Методические компетенции учителя музыки в процессе формирования певческой культуры учащихся
статья по музыке
Формирование певческого голоса обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе однв из важных задач учителя. Что нужно знать учителю о природе детского голоса. Как игровые упражнения помогают снять мышечные зажимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические компетенции учителя музыки в процессе формирования певческой культуры учащихся
Современный этап развития образования стимулирует педагогов искать новые пути и способы решения творческих проблем в своей профессиональной деятельности. Каждый учитель, а тем более учитель музыки, соединяет в себе несколько «ролей». Учитель на уроке и режиссер, и сценарист, и актер, ученый-исследователь, а порой даже и пророк. Конечно же, в полной мере реализовать все эти роли, а значит, добиться запланированного результата своей деятельности, учителю помогает способность и готовность к профессиональной деятельности — компетенции, которые в процессе этой самой деятельности приобретают качества компетентности.
В широком перечне профессиональных компетентностей хочется обратиться сегодня к проблеме формирования методических компетентностей, к которым относится знания и владение широким перечнем педагогических технологий: технология развития процессов восприятия, технология детского музицирования, технологии арт-терапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения, технология развития певческой культуры и другие. Каждая из перечисленных технологий интересна и необходима, но сегодня мне хочется остановиться на технологии развития певческой культуры. Умение правильно петь, пусть и не обладая большим голосом с ярким вокальным тембром, уже само по себе повышает самооценку личности, способствует снятию психо-эмоционального напряжения.
Что мы понимает под «певческой культурой», какие ее качества мы формируем и развиваем на своих уроках? Определение «певческая культура» довольно обширно. В работе Фроловой Е.М. «Певческая культура и развитие творческого мышления будущего учителя музыки» встретим такое определение: «певческая культура как часть духовной культуры общества». Также этот термин мы часто заменяем словосочетанием «вокальная культура», «вокальное искусство». Центральным понятием певческой культуры является «пение». Хочется вспомнить слова Стендаля, в которых, по моему мнению, соединились все научные исследования феномена «пение»: « Пение есть истина, изливающаяся из сердца».
Процесс пения, образно говоря, стоит на трех «китах»: дыхание, свобода и резонаторы. Формируя и развивая певческую, вокальную культуру на уроках музыки, во внеурочной деятельности, мы как раз и работаем над этими певческими аспектами.
Введение ребенка в мир искусства, знакомство его с традициями отечественной певческой культуры, не отрываясь при этом от ведущей деятельности, соответствующей возрасту (игра, общение) под силу педагогу самому владеющему не только современными методиками, но и качественными характеристиками профессиональной деятельности музыканта. Иными словами, добиваясь от юных участников хора полетности звука, ясной артикуляции и качественного дыхания, педагог должен владеть этими навыками и понимать физиологические особенности их формирования. Теоретические знания мы все получали, когда только готовились вступить на педагогическое поприще. Музыкальная педагогика сегодня предоставляет педагогам необходимые теоретические знания, ориентиры для изучения творческого и методического наследия ученых, музыкантов, педагогов, композиторов, методистов зарубежных стран и России (Ж.Далькроз, З.Кодаи, К.Орф, Б.Асафьев, Б.Яворский, Д.Кабалевский и др.). И это очень важно — еще и еще раз возвращаться к изучению этого богатейшего наследия. Но время не стоит на месте. Развивается и представление о формировании слуха и голоса, появились новые методики (Ю.Б.Алиев, В.В.Емельянов, Г.С.Струве и др). И нам, педагогам, жизненно необходимо не просто прочитать о новых методиках, а буквально окунуться в них, испробовать все на себе.
У каждого хормейстера (учителя музыки) за время работы формируется собственный портфель методических технологий. Но всегда интересно посмотреть и поучиться у своих коллег каким-то приемам, техникам. Совсем недавно в Москве прошел форум «Хорэкспо», в работе которого принимали участие ведущие хоровые дирижеры, педагоги из России, Белоруси, Италии и Испании. В течение четырех дней участники форума изучали опыт работы дирижеров, работающих с самыми разными хорами: детскими, женскими, смешанными, учебными, профессиональными, любительскими, школьными. Но самым ценным было то, что слушатели сами стали исполнителями. Это была настоящая проверка компетенций и компетентностей.
Сегодня я хочу поделиться с Вами теми приемами, которые я использую в своей работе. Конечно, я, возможно, не скажу чего-то совсем необыкновенного. Но иногда полезно просто вспомнить то, что знали, но из-за большой занятости оставили пока без внимания.
Легкий, яркий звук хора безусловно начинается с правильного дыхания. Итальянцы говорят : «певец берет воздух, а отдает звук». Научить детей делать короткий вдох в пояс не просто. Предлагаю использовать некоторые упражнения Стрельниковой.
- Короткий вдох носом, одновременно делаем повороты с легким приседанием и сжиманием кулаков, как будто захватываем воздух.
- Наклон вниз — вдох; выпрямляемся — выдох.
- Неглубокие приседания с одновременным закрытием одной ноздри.
- Энергичные движения руками, как бы сжимая грудную клетку — вдох. Внимание на выдохе не фиксируем.
Вместе с дыханием полезно подключать ощущение опоры. Выдох со звуком «ф», при этом внимание на вдохе не фиксируем.
Правильное певческое дыхание — залог чистого, яркого звучания. Но дыхание еще и важнейший физиологический процесс, в результате которого в кровь поступает кислород, улучшается сердечная деятельность и работа головного мозга. Поэтому этот здоровье сберегающий аспект обучения пению сложно переоценить. Фактически наши уроки, уроки музыки, также важны для сохранения здоровья школьников, как и уроки физкультуры, только освобождений от наших уроков, т. е. Противопоказаний для занятий, нет.
После дыхательной гимнастики переходим к «прогуживанию» всего тела, своего музыкального инструмента. Задача этого упражнения — снять возможное напряжение, зажимы в области шеи, плеч, ног и рук. А также важно рассказать детям, что в процессе пения участвует весь организм, не только голосовые связки.
Весь класс — хор с закрытым ртом исполняет (гудит) один звук (ми-соль). При этом делаем поглаживающие и похлопывающие движения начиная с головы и заканчивая ногами. Особенное внимание следует уделить шее, лицу (почувствовать «маску»). Вторая часть упражнения заключается в раскачивании, раскручивании, легких пружинящих движениях («высокое напряжение»).
Почему так важно снять возможные мышечные зажимы? Наше тело тесно связано с нашей психикой. Не случайно многие психологи специально изучают язык тела (А. Пиз и др.) для того, чтобы помочь человеку осознать и отреагировать свои скрытые переживания. Ссутулившись, сжавшись, мы словно закрываемся от мира. Наш голос (даже не певческий) звучит глухо, тускло. Мы быстро устаем, ухудшается самочувствие. И это обязательно скажется на наших взаимоотношениях с окружающими. И, напротив, расправив плечи, выпрямив спину мы становимся более открыты миру. В голосе звучат интонации уверенности. Отношения с окружающими становятся более гармоничными.
При выполнении этих упражнений необходимо избегать слов «напряжение», «зажим». Вообще при занятиях пением, вокалом следует избегать таких слов. Даже когда речь идет об опоре, ни в коем случае не нужно говорить: «почувствуй, как напрягаются мышцы». Сегодня ведущие вокалисты советуют при поиске ощущения опоры использовать образы «донышка», от которого звук «отражается». Почувствовать «донышко» поможет такое упражнение: сидя на стуле упереться ногами в пол, а руками потянуть сиденье стула на себя. В таком положении петь любые распевки.
Следующее упражнение помогает почувствовать свободу при пении, «пружинящую расслабленность». Поем звукоряд вверх, удваивая гласную: «до-о, ре-э, ми-и, фа-а, со-оль, ля-а, си-и». Пружиним на носочках. А вместо верхнего «до» поем только звук «а», подняв руки вверх. Поем звукоряд вниз на гласную «а». Руки подняты немного вверх и расправлены, будто летим, «преодолевая» земное притяжение. Еще одна вокально-хоровая задача этого упражнения: при пении обращать внимание на то, что тоны должны быть чуть уже, чем при движении вверх. Расправленные руки словно не дают нам «упасть», петь ступени низко.
Августин Аврелий однажды сказал: «Кто поет, тот молится дважды». Трудно не согласиться с этими словами. А если продолжить мысль Иммануила Канта, утверждавшего, что рука — это мозг, выведенный наружу, то можно сказать, что голос — это душа выведенная наружу. Наверное поэтому термин «певческая культура» современные музыковеды, ученые определяют как часть духовной культуры человечества.
Учитель музыки МБОУ СОШ №22 г.о. Королев
Аралина О.Э.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа учителя музыки Булочниковой Н.Н. Тема: «Обучение учащихся разного возраста на уроках ОКФ»
Аспекты возрастной педагогики, возрастной психологии, встреча с которыми неизбежна для педагога в начальном периоде обучения старшего учащегося - не получили освещения в музыкальной педагогическ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-472883-1409063452.jpg)
Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника
В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-648939-1436812128.jpg)
Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".
Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-932789-1517912951.jpg)
"От рукописной книги к книгопечатанию: Появление книгопечатания на Руси": методическая разработка к библиотечному уроку по формированию информационной культуры учащихся 4-5 классов
Эта работа поможет вам провести библиотечный урок по информационной культуре для 4-5 классов на тему "Книгопечатание на Руси. Иван Федоров". Работа открывается в программе PowerPoint....
«Технология формирования певческой культуры учащихся»
Пишу очень много про вокалМузыке служить не так то просто,Это кропотливый очень труд,Тяжкая тернистая дорога,Жаль меня немногие поймут.Подчиняться правилам искусстваЕжедневно вынуждена я,Зажигать в се...
Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.
Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...