгляд на предмете,

- развитие умения прослеживать взглядом за движением предмета.

Описание упражнения:

Взрослый одевает на руку наручную куклу и распологается перед ребёнком лицом к лицу. Привлекает внимание ребёнка к кукле. Только после того как ребенок  зафиксирует взгляд на кукле можно перемещать её перед ребёнком вправо-влево, вверх-вниз и по кругу. Каждый раз, когда ребёнок сумеет проследить за тем или иным движением, начинайте игрушку передвигать по-другому.

4. Тема: «Кто спрятался?»

Цель:  Развитие умения фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

Оборудование:  любимые игрушки ребенка, лучше – издающие какой-либо звук.

Описание упражнения:
1. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?»), прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).
2. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (можно использовать пищалки, бубен, колокольчик).

5. Тема: «Книжка».

Оборудование: Мягкие детские книжки из ткани или пластика.

Цель: развитие зрительного восприятия, познавательного интереса, понимания речи, а также развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.

Описание упражнения:

Читайте вместе с ребенком книжки с картинками, пусть он их разглядывает. Научите ребёнка переворачивать страницы, покажите картинки, назовите зверушек или предметы, которые на них изображены. Спрашивайте, где мишка (зайка, кися)? Берите руку ребёнка в свою и его пальчиком «отвечайте»: «Вот мишка (зайка, кися)».

Так же продолжайте показывать ребёнку отдельные картинки.

6. Тема: Разноцветные «мобиле»

Оборудование: подвижные конструкции с укреплёнными на них различными фигурками.

Цель: Учить фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Учить прослеживать взглядом за подвижным предметом.

Описание упражнения:

«Мобиль» закрепляется на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Не стоит подвешивать на «мобиль» много игрушек, в полне хватит одной. Подвешивать можно не только разнообразные яркие погремушки, но и любые предметы быта, а также резиновые и тряпичные фигурки животных и птиц.

7. Тема: "Ты, колечко, покружись!"
Цель: Развитие умения прослеживать за отклоняющимся движущимся предметом.

Оборудование: кольца от пирамидки, надетые на палочку длиной 40-60 см.
Описание упражнения:
Привлекая внимание ребенка к игрушке, вращайте её, потряхивайте. Перемещайте игрушку достаточно медленно и плавно, так чтобы малыш успевал за ней прослеживать, и приговаривайте:

8. Тема: «Воздушный шар".

Оборудование: Воздушный шар.

Цель:

- развитие умения прослеживать взглядом за движением предмета.

- развитие зрительного сосредоточения и координации движений.

Описание упражнения:

Привлеките внимание ребёнка к яркому шару.  «Посмотри, это шар». Убедитесь, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд на воздушном шаре.

протяните ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает: «Посмотри, шар летает. Куда полетел шар? В одну сторону, в другую. Вверх-вниз». При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!».

9. Тема: «Разноцветные ленты».

Оборудование: разноцветные ленты длинной 40-50 см.

Цели:  Развитие умения удерживать в поле зрения предмет.

Описание упражнения:

Привлеките внимание ребёнка к лентам.

10. Тема:"Вслед за бантом"

Оборудование: разноцветные (красный, фиолетовый, оранжевый, зеленый) банты на лентах длиной 40-50 см.
Цели:  Развитие умения удерживать в поле зрения лицо взрослого или движущийся предмет

Описание упражнения:

Привлеките внимание ребёнка к яркому банту, приближая его на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Убедитесь, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд на игрушке. После этого медленно перемещайте бант вправо, а затем влево. Далее можно перемещать бант вверх-вниз.

11. Тема: «Ванька – встанька». 

Оборудование: Игрушки типа «Ванька – встанька».

Цели:  

- развитие умения фиксировать взгляд на движущемся предмете,

 -развитие зрительного сосредоточения.

Описание упражнения:

Покажите ребёнку, как раскачивается игрушка-неваляшка.

Данные игрушки способствуют развитию зрения ребёнка, так как побуждают его фиксировать взгляд на движущемся предмете, стимулируют зрительное сосредоточение.

12. Тема: «Куда катится мячик?»

Оборудование: яркий мячик.

Цель: развитие умения фиксировать взгляд на движущемся предмете.

Описание упражнения:

Взрослый перемещает мячик в разных направлениях перед глазами ребёнка, затем рукой ребёнка толкает мяч.

13. Тема: «Заводная  игрушка".

Оборудование: заводная  игрушка.

Цель: развитие умения фиксировать взгляд на движущемся предмете.

Описание упражнения:

Ребёнок с удовольствием  будет наблюдать за прыгающей  по столу или плавающей в ванной заводной игрушкой.

14. Тема: «Подбрасывание игрушек»

Оборудование: яркий мяч или мягкая игрушка.

Цель: развитие умения фиксировать взгляд на движущемся предмете (вверх-вниз).

Описание упражнения:

Возьмите мягкую игрушку или мячик. Подбрасывайте его вверх и ловите. Ребёнок будет смотреть за полетом мяча/игрушки.

15. Тема: «Игрушка-вертушка»

Оборудование: Игрушка-вертушка на палочке с вращающимися деталями.

Цель: развитие умения фиксировать взгляд на движущемся предмете

Описание упражнения:

Взрослый привлеает внимание ребёнка к вертушке. (Подуйте на вертушку, детальки будут крутиться ребенку будет интересно за ними наблюдать. Когда ребенок зафиксировал взгляд на вертушке можно её передвигать в разных направлениях влево-вправо, вверх-вниз, покругу.

16. Тема: «Мыльные пузыри»

Оборудование: «Мыльные пузыри»

Цели: 

- развитие умения фиксировать взгляд на движущемся предмете.

 -развитие зрительного сосредоточения.

Описание упражнения:

Взрослый выдувает пузыри и привлекает внимание ребёнка к ним. «Посмотри, это пузыри. Смотри, они летают. Красивые пузыри, равится тебе!». Пусть ребенок некоторое время понаблюдает за пузырями.

Усложнение:

Взрослый выдувает пузыри и говорит: «Фу-фу! Поймай пузырик!»

5. Выводы.

В течение двух лет велась целенапрвленная коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия

Использование данной картотеки упражнений способствовало развитию зрительного восприятия детей со множественными нарушениями. Что отразилось в динамике развития зрительного восприятия детей со сложным дефектом.

Дети стали:

- фиксировать взгляд на неподвижных предметах,

- прослеживать взглядом за движущимся предметом,

- проявлять интерес к собственному отражению в зеркале.

Считаю целесообразным продолжать работу по развитию зрительного восприятия детей со множественными нарушениями, с использованием данной картотеки упражнений.

Используемая литература:

1. Генезис сенсорных особенностей. Л. А. Венгер

2. «Коррекция и развитие эмоционально волевой сферы у детей инвалидов»

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.» М.: "БУК-МАСТЕР" 1993г. -191с.  

4. Руководство по раннему обучению. Выпуск I. - Спб.: издательство «Раннее  вмешательство», 1992

5. Материалы из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Значение сенсорного развития у детей с серьёзными нарушениями интеллекта. Из опыта работы в коррекционной школе....

Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

Развитие речи у детей со сложными дефектами в условиях логопедической группы

Для логопедов ДОУ. Из опыта работы со слабслышащим ребенком....

Роль физических упражнений в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия в детском саду и начальной школе

Общеразвивающие занятияДля детей 3—4-х летПоднимание рук в стороны и опускание вниз (птички машут крыльями, бабочки летают и т.д.).Приседание с постукиванием пальцами о колени и выпрямление (пти...

"Методы и приёмы работы по развитию поэтических способностей учащихся в урочное и внеурочное время"

Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов  на уроках, на внеклассных занятиях, на элективных курсах, во внеурочной ...

Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песк...