Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника
статья по музыке на тему

Бельтюкова Галина Викторовна

В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника.

(Из опыта работы)

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры! Целый океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества заключен в творениях музыкальной классики.

Но нас не может не тревожить что в этом необъятном море звуков слишком много плохой музыки, музыки дурного вкуса, в которой господствует легкая бездумная развлекательность, музыки, лишенной таланта и мастерства, зачастую пошлой и даже безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет, прислушивается он к этой музыке или нет – она оказывает на него свое влияние.

В наше время проблема развития духовной культуры человека и общества стала чрезвычайно актуальной. Происходит духовное обнищание народа, упадок морали. На учителях школы лежит большая моральная и профессиональная ответственность.

Часто преподаватель музыки является первым человеком, который вводит ребенка в мир прекрасного, в мир музыкальной культуры, помогает разобраться калейдоскопе звуков. Если педагоги – музыканты, особенно педагоги, отвечающие за музыкальное воспитание детей, упустят возможность направлять музыкальную деятельность своих воспитанников через творчество к восприятию и пониманию музыкальных культурных традиций, то их работа окажется бесплодной.

С древних времен воспитанию музыкой предавали большое значение. Об этом свидетельствуют легенды, сказки и другие памятники культуры. Вне эстетического, художественного музыкального воспитания, нельзя сформировать гармонично развитую, духовно богатую личность.

Учитель – главный дирижёр в классе. Все зависит от него. Урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство. Как один из примеров представляю урок 3 – го класса 4 четверти. На этом уроке используется очень разнообразный музыкальный материал:

  1. Фрагмент из 6 симфонии П.И. Чайковского.
  2. «Пастушья песня» (французская народная песенка).
  3. «Песня Сольвейг» Эдварда Грига.
  4. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Все объединяется одной темой «Построение (форма) музыки». Казалось бы, сухой теоретический материал. Но раскрытие темы проходит через все виды и формы деятельности на уроке. На первом месте стоит образ человека, его переживания, настроение, состояние.

«Пастушья песня» - светлое радостное настроение человека ничего не омрачает (одночастное построение музыки).

«Песня Сольвейг» - девушка по имени Сольвейг столько лет ждала своего любимого. Сколько чувств, переживаний в душе этого человека? Глубокое грустное раздумье, страдание, а так же светлая надежда и любовь. Как композитору выразить это состояние?

«Ария Ивана Сусанина». Подвиг, который совершил этот человек ради спасения Родины – это высшее проявление красоты человеческого духа.

I ч. – мужество, героизм, воля, благородство.

II ч. – тревога, волнение.

III ч.- уверенность в правильности принятия решения.

Есть мнение, что по системе Кабалевского дети мало поют, что мало вокально – хоровой работы. Здесь просто иной подход. Например, на этом уроке разучивается «Песня Сольвейг», мелодия «Арии Ивана Сусанина» тоже звучит в вокальном исполнении. Казалось бы очень трудный материал для третьеклассников. Но надо видеть глаза детей, как старательно, проникновенно они выводят вокальную строчку. По иному (даже интонационно чище) начинает звучать мелодия, когда затронута ниточка души ребенка, когда он сопереживает, начинает чувствовать состояние человека, переданного музыкой.

Каждый урок имеет большое воспитательное значение. Высокое эстетическое начало заложено в самой программе. Задача учителя «достучаться» до каждого ученика, взрастить в нем семена добра и красоты. Музыка есть любовь во всем многообразии ее проявления: любовь к Родине, матери, природе, другу, любимому. Любовь требует огромного напряжения всех человеческих сил, музыка тоже. Это самое высокое проявление творческих сил человека, его нравственного начала. Без глубокого переживания музыки нет настоящего поиска истины, нет стремлений к идеалу, который так необходим подрастающему поколению.

Урок, посвященный теме «Родины – матери», я провожу в 5 – ом классе. В начале урока звучит песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина». Рассуждая с ребятами на поставленный в начале песни вопрос приходим к выводу, что для каждого человека Родина начинается по-своему.  Так же на уроке мы рассматриваем репродукцию картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». Звучат стихи:

                                                                 «Она идет, хвале внимая

                                               Благим покрытая смиреньем,

                                                                  Как бы небесное виденье

                                                                  Собою на земле являя…»

                                                                                         Данте

Трудно оторвать глаз от картины. Хочется слышать беспрерывно льющуюся мелодию. Звучит «Ave Maria» Ф. Шуберта.

Музыка полная большой внутренней силы, - торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской доброте и благородству. Изобразительное искусство и искусство музыкальное, каждое своими средствами: мягкими линиями, светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.

3 класс. Тема «Песенность, танцевальность, маршевость». На этом уроке ученикам предлагается послушать две прелюдии Ф. Шопена. Я говорю детям о том, что из прошлого к нам пришли два музыкальных письма. (Прелюдия №7, Прелюдия №20). Человека давно уже нет. О чем же он хотел рассказать, поведать? Зачитываю письмо Ф. Шопена:

   «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена,

   что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?..

   Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки,

   вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина!... и т.д.»

Ответы детей поражают своей искренностью и глубиной. В Прелюдии №7 они слышат не только песенно – танцевальный характер, а светлое, наполненное легкой грустью воспоминание. А в Прелюдии №20 – траурные мрачные интонации, страдание человека, его скорбь.

Это же письмо еще раз я вспоминаю уже в 7 –ом классе. Тема «Музыкальная драматургия». И снова затрагивается тема любви к Родине, переживание, боль за ее нелегкую судьбу. На этом уроке «Полонез» Огиньского (композитора, который все свои стремления, силы отдает во благо Родины).

В настоящее время вопрос воспитания патриотизма встает очень остро. И, конечно же, уроки музыки дают реализацию в выполнении этих задач. Привожу только несколько примеров из огромного списка предлагаемого музыкального репертуара: Ария Ивана Сусанина и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, Ария Кутузова из оперы «Война и мир» С. Прокофьева, «Рассвет на Москве – реке» М. Мусоргского, музыка С. Рахманинова и П.И. Чайковского, симфония №7 «Лениградская» Д. Шостаковича и многое другое. Песенный репертуар: «Моя Россия» Г. Струве, «Наш край» Д. Кабалевского, «Баллада о солдате» Соловьева – Седова, «Дороги» Новикова, «День победы» Тухманова и т.д.

4 класс 1 – ое полугодие полностью посвящено теме «Музыка моего народа». Часто продолжением уроков является внеклассная работа. Это концерты на родительском собрании, уроки – концерты в конце года, конкурсы инсценированной песни. Как итог изучения темы для родителей и гостей проводится «Праздник русской песни».

Музыка – это урок жизни, играющий огромную воспитательную роль. Уроки музыки облагораживают детей, воспитывают в них духовность, нравственность. На уроках музыки учащиеся учатся понимать, чувствовать музыку, вслушиваться, размышлять о чувствах человека. Музыка, отражая жизнь, учит различать плохое и хорошее через прекрасное. Разговаривая об этом с детьми, нельзя сфальшивить, нельзя лицемерить – сразу все поймут. Если дети доверяют учителю, то и воспринимают то, что он им хочет сказать. Если в человеке воспитать способность слушать и слышать, тогда есть надежда, что он услышит не только музыку, но и другого человека, сможет сопереживать, сострадать другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы православных святых и их роль в формировании духовной культуры школьника

Как можно использовать образы православных святых на уроках русского языка и литературы....

Роль гражданской позиции педагога в формировании экологической культуры школьников.

Материалы выступления в Государственной Думе РФ на заседании высшего Экологического Совета на тему: "Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образо...

"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"

проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования. Объект исследования:  духовно-нравственная сфера обучающихся. Предме...

Методические компетенции учителя музыки в процессе формирования певческой культуры учащихся

Формирование певческого голоса обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе однв из важных задач учителя. Что нужно знать учителю о природе детского голоса. Как игровые упражнения помогают...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Моя педагогическая деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации внеурочной деятельности. Таким образом, школьники не просто расширяют и у...

Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников.

     Приоритетное место в стратегических направлениях модернизации российского образования отводится метапредметным компетентностям учащихся, которые обеспечивают успешную социал...