Методические компетенции учителя музыки в процессе формирования певческой культуры учащихся
статья по музыке

Формирование певческого голоса обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе однв из важных задач учителя. Что нужно знать учителю о природе детского голоса. Как игровые упражнения помогают снять мышечные зажимы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_kompetentsii_uchitelya_muzyki.doc28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Методические компетенции учителя музыки в процессе формирования певческой культуры учащихся

Современный этап развития образования стимулирует педагогов искать новые пути и способы решения творческих проблем в своей профессиональной деятельности. Каждый учитель, а тем более учитель музыки, соединяет в себе несколько «ролей». Учитель на уроке и режиссер, и сценарист, и актер, ученый-исследователь, а порой даже и пророк. Конечно же, в полной мере реализовать все эти роли, а значит, добиться запланированного результата своей деятельности, учителю помогает способность и готовность к профессиональной деятельности — компетенции, которые в процессе этой самой деятельности приобретают качества компетентности.

В широком перечне профессиональных компетентностей хочется обратиться сегодня к проблеме формирования методических компетентностей, к которым относится знания и владение широким перечнем педагогических технологий: технология развития процессов восприятия, технология детского музицирования, технологии арт-терапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения, технология развития певческой культуры и другие. Каждая из перечисленных технологий интересна и необходима, но сегодня мне хочется остановиться на технологии развития певческой культуры. Умение правильно петь, пусть и не обладая большим голосом с ярким вокальным тембром, уже само по себе повышает самооценку личности, способствует снятию психо-эмоционального напряжения.

Что мы понимает под «певческой культурой», какие ее качества мы формируем и развиваем на своих уроках? Определение «певческая культура» довольно обширно. В работе Фроловой Е.М. «Певческая культура и развитие творческого мышления будущего учителя музыки» встретим такое определение: «певческая культура как часть духовной культуры общества». Также этот термин мы часто заменяем словосочетанием «вокальная культура», «вокальное искусство». Центральным понятием певческой культуры является «пение». Хочется вспомнить слова Стендаля, в которых, по моему мнению, соединились все научные исследования феномена «пение»: « Пение есть истина, изливающаяся из сердца».

Процесс пения, образно говоря, стоит на трех «китах»: дыхание, свобода и резонаторы. Формируя и развивая певческую, вокальную культуру на уроках музыки, во внеурочной деятельности, мы как раз и работаем над этими певческими аспектами.

Введение ребенка в мир искусства, знакомство его с традициями отечественной певческой культуры, не отрываясь при этом от ведущей деятельности, соответствующей возрасту (игра, общение) под силу педагогу самому владеющему не только современными методиками, но и качественными характеристиками профессиональной деятельности музыканта. Иными словами, добиваясь от юных участников хора полетности звука, ясной артикуляции и качественного дыхания, педагог должен владеть этими навыками и понимать физиологические особенности их формирования. Теоретические знания мы все получали, когда только готовились вступить на педагогическое поприще. Музыкальная педагогика сегодня предоставляет педагогам необходимые теоретические знания, ориентиры для изучения творческого и методического наследия ученых, музыкантов, педагогов, композиторов, методистов зарубежных стран и России (Ж.Далькроз, З.Кодаи, К.Орф, Б.Асафьев, Б.Яворский, Д.Кабалевский и др.). И это очень важно — еще и еще раз возвращаться к изучению этого богатейшего наследия. Но время не стоит на месте. Развивается и представление о формировании слуха и голоса, появились новые методики (Ю.Б.Алиев, В.В.Емельянов, Г.С.Струве и др). И нам, педагогам, жизненно необходимо не просто прочитать о новых методиках, а буквально окунуться в них, испробовать все на себе.

У каждого хормейстера (учителя музыки) за время работы формируется собственный портфель методических технологий. Но всегда интересно посмотреть и поучиться у своих коллег каким-то приемам, техникам. Совсем недавно в Москве прошел форум «Хорэкспо», в работе которого принимали участие ведущие хоровые дирижеры, педагоги из России, Белоруси, Италии и Испании. В течение четырех дней участники форума изучали опыт работы дирижеров, работающих с самыми разными хорами: детскими, женскими, смешанными, учебными, профессиональными, любительскими, школьными. Но самым ценным было то, что слушатели сами стали исполнителями. Это была настоящая проверка компетенций и компетентностей.

Сегодня я хочу поделиться с Вами теми приемами, которые я использую в своей работе. Конечно, я, возможно, не скажу чего-то совсем необыкновенного. Но иногда полезно просто вспомнить то, что знали, но из-за большой занятости оставили пока без внимания.

Легкий, яркий звук хора безусловно начинается с правильного дыхания. Итальянцы говорят : «певец берет воздух, а отдает звук». Научить детей делать короткий вдох в пояс не просто. Предлагаю использовать некоторые упражнения Стрельниковой.

  1. Короткий вдох носом, одновременно делаем повороты с легким приседанием и сжиманием кулаков, как будто захватываем воздух.
  2. Наклон вниз — вдох; выпрямляемся — выдох.
  3. Неглубокие приседания с одновременным закрытием одной ноздри.
  4. Энергичные движения руками, как бы сжимая грудную клетку — вдох. Внимание на выдохе не фиксируем.

Вместе с дыханием полезно подключать ощущение опоры. Выдох со звуком «ф», при этом внимание на вдохе не фиксируем.

Правильное певческое дыхание — залог чистого, яркого звучания. Но дыхание еще и важнейший физиологический процесс, в результате которого в кровь поступает кислород, улучшается сердечная деятельность и работа головного мозга. Поэтому этот здоровье сберегающий аспект обучения пению сложно переоценить. Фактически наши уроки, уроки музыки, также важны для сохранения здоровья школьников, как и уроки физкультуры, только освобождений от наших уроков, т. е. Противопоказаний для занятий, нет.

После дыхательной гимнастики переходим к «прогуживанию» всего тела, своего музыкального инструмента. Задача этого упражнения — снять возможное напряжение, зажимы в области шеи, плеч, ног и рук. А также важно рассказать детям, что в процессе пения участвует весь организм, не только голосовые связки.

 Весь класс — хор с закрытым ртом исполняет (гудит) один звук (ми-соль). При этом делаем поглаживающие и похлопывающие движения начиная с головы и заканчивая ногами. Особенное внимание следует уделить шее, лицу (почувствовать «маску»). Вторая часть упражнения заключается в раскачивании, раскручивании, легких пружинящих движениях («высокое напряжение»).

Почему так важно снять возможные мышечные зажимы? Наше тело тесно связано с нашей психикой. Не случайно многие психологи специально изучают язык тела (А. Пиз и др.) для того, чтобы помочь человеку осознать и отреагировать свои скрытые переживания. Ссутулившись, сжавшись, мы словно закрываемся от мира. Наш голос (даже не певческий) звучит глухо, тускло. Мы быстро устаем, ухудшается самочувствие. И это обязательно скажется на наших взаимоотношениях с окружающими. И, напротив, расправив плечи, выпрямив спину мы становимся более открыты миру. В голосе звучат интонации уверенности. Отношения с окружающими становятся более гармоничными.

При выполнении этих упражнений необходимо избегать слов «напряжение», «зажим». Вообще при занятиях пением, вокалом следует избегать таких слов. Даже  когда речь идет об опоре, ни в коем случае не нужно говорить: «почувствуй, как напрягаются мышцы». Сегодня ведущие вокалисты советуют при поиске ощущения опоры использовать образы «донышка», от которого звук «отражается». Почувствовать «донышко» поможет такое упражнение: сидя на стуле упереться ногами в пол, а руками потянуть сиденье стула на себя. В таком положении петь любые распевки.

Следующее упражнение помогает почувствовать свободу при пении, «пружинящую расслабленность». Поем звукоряд вверх, удваивая гласную: «до-о, ре-э, ми-и, фа-а, со-оль, ля-а, си-и».  Пружиним на носочках. А вместо верхнего «до»  поем только звук «а», подняв руки вверх. Поем звукоряд вниз на гласную «а». Руки подняты немного вверх и расправлены, будто летим, «преодолевая» земное притяжение. Еще одна вокально-хоровая задача этого упражнения: при пении обращать внимание на то, что тоны должны быть чуть уже, чем при движении вверх. Расправленные руки словно не дают нам «упасть», петь  ступени низко.

Августин Аврелий однажды сказал: «Кто поет, тот молится дважды». Трудно не согласиться с этими словами. А если продолжить мысль Иммануила Канта, утверждавшего, что рука — это мозг, выведенный наружу, то можно сказать, что голос — это душа выведенная наружу. Наверное поэтому термин «певческая культура» современные музыковеды, ученые определяют как часть духовной культуры человечества.

Учитель музыки МБОУ СОШ №22 г.о. Королев

Аралина О.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа учителя музыки Булочниковой Н.Н. Тема: «Обучение учащихся разного возраста на уроках ОКФ»

Аспекты возрастной педагогики, возрастной психологии, встреча с которыми неизбежна для педагога в начальном периоде обучения старшего учащегося -  не получили освещения в музыкальной педагогическ...

Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника

В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям....

Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...

"От рукописной книги к книгопечатанию: Появление книгопечатания на Руси": методическая разработка к библиотечному уроку по формированию информационной культуры учащихся 4-5 классов

Эта работа поможет вам провести библиотечный урок по информационной культуре для 4-5 классов на тему "Книгопечатание на Руси. Иван Федоров". Работа открывается в программе PowerPoint....

«Технология формирования певческой культуры учащихся»

Пишу очень много про вокалМузыке служить не так то просто,Это кропотливый очень труд,Тяжкая тернистая дорога,Жаль меня немногие поймут.Подчиняться правилам искусстваЕжедневно вынуждена я,Зажигать в се...

Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.

Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...