Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников.
материал

Джамирзе Азида Гиссовна

       Приоритетное место в стратегических направлениях модернизации российского образования отводится метапредметным компетентностям учащихся, которые обеспечивают успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования  эстетической культуры школьников"

                                                        «Музыкальное воспитание-это не                                                         воспитание музыканта, а прежде                                                         всего человека».

                                                                        В.А.Сухомлинский

                                        Актуальность

        Приоритетное место в стратегических направлениях модернизации российского образования отводится метапредметным компетентностям учащихся, которые обеспечивают успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

        Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни.  

 В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный.

        Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения. Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?Тут есть и еще одна проблема - если нет жизненной необходимости - значит - нет интереса и тогда...в голове ученика - ветер, но...

        Если ветер, если ветер в голове ученика,                                                 Что ни утро, что ни вечер – Он взлетает в облака.                                Вот была б такая скрепка        или специальный клей,                                Чтоб они держали крепко улетающих детей!

        Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.                                         Что же такое метапредметность?

        Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

        Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию   мира, к   метадеятельности.  Метапредметность как принцип   интеграции содержания образования, как способ формирования  теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.        Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани..                                                                Таким образом, формируются новые требования к профессиональной успешности.Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования  с другими предметами и зоны его прорывного развития. Немалая роль в проблеме всестороннего развития и формирования личности отводится искусству.                                                                                 В содержании  Федеральных  Государственных стандартов общего образования «второго поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала  подрастающего поколения.                                                                        Учитывая  особенности метапредметного подхода, учитель должен быть готов к импровизации. Настроенность на передачу определённого деятельностного способа и формирование способности предполагать, что в своей работе необходимо опираться не просто на тематический план урока, но прежде всего  на его сценарий.                                                                                 Значение метапредметной концепции в образовании состоит в том, что он позволяет  сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного  мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов:  
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
   - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
      - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
     - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
     - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
     - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
    - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей;
     - умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.
    Поэтому метапредметная концепция предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие.                                                                                         
Данный подход актуален и в области музыки. Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.         Следовательно, постижение одного и того же  музыкального произведения  подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. При слушании произведений  подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей. В сферу исполнительской деятельности учащихся   добавляется  пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.                                                                         Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма. Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала   развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.                                 Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.
 Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и  грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.
         Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и  грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.                                                                        Метапредметный подход помогает достичь хороших результатов.
Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. Современная концепция развития школы гласит о том, что нужно  построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться  в обществе. Таким образом, значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

                                        Выводы:

применение метапредметных связей на уроках музыки является эффективным средством формирования эстетической культуры детей.

  Блокфлейта – инструмент, на котором играют все – от детей до профессионалов. Этот инструмент легок в освоении, компактен, сладкозвучен, удобен. Маленький ребенок по причинам физиологического характера не может начинать обучение с игры на большом инструменте. А блокфлейта своим маленьким размером, нежным пасторальным звучанием, достаточно легким звукоизвлечением гораздо больше подходит для малышей.

 Традиционная техника игры на блокфлейте подразумевает контроль над тремя основными параметрами: звучанием, интонацией (правильной звуковысотностью) и артикуляцией (способом соединения или разъединения нот).

Подготовка к основной части урока: разыгрывание. Игра длинных звуков detache различными длительностями на нотах: си, ля, соль, фа.

Проверка и контролирование правильного взятого дыхания, верной аппликатуры.

Работа над программой - различные виды штрихов (legato, staccato)

 Физкультминутка

        С  помощью  артикуляции музыканты-духовики  получают широчайший спектр оттенков от самого отрывистого  staccatissimo до длиннейшего legato. Необходимая атака и снятие звука в начале и конце звучания каждой ноты контролируются языком и пальцами. Как и любой
другой инструмент, блокфлейта позволяет комбинировать различные способы  артикуляции при получении контрастных ритмических построений, необходимых для эффектной фразировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся

Это материал был представлен на Всероссийской научно-практической конференции г. Белгород, 15 сентября  - 15 октября 2010г. и вошел в сборник (научное издание)"Дидактическая система преподавателя...

« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».

В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...