Предмет "Основы грамоты и письмо". Тема урока: «Слова - предметы, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это?»
план-конспект урока (9 класс) по теме

Павлова Татьяна Олеговна

Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих названия предметов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektslova_oboznachayushchie_predmety.docx994.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова -  предметы, отвечающие на  вопрос:  Кто это? Что это?»

Цель:  закрепить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить у учащихся представления о словах, обозначающих предметы;
  • учить находить слова, обозначающие предметы по вопросу, на  который они отвечают;
  • формировать у учащихся навык употребления в речи одушевленных и неодушевленных предметов;
  • корригировать и развивать умение выполнять простые грамматические задания;
  •  учить работать  с деформированным словом;

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать внимание, путем выполнения простых грамматических заданий;
  • развивать устную  речь через составление простых предложений;
  • корригировать и развивать навыки усидчивости;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к  уроку;
  • воспитывать бережное и чуткое отношение ко всему, что нас окружает;
  • воспитывать умение работать в группе и в коллективе.

Оборудование:
У учащихся:
• листки с заданиями;
• письменные принадлежности.

           У учителя (наглядный и демонстрационный материал):

  • картинный словарь;
  • карточки с заданиями;
  • мультимедийное оборудование.

Ход урока:

  1. Организация начала урока

Учитель: 

-Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Повернулись, улыбнулись,

Всем улыбку подарили

И к работе приступили.

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

Учащиеся:

-Урок основы грамоты.

Учитель: 

     - Чем мы занимаемся на этом уроке?

Учащиеся:

-  Мы учим правила, учимся грамотно читать, писать и говорить.

Учитель: 

  - Правильно, а наши помощники на уроке:

(учитель вывешивает картинки и говорит, учащиеся продолжают):

- Глаза, чтобы …………..

  Уши, чтобы…………….

  Рот, чтобы правильно …………..

  Голова, чтобы   хорошо…………..

  Руки, чтобы красиво и аккуратно …………..

-Молодцы! А раз у нас есть такие замечательные помощники, то они на уроке нам помогут вспомнить, что мы изучили на предыдущих  уроках  грамоты.

II. Актуализация опорных знаний
Учитель: 

-Посмотрите вокруг. Что вы видите? Назовите предметы, которые вас окружают.

 ( один ученик называет предметы, а  учитель, с помощью одного учащегося,  вывешивает на доску картинки с  изображением названных предметов)

- стол, парта, доска, шкаф, стул, окно и т.д.

Учитель: 

-Что вы видите на доске? Как эти картинки  можно назвать  одним словом?

Учащиеся:

- Это предметы?

Учитель: 

- Правильно, это предметы?

 Учитель вывешивает  на доску слово

-А теперь давайте прочитаем название каждого предмета.

Учащиеся:

- Мы не можем прочитать,  потому что не хватает букв.

Учитель: 

-  Правильно. Я случайно пропустила буквы, когда подписывала картинки. Давайте исправим  ошибки.

У вас у каждого на парте лежат листочки с такими же картинками, как на доске. Посмотрите на них внимательно и начинаем работу.

 (Далее, учитель даёт чёткую инструкцию по работе с деформированным словом, уч-ся выделяют гласные и уточняют позицию гласного звука в слове)

-Молодцы! Справились с этим заданием хорошо. Так что мы сейчас записывали под картинками?

Учащиеся:

-  Слова.

Учитель: 

- А что обозначают эти слова?

Учащиеся:

-Название предметов.

Учитель: 

- Правильно. Это предметы. А как мы можем спросить про эти предметы?

Какой мы должны задать вопрос?

Учащиеся:

- Что это?

Учитель: 

- Правильно. Слова, которые обозначают неживые предметы, вещи, отвечают на вопрос: « Что это?»

  (учитель вывешивает карточку с вопросом).  

Когда мы записываем вопрос,  то в конце всегда ставим           знак.

- Дальше я попрошу выйти к доске двух учеников. Вадик и Ася покажут, как надо правильно задавать вопросы  и как правильно на них отвечать.

(Работа в паре у доски)

III. Динамическая пауза

Учитель: 

Теперь давайте немного отдохнём. И расскажем стихотворение с движениями, в котором тоже будут звучать вопросы.

- За окошком что?

- Зима.

-Что зима нам принесла?

- Снег, мороз, коньки и лыжи,

  Шапки, шубы и шарфы.

- Дети, что наступит скоро?

- Скоро будет Новый год!

-Кто приходит к нам на праздник, кто подарки принесёт?

 Быстро-быстро отвечайте и к работе приступайте.

Учащиеся:

- Дед Мороз и Снегурочка.

Учитель: 

- Молодцы. Весёлая у нас получилась зарядка: зимняя, новогодняя.

(Учитель вывешивает на доску картинку Деда Мороза и Снегурочки)

А как мы спросим, про Деда Мороза и Снегурочку?

Учащиеся:

- Кто это?

Учитель: 

- Правильно. (Вывешивает карточку с вопросом).

- А давайте посмотрим по сторонам,  кого мы видим в классе?

Учащиеся:

 ( один ученик называет имена детей класса, и каждый из них выходит к доске)

Учитель: 

- А теперь давайте  наши гости тоже познакомятся с нами.

Вадик будет задавать вопрос: «Кто это?», а Ася будет знакомить  гостей с учениками нашего класса  и учителем.

Учитель: 

 - Молодцы. Садитесь на свои места.

IV. Обобщение по теме

Учитель: 

- Ребята. Назовите  предметы, про которые мы спрашиваем «Что это?»

Учащиеся: (называют  предметы)

   Учитель: 

 - Правильно. Слова, которые обозначают неживые предметы, вещи, отвечают на вопрос: « Что это?»

А назовите  предметы, про которые мы спрашиваем «Что это?»

Учащиеся:

 (называют название животных, птиц, насекомых и т.д.)

Учитель: 

- Правильно. Слова, которые обозначают  живые существа: людей, животных, насекомых,  птиц, рыб отвечают на вопрос: «Кто это?»

         V. Итог урока.

         Учитель: - Молодцы, очень хорошо работали!  А сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке и посмотрим на экран.

Презентация:

Слайд 1

Тема урока была: «Слова - предметы».

Слайд 2

Мы с вами говорили о том, что все слова, обозначают предметы.

Слайд 3

Слова отвечают на вопросы:  «Кто это?» и «Что это?».

 Слайд 4

          О людях и животных спрашивают:  «Кто это?»

Слайд 5

         О  других предметах спрашивают:  «Что это?»

         (Учитель раздаёт каждому учащемуся памятку-правило)

        Слайд 6

А теперь выполним задание.

Наверху  изображены предметы. Назовите их.

Предметы, которые отвечают на вопрос: «Кто это?», нужно посадить в автобус, а предметы, которые отвечают на вопрос: «Что это?», нужно положить в корзину.

Учащиеся хором задают вопрос, называют предмет и определяют, куда его отправить – в корзинку или в автобус.

         Учитель

Молодцы! За работу на уроке все получаете хорошие оценки, а Вадик и Ася получают пятёрки.

Домашнее задание: повторить правило и выполнить задание по картинке.

(По слайду № 6) .

Раздаточный материал для учащихся

(карточки-памятки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.

Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Слово о здоровье. Обобщение темы «Лексика».

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка в 5 классе, потому что речь идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Повторяя ...

Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»

Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков....

Технологическая карта урока Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урокаТема урока: Слово и его лексическое значение.Класс: 5...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия,  развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,  вербально - логического мышления....

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...