Открытый урок основам грамоты и письма, 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Смолина Елена Ивановна

Открытый урок основам грамоты и письма, 6 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gramoty-otkrytyy-8_aprelya_2014_goda.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              6 «Б» класс, Смолина Е.И.

Урок ГРАМОТЫ

Тема: «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»

Тип: урок закрепления знаний и умений.

Форма урока: урок-игра.

Цели урока: образовательные: - закреплять знания детей о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы «КТО?» и «ЧТО?»;

- формировать умения классифицировать слова и ставить к ним вопросы;

- закреплять навыки правописания.

Коррекционно-развивающие: - развивать умения точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи;

- развивать у школьников умения выделять главное, обобщать;

- развивать познавательную активность.

Воспитательные: - содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений;

- воспитывать интерес к грамоте, к русскому языку.

Оборудование:  презентация, проектор, экран, рабочие листы, карточки слов, картинки, рисунки, мячик, солнышко, тучка.  

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент. Здравствуйте!

- У нас у всех хорошее настроение, мы добрые и терпеливые. Мы всё сделаем хорошо и у нас всё получится. Пусть урок принесёт вам всем радость. Вот теперь можно начинать. Сядьте правильно и красиво, постарайтесь отвечать полно, работать чётко и быстро. Я просто уверена, что вы умники и умницы и будете стараться. Но сначала, покажите своё настроение (улыбающаяся мордочка и тучка, дети показывают мордочку).

- Здорово! У нас у всех хорошее, солнечное настроение.

2. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке, в форме игр мы повторим и  закрепим, полученные вами знания по теме (Ульяна прочитай: СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ и отвечающие на вопросы КТО? И ЧТО?  - это СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.  

 СЛАЙД № 1 – тема урока. 

-Но и как любая игра предполагается много интересных неожиданностей и опасных встреч и препятствий, вы к этому готовы? Ну, тогда, ВПЕРЁД!!!

3. Повторение пройденного.

1) - Скажите, что помогает нам общаться друг с другом и понимать друг друга?

(РЕЧЬ).

- Наша речь состоит…..из ПРЕДЛОЖЕНИЙ. (-А предложение имеет законченную мысль и это счастье, что умеем с вами говорить и выражать свои мысли).

- Предложения состоят…. из СЛОВ.

- Звуки мы …. ГОВОРИМ, СЛЫШИМ.

- Буквы мы…..ПИШЕМ, ЧИТАЕМ, ВИДИМ.

2)  -Продолжаем общаться при помощи нашей речи. – Какой сегодня день недели? (Вторник).

-Какое число? (8). - Какое время года? (Весна). Какой месяц? (Апрель). Какой он по счёту из весенних месяцев? Какой по счёту в году? Какой год? (2014, чем этот год знаменателен для  России?  Олимпиада. Присоединение Крыма и Севастополя и надеемся, что этот год принесет нам много хорошего и интересного).

- Из скольких четвертей состоит учебный год? (4). Сейчас какая четверть?

3) Первая игра с использованием мяча. (Дети ловят мяч и заканчивают правило).

- Вспомним правила, итак:

- ЖИ-ШИ пиши ……с БУКВОЙ  «И». Примеры приведём: жизнь, животные, шиповник,  шило, дыши, ножи, карандаши, стрижи.

- Ча-ща пиши …..с БУКВОЙ «А». Примеры: чаща, часто, чабрец, щавель, роща, начало.

- Чу-щу пиши …..с буквой «У». Примеры: чудо, щука, чум, молчу, чужая.

- Что такое алфавит? (Все буквы, расположенные по порядку).

-Сколько букв в алфавите? (33). Дети выходят к доске.

- Сколько гласных? (10). Вова назови их.

-Сколько согласных?  (23) Ульяна назови их.

Чем гласные отличаются от согласных? (они поются и могут самостоятельно образовывать слог, а согласная не может образовать слог, пример: У-ля, Ю-ра).

4) – А сейчас первая письменная работа –  минутка чистописания.  

- У вас на партах лежат листы-задания. Прописываем сегодня буквы Шж и Жш. Вове одно задание. Ульяне и Пете другое. Взяли ручку в руку и в воздухе пропишем букву Ш и букву Ж. …..Работаем.

Шж……..Жш…..

Ш…шка, ж…знь, ёж…к, ч…ща, щ…ка. (Ульяне и Пете над словами поставить род существительного).

- Вы записали слова, обозначающие предметы. Назовите, какие вопросы вы к ним поставили и почему?

ФИЗМИНУТКА-Эй, кузнец, молодец!

5) – В нашем языке есть слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО?, это:   (карточки на доске, Уля с Петей выходят и подставляют слова, а Вова проверяет).

-ЛЮДИ (папа, швея).

- ЗВЕРИ (собака, лев).

- ПТИЦЫ (синица, воробей).

- РЫБЫ (окунь, щука).

- НАСЕКОМЫЕ (комар, пчела).  

- Придумайте ещё по два слова к каждой из пяти групп.

- Все остальные слова отвечают на вопрос ЧТО? Игра: кто больше назовёт слов, обозначающих предмет и отвечающих на вопрос ЧТО? (Уля с Вовой по очереди называют (с места). Школа, парта, окно, ветер, шум, компьютер, стол, стул.

- Итак, сейчас мы называем правило, которое, только что повторили:  слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы КТО? И ЧТО? Ульяна, как они называются? СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. 

Продолжаем интересное путешествие игр по стране «Слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы КТО? И ЧТО?».

7. Игра «ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ».

- Замените одну букву так, чтобы получилось слово, которое отвечает на вопрос КТО?

- Итак, у меня написаны слова: КОСА, МАК, КАПЛЯ. На какой вопрос все эти слова отвечают? (ЧТО?)

- Замените одну букву в слове, чтобы слово стало одушевлённым и соответственно отвечало на вопрос КТО? Это: коСа-коЗа, Мак-Рак, Капля-Цапля.

- Запишем приложение с одним из слов. Ульяна к доске. (Найди главные члены предложения и разбери их).

Коза паслась на лугу. ( Подчеркнём главные члены предложения (подл. и сказуемое, какого рода существительное коза, на лугу, подпиши). Вова пишет по обводке. Петя определяет: род, число падеж существительного на лугу).

СЛАЙД № 2. (определение слов-предметов: КТО? И ЧТО?)

8. Физминутка.  - Встали и повторяем за мной.

В комнату вошёл мой папа,

Мама в шкаф убрала шляпу,

В конуру залез мой пёс.

Я домой арбуз принёс.

- На какой вопрос отвечают слова : папа, мама, пёс, я – на вопрос КТО? , слова: шкаф, шляпа, арбуз – на вопрос ЧТО?

9. Следующая игра: самостоятельная работа. 

- У Вовы карточки-картинки, он раскладывает картинки на ЧТО? И КТО?

- У Ульяны и Пети слова, а затем они расставляют всё на доске.

КТО?                        ЧТО?

Врач                        пенал

Грач                         класс

Мама                      дверь

Брат                         река

Жук                          окно

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СО СЛАЙДА.

10. Итог урока в форме загадки.

 - Отгадайте загадки и поставьте к отгадкам вопросы.

-Какую тему мы сегодня закрепляли? (Тему существительное-«Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы КТО? И ЧТО?)

- Отгадайте загадки, к отгадкам поставьте вопросы.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт? (Солнце)

Через поле и лесок подаёт голосок. Он бежит по проводам, скажешь здесь. А слышно там.  (Телефон)

Кто самый первый входит в дом.

А за ним идут хвостом? (Ключ).

Летом много их бывает, А зимой все вымирают.

Прыгают. Жужжат над ухом.

Как они зовутся? (Мухи).

И в лесу мы, и в болоте.

Нас везде всегда найдёте:

На поляне, на опушке –

Мы зелёные   (Лягушки).

- Что мы сегодня повторяли на уроке? (Слова, отвечающие на вопросы и отвечающие на вопросы КТО? И ЧТО?) Как вы думаете, что нужно запомнить? (живые или одушевлённые предметы: люди, звери, птицы, рыбы, насекомые отвечают на вопрос КТО?, все остальные не живые, неодушевлённые предметы отвечают на вопрос ЧТО?).

- Оцените свою работу. Ульяна на какую оценку ты сегодня работала? А ты Вова? Что бы вы поставили друг другу? СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК!

 УРОК ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ, 29.10.2014 год. 7 «А» класс.

Тема: овощи. Собираем урожай.

Тип урока: комбинированный.

Цель: - расширить представления детей об овощах.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять представления учащихся об овощах;
  • дать учащимся представления о том, где растут овощи и как их собирают.

Коррекционно – развивающие:

  • формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;
  • коррегировать и развивать связную речь учащихся в процессе ответов на вопросы и составлении предложений для рассказа;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся с помощью ввода новых слов и понятий.

Воспитательные:

  • формировать навыки учебной деятельности;
  • формировать положительное отношение к труду на земле.

Оборудование: (картинки; муляжи; натуральные, разрезные картинки; трафареты, шаблоны).

Ход урока.

1. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку, проверка посадки, сообщение темы и целей урока.

 Долгожданный дан звонок –

Начался урок.

Мы тихонечко сидим.

Смело, чётко говорим.

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Как вы думаете, почему ОВОЩИ написано разными цветными буквами? (Осень разноцветная, красочная, много овощей и фруктов разных цветов).

2. Актуализация и проверка знаний, имеющих у учащихся по теме «Овощи».

У каждого учащегося картинка с изображением овоща. Дети называют овощ и садятся.

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

Показываются овощи, учитель рассказывает, как они называются, где растут, как готовят. К беседе привлекаются дети.

б) На доске изображение грядок, картинки с изображением овощей. Сажаем овощи на грядки. Дети по очереди выходят к доске, называют овощ, сажают на грядку. Затем учитель поясняет, что каждый овощ собирают по-разному.

Морковку, редиску, репу, свёклу – выдёргивают.

Огурец, помидор, горох – снимают.

Картофель выкапывают.

Капусту, тыкву, кабачок – срезают.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре. (маршируют)

Дети овощи учили.

Лук, редиска, кабачок, (подпрыгивают, хлопая в ладоши)

Хрен, морковка, чеснок.

4. Закрепление изученного материала.

а) Составление предложений. Демонстрация муляжей, картинок.

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

Кабачок большой, а картофель…

Лук горький, а горошек…

Огурец зелёный, а свёкла…

Морковь растёт в земле, а помидор…

б) Игра «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Огурчик – огурчик

Помидор – …

Горох - …

Картошка - …

Свёкла -…

в) Игра «Что приготовим?»

Из картошки приготовим картофельное пюре.

Из моркови…..

Из капусты…..

Из редиски, огурца и помидора….

Из тыквы….

г) Разбитие мелкой моторики. Обводка овощей по шаблону, трафарету, лепка, закрашивание, штриховка.

Физминутка

д) Развитие навыка связной речи.

Рассказ «Корзина с овощами». Учитель читает рассказ, а дети по ходу чтения выходят к доске и вставляют нужный овощ в прорезь корзины. Повторяют предложения.

Собрала Зина урожай и сложила его в корзину.

Вот помидор красный, овощ прекрасный.

Вот овальный огурец, зелёный молодец.

Вот морковка краса, длинная коса.

Вот вкусная картошка, для супа и окрошки.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки».

Дети выхлопывают слоговые структуры слов по-ми-дор, о-гу-рец, го-рох, тыу-ва, свёк-ла, ка-пус-та.

ж) Составление овощей из разрезных картинок.

Собрать овощ, назвать его, составить предложение. У каждого ученика своя картинка. Возможен более сложный вариант, когда дети рассказывают, где овощ растёт, как за ним ухаживать, как собирать, что из него можно приготовить.

5. Подвидение итогов.

а) Загадывание загадок про овощи.

б) - Какую тему мы изучали?

- Какие вы знаете овощи?

- Где они растут?

- Как их собирают?

- Что готовят из овощей?

в) Выставление оценок, домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам грамоты и письма, 7 класс.

Рабочая программа по основам грамоты и письма....

Рабочая программа по основам грамоты и письма, 7 класс.

Рабочая программа по основам грамоты и письма....

Рабочая программа по основам грамоты и письма, 6 класс.

Рабочая программа по основам грамоты и письма....

Рабочая программа по основам грамоты и письма, 6 класс.

Рабочая программа по основам грамоты и письма....

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Предмет "Основы грамоты и письмо". Тема урока: «Слова - предметы, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это?»

Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих названия предметов....