Роль учителя в выстраивании ИОМ обучающихся при инклюзивном образовании.
статья на тему

Смольянинова Элла Петровна

Статья была напечатана ранее в сборнике заочной Всероссийской  научно-практической конференции "Эффективные модели обучения и инновационные технологии как средство достижения высокого качества образования по предметам филологического цикла в условиях перехода на ФГОС второго поколения" (ВОИПКиПРО 15-25 декабря 2013 года)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Смольянинова Э.П.

МБОУ СОШ №30 г. Воронеж

Роль учителя в выстраивании ИОМ обучающихся при инклюзивном образовании.

   Инклюзивное образование стало ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особенными образовательными потребностями, с признанием за ними права на предоставление равных с другими права на предоставление равных с другими возможностей в разных сферах жизни, включая образование.

   Успешная работа множества экспериментальных площадок по внедрению инклюзивного образования уже показывает первые достижения. Разрабатываются нормативные документы, обеспечивается научно-методологическое сопровождение, определяются требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, создаются рекомендации для работников всех уровней  по организации обучения «особых» детей.

   Планируя работу по обучению ребенка с ОВЗ, выделяют несколько необходимых документов, среди которых значительное место занимает  Индивидуальный образовательный маршрут.

    ИОМ – это документ, отражающий движение с целью реализации индивидуальных особенностей развития в образовательном пространстве, созданном с учетом потребностей ребенка с ОВЗ в условиях психолого-педагогического сопровождения. Выбор ИОМ зависит от многих факторов: возраста обучающегося, состояния его здоровья,  уровня подготовленности к восприятию учебного материала. Необходимо учитывать также возможности ОУ обеспечить удовлетворение особенных образовательных потребностей, желание семьи взаимодействовать с педагогическим коллективом.

   Составление ИОМ происходит после освидетельствования ребенка на ПМПК и определения проблемы в его развитии, разработки системы мер по лечению общего заболевания и общему развитию, а также получения необходимых рекомендаций по определению вида обучения: общеобразовательная школа (инклюзивное обучение или интегрированное) или специальное коррекционное учреждение. При наличии учитывается индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида в части социальной реабилитации: социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

   Однако на практике эта структурная часть проектирования ИОМ часто опускается: родители вправе не воспользоваться рекомендациями, не показать ИПР, не сказать об особенностях развития. В случае отсутствия рекомендаций ПМПК, ИОМ составляется на основе наблюдений учителей-предметников, по результатам предшествующего обучения с целью устранения противоречий между требованиями программы и возможностями ребенка.

   При составлении ИОМ происходит определение того круга основных и дополнительных программ, который необходим ребенку, а также преобладание методов и технологий, возможных для использования педагогами.

   Для целесообразности выбора приемов работы необходимо разделить ограниченные физические и ограниченные умственные возможности, поскольку именно последние требуют более тщательного подбора форм работы. И именно здесь начинается зона повышенной ответственности каждого педагога-предметника, обязанного спланировать свою деятельность в соответствии с возможностями школьника: выбрать доступное содержание, подобрать различные пособия, разнообразить виды деятельности, определить необходимый (или доступный) уровень усвоения учебного материала.

   Законодательная база для обучения «особенных» детей в  общеобразовательных школах еще не разработана в полной мере, особенно в части оценивания результатов работы. Поэтому педагоги пока не могут изменить нормы оценок, как это делается в  олигофренопедагогике, использовать альтернативные формы контроля. Тем не менее обучать детей с ОВЗ приходится уже сейчас, а поэтому возникает необходимость использовать весь арсенал технологий и методов, предлагаемых инновационной педагогикой.

   Одним из хорошо зарекомендовавших себя является метод Т.Я.Фроловой «Преодоление психологической интерференции при формировании навыков грамотного письма». Этот метод, запатентованный Международным центром педагогических изобретательств, позволяет делать материал доступным для учащихся с разными типами мышления, упростить процесс изучения орфографии в 6 раз за счет разгрузки логической памяти. Педагогический эффект, достигаемый при использовании метода, простирается не только на область филологии, но и психологи, и валеологии.

   При лучших по сравнению с традиционной формой обучения результатах на каждый учебный год выделяется семь орфографических тем, а всего 12 вместо 72. Это создает ситуацию достижения успеха. Для детей с ОВЗ очень важно, что обобщенные правила подстрахованы системой мнемотехнических приемов, обеспечивающих долговременное запоминание (или в острых случаях хотя бы узнавание на последующих занятиях), даны вспомогательные приемы самоконтроля. Устойчивый результат обеспечивает работа сразу трех видов памяти: логической, зрительной, речедвигательной (кинестезии). Применяя данную методику, учитель имеет возможность уменьшать объем заданий за счет оптимизации процесса, опустить изучение многих грамматических категорий без ущерба для конечного результата, то есть значительно облегчить для учащихся изучение русского языка, сберечь энергию и не допустить переутомления при огромной трудоемкости урока. Этот метод имеет широкий спектр применения: он эффективен и в интегрированных классах коррекции, и при инклюзивном обучении, и в обычных классах.

   Используемая в рамках этого метода алгоритмизация правил также работает на решение большой задачи – успешного освоения программы по русскому языку ребенком с ОВЗ. Снижение объема памяти, личностная незрелость, нарушение познавательной деятельности, отсутствие самостоятельности, недостаточная целенаправленность таких детей требуют постоянной наглядности и четких инструкций к действию. Даже предельно простые, двух-трехшаговые алгоритмы в обязательном порядке записываются в тетрадь учащихся с ОВЗ.

   Необходимую наглядность обеспечивают также так называемые индивидуальные листы обучения – своего рода короткий план-конспект каждого урока изучения нового, пошаговая инструкция. Они готовятся заранее, содержат ряд последовательно выстроенных вопросов по теме и открытые поля для записи ответов в ходе изучения. ИЛО остается наглядным доказательством работы и служит своего рода ассистивной технологией, поскольку помогает в выполнении домашнего задания, а порой служит единственной возможностью для детей с ОВЗ восстановить ход рассуждений в работе. В силу особенности их восприятия тексты в ИЛО набираются крупным шрифтом, заголовки или ключевые моменты выделяются цветным фоном.

Это помогает в некоторой степени преодолеть повышенную отвлекаемость, неспособность сосредоточиться на предмете.

   Несомненным преимуществом использования в работе педагога обладают ТСО И ИКТ. Кроме выполнения функций основных, адресованных всем учащимся, они решают и узкоспециализированные: позволяют дифференцировать задания, повышают активность, помогают сосредоточиться,  акцентировать внимание на определенной информации с помощью выделения, иллюстрирования. Использование ТСО и ИКТ является одним из способов чередования видов деятельности, регулирования  интенсивности нагрузки.

   В некоторых случаях ТСО становится  единственно возможным средством подачи  материала. Например, звукозапись. Дети с ОВЗ читают медленно, в основном механически, монотонно, не соблюдая знаков препинания, часто не понимая смысла прочитанного, поэтому знакомство с объемными текстами школьной программы целесообразно проводить на примере художественного чтения с помощью фонохрестоматии. А работа непосредственно с текстом становится фрагментарной, выборочной, а значит, гораздо меньшей по объему. Особое значение приобретает и просмотр фильмов с последующим обсуждением и частичным обращением к тексту-оригиналу.

    Значительно уменьшить объем материала для изучения, что является непременным условием, позволяют задания тестового характера. В этом случае ребенку приходится только вставлять по одной букве или ставить знак препинания обязательно в однотипные  слова и предложения соответственно. Часто предварять подобную работу приходится неоднократным дополнительным объяснением, выполнением задания учителем для образца рассуждений. Самостоятельная работа ученика непременно поддерживается наглядным алгоритмом работы. Задания тестового характера одинаково целесообразны и на этапе закрепления знаний, и для повторения материала, и как одна из форм контроля.

   Третий этап проектирования ИОМ – мониторинг и корректировка. Здесь также продолжает работать целый коллектив специалистов при непосредственном участии педагога- предметника. Тщательный анализ деятельности, соответствие поставленных задач и полученных результатов должны привести к разумной корректировке и постановке новых целей в инклюзивном обучении ребенка с ОВЗ.

   И выбор методов при составлении ОИМ, и выбор путей преодоления затруднений в части обучения предмету, и организация урочной и внеурочной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется учителем самостоятельно. Эта работа может быть выполнена грамотно только при условии правильной профессиональной интерпретации данных, при условии постоянного поиска новых форм и технологий, непрерывного изучения личности ребенка.

   Большую помощь в повышении профессиональной компетенции учителя играют научно-практические семинары, проводимые с целью обмена опытом работы в условиях инклюзии детей с ОВЗ  в общеобразовательные массовые школы. Семинар с участием международного эксперта инклюзивного образования Романовой Е.М. «Организационно-управленческие основы инклюзивного образования. Инклюзивное образование в общеобразовательном пространстве» был проведен 5 февраля 2013 года в МБОУ СОШ № 30 ВРООИ «Искра надежды» при поддержке Отдела образования Левобережного района Управления образования администрации городского округа города Воронежа и Ресурсного центра поддержки инклюзивного образования Воронежского государственного педагогического университета.

Список используемой литературы

1. Организационно-управленческие основы инклюзивного образования. Инклюзивное образование в общеобразовательном пространстве.:Материалынаучно-практического семинара (5 февраля 2013, Воронеж.

2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии:

Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва)/ Моск.гор. психол.-пед. университет; Редкол.:С.В.Алехина и др.-М.:МГППУ, 2011-244с.

3. Фролова Т. Я. Минуя рифы русской орфографии. Симферополь: Таврида, 1994. 96 с.

4.  Фролова Т. Я. Грамотность за 12 занятий. Русский язык. Симферополь: Таврида, 2004. 64 с.

5.    Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. 2-е изд., доп. Симферополь: Таврида, 2004. 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

материал, раскрывающий значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....

Роль Управляющего совета в условиях инклюзивного образования

Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивномобразовательном пространстве ОУ» предназначен для решения сложной проблемы обученияи социали...

Роль учителя музыки в воспитании обучающихся

Выступление на родительском собрании собрание...

Роль учителя-дефектолога во внедрении обучающихся с рас (интеллектуальными нарушениями) в образовательный процесс.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов в последнее время отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра.Организация коррекцио...