Тьюторство в сфере инклюзивного образования
методическая разработка на тему

В последнее  время предлагается много инновационных подходов к обучению и воспитанию  детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные  права в получении адекватного уровню его развития образования. Принцип инклюзивного образования заключается в том, что общеобразовательные школы принимают на обучение детей с ОВЗ и создают им условия, ориентированные на потребности этих детей. Педагоги образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, нуждаются в помощи по организации педагогического процесса. Примером  успешной технологии организации и сопровождения инклюзивного образования являются ресурсные центры по инклюзивному образованию. Цель ресурсного центра - формирование общего образовательного пространства, внутри которого возможно оказание коррекционно-развивающей помощи в любом образовательном учреждении на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor_resursnogo_tsentra.docx67.71 КБ

Предварительный просмотр:

План работы тьютора ресурсного центра

       Проблема.

Принцип инклюзивного образования заключается в том, что педагоги общеобразовательных  школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.  Но, в настоящий момент  сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ, а специалисты, имеющие  профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования в соответствии с ФГОС.

    Цель работы: оказание консультативно-методической помощи педагогам  по вопросам организации коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития (нарушения слуха)  в условиях общего образования.

    Задача   тьютора: сопровождение образовательного процесса и оказание методической помощи по запросам педагогов общеобразовательной школы.

 Направления работы:

1. познакомить педагогов общеобразовательной школы:

- с нормативной базой получения образования детьми с ОВЗ,  

- особенностями психо - физического развития,

- созданием специальных условий для успешного обучения и  воспитания обучающихся с нарушенным слухом

- с методами обучения;

2.оказать помощь в составлении адаптированной образовательной программы;

3. оказать практическую помощь педагогам в разработке и проведении индивидуальных работ, моделировании уроков, учебно-познавательных ситуаций;

4.содействовать  реализации проектов федерального, регионального и муниципального значения по проблемам инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

Результат деятельности тьютора: повышение профессиональной компетенции педагогов, реализующих инклюзивную практику в образовательном учреждении

                                   

План мероприятий (примерный)

тема мероприятия

форма проведения

сроки

Изучение проблем и потребностей педагогов ОУ в  ресурсном обеспечении инклюзивного процесса

анкетирование, собеседование

август

январь

Разработка мер по подготовке и организации мероприятий, для устранения выявленных проблем.

планирование работы

август

январь

Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ

семинар

сентябрь

Особенности развития глухого ребенка

консультация

сентябрь

Методические рекомендации по созданию специальных условий

консультация

октябрь

Специальные педагогические подходы и методы обучения детей с нарушенным слухом в инклюзивном образовании

Семинар-практикум,

мастер-класс

Октябрь

ноябрь

Адаптированная образовательная программа

обучающий семинар

ноябрь

Разработка  адаптированной образовательной программы

семинар-практикум

декабрь

Экспертиза адаптированных образовательных программ педагогов ОУ

экспертиза

декабрь

Стажировка: современные методики включение детей с ОВЗ в образовательный процесс

посещение уроков и внеклассных мероприятий   тьютора

1 раз в месяц

Анализ образовательной деятельности педагогов, реализующих инклюзивное образование

посещение уроков педагогов ОУ

1 раз в четверть

Мониторинг результативности обучения и качества знаний обучающихся с нарушенным слухом в условиях инклюзивного образования

мониторинг, тестирование, анкетирование, собеседование

2 раза в год

Проблемы включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс

круглый стол (обмен опытом работы)

май

Подготовка методических рекомендаций, учебно-методических пособий, сборников, буклетов, обобщение передового опыта

выставки, распространение опыта работы

в теч. года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «Биология»

5 класс

фрагмент тематического планирования

с учетом обучения в классе детей  с ОВЗ (нарушение слуха) совместно с нормативно развивающимися сверстниками

Примерное тематическое планирование для нормативно развивающихся учащихся и учащихся с ОВЗ с указанием видов деятельности

            Тема:        Живой организм: строение и изучение(8 ч)

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности нормативно развивающихся  учеников

Характеристика основных видов деятельности учеников с ОВЗ

Что такое живой организм.

Наука о живой природе.

Методы изучения природы.

Увеличительные приборы.

Живые клетки.

Химический состав клетки.

Великие естествоиспытатели

Выделяют существенные признаки живых организмов. Объясняют их значение для организма. Делают краткие записи в тетрадь

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Записывают названия биологических наук и их область деятельности из учебника или со  слайдов презентации

Определяют основные методы биологических исследований.

Знакомятся с правилами безопасной работы

Выполняют задания практической работы с измерительными приборами, проводят элементарные эксперименты и  наблюдения по заданию учителя по инструктивным карточкам. Делают записи в тетрадь

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты, соблюдая правила безопасной работы  

Выявляют основные органоиды клетки, называют их. Рисуют клетку в тетрадь и подписывают ее органоиды. Различают органоиды клетки  на микропрепаратах и таблицах.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Составляют  таблицу химических веществ  клетки и их значения, пользуясь текстом учебника или слайдами презентации

Выполняют лабораторную работу по инструкции в рабочей тетради (контроль учителя)

Знакомятся с понятием «естествоиспытатели», делают запись в тетрадь. Читают текст учебника.

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.

Выполняют задания из рабочей тетради

Знакомятся с признаками живых организмов. Проговаривают основные признаки живого. Делают записи в тетрадь.  По картинкам определяют тела живой и неживой природы

Проговаривают и записывают в тетрадь названия биологических наук и их область деятельности из учебника или со слайдов презентации

Получают представления об  основных методах биологических исследований.

Знакомятся с правилами безопасной работы

Выполняют задания практической работы с измерительными приборами, проводят под руководством учителя элементарные эксперименты и  наблюдения по инструктивным карточкам. Делают записи в тетрадь

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовыми микропрепаратами, соблюдая правила безопасной работы. Проговаривают все виды деятельности  по инструктивным карточкам.

Рассматривают в учебнике рисунок строения клетки, читают названия органоидов клетки, показывают главные части живой клетки на таблице.  Рисуют клетку в тетрадь и подписывают ее органоиды. Рассматривают клетку на микропрепаратах.

По образцу заполняют таблицу химического состава клетки (неорганические и органические вещества). Проговаривают названия веществ.

Под руководством учителя выполняют лабораторную работу (по инструкции в рабочей тетради)

Знакомятся с понятием «естествоиспытатели», делают запись в тетрадь.

Находят  и зачитывают в тексте учебника информацию о вкладе великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.

Проговаривают и записывают фамилии великих естествоиспытателей в тетрадь


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»

8 класс

фрагмент тематического планирования

с учетом обучения в классе детей  с ОВЗ (нарушение слуха) совместно с нормативно развивающимися сверстниками

Примерное тематическое планирование для нормативно развивающихся учащихся и учащихся с ОВЗ с указанием видов деятельности

                 Тема  № 2 Простые  вещества ( 5 часов) 

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности нормативно развивающихся  учеников

Характеристика основных видов деятельности учеников с ОВЗ

Простые вещества – металлы

Самостоятельно изучают и характеризуют  общие физические свойства металлов по инструктивным картам с соблюдением правил ТБ

Устанавливают  и объясняют  причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами  металлов.

Под руководством учителя изучают, характеризуют  и проговаривают общие физические свойства металлов по инструктивным картам с соблюдением правил ТБ.

Делают необходимые записи в тетради

Простые вещества – неметаллы

Самостоятельно изучают и характеризуют    физические свойства неметаллов по инструктивным картам с соблюдением правил ТБ

Устанавливают   и объясняют причинно-следственные связи  между  составом, строением и свойствами неметаллов.

Под руководством учителя изучают,  характеризуют  и проговаривают физические свойства неметаллов по инструктивным картам с соблюдением правил ТБ.

Делают необходимые записи в тетради

Количество вещества.

Молярная масса. 

Раскрывают и объясняют  смысл понятий «моль», «молярная масса», пользуясь текстом учебника и опорными конспектами

Вычисляют  молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества по алгоритму. Объясняют решение .

Пользуясь текстом учебника, находят, проговаривают и выписывают определение понятий «моль», «молярная масса», необходимые формулы.

С помощью учителя учатся решать расчетные задачи по алгоритму и образцу

Решают задачи по образцу самостоятельно,

строят речевое объяснение  решения задачи

Молярный объём газообразных веществ

Раскрывают и объясняют смысл понятия молярного объема газов,  «число Авогадро», пользуясь текстом учебника и опорными конспектами

Вычисляют  объем газа по его количеству, массу определенного объема и числа молекул газа (и обратные задачи) по алгоритму. Объясняют решение

Пользуясь текстом учебника, находят, проговаривают и выписывают определение понятий «молярный объем газа», «число Авогадро», необходимые формулы для решения задач

С помощью учителя учатся решать расчетные задачи по алгоритму и образцу.

Решают задачи по образцу самостоятельно,

строят речевое объяснение  решения задачи

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «число Авогадро»

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении задач

Проводят расчеты с использованием понятий: «количество вещества». «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и

оценивают правильность выполнения действия.

Участвуют в коллективном обсуждении

 

Проводят расчеты с использованием понятий: «количество вещества». «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» по готовому алгоритму и образцу;

контролируют и

оценивают правильность выполнения действия в соответствии с образцом.

Участвуют в коллективном обсуждении




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ТЬЮТОРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в ре...

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный ро...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры.

Анализируются вопросы, касающиеся внедрения инклюзивного образования в РФ, в том числе сложности, с которыми приходится сталкиваться детям с ограниченными возможностями и их родителям при по...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...