Система коррекционной работы с учащимися со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения. 30.11.2016.
статья по теме

Чередниченко Татьяна Николаевна

В  материале из опыта работы учителя трудового обучения охарактеризованы основные направления коррекционной работы с данным контингентом учащихся, а также эффективные методы и приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

 с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23»

г. Старый Оскол Белгородской области

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

(из опыта работы)

                                               

Выступление на заседании педагогического совета

                                 ПОДГОТОВИЛА:  Чередниченко Татьян Николаевна,

                                                       учитель трудового обучения                                          

Старый Оскол

2013

Под сложным дефектом понимают  сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.

Характеристика контингента учащихся 9В класса. В классе 5 человек, все с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом.

Структура дефекта:

- системное недоразвитие речи тяжелой степени  диагностируется у 100% обучающихся (5 чел.);

- нарушение зрения наблюдается у 2 человек, что составляет 40% контингента ( птоз – П.В., катаракта, близорукость – В.Т.);

- заболевание  опорно-двигательного аппарата – 80% (4 чел.) (из них с диагнозом ДЦП – 3 чел., гемипарез – у 1 чел.)

Направления коррекционной работы:

  • Коррекция речи
  • Коррекция мелкой моторики
  •  Коррекция поведения
  • Развитие умений ориентироваться в задании
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы

Нарушение ориентировки в задании

При выполнении заданий по труду первый этап работы – это анализ объекта труда (или образца). Этот процесс сильно затруднен вследствие нарушения процесса восприятия, а именно узости памяти, пассивности замедленного темпа восприятия. Дети с УО выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, обращая внимание на второстепенные, несущественные признаки объекта, не выделяя его главные черты.

Пассивность восприятия проявляется в том, что у.о.ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть объект в деталях, разобраться в его свойствах. Он чаще довольствуется самым общим узнаванием предмета. В учебной деятельности это приводит к тому, что без наводящих, стимулирующих вопросов педагога ученики не способны самостоятельно выполнить задание.

Мышление у.о.детей характеризуется нарушением всех мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза. При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки , отсутствие умения планировать. Ребенок начинает работу, не дослушав инструкцию, не поняв цели задания, без внутреннего плана действий, при слабом самоконтроле. Часто дети переоценивают свои возможности и выбирают сложные, недоступные им задания.

К наиболее эффективным приемам коррекции мышления школьников с нарушением интеллекта относятся задания на сравнение, обобщение, группировку предметов по разным признакам. Хорошо зарекомендовали себя упражнения типа «найди отличие», «найди общий признак» (развитие аналитических способностей); упражнения на коррекцию логического мышления: узнавание предмета по описанию, сравнение предметов по ряду признаков, классификация предметов по заданному признаку, группировка предметов по основным свойствам.

Такие задания целесообразно выполнять на каждом уроке.

Коррекция нарушений речи

Большие трудности в обучении вызывает нарушение речи детей с УУО. У них страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. У моих учеников наблюдается следующее нарушение речи:

Дизартрия - нарушение звукопроизношения (обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата)

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Недостаточный уровень  сформированности  лексико-грамматической стороны речи (ограниченность пассивного и активного словаря, неправильное построение предложений, неправильное употребление слов, неправильное сочетание слов  по смыслу)

Наиболее нарушена семантика речи, т.е. понимание значения слов, которые используют в речи окружающие. Это связано с нарушением словесно-логического мышления.

Недостаточно сформирована регулятивная функция  речи: дети неточно воспринимают указания взрослого, общие инструкции, указания замечания не относят к себе лично и реагируют лишь при личном обращении к конкретному ребенку.

Виды коррекционной работы при нарушениях речи у обучающихся. При алалии и дизартрии применяем на уроках логоразминки, чистоговорки, артикуляционную гимнастику.

С целью расширения активного и пассивного словаря регулярно проводим словарную работу: усвоение  терминологии, введение терминов в речь обучающихся.

При нарушении лексико-грамматического строя речи применяем такой прием как построение ответов по опорной схеме, по образцу; вставка пропущенных слов в предложение, метод комментирования своих действий.

Коррекция мелкой моторики 

У всех без исключения детей нарушена мелкая моторика. Особенно большие затруднения испытывают работы на вырезание по контуру. Например, у Ж.А.  наблюдается сильный тремор рук, вследствие чего страдают точность действий, аккуратность. Г.Д. работает одной рукой. Эти дети нуждаются при выполнении определенных работ в посторонней помощи.

Способы коррекции мелкой моторики

  • Упражнения в обведении фигур по шаблону
  • Упражнения в вырезании по контурам различной конфигурации
  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж пальцев рук с помощью массажного мячика
  • Разминание пластичных материалов, лепка

Коррекция поведения строится по направлениям 

  • Воспитание позитивного восприятия окружающих
  • Коррекция навыков межличностного общения
  • Воспитание чувства взаимовыручки, взаимопомощи
  • Искоренение иждивенческой позиции
  •  Коррекция эгоцентризма
  •  Коррекция самооценки

При столкновении с трудностями в процессе деятельности у.о.дети обнаруживают тенденцию «соскальзывать» с пути выполнения задачи и уходить в сторону от первоначальной цели.

Отношение к результатам своего труда: большинство относятся некритично, не замечают недостатков, всегда довольны результатом. Низкая оценка провоцирует обиды, вспышку агрессии, аффективное поведение. Необходимо постоянно обращать внимание ребенка на критерии оценки, на образец, учить сравнивать, выявлять недостатки, ошибки, учить способам их исправления.

Применяю такой  прием стимулирования познавательной активности как соревнование между учащимися.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.

Коррекция эмоционально-волевой сферы строится по следующим направлениям:

  • Формирование  эмоционально-положительного  отношения к своей деятельности
  • Воспитание силы воли.
  •  Формирование адекватной реакции на критику
  • Развитие чувства эмпатии (сопереживания)
  • Формирование умения  корректно выражать различные  эмоции

При столкновении с трудностями в процессе деятельности у.о.дети обнаруживают тенденцию «соскальзывать» с пути выполнения задачи и уходить в сторону от первоначальной цели. Необходимо стимулировать интерес к работе у учащихся, поддерживать веру в свои силы, показывать им практическую значимость их деятельности.

По мнению Л.В. Занкова, развитие эмоциональной сферы умственно-отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни. Умственно отсталым детям свойственна эмоциональная незрелость, эмоции носят неустойчивый, полярный характер. Некоторые агрессивно реагируют на замечания (Г.Д., П.В.), другие замыкаются в себе, перестают реагировать на окружающих (Р.Г.). Импульсивные проявления злобы, обиды, радости и  т.д. могут быть сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка. Оно способствует появлению у него осмысливания своих поступков и действий, помогает формированию положительных привычек и навыков правильного поведения.

Таким образом, коррекционная работа с учащимися со сложной структурой дефекта должна проводится систематически, комплексно по всем направлениям с учетом индивидуальной структуры дефекта школьников.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"

Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...

Использование речедвигательной гимнастики в коррекционной работе с детьми со сложной структурой речевого дефекта.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики как одного из элементов комплексной работы по преодолению речевых нарушений у детей с общим нарушением речи....

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты

Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...

Конспект урока по математике в классе для учащихся со сложной структурой дефекта

Конспект урока по теме: "Сравнение обыкновынных дробей"...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....