Методическая работа учителя музыки Булочниковой Н.Н. Тема: «Обучение учащихся разного возраста на уроках ОКФ»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Аспекты возрастной педагогики, возрастной психологии, встреча с которыми неизбежна для педагога в начальном периоде обучения старшего учащегося -  не получили освещения в музыкальной педагогической литературе, в том числе фортепианной. Методика начального обучения игре на фортепиано рассматривает лишь вопросы работы с учащимися детского возраста. Она располагает обширной теоретической и инструктивно-педагогической музыкальной литературой, разносторонне воплощена в многочисленных «школах» и пособиях и продолжает развиваться, предлагая наиболее прогрессивные решения, сочетающие обучение приемам игры с развитием творческих способностей.

Бесспорно важным для начального обучения учащегося любого возраста останутся личность педагога, профессиональный уровень его знаний, а также установки на воспитательное, развивающее обучение. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям. Профессиональный уровень общения с учащимися формируется с первого урока. Главная цель начального периода – освоение навыка игры с нот. С первого урока перед учащимися должна быть поставлена задача: при игре, как можно меньше смотреть на клавиатуру. При игре с нот – непременно соблюдать целевую установку на воспитание навыка чтения. Целевая установка должна в начальном периоде стать законом каждого урока, каждого нового задания. Четко сформулированное обоснование любого задания и требования не только мобилизует учащегося на сознательное активное их выполнение, но и способствует надежному продвижению к главной цели курса – формированию музыкально-исполнительского мышления......

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota_na_sayt.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

t

Методическая работа учителя музыки Булочниково Н.Н.

Тема: «Начальное обучение игре на фортепиано учащихся старшего возраста»

ГБОУ СОШ№8 «Музыка»

СПб 2013 г.

Аспекты возрастной педагогики, возрастной психологии, встреча с которыми неизбежна для педагога в начальном периоде обучения старшего учащегося -  не получили освещения в музыкальной педагогической литературе, в том числе фортепианной. Методика начального обучения игре на фортепиано рассматривает лишь вопросы работы с учащимися детского возраста. Она располагает обширной теоретической и инструктивно-педагогической музыкальной литературой, разносторонне воплощена в многочисленных «школах» и пособиях и продолжает развиваться, предлагая наиболее прогрессивные решения, сочетающие обучение приемам игры с развитием творческих способностей.

Бесспорно важным для начального обучения учащегося любого возраста останутся личность педагога, профессиональный уровень его знаний, а также установки на воспитательное, развивающее обучение. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям. Профессиональный уровень общения с учащимися формируется с первого урока. Главная цель начального периода – освоение навыка игры с нот. С первого урока перед учащимися должна быть поставлена задача: при игре, как можно меньше смотреть на клавиатуру. При игре с нот – непременно соблюдать целевую установку на воспитание навыка чтения. Целевая установка должна в начальном периоде стать законом каждого урока, каждого нового задания. Четко сформулированное обоснование любого задания и требования не только мобилизует учащегося на сознательное активное их выполнение, но и способствует надежному продвижению к главной цели курса – формированию музыкально-исполнительского мышления.

Первоочередными задачами будут освоение нотной грамоты и постановка рук. Постановка рук осуществляется в процессе игры с нот специально подобранного репертуара. Для постановки рук в сочетании с игрой по нотам без контроля зрением наиболее подходит легкий пятиклавишный репертуар.

Самое первое прикосновение к клавиатуре (более точно – «погружение» в нее) осуществляется 1-м и 5-м пальцами одной руки на интервале квинты, либо всеми пятью пальцами на близлежащих белых клавишах. Здесь же на первом уроке осваивается пятипальцевая позиция в разнообразном сочетании двух пальцев (исполнение соответствующего им интервала) по нотам правой и левой руками.

На первых уроках при условии чтения интервалов с нот без контроля зрением лучше использовать записи в тональности «до», «соль» мажор и «ля» минор (первые пять ступеней). Таким образом можно решить многие задачи постановки рук и обще-музыкального развития:

  • добиться ориентации на пяти клавишах без проверки зрением;
  • усвоить аппликатурные нормы пятипальцевой позиции (через палец-терция, через два пальца – кварта, крайние пальцы – квинта, смежные пальцы - секунда);
  • найти правильную посадку за инструментом, опираясь двумя руками одновременно на квинту в удобном для каждой руки регистре;
  • привлечь слух к активному участию в процессе игры.

Заданный интервал берется наощупь, выявленная слухом ошибка – корректируется. Ориентация на слушание, а не видение на клавишах интервала при соблюдении тесного расположения пальцев на клавиатуре. Такая игра «вслепую» мобилизует слуховой контроль – навык очень ценный.

Зрительное восприятие нотной записи интервала (терции, кварты, квинты) ускоряет запоминание нот в незнакомом ключе, воспитывает навык чтения с листа как аккордов, так и мелодии. Следующий шаг – легатное воспроизведение звуков начинаем на материале уже знакомых интервалов.

Начальному освоению навыка легато помогает такое упражнение -  на любой горизонтальной плоскости (крышке инструмента, столе) педагог, а за ним учащийся имитирует двумя пальцами (2-м и3-м, либо 2-м и 4-м) движение ног при ходьбе на месте. Такая «ходьба» предполагает естественный  перенос опоры с одного пальца на другой, что, собственно, и составляет основу мышечного ощущения при игре легато.

Легатное исполнение пятиклавишных мелодий мажорного и минорного ладов желательно начинать с тех, в которых нет поступенного движения, поочередно меняя их функции (солирующую и аккомпанирующую). Примеры: «Русская песня», «Я табун стерегу» (Белорусская нар. песня), «Пьеса» Ж. Арман.

Далее осваиваем поступенное движение пятью пальцами подряд, начиная с нисходящего направления (от 5-го к 1-му). В сравнении с восходящим оно способствует большей собранности кисти, так как, заключая движение 1-ый палец вынужден «подстроиться» к остальным. После прохождения ряда пятиклавишных пьес, убедившись, что ученик свободно ориентируется в таком репертуаре, можно приступить к освоению интервалов сексты, септимы и октавы правой и левой руками.

Закладка фундамента основных необходимых навыков фортепианной игры в особых условиях классов общего фортепиано – требует продуманности каждого шага в ускоренном движении вперед. Каждый урок должен содержать новые задачи, пути решения которых педагог и ученик ищут совместно. Проблемно-творческий характер урока – залог успеха работы со старшими учащимися. В кратчайшие сроки начальных уроков старший учашийся должен и способен познать ее закономерности. Но успех будет обеспечен в том случае, если педагог откажется от назойливой опеки ученика, не станет обозначать карандашом палец над каждой нотой, а проанализирует на уроке новую аппликатурную ситуацию, делая выводы и обобщения. Аппликатура, как постоянно действующая система, ее логика, правила и случаи отклонения от них познаются от урока к уроку, в самостоятельной работе над домашним заданием. Необходимо привить понимание и признание аппликатуры как элемента, обязательного при исполнении нотного текста, что требует анализа каждого ее обозначение в нотах.

В последовательном процессе изучения необходимых для игры на фортепиано приемов, одновременнно развиваются, обогащаются навыки слышания, звукотворческого осмысления нотного текста, чтения с листа и др. Неотложной задачей начального обучения, от решения которой зависит уровень испольнительской культуры музыканта, является воспитание навыка профессионального отношения к тексту, умения увидеть все его детали и правильно их прочесть. В работе с учащимися старшего возраста необходимо привлекать к каждому уроку новый информационный материал, связанный с темой занятий, не боясь при этом опережать курс теории, сольфеджио, гармонии, истории музыки. Необходимо помнить, что отсутствие системы занятий легко распознается старшим учащимся и вызывает ответную реакцию: потерю интереса к предмету, аморфное отношение к нему.

Первоначальную основу для выработки системы постепенного накопления необходимых навыков фортепианной игры, ускоренного пианистического и общемузыкального развития учащегося составляет репертуар.  Назовем некоторые положения, которые могут быть ориентиром в поиске репертуара:

  • эмоционально-образное содержание начальных пьес должно соответствовать уровню художественного интеллекта учащегося старшего возраста;
  • широко должен быть использован репертуар для фортепианного ансамбля;
  • для естественной постановки рук, положения спины, плечей, необходим двухручный репертуар, в котором материал каждой рукой расположен в удобном для нее регистре клавиатуры;
  • наряду с классическим учебно-педагогическим репертуаром следует привлекать современный, к которому учащиеся подросткового и раннего юношеского возраста проявляют особый интерес;
  • наиболее соответстует всем названным положениям пьесы начального репертуара Б. Бартока

Подводя итого краткому обзору первых шагов на пути ускоренного усвоения старшими учащимися элементарных навыков фортепианной игры отметим, что изложение конкретных рекомендаций методов работы, репертуара не претендует на безусловную реализацию их в учебном процессе. Отбор тех или иных средств учебно-воспитательного действия – процесс творческий, на который оказывает влияние личность педагога, его собственный индивидуальный опыт пианистического развития, уровень методических знаний и исполнительской культуры, кругозор, художественный вкус и др. Кроме того, сказывается индивидуальный подход к каждому ученику. Однако, при обоснованном естественном многообразии индивидуальных методик начального обучения каждая будет претерпевать изменения, реализуясь с учетом возраста ученика, его интеллекта и жизненного опыта. Возраст в начальном обучении – фактор решающий. Продуманная система обучения начинающих старшего возраста должна соответствовать воспитанию у них самостоятельного инициативного отношения к занятиям в классе и дома, ответственной заинтересованности в результатах работы.

Литература:

  1. З.И. Йовенко «Общее фортепиано: вопросы методики», Киев, 1989г., Муз. Укр.
  2. Л.А. Барембайм «Муз. педагогика», 1974г., Музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».

Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Контрольная работа «Комплект рабочих материалов учителя истории и обществознания, для осуществления обучения учащихся с ОВЗ в интегрированной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реализации разных видов программ»

Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения историч...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Методические компетенции учителя музыки в процессе формирования певческой культуры учащихся

Формирование певческого голоса обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе однв из важных задач учителя. Что нужно знать учителю о природе детского голоса. Как игровые упражнения помогают...

Финансовая грамотность. Разработка комплекса дидактических материалов по теме «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам» для учащихся разного возраста

Разработка комплекса дидактических материалов по теме «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам» для учащихся разного возрастаПодготовили:Васильева Тать...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...