доклад-выступление на МО
статья на тему

Черепанова Наталья Васильевна

     Проект выступления доклада на методическом объединении школы-интерната по теме:"Обучение решению составных задач детей с ЗПР. В процессе решения составных задач учитель развивает у учащихся познавательные УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на МО по теме:

Обучение решению составных задач

     В системе обучения математике на начальном этапе образования составные задачи играют важную роль.

     В соответствии с Государственными стандартами уровень обязательной подготовки учащихся в области решения задач определяется следующими требованиями: понимать значение выражений «всего», «осталось», «поровну», смысл отношений «больше на столько-то единиц», «меньше на столько-то единиц», «больше во столько-то раз», «меньше во столько-то раз» и правильно отражать их в арифметических действиях, решать простые и составные задачи.

     С введением новых стандартов перед каждым учителем встает проблема по подготовке программы развития универсальных учебных действий и ее реализации в учебно-воспитательном процессе.

     На примере обучения учащихся с ЗПР решению текстовых задач мы развиваем познавательные УУД: логические, системно-знаковые, умение моделировать.

     При решении составных задач ученики учатся устанавливать систему связей, т.е. устанавливать несколько связей, выстраивая их в определенном порядке. Процесс решения составных задач не только помогает развивать у детей с ЗПР логическое мышление и речь, но и открывает широкие возможности для обучения производить доступные для учащихся обобщения.

     Важно уже на подготовительной ступени обучению математике знакомить детей с объектами, о которых говорится в задаче (например, о величинах), а также с соответствующими ситуациями, описанными в задаче (например, задачи на движение), организуя специальные наблюдения жизненных ситуаций.

     Вся подготовительная работа сводится к выполнению учащимися с ЗПР специальных упражнений, помогающих усваивать их знание названных связей и ознакомиться с ситуациями, отраженными в задаче.

     Задачи в два действия на сложение и вычитание по степени их сложности можно разделить на три группы:

1 группа: задачи с тремя данными, в которых промежуточное действие и действие, определяемое вопросом задачи, могут быть личными арифметическими действиями.

 2 группа: задачи с двумя данными: действия в промежуточном об основном вопросе различны.

3 группа : задачи с двумя данными и одинаковыми действиями в промежуточном и основном вопросе. Оба действия относятся к одним и тем же предметам.

     Соблюдая один из основных дидактических принципов при изучении нового материала идти от простого к сложному, целесообразно в период знакомства учащихся с ЗПР с решением составных задач последовательно переходить от первой по сложности группы задач ко второй, от второй к третьей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП К РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ включает:

  • устное решение простых задач, содержащих величины и отношения между нами, которые нашли отражение в данной составной задаче;
  • вопросы и задания, связанные с повторением математических понятий и отражений между ними;
  • задачи с недостающими данными, при выполнении которых получается текст составной задачи;
  • серию вопросов к простой задаче, ответить на которые можно в том случае, если дополнить ее условие и тем самым получить текст составной задачи.

На данном этапе учащиеся включаются в продуктивную деятельность.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА СТАДИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ

  • решение пар простых задач;
  • решение задач с двумя вопросами;
  • решение пар простых задач, одна из которых содержит недостающие данные.

Решение простых задач с недостающими данными постепенно подводит учащихся с ЗПР к осознанию тех связей между данными, которые устанавливаются при решении составных задач.

     

     Задачи на движение являются наиболее сложным объектом решения.

     Этапы обучения решению задач на движение:

1 подготовительный этап

Цели:

  • овладение приемом моделирования;
  • уточнение имеющихся представлений о времени и расстоянии, формирование представлений о скорости;
  • осознание взаимосвязи между величинами в процессе решения задач.

      Методические приемы:

  • воспроизведение различного рода движения учащимися;
  • анализ иллюстраций;
  • соотнесение текста задачи и предложенной схемы движения;
  • составление схемы по предложенной задаче с дальнейшим преобразованием;
  • наблюдение за движением транспорта;
  • предметное воспроизведение ситуации.

2 основной этап – обучение решению составных задач на движение

     Методические приемы:

  • решение задач с недостающими данными или с недостающей частью условия;
  • преобразование задач (изменение отношений между данными и искомыми в задаче, изменение частей или данных в задаче);
  • сравнение последовательности составления моделей к задачам на движение, на пропорциональную зависимость к произвольным составным задачам;
  • сравнение логики или последовательности построения рассуждений по задачам различных типов;
  • составление различных моделей, текстов, схем рассуждений по одной и той же задаче на движение;
  • выбор среди предложенных моделей, схем рассуждения тех, что соответствуют данной задаче;
  • воспроизведение или составление текстовых задач по моделям и схемам;
  • анализ неверной модели или схемы с последующим преобразованием.

     Необходимым условием решения составной задачи является умение учащихся с ЗПР «видеть» простые задачи, входящие в составную задачу, и умение решать их.

     Успешному развитию математического мышления школьников способствует поиск ими наиболее простого и краткого, т.е. рационального  способа решения задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии речевого поведения в англоязычной среде (доклад выступления на МО)

В  курсе  «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде» рассматривается проблема осуществления адекватной и эффективной межкультурной коммуникации в процессе общения с носителями...

Доклады, выступления на собраниях

Доклад «Осмысление наследия великих педагогов о воспитании»Доклад "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними"...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...

Презентации к докладу (выступлению)

Творческое объединение "Калейдоскоп" (2013)Моё педагогическое кредо (2015)Образовательная программа "Калейдоскоп" (2015)Введение в образовательную программу (2015)Подбор репертуара...

В помощь учителю английского языка /Доклады выступлений на педагогических советах, конспекты уроков, дополнительный материал/

В разделе "Основная школа" представлен методический матрериал для использования педагогами в учебно - воспитательном процессе. А, именно:Доклады выступлений на педагогических советах, ШМО учителей гум...