Доклады, выступления на собраниях
материал по теме

Мингазова Елена Анатольевна

Доклад «Осмысление наследия великих педагогов о воспитании»

Доклад "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.58 КБ
Microsoft Office document icon doklad_o_pravonarusheniyakh.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Выступление  Мингазовой Е.А на родительском собрании по теме «Осмысление наследия великих педагогов о воспитании»

  Прочитав статью Елены Ивановны Бабиной «Осмысление наследия великих педагогов о воспитании» из сборника «Интеллектуальные диалоги» хочется согласиться с тем положением, в котором автор утверждает, что проблема воспитания в современном мире находится в центре внимания общественности . Я полностью разделяю точку зрения автора, поскольку любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.  

     Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.
Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал.

     Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э).

     Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, которой мы пользуемся и сейчас, стали основой педагогической теории.
    Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны.
   Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд  полноценным воспитательным средством.

Любовь к труду мы прививаем и сейчас своим воспитанникам. На территории школы имеется приусадебный участок, на котором учащиеся в конце учебного года проходят практику.

Можно перечислить много великих имен как  Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский ,Януш Корчак, а также, также педагогов ХХ века Симон Соловейчик, Ша́лва Алекса́ндрович Амонашвили , но нельзя не вспомнить педагогические труды Антона Семеновича Макаренко. Мне всегда помнится его фраза : Наши дети – это будущие отцы и матери. И родители должны вырастить детей прекрасными гражданами, хорошими матерями и отцами. Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наша вина».

А.С. Макаренко–педагог, обогативший русскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приёмами. Особое значение он уделял проблемам семейного воспитания

 О том, как помогают труды  в воспитании детей в семье вас познакомит Меренкова Людмила Васильевна,председатель родительского комитета в 7 классе

 

Антон Семёнович Макаренко, выпустил в 1937 году «Книгу для родителей». Принципы семейного воспитания, изложенные в ней, остаются актуальными даже спустя семьдесят лет. В данной книге нет конкретных решений семейных проблем, как нет и готовых «рецептов семейного воспитания», здесь А.С. Макаренко затрагивает только  вопросы, связанные со структурой семьи как коллектива, то есть такой группы людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем.

.С.Макаренко указывает на репродуктивную функцию семьи ,которая состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создаёт благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребёнок, всё это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребёнка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребёнком». В наше время, когда численность населения постоянно сокращается, эти слова звучат как нельзя более актуально.

Следующая функция семьи – экономическая или хозяйственно-бытовая. Большое значение здесь имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и её общение с окружающими, уровень культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними обязанностей. В задачу родителей входит научить ребёнка не только пользоваться деньгами, но и уважать труд человека, зарабатывающего эти деньги; отличать то, что заработали его родители, от того, что заслужил он сам.. Это относится одинаково и к семьям с достатком и к семьям с недостатком».

Следующей функцией семьи Макаренко называет первичный социальный контроль, он затрагивает «целый круг вопросов: это вопросы об авторитете, дисциплине и свободе в семейном коллективе. В настоящее время отношения детей и родителей стали сложнее и проблематичнее. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Нередко получив более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить часть свободного времени вне семьи. Это время наполнено занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда одобренными их родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает — на смену ему должны приходить авторитет личности родителей. И дисциплина в данном случае становится не средством, а результатом воспитательного процесса.

    Хочется пожелать  родителям, чтобы в своей ссоре, в своём расхождении они больше думали о детях. Все несогласия можно разрешить более деликатно, а неприязнь скрыть. Если родители любят своих детей по-настоящему, и хотят воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение».

Макаренко утверждал:. «В некоторых семьях просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что всё само получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определённой программы. В этом случае и результаты будут всегда случайны, и часто родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети! Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, кого они хотят воспитать? Надо отдавать себе ясный отчёт относительно своих собственных родительских желаний.

Пути воспитания очень просты: не лгите сами, не изворачивайтесь, не хитрите. Глядя на вас, ваш сын или дочь тоже не будут хитрыми, лживыми. Советуем родителям не наказывать детей по мелкому поводу, а бывает, не разобравшись и без повода, чтобы не воспитать в нём жёсткого, трусливого человека. Ведь вырастая, ребёнок может мстить, быть изворотливым. Лучше чаще с ним беседуйте, приводите больше разных поучительных примеров.

Повышайте у детей нравственный иммунитет! Вырабатывайте и закаляйте силу воли и умение использовать её. Приобщайте детей к хорошим, добрым фильмам, книгам, искусству. Учите любить природу и защищать её.  Учите детей трудиться. Прививайте детям благородные чувства, мысли. Включайте ребёнка в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.

Это основные положения педагогики во все времена



Предварительный просмотр:

Доклад

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Вопрос детской безнадзорности отражает одну из самых тревожных проблем нашей жизни. Количество безнадзорных подростков с каждым годом увеличивается в масштабах. Сегодня в России 4 000000 безнадзорных детей; 6 000 подростков - преступников; 573 000 детей-сирот.

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как в этот период происходит взросление ребенка. В этом отношении младший подростковый возраст можно считать полувозрастным, т.е. детство уже ушло, но физическая, психическая и эмоциональная зрелость еще не наступила.

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем - как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе, как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком.

Необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности.

Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует эти понятия так: «безнадзорный» – лишенный надзора, «беспризорный» –  бездомный, живущий на улице

Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних»; как видим, четкого разграничения понятий нет

Из условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение

В числе существенных факторов следует выделить следующие кризисные явления в семье:

  • рост числа разводов и количества неполных семей;
  • асоциальный образ жизни ряда семей, что, в свою очередь, стимулирует развитие аналогичных процессов и в детской среде;
  • падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей;
  • нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;
  • распространение жестокого обращения с детьми в семьях, интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

       Действительно, сегодня одной из причин роста детской безнадзорности является катастрофическая бедность большого числа россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами. Однако, как замечают представители, как правоохранительных органов, так и социальных служб, и материальное благополучие семьи не всегда гарантирует ребенку безоблачное будущее.

              В последнее время, по словам сотрудника МВД, все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей.  Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети – сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки – это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся. Среди таких детей немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание

Обобщая вышесказанное, можно следующие причины безнадзорности:

  • социально-экономические (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
  • социально-педагогические (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
  • социально-психологические(эмоциально-конфликтные отношения супругов, родителей, детей, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий общеобразовательный уровень);
  • психолого-педагогические (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

Таковы в общих чертах причины детской безнадзорности в современной России.

Профилактическая работа ориентирована на:

  • работу с подростками;
  • работа с родителями;

Задачи профилактической работы:

1. Выявить детей и подростков, склонных к асоциальному поведению.

2. Выработать у детей устойчивую психологическую защиту от различных

негативных явлений общества путём развития системы ценностей.

3. Проводить  профилактические мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений  совместно с учреждениями дополнительного образования.

4. Выработать определенные поведенческие навыки, облегчающие следование по пути здорового образа жизни.

5. Привлечь специалистов  к просветительской работе с учащимися и родителями.

6. Совместное сотрудничество педагогов, старшеклассников и родителей в работе по профилактике вредных привычек.

7. Повысить правовые знания учащихся, родителей и педагогов.

 Формы и способы реализации профилактической работы:

1. Консультации и беседы с учащимися и родителями, педагогами;

2. Тематические классные часы, уроки, акции, внеклассные мероприятия;

3. Беседы со специалистами (медиками, юристами) и администрацией;

4. Спортивные мероприятия;

5. Работа совета профилактики, совета школы, попечительского совета;

6. Привлечение учреждений дополнительного образования;

 Содержание профилактической работы:

1. Выявление учащихся группы риска:

- изучение личных дел учащихся

- составление социальной карты класса

- определение детей группы риска

2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей:

- наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий.

- тесты личностных особенностей.

3. Проведение педагогического консилиума по классам, требующим особого внимания.

4. Работа с детьми с девиантным поведением и подростками:

- постоянное наблюдение и оказание своевременной посильной помощи

- систематическая работа с детьми, стоящими на учете

- участие в работе КДН

- оформление документов для дальнейшего обучения в вечерней школе, училище.

5. Профилактическая работа с подростками: направление для психологического консультирования в специализированные центры; направление в тренинговые группы (коррекционные); цикл бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр).

6. Оказание консультационной помощи ребенку в семье:

- через обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, неполных, малообеспеченных, с асоциальным поведением.

- индивидуально-консультативная помощь родителям.

- проведение классных и общешкольных родительских собраний.

7. Содействие формированию благоприятного климата:

- информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей, педсоветах, МО классных руководителей

- анализ работы с детьми группы риска на МО, педсоветах

- роль защитника интересов в разрешении конфликтов

- пропаганда знаний о правах ребенка (во время проведения дней правовых знаний)

8. Координация различных видов социально ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив

9.     Защита и охрана прав детей:

- через выявление статуса ребенка по запросам в различные социальные институты.

- участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка.

На сегодняшний день на внутришкольном контроле состоят 3семьи. 

    Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений проводится педагогическим коллективом школы, как в массовом, так и в индивидуальном порядке. В школе  разработан цикл классных часов для обучающихся всех ступеней ОУ, индивидуальные планы работы с обучающимися группы риска, работа с родителями.

        Основную работу в данном направлении осуществляют классные руководители. Проводятся  классные часы по нравственно – правовой тематике.(«Мои интересы», «Права и обязанности школьников», «Поведение в общественных местах», « Разберись в самом себе – сделай правильный выбор», «Сопротивление давлению со стороны. Умение сказать - «Нет!», «Я и политика», «Гражданином быть обязан», «Преступление и наказание», «Мои права, права других людей, мои обязанности», «Что я знаю о праве», « Права человека», «Что мы знаем о Конституции» и др.)

В ходе дискуссий, обменов мнениями, рассматривались реальные жизненные ситуации, газетные статьи, анализ проведенных мероприятий показывает , что учащиеся знают свои права и обязанности, основные статьи Конституции, умеют высказать свою точку зрения, сделать правильный выбор.

     В школе  проводится изучение воспитанности учащихся и ее динамика, что позволяет своевременно выявить трудновоспитуемость, ее причины   и спланировать индивидуальную работу с ребенком.

        В школе есть учащихся систематически пропускающие занятия без уважительной причины. Текущая работа, беседы, вызов родителей, привлечение к общественной жизни класса и школы, посещаемость, успеваемость, проводится классными руководителями, которые несут ответственность за индивидуальную работу с детьми «группы риска».

 В школе работает Совет по профилаке обучающихся. На заседаниях рассматривались вопросы организации занятости детей в свободное время, спортивно- оздоровительная работа, информация о состоянии здоровья обучающихся , итоги работы с социально-неблагополучными семьями, обучающимися «группы риска». Вызывались и проведены индивидуальные беседы с родителями и обучающимися.

 Вопросам профилактики трудновоспитуемости, работе с детьми «группы риска», неблагополучными семьями уделяется должное внимание на МО классных руководителей: в декабре запланирован доклад «Деятельность классного руководителя
по духовно – нравственному воспитанию»/Антонова Л.В./ и

Классный час в 9 классе:«Все начинается с семьи» (проектирую будущее). Познавательно-ролевая викторина для старшеклассников./Антонова Л.В./.

В феврале доклад: «Особенности организации системы физкультурно-оздоровительной работы в школе» /Модлина Т.А./ и

классный час в 5 классе  «Игры старших поколений» (Веселые старты).

В мае- классный час в 8 классе  «Ради жизни на Земле» (Литературно- музыкальная композиция) /Меренкова Л.В

Несмотря на положительные моменты  в профилактической работе с обучающимися , на сегодняшний день можно выделить ряд существенных проблем:

- одной из основных проблем является общий кризис нравственности, отсутствие целостной системы идеологии в современном российском обществе;

- увеличение потока ненужной информации в СМИ, которая отрицательно влияет на подрастающее поколение;

- воспитательные функции семьи в настоящее время ослаблены, низка педагогическая культура родителей;

- растёт количество несовершеннолетних  курящих и употребляющих алкогольные напитки

Памятка для родителей

по предупреждению детской агрессивности

        1.  Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

        2.  Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний,

             не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

        3.  Не ставьте своему  ребенку  каких бы то ни было условий.

        4.  Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

        5.  Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

        6.  Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку

             в угоду чему-либо.

        7.  Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

        8.  Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

        9.  Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

      10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!

            Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии речевого поведения в англоязычной среде (доклад выступления на МО)

В  курсе  «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде» рассматривается проблема осуществления адекватной и эффективной межкультурной коммуникации в процессе общения с носителями...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...

Доклад для родительского собрания (презентация к докладу в разделе видео)

Кондиционная физическая подготовленность, как основной показатель физического здоровья...

Доклад-выступление классного руководителя на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки».

Доклад-выступление классного руководителя  на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки». Данное выступление раскрывает проблемы семейного воспитания....

Выступление на собрание ШМО учителей художественно-эстетического цикла тема выступления: Применение интегрированных технологий на уроках ИЗО

Применение интегрированных технологий на уроках изобразительного искусства.Повсеместно на уроках широко используются межпредметные связи. Но они воспринимаются учениками как дополнение и расширение те...