Рабочая программа "Развитие речи и окружающиц мир" 6 класс 8 вид (2)
рабочая программа (6 класс) по теме

Крестовникова Галина Егоровна

Рабочая программа "Развитие речи и окружающий мир" 6 класс, 8 вид (2 вариант) составена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год. Программа скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических возможностей учащегося, обучающегося на индивидуальном (надомном) обучении.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.rechi_6kl.docx45.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: Развитие речи и окружающий мир

6 класс (VIII вид 2 вариант)

Составитель: Крестовникова Галина Егоровна

                                                                                                   учитель надомного обучения

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка.

Актуальность.

Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный период детства (возникновение и развитие Я-позиции и Я-образа, стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.).

     Лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).

Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей (как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.

     В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.

     Темы уроков – занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром учащейся  находим свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математическое представление и конструирование», «ОБЖ» и в реализации задач коррекционно-развивающей области.

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 6 класса (VIII вид 2 вариант)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой, С.-Пб, 2011г.
  2. Распоряжения Комитета по образованию № 2525-р, от 30.10.2013 года «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
  3. Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч.год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Причина создания учебной программы.

     Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой  предусмотрена нагрузка 2 часа в неделю и по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 2 часа в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 6 классе,  и количество часов оставлены без изменений.

Цель  и  задачи программы.

Цель:

  • Организовать речевую среду, пробудить речевую активность;
  • Формирование представлений о себе и об окружающем мире, развитие речи решается на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.

Задачи: 

  • формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении, вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; формировать и расширять словарный запас;
  • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
  • развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем;
  • обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
  • формировать представление о частях своего тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
  • развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
  • формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
  • формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе  наблюдения;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
  • формировать элементарные экологические представления;
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной социально-бытовой деятельности;
  • использовать малые формы контроля для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной деятельности.

Условия реализации программы.
 Виды и формы организации учебного процесса.

     Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и повторении изученного материала), комбинированные

Формы работы на уроке:  индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие;

Виды и формы контроля:При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится  (в начале года)  и  итоговый (конец года).  

Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.

Учебно-тематический план.

Тема  урока

Кол-во

часов

Развитие общих речевых навыков

18

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи

10

Окружающий предметный мир и профессии людей

18

Окружающий природный и животный мир

22

Всего:

68

Содержание тем учебного курса.

«Развитие общих речевых навыков» (18 часов).

  • Развитие общей речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис; точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).
  • Формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.

«Развитие навыков общения, диалогической и связанной речи» (10 часов).

  • Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
  • Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.

«Окружающий предметный мир и профессии людей» (18 часов).

  • Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером памятным местом. Рассматривание фотографий и беседы по ним.
  • Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки.
  • Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются знакомые ситуации, отражающие трудовые действия продавца, кассира, покупателя. Обучающие игры с реальными предметами.
  • Совместные игры с реальными предметами и предметами-заместителями. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.
  • Знакомство с цирком, чтение литературных произведений о цирковых животных, клоунах. Проигрывание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол.

«Окружающий природный и животный мир» (22 часа).

  • Чтение литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме). Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием вербальных и невербальных средств общения.
  • Совместные занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.
  • Систематические упражнения с пиктограммами.
  • Расширение и уточнение действий учащейся по элементарному экспериментированию (посадка лука, укропа, цветов, уход за комнатными цветами, сбор семян) и трудовых действий в природном уголке.
  • Воспитание заботливого отношения к животным и птицам, бережного отношения к растениям и безопасного поведения в процессе практических действий с ними.
  • Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений учащейся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года.
  • Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира днем.
  • Экспериментирование с красками и простые опыты по получению сочетания цветов.
  • Практические упражнения на определение цвета частей суток (утро, день). Определение наиболее характерных цветов времен года (осень, зима).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

  • Составлять короткий описательный рассказ, используя картинки, пиктограммы, речь.
  • Уметь вступать в диалог в сюжетно-ролевой игре, а так же на экскурсии в магазине.
  • Знать части суток, адекватные воспринятой интонации: утро, вечер.

Cкорректированное тематическое планирование «Развитие речи и окружающий мир»

6  класс 67 часов (2 раз в неделю).

№ п. п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки уч-ся

Примечание

1 четверть

Развитие общих речевых навыков (12 часов).

1.

Развитие речевой моторики.

1

Развитие орального и артикуляторного праксиса, точности, чистоты, объема, плавности движений, развитие умения удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).

2.

Упражнения на развитие силы голоса.

1

Развитие силы голоса и устойчивости звучания (Интеграция с логопедическими занятиями).

3.

Различение гласных [а, у, и, о, ы, э].

2

Развитие фонематического восприятия: закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при их произнесении.

4.

Звукосочетания гласных [ау], [иа], [уа], [иау]

2

Уточнение правильной артикуляции гласных звуков, закрепление произношения звукосочетаний гласных,       различение гласных,           развитие речевой моторики учащихся.

5.

Артикуляция согласных [м, б, п].

2

Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [м, б, п],  воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами.

6.

Артикуляция согласных  [т, д, н].

2

Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [т, д, н], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами.

7.

Артикуляция согласных  [к, г, х].

2

Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [к, г, х], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи (5 часов).

8.

Игра: «Покупка продуктов  в магазине».

1

Развитие диалогической речи.

9.

Игра: «Покупка хлебобулочных изделий».

1

10.

Составление рассказа о продуктах питания (хлеб, батон, молоко).

1

Учить составлять короткий описательный рассказ, используя картинки, пиктограммы, речь.

11.

Составление рассказа о продуктах питания (хлеб, батон, молоко).

1

12.

Составление рассказа о продуктах питания (овощи, фрукты).

1

Составление рассказа о продуктах питания (овощи, фрукты).

Окружающий предметный мир и профессии людей (1 час).

13.

Экскурсия в парк.

1

Знакомство  с близлежащими улицами, парком, сквером, памятным местом, рассматривание фотографий, сделанных на прогулке, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения.

2 четверть

Окружающий предметный мир и профессии людей (4 часа).

14.

Экскурсия в продуктовый магазин (хлебобулочные изделия).

1

Формировать элементарные представления о хлебобулочных изделиях, учить совершать покупку, выработать умение вступать в диалог, применение  правил общения  на практике.

15.

Экскурсия в сквер.

1

Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером, памятным местом, рассматривание фотографий, сделанных на прогулке, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения.

16.

Сюжетно-ролевая игра: «Булочная».

1

Продолжать знакомить с системой продажи и покупки продовольственных товаров, обучать диалогу покупателя и продавца, отработка алгоритма покупки хлебобулочных изделий, учить играть с реальными предметами и предметами-заместителями, называть их, учить составлять трех-пяти-словных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю хлеб», «Мы купим торт для праздника»),  от второго и третьего лица («Он...»,  «Они...»).

17.

Сюжетно-ролевая игра: Магазин «Овощи и фрукты».

1

Окружающий природный и животный мир (10 часов).

18.

Чтение рассказов про животных и птиц.

2

Продолжать формировать представления о домашних и диких животных, воспитание заботливого отношения к животным, учить соотносить пиктограммы и иллюстрации с  природными объектами, животными, учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения, развитие диалогической речи.

19.

Чтение литературных произведений о природе.

2

Формировать понятие, что растения – это живые организмы, формировать взаимосвязь жизнедеятельности человека и растений, воспитание бережного отношения к растениям, развитие умений ухаживать за растениями, учить соотносить пиктограммы и иллюстрации с  природными объектами, учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения.

20.

Настольно-печатные игры о животных, птицах и насекомых.

1

Продолжать формировать представления о животных, птицах, насекомых, воспитание заботливого отношения к природным объектам, формировать понятие, что растения – это живые организмы, формировать взаимосвязь жизнедеятельности человека и растений, воспитание бережного отношения к растениям, развитие умений ухаживать за растениями, учить сажать цветы.

21.

Посадка цветов.

1

22.

Жизнь животных и растений зимой.

1

Формировать представление о жизни животных и растений зимой.

23.

Жизнь животных и растений зимой.

1

24.

Одежда зимой. Труд людей.

1

Формировать представления о сезонных изменениях, формировать представления о зимней одежде, формировать представление о труде людей в зимний период.

25.

Части суток: день.

1

Учить выделять характерные признаки разных частей суток, учить соотносить жизнь и деятельность учащихся в дневной период времени.

3 четверть

Развитие общих речевых навыков (6 часов).

26.

Развитие речевой моторики.

1

Развитие орального и артикуляторного праксиса, точности, чистоты, объема, плавности движений, развитие умения удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).

27.

Упражнения на развитие силы голоса.

1

Развитие силы голоса и устойчивости звучания (Интеграция с логопедическими занятиями).

28.

Различение гласных [а, у, и, о, ы, э].

1

Развитие фонематического восприятия: закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при их произнесении.

29.

Звукосочетания гласных [ау], [иа], [уа], [иау].

1

Уточнение правильной артикуляции гласных звуков, закрепление произношения звукосочетаний гласных, различение гласных, развитие речевой моторики.

30.

Артикуляция согласных [м, б, п, т, д].

1

Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [м, б, п],  воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами.

31.

Упражнения на развитие слухового восприятия.

1

Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [м, б, п],  воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи(5 часов).

32.

Сюжетно-ролевая игра: «Покупка мяса для супа».

1

Развитие диалогической речи,

учить составлять короткие описательные рассказы о предметах личной гигиены с использованием картинного плана, пиктограмм и речи.

33.

Сюжетно-ролевая игра: «Из чего сварить молочную кашу?».

1

34.

Составление рассказа о молочных продуктах для приготовления второго блюда.

1

35.

Составление рассказа о мясных и рыбных продуктах для приготовления первого и второго блюд.

2

Окружающий предметный мир и профессии людей (8 часов).

36.

Экскурсия в продуктовый магазин (рыбный отдел).

1

Формировать элементарные представления о рыбных продуктах, учить совершать покупку, выработать умение вступать в диалог, применение  правил общения  на практике, формировать элементарные представления о мясомолочных и рыбных продуктах и их изготовлении, учить пересказывать небольшие тексты о рыбаках, доярках и др. с опорой на серию картинок после предварительного обсуждения содержания, продолжать знакомить с системой продажи и покупки продовольственных товаров, продолжать обучать диалогу покупателя и продавца, отработка алгоритма покупки мясомолочных продуктов, учить играть с реальными предметами и предметами-заместителями, называть их. Учить отвечать на вопросы изготовление совместно с учащимися элементов костюмов для клоунов или использование готовых деталей костюмов, украшения для арены, продолжать формировать представление о цирке разыгрывание простых сценок вместе с другими учениками и учителем.

37.

Продукты питания.

1

38.

Изготовление молочных продуктов.

1

39.

Чтение рассказов  о рыбаках и доярках.

1

40.

Сюжетно-ролевая игра: «Продуктовый магазин. Мясомолочный отдел».

1

41.

Сюжетно-ролевая игра: «Продуктовый магазин. Рыбный отдел».

1

     

42.

 

Проект «цирк».

2

Окружающий природный и животный мир (2часа).

43.

Полив цветов.

1

Формировать понятие, что растения – это живые организмы, формировать взаимосвязь жизнедеятельности человека и растений, воспитание бережного отношения к растениям, развитие умений ухаживать за растениями, поливать из лейки, дать представление о посадке растений.

44.

Посадка овощей.

1

4 четверть

Окружающий природный и животный мир (6 часов).

45.

Посадка цветов.

1

Формировать понятие, что растения – это живые организмы, формировать взаимосвязь жизнедеятельности человека и растений, воспитание бережного отношения к растениям, развитие умений ухаживать за растениями, обучение трудовым действиям в природном уголке, парнике. Формировать представление о жизни животных и растений весной, о сезонных изменениях, представления об одежде в весенний период.

46.

Прополка грядок.

1

47.

Срезание цветов.

1

48.

Жизнь животных весной.

1

49.

Жизнь растений весной.

1

50.

Одежда весной.

1

Окружающий предметный мир и профессии людей (9 часов).

51.

Труд людей весной.

1

Формировать представления о сезонных изменениях, формировать представления о труде людей в весенний период.

52.

Части суток: день.

1

Учить выделять характерные признаки разных частей суток, учить соотносить жизнь и деятельность учащихся в дневной период времени, формировать представление учащихся об окружающем природном и социальном мире днем.

53.

Цвет частей суток.

1

Формирование и закрепление представлений о цвете, узнавание цвета, определение наиболее характерных цветов частей суток (утро, день).

54.

Цвет времен года.

1

Определение наиболее характерных цветов времен года (осень, зима, весна).

55.

Жизнь животных летом.

1

Формировать представление о жизни животных  и растений в летний период.

56.

Жизнь растений летом.

1

57.

Одежда летом.

1

Формировать представления о сезонных изменениях, формировать представления об одежде в летний период.

58.

Труд людей летом.

1

Формировать представления о сезонных изменениях, формировать представления о труде людей в летний период.

59.

Какого цвета времена года?

1

   

Учить определять цвет разных времен года (зима, лето).

Перечень учебно-методического обеспечения.
  

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой    2011год.
  2. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2012 год.
  3. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2011 год.
  4. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Ребенок и мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2012 год.
  5. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)

ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов ...

Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 6 «К» классе (учебник: русский язык 6 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)

Рабочая программа  предмета Письмо  и развитие речи  в 6 «К» классе  предназначена для использования в 6 х классах коррекционной школы.  Учебник 2020 года издания ...

Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 7 «К» классе (учебник: русский язык 7 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуман...

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...