Доклад "Компетенция личностного самоопределения"
методическая разработка по теме

Кушнарева Елена Владимировна

Обладая данными компетентностями, учащиеся с ОВЗ смогут определить для себя четкую жизненную позицию, выработать системные компоненты саморегуляции (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекцию), также смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kompetentsiya_lichnostnogo_samoopredeleniya.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: Компетенция личностного самоопределения

Компетенция личностного самоопределения очень важная составляющая в работе с учениками. При развитии данной компетенции мы должны сформировать у учащихся следующие умения и навыки:

  1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

Здесь задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для каждого учащегося, выбрать такие методы воспитания, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность. Использование информационно-коммуникативных технологий  позволяет развивать у учащихся информационно -  коммуникативные компетенции (умение сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии поиска информации, использовать электронные ресурсы, в том числе Интернет), так как интернет-ресурсы сегодня позволяют:

• восполнить дефицит источников материала;

• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;

• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

В своей работе мы используем такие методы и приемы: “от простого к сложному”,  привлечение внимания детей друг к другу, оказание помощи друг другу, участие в коллективных делах, совместное выражение радости от результата, проводим групповые собрания. Собрание может выглядеть как пятиминутка, проводится во II половине дня, на которой мы обсуждаем вместе с детьми, что сегодня будем делать, кто, за что будет отвечать, у кого какие к кому замечания. Экстренные собрания проводим, когда что-то случается в классе, чьё-то некорректное поведение в общественном месте и т.д. Т.е обсуждается жизнь класса. На опыте мы увидели, что детям не сразу стали нравиться такие собрания, но постепенно ученики сами стали в них нуждаться.  Потому что на них они могут получить ответы на свои, беспокоящие их в данный момент,  вопросы, внести ясность в конкретные действия. Эти беседы дают возможность понять те или иные действия воспитанника, понять распоряжения, которые он сразу может  воспринимать агрессивно, а после разъяснения и обсуждения,  с радостью, или  просто с пониманием. Дети учатся  слушать, обсуждать, понимать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.

Работая в коллективе, дети, столкнувшись с новыми формами отношений, начинают лучше сознавать смысл товарищеского сотрудничества и взаимной помощи, у них все более развивается заботливое отношение друг к другу, чувство коллективизма.

  1. Находясь на группе продленного дня, наши учащиеся учатся придумывать новые решения в таких видах деятельности:

-   В специальных играх и упражнениях, направленных на представление о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений, на овладении средствами взаимодействия.

-  В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм (режиссерским играм и играм драматизациям), где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности;    Воспитанники примеряют на себя роли тех или иных героев, вступают в диалоги,  учатся общению, ну а затем переносят свои опыт в социум или не переносят, если это отрицательная роль, делая для себя выводы, или учитывая общественное мнение.

-  В ходе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда;

-   В повседневной работе по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из личного опыта пр.

Опыт показывает, что юмор помогает нам найти подход  к ребёнку даже в самой сложной ситуации, а зачастую избежать очередного психоза у ребенка, делает атмосферу в классе лёгкой и приятной  для воспитанников и всех кто находится рядом.

Мы учим детей поступать в отношении других  так, как бы он хотел, чтобы те относились к нему».  

Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию мы на воспитательных часах, в режимных моментах стараемся  предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания.

  1. На группе продленного дня учащиеся учатся проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

Наблюдения показали, что в каждом классе есть учащиеся с ОВЗ, которые не умеют общаться ни с детьми, ни со взрослыми. На любое замечание отвечают агрессивным поведением: толкают детей, обзывают, специально раздражают одноклассников, часто винят других в своих ошибках; со взрослыми огрызаются, вступают в спор, отказываются выполнять правила. Через некоторое время таких детей одноклассники перестают приглашать в совместную деятельность: игровую и трудовую. На занятиях они часто занимаются посторонними делами, играми.

Чтобы решить данную проблему мы повышаем самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна выражаться уверенностью в его успехе ("У тебя это получится", "Ты это умеешь хорошо делать"), вовлекаем таких детей в творческую деятельность, т. к. что во время творческих процессов он чувствует себя достаточно уверенно и комфортно.

На воспитательных часах и индивидуальных занятиях после прочтения сказок с детьми проводим обсуждение прочитанной сказки. Ребята отвечают на вопросы, проигрывают наиболее значимые сценки. Когда тематика сказок касалась проблем коммуникативности, отвечать на вопросы предлагалось именно детям с проблемами. Часто их просим представить себя на месте обиженного зверька и рассказать о том, как бы он повел себя в данной ситуации. Таким образом, учащиеся изображали не вредных героев, а добрых волшебников. После инсценировки именно эти дети подводили итог этого занятия и делали вывод о том, как нужно себя вести в коллективе. Подобная работа ведется на протяжении всего учебного года и дает свои результаты.

Невооруженным глазом стал заметен личностный рост каждого ребенка. Сегодня уже нельзя сказать, что эти дети постоянно агрессивны, конфликтны, не умеют общаться с другими детьми. Все это, конечно, еще не ушло окончательно, но положительная динамика видна. Наблюдая за ними сейчас, можно сказать, что конфликтных ситуаций с детьми практически не бывает, более того, благодаря творчеству ребенок завоевал уважение одноклассников. Нет у них сейчас и ярко выраженных приступов агрессии. И это же подтверждают их поступки: они делятся с одноклассниками угощениями, играми, принесенными из дома и т.д. Причем делают хорошие поступки от чистого сердца и без сожаления.

К примеру, работая над популярной для подростков темой «Вредные привычки», учащиеся имеют возможность определить свое отношение и даже выработать для себя определенные правила поведения в ситуации по данной проблеме. Заключительная дискуссия на тему «ЗОЖ» является логичным завершением темы, поскольку кроме языковой компетенции формирует в значительной мере компетенцию личностного самосовершенствования.

В своей воспитательной работе мы учим учащихся  понимать – его жизнь еще много раз изменится к лучшему или к худшему – в зависимости от внешних обстоятельств и, в большей степени, от собственной активности, – и к этому нужно быть всегда готовым.

  1. В своей работе мы учим ребенка быть упорным и стойким перед трудностями.

На прогулках, экскурсиях, занятиях учащиеся с ОВЗ учатся организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, организовывать свои собственные приемы изучения, уметь решать проблемы; извлекать пользу из опыта; получать информацию; организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;        оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; приниматься за дело, а именно: включаться в проект; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; нести ответственность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

  1. Во время нашей воспитательной работы ученик должен быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Компетенция личностного самоопределения направлена на то, чтобы в течение определенного времени ученик научился осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Чтобы правильно определить свой уровень у ученика должна быть достаточно развита самооценка. Для этого ученикам младшего звена предлагаются задания:

        Прежде чем выполнять задание, подумай и предложи, насколько успешно ты с ним справишься. Можешь использовать знаки «!» ) отлично), «+» (хорошо), «-» (плохо), поставив один  из них на полях тетради (на метках).

        После того как задание выполнено, ученикам предлагается еще раз оценить правильность его выполнения, указав это знаками повторно, увидев тем самым степень объективности своей самооценки.

 Также ребята получают навыки оценивания работы своего одноклассника. Затем работы оцениваются педагогом, и  результаты всех трех оценок обсуждаются с учениками.

        На каждом этапе работы мы учим ученика уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.

        Позитивно способствуют развитию самооценки разноуровневые задания, дифференцированные по уровню сложности, которые мы предлагаем учащимся.

        Ученики должны видеть перспективу своего роста, результат своей работы на каждом этапе усвоения материала, иметь возможность планировать свою деятельность.

Первый этап нацелен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Это достигается за счет практической включенности учащегося в различные виды общественно полезной трудовой деятельности. Школьные трудовые навыки остаются той основой, на которую опирается человек с ОВЗ, при необходимости овладевая другой специальностью. Трудолюбие, дисциплина, стойкий интерес к труду - все, что привито школой, помогает ему в дальнейшей жизни.

Трудовое обучение с самого начала должно стать нужным, интересным, эмоционально значимым и эстетически привлекательным для учащихся с ОВЗ. Труд должен стать их осознанной потребностью. Положительное, заинтересованное отношение к осваиваемой специальности способствует созданию у учеников стремления постоянно улучшать, совершенствовать свои умения и навыки. Становится легче научить их работать самостоятельно, планировать и контролировать свои действия, анализировать ошибки. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.    

Говоря об эстетическом воспитании мы учитываем не только особенности эмоционально - волевой сферы умственно отсталых детей, но и то, как они взаимодействуют с интеллектуальными процессами. Эмоционально-волевые качества (уверенность, выдержка, адекватные переживания) развиваются и изменяются, одновременно меняются соотношения между интеллектуальными и эмоционально-волевыми процессами в ходе воспитания.

Таким образом, в ходе воспитания данной категории учащихся мы решаем следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетенции.

В своей работе мы создаем такие условия, как

  • Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания,  форм и способов работы).
  • Осознанность цели работы и ответственность за результат.
  • Реализация индивидуальных интересов учащихся.
  • Групповая работа (распределение обязанностей, планирование).
  • Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам.

И тем самым реализуем возможность:

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижении поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.
  • Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Таким образом, обладая данными компетентностями, учащиеся с ОВЗ смогут определить для себя четкую жизненную позицию, выработать системные компоненты саморегуляции (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекцию), также смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математике.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знания...

Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов

Квалификационная работа на высшую категорию по дополнительному образованию...

Педагогический проект «Пути формирования у школьников способности к профессиональному и личностному самоопределению»

Актуальность проекта заключается в потребности в самоопределении учащихся на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов. Проект позволяет формировать у учащихся представление о мире ...

Профессиональное и личностное самоопределение воспитанника детского дома - важное звено в подготовке к самостоятельной жизни.

Главная задача нашего детского дома - изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского д...

Проект: «Личностное самоопределение. Кто Я? Какой Я?»

Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений....

Тренинг для 9-ых классов "Школьная жизнь в контексте личностного самоопределения"

план тренингаподручные материалыфотографии с тренинга...

«Технология продуктивного обучения как основа профессионально-личностного самоопределения школьника»

Современная школа рассматривается нами как школа, создающая условия для саморазвития и самоопределения школьника, строящаяся на основе личностно ориентированного подхода с приоритетом продуктивного ко...