Роль учителя музыки в воспитании обучающихся
материал

Трушова Надежда Евгеньевна

Выступление на родительском собрании собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_zadacha_uchitelya_muzyki.docx15.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Выступление на родительском собрании собрание.

            Одна из важных задач учителя музыки - воспитание души. «Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»

             Считаю, что главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

                  В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому, я убеждена в том, что учитель музыки в школе должен стремиться к тому, чтобы уроки музыки стали основой духовно-нравственного воспитания личности.

             Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.

              На своих уроках стремлюсь к тому, чтобы школьники научились ориентироваться в мире музыки, прививаю им музыкальный вкус, приобщаю к высшим духовным ценностям, учу познавать мир и формирую образ мира средствами искусства, помогаю детям в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. стараюсь Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

            Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной.  Сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии, что является важным и актуальным в наше время рациональности и практичности.  

             Наиболее ярко духовное воспитание отражено в программе по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.  Ученики начинают своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.

                 На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Программа по предмету «Музыка» уже в начальной школе имеет семь разделов: «Музыка и ты», «Россия – Родина моя». «День полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

              Уже в первом классе учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями дети знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Учащиеся 5-7 классов выполняют творческие проекты, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развитию креативности, исследовательских умений.

                Большое внимание на уроках музыки уделяю формированию уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Важные нравственные постулаты на роках музыки закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся.

 На своих занятиях знакомлю учащихся с биографиями русских композиторов, исполнителей. Стараюсь показать взаимосвязь музыкального искусства разных народов и подчеркиваю древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.  Таким образом, уроки музыки воспитывают в детях такие важные качества личности как гражданственность и патриотизм.

             Особенно ценными, в этом отношении являются произведения великих русских композиторов: Глинки, Прокофьева, Бородина, Мусоргского, Чайковского и других.  Особое внимание уделяю «Гимну РФ» композитора Александрова.

               Духовно-нравственное воспитание продолжается не только в рамках образовательного процесса, но и вне школы. Ежегодно обучающиеся нашей школы участвуют в региональном музыкальном конкурсе «Я вхожу в мир искусства», «Песни победы», мероприятия, посвящённые праздникам Светлого воскресения Христова, Рождества, участие в классных часах и т. д.  

                 В заключение хочу сказать, что духовное, нравственное развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека, и решить все задачи этого направления не в наших силах, но именно современная школа и уроки музыки на сегодняшний день призвана дать человеку основные духовно- нравственные   ориентиры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад о роли учителя музыки в становлении творческой личности (музыканта)

Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода....

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника

В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям....

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Доклад "Роль учителя музыки в формировании человеческих чувств"

Доклад "Роль учителя музыки в формировании человеческих чувств"...

Учебно-методическое пособие "Исполнительская деятельность концертмейстера и ее роль в приобретении профессиональных компетенций учителя музыки в классе «Аккомпанемент»

Методические рекомендации раскрывают практические возможности использования их в формировании специальных профессиональных компетенций будущего учителя музыки.Рекомендовано для студентов музыкального ...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...