Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)
статья на тему

Жанна Ивановна Кошляк

Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения».  ( Газета «АиФ на Енисее», август 2014 г.)

 Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.

В каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют общие принципы и закономерности, которых следует придерживаться:

−принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в его интересах;

−внедрение принципа непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

−соблюдение принципа системности, обеспечивающего единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного

профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

−соблюдение принципа гуманизации, что означает признание

уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса;

−принцип рекомендательного характера оказания помощи

обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования;

−принцип вариативности, который предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Так, изменение образовательной среды (при условии ее неготовности принятия ребенка с ОВЗ) выйдет на первый план, поскольку без соблюдения этого условия невозможно полноценное включение ребенка в образовательный процесс. С чего начинать эту работу в школе? Опять-таки со среды, выясняя, готова или не готова образовательная среда, принять ребенка с ОВЗ. Коррекция образовательной среды достигается путем проведения тренинговых занятий (не только с учащимися, но и с педагогами, и с родителями), организации просветительских мероприятий (опять таки не только с детской, но и со взрослой аудиторией), переподготовки педагогических кадров.

Не стоит забывать и о том, что на сегодня лишь в немногих

образовательных учреждениях созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья, поэтому каждой школе нужно решить, каким образом она сможет принять ребенка с ОВЗ и как будет выстраивать работу с ним, учитывая при этом, что просветительская и коррекционная деятельность должна быть направлена и на детей без ограничений по здоровью. Это позволит в значительной степени решить проблему адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде, как в начальном

звене, так и при переходе учащихся в среднюю параллель.

Особое внимание следует обратить на стиль детско -родительских отношений, т.к. часто родители ребенка с ОВЗ либо отвергают своего ребенка, либо проявляют в отношении него гиперопеку. Здесь психологи направляют свою деятельность на работу с семьей по снятию гиперопеки и коррекции родительского стиля воспитания.

 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx481.87 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Абазинская СОШ № 50»

Межрайонный семинар-практикум

«Инклюзивное образование  в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ»

Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве»

(тренинг тьюторства)

 

Докладчик

учитель   начальных

классов

Кошляк. Ж. И.

 Декабрь 2014

  1. Введение. Общие принципы и закономерности организации учебного процесса для детей с ОВЗ

Слайд 2. Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения».  ( Газета «АиФ на Енисее», август 2014 г.)

 Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.

В каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют общие принципы и закономерности, которых следует придерживаться:

−принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в его интересах;

−внедрение принципа непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

−соблюдение принципа системности, обеспечивающего единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного

профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

−соблюдение принципа гуманизации, что означает признание

уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса;

−принцип рекомендательного характера оказания помощи

обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования;

−принцип вариативности, который предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Так, изменение образовательной среды (при условии ее неготовности принятия ребенка с ОВЗ) выйдет на первый план, поскольку без соблюдения этого условия невозможно полноценное включение ребенка в образовательный процесс. С чего начинать эту работу в школе? Опять-таки со среды, выясняя, готова или не готова образовательная среда, принять ребенка с ОВЗ. Коррекция образовательной среды достигается путем проведения тренинговых занятий (не только с учащимися, но и с педагогами, и с родителями), организации просветительских мероприятий (опять таки не только с детской, но и со взрослой аудиторией), переподготовки педагогических кадров.

Не стоит забывать и о том, что на сегодня лишь в немногих

образовательных учреждениях созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья, поэтому каждой школе нужно решить, каким образом она сможет принять ребенка с ОВЗ и как будет выстраивать работу с ним, учитывая при этом, что просветительская и коррекционная деятельность должна быть направлена и на детей без ограничений по здоровью. Это позволит в значительной степени решить проблему адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде, как в начальном

звене, так и при переходе учащихся в среднюю параллель.

Особое внимание следует обратить на стиль детско -родительских отношений, т.к. часто родители ребенка с ОВЗ либо отвергают своего ребенка, либо проявляют в отношении него гиперопеку. Здесь психологи направляют свою деятельность на работу с семьей по снятию гиперопеки и коррекции родительского стиля воспитания.

Слайд 3. В этом направлении психологи школы призваны создать такие условия пребывания учащихся в образовательном учреждении, которые обеспечат не только благоприятные условия для обучения детей с ОВЗ, но и комфортное пребывание ребенка в образовательном пространстве.

Создание благоприятных социально-педагогических условий для детей с ОВЗ:

−состоит в преодолении социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ОВЗ;

−в организации индивидуальной траектории обучения ребенка;

−в работе с детьми нужно помнить, что не могут быть приемлемы указания, команды, требования, принуждение;

−недопустима любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;

−определяется тем, что ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и работать в собственном темпе;

−в расширении сферы самостоятельности воспитанника.

−в необходимости установления равных партнерских отношений;

−в праве ребенка отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств или коллективного обсуждения;

−в формировании коллектива детей, разделяющего идеи равноправия и принятия человека с ограниченными возможностями;

−в приобретении навыков коммуникации;

−в повышении роли одноклассников во взаимной поддержке и эмпатии;

−в обеспечении комфортности пребывания ребенка в образовательном пространстве.

Под комфортностью вообще и комфортностью психологической мы понимаем создание благоприятных условий психологической и физической безопасности, придающие ощущение стабильности, защищенности и равноправия в коллективе. Кроме того, очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и востребованным. Тем более, рассматривая понятие интеграции и инклюзии в контексте истории педагогики, становится очевидным возникновение и развитие такой практики, как  практика совместного обучения, зародившаяся еще в XIX в. на основе идей И.Г.Песталоцци.

Как достичь этого на практике? На практике педагогический коллектив школы достигает этого несложными и не требующими никаких дополнительных ресурсов приемами.

Это внимание к воспитанникам, участие в судьбе каждого, искренностью во взаимоотношениях, проявлению эмпатии и, конечно, сотрудничеством с семьей.

Создание комфортных условий обеспечивается, в том числе, и особенностями воспитательно-образовательной среды. Если среда не готова к принятию ребенка со всеми его сложностями и особенностями, ребенок, вливающийся в коллектив, получит массу проблем: от обиды до отчаяния, от невозможности самореализации до изоляции. Здесь без помощи психолога не обойтись. И от его умелых действий зависит насколько быстро и успешно ребенок адаптируется в новой обстановке.

Необходимы определенные изменения, для того чтобы система заработала с полной отдачей. Главным условием, без которого развитие инклюзивной практики будет невозможно, является перенос центра тяжести с результата обучения на образовательный процесс, переход от движения «строем» по программе в заданном темпе на индивидуальные траектории.

Необходимо формировать соответствующую новым задачам

образовательную среду –оказывать помощь всем ее участникам в организации условий и пространств для такой деятельности. В измененной образовательной среде должны произойти и ценностные изменения. Самыми важными и сложными являются:

−Изменение философии образования: от «образования для

образования»

—к «образованию для развития».

−Преодоление социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ОВЗ.

−Формирование сообщества, разделяющего идеи равноправия и принятия человека с ограниченными возможностями, является основной целью гуманистического общества.

  1. Обоснование новых форм адаптивного образования в МБОУ «АСОШ № 50»  Слайд 4.

В России - 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития (далее – дети  с ОВЗ). Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. В городе Абазе на 2013-2014 учебный год нуждаются в получении образовательных услуг 17 детей,обучающихся на дому, и около 50 детей-инвалидов. В  МБОУ «АСОШ №50» существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С   2012 года   введено обучение по программе VIII вида, занятия ЛФК, имеется опыт ранней диагностики задержки развития школьных навыков, психолого-логопедической помощи. В течение всего существования в школе есть дети, обучающиеся на дому, а также созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Опробованы различные формы обучения детей  с ОВЗ.

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  посещать     образовательные организации,  на  основании  заключения   медицинской       организации и письменного обращения родителей (законных  представителей)  обучение   по общеобразовательным программам организуется на дому  или  в   медицинских организациях * Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29  декабря   2012 г. N 273  -ФЗ  "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

        Слайд 5.Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.

        Однако, как показывает практика, обучение детей на дому сопровождается рядом проблем психологического, морального, социального характера. Ребёнок оказывается изолированным от социума, ограниченным в получении коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи.        По опыту множества школ организация образовательного процесса обучения детей на дому должна происходить с учётом психофизического развития и возможностей обучающихся. Особенностями обучения могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Слайд 6. Таким образом, в Абазе ощущается острая необходимость во внедрении новых форм адаптивного образования. Изучив и проанализировав существующие проблемы, противоречия и заказ общества в адаптивной школе, мы пришли к выводу о необходимости создания в МБОУ «АСОШ №50» вариативных условий для получения  образования детьми с ограниченными возможностями.

Мы выбрали  модель инклюзивного образования   для реализации в нашем ОУ, где дети с ограниченными возможностями здоровья осваивают адаптированную образовательную программу  по индивидуальному учебному плану, совмещая индивидуальное обучение на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и в общеобразовательном классе общеобразовательной организации* Пункт 3 Методических рекомендаций по организации инклюзивного образования в ОО  Республики Хакасия (Письмо МинОбрНауки РХ, 28.03.2014, № 100-1746). Для реализации данной модели необходимо ввести один из вариантов обучения на дому – обучение по индивидуальному плану в общеобразовательном учреждении, постепенное включение ребёнка-инвалида в класс (предметы развивающего и эстетического цикла). Все дополнительные, коррекционные, психологические и реабилитационные мероприятия определяются родителями (законными представителями) по рекомендациям медицинского учреждения и  согласованию с образовательным учреждением.

Слайд 7. Хочется заметить, что инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение. Нормативно – правовую базу можно найти на сайте, сейчас она содержит 32 документа Федерального значения

  1. Цель  доклада. Решение задач, помогающих  её достичь.

Слайд 8. Организаторы  семинара поставили цель моего выступления: донести до аудитории особенности тьюторства  в сопровождении ребенка – инвалида, раскрыв вспомогательные тонкости в осуществлении принципа рекомендательного характера оказания помощи, который обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав законных представителей ребенка  с ОВЗ  выбирать формы получения образования. Достичь цели поможет  решение  некоторых задач:

  • подробно рассмотреть  формирование  личного дела ученика, помогающее начать учебно-воспитательный процесс по выбранной родителями  форме и обосновать возникший выбор документально; ознакомить с расписанием на конкретном примере.
  • ознакомить с системой занятий вспомогательных служб + инклюзив по запросу родителей, на основании  медицинских показаний и соответствующих коррекционных программ;
  • обосновать выбор УМК и познакомить с особенностями содержания индивидуальной рабочей программы для обучения ребенка с ОВЗ;
  • А также ознакомить с результатами учебными, коррекционными  и реабилитационными.

  1. Основная часть.

Слайд 9. Ребенок – инвалид  Кира, который  обучается по индивидуальному плану в общеобразовательном учреждении, и  постепенно  включается   в класс VIII вида по предметам развивающего и эстетического цикла, страдает тяжелыми заболеваниями. 

Лабильность  нервных процессов Киры, присущие обучающимся с патологией соединительной ткани, чувство тревоги и склонность к аффективным состояниям требуют обязательной психологической коррекции, а также разграничивающей корректировки материала по которому обучается ребёнок, ибо невротическое поведение, мнительность немало влияют на процесс выздоровления. Возьмем, например,  русский язык, где в общеобразовательной программе установлены обязательные объемы письма.  Основная цель изучения русского языка для детей с таким синдромом (косоглазие в том числе) — выработка системы адекватных положительных установок на грамотное, но не затяжное письмо.

Слайд 10. При письме целесообразно избегать долгого фиксированного положения, например, длительного сидения в одной позе, что ухудшает приток крови к больным суставам. При поражении суставов верхних конечностей (кистей рук) следует ограничить печатанье на тугой клавиатуре, также письмо элементов,  букв, слов, предложений, текстов.

Слайд 11. При  знакомстве,  во время  записи в школу, или в дальнейшем, тьютору необходимо помочь родителям и ребенку выбрать подходящую для них форму обучения и направить в нужные инстанции для определения вида обучения.  Поступить в школу на обучение по определенному виду такому ребенку можно только при наличии определенных нестандартных для остальных детей  документов. Рассмотрим перечень документов по периодам.

На первый класс:_____. Уже в ноябре, чувствуется, что  прохождение программы общеобразовательной школы Кире дается с огромным трудом. Требуются дополнительные службы. Законный представитель с учащимся отправляется в ГБОУ РХ Центр психолого-медико-социальной помощи «Радость» на обследование и за выявлением образовательного маршрута.

Слайд 12. Вид заявления при поступлении в школу.

Слайд 13. В апреле получают выписку из решения ПМПК школы о направлении на ПМПК города в связи с трудностью прохождения программы. Тьютор готовит психолого-педагогическое представление на Киру в развернутой форме. Предоставляется справка МСЭ. Заключение КЭК (врачебной комиссии) города. ПМПК города выдает выписку из заключения, где рекомендует обучение по VIIIвиду на дому.

Слайд 14. Бланк УП

Слайд 15. Передвижки в УП, обоснованные заявлением родителей.

Слайд 16. Новое приложение - Индивидуальная программа развития ребёнка-инвалида с учетом помощи дополнительных специалистов за период всего обучения. Педагогический маршрут инвалида. Индивидуальная программа развития ребёнка –инвалида в 4 классе

Слайд 17. Бланк педагогического маршрута

Слайд 18. Индивидуальная программа развития ребёнка-инвалида с учетом помощи дополнительных специалистов за период всего обучения.

Слайд 19. Индивидуальная программа развития ребёнка –инвалида

Слайд 20. Кроме того, заполняется Отзыв родителей по итогам обучения.

Слайд 21. Прикладывается индивидуальное расписание уроков, заверенное. И эти два документа подшиваются в приложение  проектной  папки «Модель комплексной интеграции детей с ВОЗ в условиях средней образовательной школы»

Слайд 22. Расписа́ние — вид календаря (то есть, упорядоченность по времени), для которого указана информация о предстоящих (планируемых или потом произошедших) событиях. Оформляется обычно в виде таблицы. Расписания служат для указания того, где и что (кто) должно находиться в указанные моменты времени. Расписание занятий в школе  служит для сведе́ния в единую взаимосвязанную систему учащихся, учителей , уроков  и назначенных для проведения занятий мест — классов. Ознакомимся с общим расписанием  детей с ВОЗ в условиях нашего МБОУ. Указывается классный руководитель, вид обучения, класс, к которому прикреплен учащийся. Должно быть прописано время начала и окончания занятий.

Слайд 23. Как говорилось ранее, для реализации данной модели необходимо ввести один из вариантов обучения на дому – обучение по индивидуальному плану в общеобразовательном учреждении, постепенное включение ребёнка-инвалида в класс (предметы развивающего и эстетического цикла). Все дополнительные, коррекционные, психологические и реабилитационные мероприятия определяются родителями (законными представителями) по рекомендациям медицинского учреждения и  согласованию с образовательным учреждением.  На слайде вы видите систему занятий вспомогательных служб + инклюзив по запросу родителей, на основании  медицинских показаний и соответствующих коррекционных программ.  Прослеживается внедрение принципа непрерывности, который  гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Так с помощью систематических занятий ЛФК с В. В. Андреевым Кира может передвигаться с ранцем  на спине, по лестницам одна,  под визуальным контролем тьютора, что буквально полтора года назад казалось нереальным. Ребенок ходил с трудом, под руку. По лестнице приходилось Киру поднимать.

Слайд 24., 25, 26. Такое продуманное и основанное на медицинских показаниях  включение в жизнь класса и школы  способствует положительным эмоциям, общению, разностороннему развитию ребенка.

Слайд 27. Теперь нужно  обосновать выбор УМК и познакомить с особенностями содержания индивидуальной рабочей программы для обучения ребенка с ОВЗ 

Итак, отправная точка – выбор УМК, Учебники соответствует программе для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой (2001 г.). и составляют учебно-методический комплект с рабочими тетрадями авторов и соавторов

Слайд 28. По математике выбрали авторов Алышеву, Эка и Перову. По русскому языку – учебники Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г.

По чтению- Ильина С.Ю., Матвеева (Лунёва) Л.В. Живой мир- Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О. Учебник «Устная речь» идет в дополнение к учебнику «Чтение», включая интересные развивающие задания на бытовую осведомленность и речевое развитие,  разрезной материал в приложении.

Слайд 29. При подготовке индивидуальной рабочей программы учитываются медицинские показания. Количество часов в предметных КТП распределено в соответствии  с индивидуальным учебным планом  обучающегося. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе домашнего обучения.

Хотелось бы отметить особенности составления программы по разделам.

Слайд 30. Конкретный вид раздела «Описание медицинских и личных сведений об учащемся и семье». Заполняется родителем.

  1. Заключение

Слайд 31. Кира, благодаря своему вариативному обучению  не  оказалась  изолированным от социума ребенком, ограниченным в получении коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи. Она вместе с детьми класса участвует и побеждает в различных конкурсах творческого характера. Старается прилежно учиться, несмотря на отставание в развитии.

Слайд 32, 33, 34. На слайде видны учебные результаты по предметам.

Глубокие расстройства речи в той или иной мере вредно отражаются на умственном развитии в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности. В процессе всестороннего сопровождения разных специалистов+ инклюзии заметен результат. После коррекционно-развивающих занятий мы видим улучшения психического развития по параметрам внимания, памяти и  двигательной активности.

При систематическом сопровождении  и включении в воспитательный процесс класса есть  огромный положительный результат реабилитационно - общественного характера: коммуникативный прогресс в общении со сверстниками, в бытовом навыке, в ориентации в жизненных ситуациях.

Шуточное назидание слушателю семинара:

  1. Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.
  2. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
  3. Деньги и педагогика малосовместимы.
  4. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
  5. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
  6. Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.
  7. Шути до тех пор, пока не научишься.
  8. Помни: плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель - испепелить ДУШУ.
  9. Приходить на урок следует на столько подготовленным, чтобы знать точно: для чего пришел, куда пришел, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
  10. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
  11. Старайся кушать каждый день.
  12. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую и счастливую педагогическую жизнь.
  13. Никогда не жди похвалы, а старайся сразу же выяснить, как с ней обстоят дела.
  14. Люби кого-нибудь помимо школы, и тогда у тебя будет все в порядке.
  15. Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты артист, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
  16. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
  17. Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
  18. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
  19. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
  20. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.
  21. Отдай школе все, а, выйдя из стен школы, начни новую жизнь.
  22. Постарайся всегда быть здоровой, даже если в это кто-то не поверит.
  23. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: "Вон учительница пошла".
  24. Не спи на уроке; дурной пример заразителен.
  25. Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.
  26. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
  27. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспомнишь своих учеников, лицо твое озарится улыбкой.

             

       ОТЗЫВ  слушателя семинара

Посещенное мероприятие

Межрайонный семинар-практикум

«Инклюзивное образование  в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ»

База проведения

МБОУ «Абазинская СОШ № 50»

Сектор

«Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тьюторство) Кошляк Ж. И.

Слушатель (ФИО):

Место работы слушателя:

                   Актуальность темы (отметить * или подчеркнуть)

приоритетная

высокая

средняя

низкая

                 Информационная компетентность  лектора

Владеет

Не владеет

                    Общее впечатление  о полезности   материала

Полезен

 Бесполезен

Ваше эмоциональное впечатление:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: