Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Зеленцова Ирина Алексеевна

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 7 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass.docx46.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

- учебный  план ГКОУ  школы-интерната № 92 на 2020 – 2021 учебный год (утвержден приказом директора от 29.01.2020 года № 26/1 -ОД);

- «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы».: В 2 сб. / Под ред. В. В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб.

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными компетенциями в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;
  • формирование эстетических представлений и вкуса;
  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Общая характеристика учебного предмета «Швейное дело»

Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у обучающихся знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на бытовых швейных машинах, технологическая последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. Согласно действующему учебному плану на изучение курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) отводится – 280часа(8 часов в неделю).  Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж.

  В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ, практическая работа, лабораторная работа, тестирование. Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.

         Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ.

В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования обучающимся на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

       Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.                                                                                                  Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий.  Обучающиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лёгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за обучающимся позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого обучающегося, наметить задачи исправления присущих им недостатков.                                                                                            

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.     Кроме того,  выполнение  швейных  работ  формирует  у  них  эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 7 классе является развитие  обучающихся как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с учетом третьего варианта специального стандарта.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Основные формы:

  • урок;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;
  • фронтальная работа;
  • дистанционный урок;
  • прослушивание аудиозаписи, видеозаписи;        
  • выполнение творческих заданий;
  • технологическая фотокарта;
  • консультация.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированные;
  • деятельностный подход;
  • уровневая дифференциация;
  • информационно-коммуникативные;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • дистанционные образовательные технологии.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

  • беседа (диалог);
  • работа с книгой.

Практическая деятельность:

  • изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению;
  • самостоятельная работа;
  • работа по карточкам;
  • работа по плакатам;
  • составление плана работ;
  • планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • демонстрация натуральных объектов;
  • ИКТ;
  • дифференцирование, разноуровневое обучение;
  • наглядные пособия, раздаточный материал;
  • создание увлекательных ситуаций;
  • занимательные упражнения;
  • экскурсии;
  • участие в конкурсах;
  • участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Специфика программы

      Специфической особенностью программы для детей с умственной отсталостью является включение в содержание пропедевтического периода, направленного на подготовку обучающихся к усвоению конкретного учебного материала. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития детей с недостатками интеллектуального развития в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

     Программа по швейному делу рассчитана на обучающихся 6 класса и предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к каждой группе обучающихся. По возможностям обучения обучающиеся делятся на три группы:

  • Обучающиеся I группы: в ходе обучения эти обучающиеся испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать задания не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Объяснения своих действий недостаточно точны.
  • Ко II группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
  •  К III группе относятся обучающиеся, которые овладевает учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваивают чисто механически, быстро забывают. Они усваивает значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Швейное дело» в 7 классе рассчитана на 280 часов в год в соответствии с учебным планом (8 часов в неделю, 35 учебных недель).

Содержание программы учебного предмета

I четверть (64 ч.)

Вводное занятие (2 ч.)
Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы.

Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ (11 ч.)

Теоретические сведения. Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ, назначение, скорости, виды выполняемых операций, основные механизмы. Заправление верхней и нижней нитки. Регулятор строчки, назначение и действие. Работа на промышленной швейной машине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Посадка во время работы: положение рук, ног, корпуса. Установка стула (напротив игловодителя).

Умение. Строчка на промышленной швейной машине по прямым и закругленным линиям. Одновременная и последовательная работа обеими руками.

Упражнения. Нажим на педаль, пуск и остановка машины, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток.

Практические работы. Подготовка машины к работе (наружный осмотр, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток).

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва (19 ч.)

Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным, овальным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.

Теоретические сведения. Получение пряжи из льняного волокна. Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Производственный способ раскроя (вразворот). Надставка-клин: допустимые соединение с основной деталью (по какой нити).

Упражнения. Построение чертежа в масштабе.

Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание горловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке.

Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки (13 ч.)

Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.

Теоретические сведения. Качество машинных игл. Дефект в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устранение. Неполадка в работе швейной машины, виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение.

Экскурсия. Ткацкая фабрика, производство льняных тканей или магазин (ознакомление с ассортиментом льняных тканей).

Упражнение. Обработка на образце выреза горловины. Вырез по выбору — углом, каре или круглой (овальной) формы.

Практические работы. Обработка горловины и рукава обтачкой. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза запошивочным швом, нижнего — швом вподгибку. Утюжка и складывание изделия.

Пошив однодетального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда (17 ч.)

Изделие. Наволочка с клапаном.

Теоретические сведения. Льняная ткань: изготовление, свойства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отношение к воде и теплу. Правила утюжки льняной ткани. Ткацкое производство (общее представление). Профессии.

Пооперационное разделение труда при пошиве изделия. Необходимость контроля за правильностью выполнения предшествующих операций. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия.

Лабораторная работа. Изучение свойств льняной ткани.

Практические работы. Обработка поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва до 1 см). Разметка длины клапана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом (или одним из швов, применяемых в производстве) одновременно с клапаном. Вывертывание, утюжка и складывание по стандарту изделия.

Самостоятельная работа (2 ч.)

Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою.

II четверть (62 ч.)

Вводное занятие (2 ч.)

План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.

Понятие о ткацком производстве (6 ч.)

Теоретические сведения. Ткацкое производство. Общее представление о профессии.

Практические работы. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью.

Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника (9 ч.)

Изделие. Пододеяльник.

Теоретические сведения. Пододеяльник, назначение, стандартные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей. Утюжка пододеяльника.

Упражнение. Обработка обтачкой рамки пододеяльника на образце. (Обтачка раскраивается из выпада ткани. Внешний срез обтачки может быть обработан кружевом или шитьем).

Бригадный метод пошива постельного белья (9 ч.)

Изделия. Наволочка, простыня, пододеяльник с пооперационным разделением труда.

Теоретические сведения. Основные стандартные размеры наволочек, простыней и пододеяльников. Ткани для пошива постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве постельного белья. Качество пошива. Технические требования к готовой продукции.

Умение. Работа бригадным методом. Самоконтроль качества работы.

Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчатобумажных тканей.

Практические работы. Раскрой изделия. Пошив изделия бригадным методом. Проверка качества операций и готовых изделий. Утюжка и складывание изделий.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия (7 ч.)

Изделие. Брюки пижамные.

Теоретические сведения. Пижама: назначение, ткани для пошива. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название деталей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных деталей. Расчет расхода ткани.

Практические работы. Снятие с себя мерок, построение чертежа выкройки. Проверка, вырезание, раскладка выкройки на ткани. Раскрой парных деталей.

Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой (4 ч.)

Изделие. Пижамная сорочка без плечевого шва с круглым вырезом горловины.

Теоретические сведения. Пижама: фасоны, виды отделок. Использование выкройки сорочки без плечевого шва.

Умение. Моделирование выкройки.

Практические работы. Изменение выкройки ночной сорочки (уменьшение длины). Раскладка выкройки на ткани, проверка и раскрой изделия.

Соединение основных деталей в изделии поясного белья (13ч.)

Изделие. Пижама детская (комплект из короткой сорочки и пижамных брюк).

Теоретические сведения. Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии.

Умение. Обработка запошивочным швом шаговых и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей.

Практические работы. Подготовка кроя к обработке. Обработка запошивочным швом боковых срезов. Обработка горловины косой обтачкой с применением отделки, срезов рукава — швом вподгибку с закрытым срезом деталей.

Ремонт одежды (10 ч.)

Изделия. Штопка. Заплата.

Теоретические сведения. Эстетика одежды.

Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Выполнение штопки.

Самостоятельная работа (2ч.)

Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном.

III четверть (82 ч.)

Вводное занятие (2 ч.)

План работы на четверть. Правила безопасной работы на швейной машине.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой. Основы прямой юбки (22ч.)

Изделие. Прямая юбка с шестью вытачками.

Теоретические сведения. Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность), получение пряжи. Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки.

Умение. Выбор фасона и ткани изделия, распознавание шерстяной ткани. Изменение выкройки в соответствии с фасоном. Раскрой.

Лабораторная работа. Определение волокон шерсти по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. Определение длины, извитости, тонины, прочности, шерстяных волокон.

Упражнение. Построение чертежа в масштабе по инструктажу.

Практические работы. Снятие мерок. Расчет раствора вытачек. Применение расчетов для получения выкройки на свой размер. Изготовление основы выкройки прямой двухшовной юбки.

Обработка складок в поясном женском и детском платье (6 ч.)

Изделие. Складка на платье.

Теоретические сведения. Складка: виды (односторонняя, встречная, байтовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками.

Упражнение. Обработка складок на образце.

Практические работы. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.

Обработка застежек в боковом шве поясного изделия (13 ч.)

Изделие. Застежка в боковом шве поясного изделия (тесьма «молния», крючки).

Теоретические сведения. Получение ткани из шерстяной пряжи. Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Свойства чистошерстяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащита). Действие воды, тепла и щелочей на шерсть. Полушерстяная ткань (с добавлением волокон лавсана, нитрона). Правила утюжки шерстяной ткани.

Застежка в юбке: виды, длина, фурнитура, особенности обработки в юбках из разных тканей. Петли из ниток.

Лабораторная работа. Определение чистошерстяных и полушерстяных тканей по внешним признакам (шерстистая поверхность), на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.

Упражнение. Обработка на образце застежки тесьмой «молния» и застежки на крючках.

Практические работы. Обработка среза припуска по шву для верхней и нижней стороны застежки. Обработка нижнего края застежки. Разметка мест для петель и крючков. Пришивание петель и крючков. Изготовление петель из ниток. Приметывание тесьмы «молния» к подогнутым краям застежки. Настрачивание краев застежки на тесьму «молния».

Обработка низа прямой юбки (8 ч.)

Изделие. Юбка.

Теоретические сведения. Обработка низа юбки: виды, зависимость от фасона и ткани. Ширина подгиба.

Умение. Обработка среза ткани зигзагообразной строчкой.

Практические работы. Заметывание низа юбки. Обработка потайными петлеобразными и крестообразными стежками среза с подгибом и без подгиба края внутрь. Обработка среза тесьмой, косой обтачкой и зигзагообразной строчкой. Закрепление подгиба ручными стежками или машинной строчкой. Утюжка изделия.

Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки (28ч.)

Изделие. Юбка двухшовная прямая, слегка расширенная книзу, со складками или без складок.

Теоретические сведения. Краеобметочная швейная машина 51-А класса ПМЗ-2: назначение, устройство, работа и регулировка механизмов, регулировка длины и ширины стежка, правила безопасной работы. Виды обработки верхнего среза юбок (притачным поясом и корсажной тесьмой). Способы застегивания пояса (на крючках и на пуговицах). Зависимость размера петли от диаметра пуговицы. Виды обработки срезов швов. Разутюженная и заутюженная вытачка. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву.

Умение. Работа на краеобметочной швейной машине. Выполнение потайных подшивочных стежков.

Упражнение. Обработка верхнего среза образца корсажной тесьмой. Обметывание петли по долевой и поперечной нитям. Регулировка натяжения верхней и нижней нитей на промышленной швейной машине.

Практические работы. Прокладывание контрольных линий. Прокладывание контрольных стежков по контуру выкройки и линии бедер.

Сметывание основных деталей. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки. Обработка вытачек и складок. Стачивание боковых срезов, обработка застежки. Обработка и соединение притачного пояса с юбкой. Разметка и обметывание петли.

Обработка потайным подшивочными стежками или другим способом низа изделия. Изготовление и втачивание вешалки. Утюжка и складывание изделия.

Самостоятельная работа (3 ч.)

Выполнение отдельных операций по изготовлению прямой юбки в масштабе 1:2.(Верхний срез юбки обрабатывается притачным поясом, низ — швом вподгибку с закрытым срезом и застрачивается машинной строчкой).

IV четверть (66 ч.)

Вводное занятие (2 ч.)

План работы на четверть.

Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки (15 ч.)

Изделия. Юбка из клиньев. Юбка «полусолнце». Юбка «солнце». Теоретические сведения. Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб.

Практические работы. Снятие мерок. Построение вспомогательных линий. Построение линий талии и низа по расчету для юбок «солнце» и «полусолнце». Расчет размера, построение клина на чертеже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки.

Обработка оборок (14 ч.)

Изделие. Отделка на изделии (оборка).

Теоретические сведения. Назначение оборки. Правила расчета длины ткани на оборку. Правила раскроя оборок. Виды обработки отлетного среза оборки.

Упражнение. Изготовление образца оборки.

Практические работы. Обработка отлетного среза оборок швом вподгибку с закрытым срезом, строчкой «зигзаг», двойной строчкой и окантовочным швом. Соединение оборок с изделием стачным или накладным швом. Втачивание оборок между деталями изделия.

Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы (13ч.)

Изделие. Юбка расклешенная с оборкой или без нее.

Теоретические сведения. Выравнивание и подрезка низа расклешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.

Практические работы. Подрезка низа юбки, обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Прокладывание строчек под тесьму. Вкладывание тесьмы. Обметывание и обработка швом вподгибку с открытым срезом на машине низа юбки на крае-обметочной машине.

Практическое повторение (20ч.)

Виды работы. Изготовление юбок прямой и расклешенной, ночной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение заказов базового предприятия пооперационным разделением труда.

Самостоятельная работа (4 ч.)

Выполнение отделочных операций по изготовлению образца расклешенной юбки в масштабе 1 : 2. (Выполняется по готовому крою. Верхний срез обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом с вкладыванием эластичной тесьма. По низу юбки — оборка, обработанная окантовочным швом).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование  разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1четверть

Вводное занятие.

Промышленная швейная машина 22А Кл. ПМЗ.

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва.

Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки.

Пошив однодетального изделия с прямыми срезами.

2 четверть

Вводное занятие.

Понятие о ткацком производстве.

Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника.

Бригадный метод пошива постельного белья.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия.

Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой.

Соединение основных деталей в изделии  поясного белья.

Ремонт одежды.

3 четверть

Вводное занятие.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой основы прямой юбки.

Обработка складок в поясном женском и детском платьях.

Обработка застёжек в боковом шве поясного изделия (тесьма «молния» крючки).

Обработка нижнего среза прямой юбки.

Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки.

4 четверть

Вводное занятие 

Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки.

Обработка оборок.

Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы.

Практическое повторение

ИТОГО:

64ч.

2ч.

11ч.  

19ч.  

13ч.

   17ч.

62ч.

 2ч.    

6ч.

9ч.

9ч.

7ч.

4ч.

13ч.

8ч.

82ч.

2ч.

22ч.  

6ч.

13ч.

8ч.

27ч.

72ч.

2ч.

17ч.

14ч.

15ч.

22

280ч.

2ч.

6ч.

8ч.

5ч.

6ч.

2ч.

3ч.

2ч.

2ч.

 

3ч.

1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

6 ч.

2ч.

5ч.

   

1ч.

7ч.

7ч.

3ч.

5ч.

3ч.

85ч.

5ч.

11ч.

6ч.

10ч.

Лабораторная

работа – 1ч.

Самостоятельная

работа – 2ч.

3ч.

7ч.

6ч.

Лабораторная

работа – 1ч.

4ч.

3ч.

11ч.

6ч.

Самостоятельная

работа – 2ч.

15ч.

Лабораторная

работа – 1ч.

4ч.

7ч.

Лабораторная

работа – 1ч.

7ч.

20ч.

Самостоятельная

работа – 3ч.

10ч.

9ч.

12ч.

22ч.

Самостоятельная

работа – 5ч.

195ч.

Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Формы контроля знаний, умений и навыков

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения детей с умственной отсталостью. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом обучающимся осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

При изучении курса швейного дела используются различные формы контроля (текущий, промежуточный), которые осуществляются посредством устного фронтального и индивидуального опроса, лабораторных и самостоятельных работ, онлайн-тестирвание.

Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы.

Самостоятельная работа

Лабораторная работа

Устный опрос

Промежуточный

Контроль выполнения поставленных задач

Самостоятельная работа

Планируемые результаты освоения курса

Должны владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
  • социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
  • эмоционально-ценностными (умение быть упорными  и стойкими перед возникшими трудностями).

По окончании 7 класса обучающиеся должны знать:

строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных (взаутюжку и в разутюжку)  и обтачных швов: ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.

Должны уметь:

  • распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей, выполнять мелкий ремонт одежды.
  • рационально организовывать рабочее место;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • мелкого ремонта изделий из различных материалов;
  •  создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и          приспособлений;- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
  • обеспечения безопасности труда.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты освоения обучающимися 7 класса выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:

  • овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
  • овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
  • овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • качество изготовленного объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы);
  • прилежание ученика во время работы;
  • уровень психо-физического развития обучающегося.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной  терминологии.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится обучающемуся, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

Оценка «1» ставится обучающемуся, если не умеет ответить на поставленные вопросы.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится обучающемуся, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится обучающемуся, если работа не выполнена.

Оценка «1» ставится обучающемуся,  если он не приступал к работе.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.Учебно-методическая литература:

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы».: В 2 сб. / Под ред. В. В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб.2.

2.Учебник:

Технология. Швейное дело. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные  общеобразоват. программы / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. Рабочая тетрадь по швейному делу. Для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательства «Просвещение», 2013.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Электронная форма учебника: Технология. Швейное дело. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х ч., М. : Просвещение, 2018г.

4. Технические средства:

- компьютер, проектор, интерактивная доска.

5. Учебно-практическое оборудование:

- пооперационные карты;

- раздаточный дидактический материал;

- предметные и сюжетные картинки;

- карточки для индивидуальной работы;

- дидактические игры;

- образцы готовых изделий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело, 7 класс) для коррекционной школы VIII вида.

Рабочая прграмма по професионально-трудовому обучению (швейное дело, 7класс) для коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс МКС(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование по швейному делу для 5 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 11 класс МКС(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование для 11 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс

Рабочая программа по профессиноально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс  для учащихся с интеллектуальными нарушениями...