Логопедическое занятие для 4 класса "Дифференциация предлогов и приставок"
план-конспект по теме

Ефремова Роза Валерьевна

Конспект логопедического занятия для обучащихся 4-х классов, презентация к занятию и приложения для обучающихся. Занятие построенно в виде игры-исследования. Для исследования очередной прблемы детям предлагаются маршрутные листы. Результаты (выводы) заносются в таблицу, которая в итоге становится памяткой по исследуемой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные цели:

1. Образовательная:

1) формировать представление об отличительных признаках приставок и предлогов;

2) тренировать умение писать приставки со словами слитно, предлоги отдельно;

2. Коррекционно-развивающая:

1) Совершенствование навыков связного монологического высказывания, диалогической речи.

2) Развивать зрительное и слуховое восприятия, внимание, память.

3) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности;

3. Воспитательная:

Мобилизация учащихся на активное участие в коррекционной работе, повышение уверенности в себе.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, обобщение, аналогия, сравнение, классификация.

Демонстрационный материал и раздаточный материал:

1) Презентация к занятию;

2) Маршрутные листы(№1-3);

3) Таблица для заполнения алгоритма «Признаки приставок и предлогов»;

4) Квадрат и круг.

Ход занятия

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УУД:  

  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

У нас сегодня на занятии гости. Поприветствуйте их улыбкой. 
Слайд 2

Я  рада приветствовать всех в этом классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Начнем же урок, будем  время беречь.

Слайд 3

«Кому работа в тягость, тот не знает радость!»

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

- Какой работой вы занимаетесь в школе?

- Что значит учиться? (Это, значит, понять, что не знаешь и самому открыть новые знания.)

- Да, вам сегодня предстоит разобраться, что есть что.

    II. Актуализация знаний

Цель:

  • Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала;
  • зафиксировать причину затруднения;
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному               объяснению знания (если будут затруднения);
  • организовать уточнение и согласование темы занятия.

УУД:  

  • регулятивные (целеполагание; планирование);
  • познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

Слайд 4

- Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка». - Чем занимаются исследователи? (Что-либо исследуют) 

- Вот и мы с вами будем сегодня на занятии исследовать. А что будет предметом нашего исследования, вы сейчас мне скажете сами. У вас на партах маршрутные листы исследования, на которых мы будем выполнять задания, а выводы наших исследований заносить в таблицу.

 (Упражнение на развитие ориентировки в пространстве)

- У вас на партах лежат круг и квадрат. Выполните действия по моей инструкции:

- положите круг на квадрат;

- положите круг у квадрата;

- подержите круг над квадратом;

- положите круг     квадрат;

- Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

- Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( На, под …)

- Как называются эти слова? (Предлоги)

- Что такое предлоги? (Это часть речи)

- Какие части можно выделить в слове? (Корень, приставку….)

- На какую часть слова похож предлог? (На приставку)

- Как вы думаете, что будет темой нашего занятия (предметом нашего исследования)? (Приставки и предлоги)

- Мы можем заполнить первую строчку таблицы, в которой укажем, что приставка это часть …. (слова), а предлог это часть …. (речи).

Слайд 5

Слайд 6

(Определение, являются ли выделенные буквы  приставками или предлогами)

- Возьмите маршрутный лист №1. Определите, являются ли выделенные буквы  приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится.

- Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

- Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

-  В чем причина если буква не получилась? (Значит,  мы ошиблись в определении приставок и предлогов).

 -Почему  у  вас  возникли  затруднения  в  правописании  слов  с  предлогами и приставками? (Не знаем (или трудно), как  отличить  предлог  от  приставки).

  Учитель: Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  (Будем учиться различать  предлоги  и  приставки).

- Для чего  нужно  уметь  различать их? (Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги, правильно написать  письмо, заявление  и  другие  документы).

 Слайд 7

  1. Работа над темой

 Цель: Организовать усвоение детьми способа действий при выполнении данного задания с проговариванием во внешней речи:

УУД:

  • регулятивные (волевая саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

 

- Продолжим наше исследование. Возьмите маршрутный лист № 2.

 Слайд 8

- Посмотрите на эту строчку. Что вы здесь видите? (Слова)

ТМУВЕСЁЛЫЙОЛГУЛЯЕТЕАСВЕРЧОККРМЕНИЛЯПОЛЯНКЕЦО

Слайд 9

- Составьте предложение, используя только эти слова. (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

- Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении) 

- Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по)

Слайд 10

- Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке).  

Слайд 11

- Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении).

Запишем  результат нашего исследования в таблицу выводов.

Слайд 12

Слайд 13

- Прочитайте стихотворение-шутку:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №3

Мы ехали, ехали,

К речке подъехали,

Мост переехали,

Дальше поехали.

Ехали, ехали,

К горке подъехали;

Въехали, съехали

.

Дальше поехали.

- Найдите глаголы и выделите в них корень.

- Что можно сказать про эти слова? ( Они однокоренные).

- Выделите часть слова перед корнем. Как она называется? (Приставка).

- Какова роль приставки в слове? (образует новые слова).

- Этот вывод мы можем занести в таблицу.

Слайд 14

Слайд 15

- Игра «Найди приставку и предлог». 

Слайд 16

- На доске вы видите словосочетания.

-Как вы думает, какое задание вы получите? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи.

(…)земный переход – переход (…)землей

(…)городная поездка – поездка (..)город

Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

- Итак, в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.

- Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся.  Что вы можете предложить? (Попробовать вставить слово или вопрос после предлога и приставки. Подбирают слова)

- Следующий вывод, который мы занесем в таблицу это то, что между приставкой и корнем нельзя вставить слово или вопрос, а между предлогом и словом можно.

Слайд 17

Слайд 18

IV. Физминутка.

А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

  1. Закрепление знаний.

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на данный способ действий.

   УУД:

  • познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
  • личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
  • коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

  1. Работа в парах.

Игра «Рассыпалось предложение».

Делим детей на  2 команды и раздаем  по 2 конверта с разрезанными предложениями.

-Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

-Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение.

  1. Игра «Составь словосочетания».

- Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог  и приставку.

Читал, середина.

Лез, окно.

Шел, угол.

Крыл, стол.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

VI. Итог занятия.

- А теперь давайте подведем итоги нашего исследования.

- Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

- Какие выводы вы для себя сделали? (ответы по таблице)

- Поможет ли вам таблица в дальнейшей работе?

- Оцените свою работу на занятии.

-Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите синий квадрат.

- Кто считает, что справился с работой на все 100%,  поднимите оранжевый

квадрат

- Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите и квадрат и круг.

Наше занятие закончилось.

Большое спасибо за работу.



Подписи к слайдам:

Ефремова Р.В., логопед ГОУ СОШ №1040ЮВАО г. Москва
Начнем же урок, будем время беречь!
Я рада приветствовать всех в этом классе,Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе всем будет светло,Пусть будет уютно и очень легко!
Кому работа в тягость, тот не знает радость!
Сравни!
приставка
предлог
Это часть...
Это часть ...
Сравни!
приставка
предлог
Это часть слова.
Это часть речи.
Весёлый сверчок гуляет по полянке.
Сравни!
приставка
предлог
Это часть слова.
Это часть речи.
Служит для … в предложении.
Сравни!
приставка
предлог
Это часть слова.
Это часть речи.
Служит для связи слов в предложении.
Сравни!
приставка
предлог
Это часть слова.
Это часть речи.
Служит для … .
Служит для связи слов в предложении.
Сравни!
приставка
предлог
Это часть слова.
Это часть речи.
Служит для образования слов.
Служит для связи слов в предложении.
Сравни!
приставка
предлог
Это часть слова.
Это часть речи.
Служит для образования слов.
Служит для связи слов в предложении.
Пишется … со словом.
Пишется … .
Между приставкой и корнем ……. вставить …….. .
Между предлогом и словом …….. вставить ……… … ……. .
Сравни!
приставка
предлог
Это часть слова.
Это часть речи.
Служит для образования слов.
Служит для связи слов в предложении.
Пишется слитно со словом.
Пишется раздельно.
Между приставкой и корнем слово вставить нельзя.
Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Дифференциация предлогов и приставок"

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....

Логопедическое занятие по теме "Предлоги"

Формирование представления о предлоге как о слове и его роли в речи. Развитие умений писать предлоги раздельно с другими словами в предложении....

Презентация логопедического занятия "Дифференциация предлогов и приставок"

Презентация  "Дифференциация предлогов и приставок" может быть использована на этапе восполнения пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи у детей с общим недоразвит...

Логопедическое занятие по теме: «Предлог» для 2-х классов

Цель: Закреплять знания детей о предлогах.Задачи:ОбразовательныеУпражнять детей в понимании семантической роли предлоговУпражнять детей в записи предложений с предлогами.Совершенствовать ум...

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...

Открытый урок логопедического занятия по теме: "Овладение практическим навыком образования глаголов с помощью приставок"

Конспект занятий для группы имеющей нарушения письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"...