РМО информатиков. Доклад по теме "Организация учебных занятий по информатике и ИКТ с использованием современных образовательных технологий"
материал по информатике и икт по теме

Мальцева Кристина Александровна

Предварительный просмотр:

Доклад

« Организация учебных занятий по информатике и ИКТ с использованием современных образовательных технологий»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  УСКЮЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Подготовила: учитель информатики   

                        и  ИКТ Мальцева К.А.

МБОУ Ускюльская СОШ

2014 г.

Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Организация учебных занятий по информатике и ИКТ с использованием современных образовательных технологий

«Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».

Л.С.Выготский

Эту фразу можно считать моим девизом в преподавании информатики в школе, так как идея развивающего обучения, взятая мной за основу, представляет собой  целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

В связи с расширением материально-технических возможностей школы возникла приятная проблема: быстро и эффективно осваивать новую компьютерную технику.

Другая проблема заключалась в том, чтобы, открыв доступ к ресурсам Интернета всем и каждому желающему ученику школы, научить детей базовым умениям: получения, сохранения, обработки и использования информации в учебных целях. Технологически с этими задачами мы справились: большинство обучающихся школы теперь могут выполнять необходимые действия в Word, Power Point, Picture Manager, Paint.

Однако, при подготовке учащихся к жизни в условиях информационного общества, внимание следует уделять не только репродуктивной способности по воссозданию ограниченного набора определенных умений, но и развитию мышления школьников.

В связи с этим ставлю перед собой цель: содействовать  формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

 Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи: 

  • создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;
  • создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;
  • интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями;
  • создание условий для выявления одаренности учащихся.

Применяя традиционные методы обучения, пытаюсь использовать элементы развивающего обучения, проектную технологию как вид творческой  деятельности детей.

В связи с этим, применяю в работе с учащимися следующие формы обучения:

  • учебно-плановую;
  • внеплановую;
  • вспомогательную.

Организованный урок с фронтальной формой охватывает работу всего класса по теме. Это урок изучения нового материала с демонстрационными фрагментами, аудио- и видеовставками, обсуждение объектов в виртуальной лаборатории, музее.  Для урока я использую необходимый материала на CD, либо на школьном сервере, либо в Интернете. Наличие в классе проектора и интерактивной доски помогает фронтальной демонстрации объектов изучения или процессов.

Групповая форма обучения используется мною для проектной деятельности. Каждая группа работает над своим заданием в проекте, в результате чего формируется единое решение по проектному заданию для всего класса. Группа при этом выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. При таком уроке приходится тщательно прорабатывать задания для каждой группы и готовить специализированное дополнительное оборудование, позволяющее ученикам не только выполнить задание качественно и в единый срок, но и затем объединить каждый фрагмент решения и получить единый результат.

По моему глубокому убеждению, метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи.

 Также на уроках информатики я широко использую парный метод обучения, сформированный из-за нехватки компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль. Данный выбор мотивирую тем, что для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя.

В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение детей по степени заинтересованности и уровню подготовленности. При проведении практических занятий нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, необходима тщательно разработанная система индивидуальных заданий. Таковых заданий у меня пока недостаточно, но я работаю в данном направлении.

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального контакта между учеником и учителем.

Для обеспечения такого контакта  выполняю общие методические требования:

  • разъясняю ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;
  • возбуждаю интерес ребят, мобилизуя их познавательные усилия и прежде всего их внимание;
  • обсуждаю с детьми способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки;
  • восстанавливаю в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;
  • не устраняюсь от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах.

На практике также  мною распространены комбинированные уроки. Такие уроки имеют разнообразную структуру и обладают рядом достоинств:

  • обеспечивают многократную смену видов деятельности;
  • создают условия для быстрого применения новых знаний;
  • обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом;
  • приносят много отметок;
  • реализуют индивидуальный подход в обучении.

Используя мультимедийный проектор и демонстрационный экран или интерактивную доску, демонстрирую ученикам различные учебные элементы содержания курса, ввожу новые технологические приемы. Разработанные мною обучающие мультимедийные презентации придают новые краски рассказу, беседе, диалогу, решению проблемных ситуаций и так далее.

Виды домашней работы для учащихся также разнообразны: индивидуальная (проверяю знания конкретного ученика с целью коррекции имеющихся знаний по конкретной теме) – на карточках, в электронном файле; групповая (как часть общего классного задания); творческая (составление докладов, сообщений, макетов слайдов с разным тематическим сюжетом), дифференцированная, одна на весь класс.

Организую по мере необходимости консультации учащихся (текущие, тематические, обобщающие), которые проводятся эпизодически.

Приобщая учеников к информационной культуре, считаю очень важным не ограничиваться только рамками школьного урока. Для достижения наибольшего результата использую разнообразные формы внеурочной деятельности. Начиная с 2009 учебного года в учебный план включены элективные курсы:  «Создание компьютерных презентаций в PowerPoint»  (9 класс), «Мультимедийные презентации. Компьютерная графика» (10 класс), «Обработка изображений в Adobe Photoshop» (8 класс), «Изучаем Microsoft Word» (7 класс).  Веду кружок «Ускюль – фильм» для учащихся 5-9 классов.

Занятия на данных элективных курсах и кружке призваны в полной мере приобщить учеников к информатике и ИКТ как инструменту в деятельности человека.

Результатом своей деятельности считаю: стабильная успеваемость, повышение качества обучения.

Мои учащиеся ежегодно принимают участие в Международном конкурсе «КИТ». В 2010 году двое учащихся заняли 2 место среди участников Татарского района.

Я в самом начале своего учительского пути. Но за короткий промежуток педагогической работы я поняла, пожалуй, самое главное: Самой быть всегда в постоянном процессе саморазвития. Помнить об одном из определений понятия «обученность»: обученность – результат прошлого опыта и, с другой стороны, - цель предстоящего обучения».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках информатики"

В данной статье рассматриваются современные образовательные технологии, которые применяются на уроках информатики....

Использование современных образовательных технологий на уроках информатики

В этой статье я рассказываю о том, как использую ИКТ на своих уроках информатки, во внеурочной деятельности и для своих отчетов....

Презентация с докладом на тему «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения учебной дисциплине «Иностранный язык»

Презентация даёт хороший методический материал по интернет-ресурсам для создания уроков (в том числе и по дисциплине "Английский язык")....

"Использование современных образовательных технологий при конструировании учебных занятий по иностранному языку."

педагогические технологии при обучении иностранному языку,  применяемые комплексно при конструировании занятий по английскому языку:  Развивающее обучениеЛичностно-ориентированное обуче...

Статья. Использование современных образовательных технологий на уроке информатики

Одной из наиболее распространенных педагогических технологий является игровая технология и ее разновидность квест-технология....

Продуктивное использование современных образовательных технологий при обучении информатике

В этой работе описаны некоторые современные образовательные технологии, которые применяю при преподавании информатики....