Логопедическое занятие "Дифференциация [Ц] - [Ч] в слогах, словах."
план-конспект занятия ( класс) по теме

Логопедическое занятие  рассчитано на обучающихся  5 класса специальной (коррекционной) школы  VIII вида.  Ученики данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку вследствие системного недоразвития речи лёгкой  степени при умственной отсталости и недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.   У всех обучающихся группы  выявлена сложная форма дисграфии (акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической дисграфии), что проявляется в недостаточной сформированности фонематических процессов, в нарушении  слуховой дифференциации фонетически близких звуков. При выстраивании  логопедического  занятия учитывались все  вышеперечисленные нарушения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ch-ts.docx331.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подтверждение о проведении  педагогической практики на базе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида  №7

Пояснительная записка

Логопедическое занятие  рассчитано на обучающихся  5 класса специальной (коррекционной) школы  VIII вида.  Ученики данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку вследствие системного недоразвития речи лёгкой  степени при умственной отсталости и недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.   У всех обучающихся группы  выявлена сложная форма дисграфии (акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической дисграфии), что проявляется в недостаточной сформированности фонематических процессов, в нарушении  слуховой дифференциации фонетически близких звуков. У обучающихся наблюдаются затруднения при дифференциации звонких и глухих,  свистящих и шипящих звуков,           допускаются  ошибки при дифференциации аффрикат, что проявляются на письме в замене букв по акустическому сходству. Слоговой анализ сформирован недостаточно.   При выполнении  сложных форм фонематического анализа также возникают большие затруднения.  Поэтому при выстраивании  логопедического  занятия учитывались все  вышеперечисленные нарушения.  Добиться положительных результатов в работе с обучающимися  с ОВЗ помогает использование на логопедических занятиях игровых приёмов и красочной динамичной наглядности.

Тема:  «Дифференциация звуков [Ц]  и [Ч]

в слогах, словах»

Цели и задачи: 

  • Коррекционно – развивающие:
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие мыслительной деятельности, формирование умения выделять     главное, обобщать, сравнивать, анализировать;
  • развитие внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия;
  • формирование умений запоминать и воспроизводить информацию.

  • Образовательные:
  • развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков [ц]   и [ч]   в слогах, словах;  
  • закрепление связи между фонемой, артикулемой и графемой;
  • развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза  на материале слов со звуками [ц]   и [ч];   
  • развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря;
  • формирование навыков работы по инструкции.
  • Воспитательные:
  • формирование мотивации и интереса к учебной деятельности;
  • формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Оборудование: персональный компьютер с установленной программой PowerPoint, презентация к уроку, карточки с артикуляционными символами, буквы Ц, Ч.

Ход занятия

Материал презентации

.

I. Организационный момент

  • Приветствие логопеда.
  • Предлагается сесть на свои места тем детям, которые назовут слово, начинающееся с глухого  согласного звука.
  • Оформление тетрадей (запись числа), проверка записи.

1.

2.

3.

4.

II. Повторение

Выделение звуков [ц]  и  [ч] из слов-отгадок

Ученикам предлагается отгадать загадки:

  • Из железа я завязана,

Самой крепкой быть обязана. (Цепь).

(Если дети затрудняются, им предлагается найти отгадку среди нескольких картинок: катушка ниток, веревка, цепь).

- Почему вы выбрали именно эту картинку?

- Какое слово в загадке помогло вам выбрать правильный ответ?

- Какой первый звук в слове «цепь»? ([ц]).

     Над водой она летает,

     Крылом воду задевает.

     Только рыба зазевалась,

     В её клюве оказалась.  (Чайка).

- Какой первый звук в слове «чайка»? ([ч]).

Уточнение артикуляции звуков [ц]  и  [ч] с опорой на схемы

  • На мониторе показана схема артикуляции звука [ц].

Детям предлагается рассмотреть схему и ответить на вопросы:

- Артикуляция какого звука изображена на этой схеме? ([ц]).

- Как вы определили, что это схема звука [ц](Губы в улыбке, зубы образуют щель, кончик языка внизу, через щель выходит холодная воздушная струя, голоса нет).

  • На мониторе показана схема артикуляции звука [ч].

- Артикуляция какого звука изображена на этой схеме? ([ч]).

- Как вы определили, что это схема звука [ч]?  (Губы округлены и выдвинуты вперед, между зубами   щель, кончик языка вверху, через щель выходит теплая воздушная струя, голоса нет).

Сравнение артикуляции звуков [ц] и [ч]

- Чем похожа артикуляция  этих звуков? Найдите одинаковые

символы.

(Между зубами образуется щель, через которую проходит воздух. Оба звука глухие).

- Чем отличается артикуляция этих звуков? (Звук [ц] – губы в улыбке, кончик языка внизу. Звук [ч]  – губы  округлены и выдвинуты  вперед,  кончик языка вверху).

Соотнесение звуков  и букв

На мониторе показаны буквы Ч и Ц.

- Из каких элементов состоит письменная буква ц?

- На что похож нижний элемент буквы ц(На элемент цепи).

- Рассмотрите букву ч. Из каких элементов она состоит?

(Рассматривается буква в рукописном шрифте).

- На что похож верхний элемент буквы ч? (На крыло чайки).

Выво Вывод: запоминаем опоры, которые помогут нам различать звуки и буквы ц и ч. Нижнее положение языка при произнесении  звука [ц]  и нижний  элемент буквы – «петля». Верхнее положение кончика языка на звук  [ч]  и верхний элемент буквы – «крыло чайки».

Слайд №2, №3

Картинки к загадкам: катушка ниток, веревка, цепь, чайка

Слайд №4

Схемы артикуляции

звуков [ц] и [ч]

Слайд №5

Буквы Ч и Ц

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

III. Основная часть занятия

Дифференциация звуков [ц]  и  [ч]   изолированно

  • Узнавание звуков [ц]   и [ч]   по беззвучной артикуляции.

(Логопед попеременно показывает артикуляцию звуков, дети хором озвучивают её).

  • Узнать звук по артикуляционным символам.

(Логопед попеременно поднимает карточки со стрелками, обозначающими положение кончика языка при произнесении  звуков [ц]  и [ч], а   обучающиеся озвучивают).

Дифференциация звуков [ц]  и  [ч]   на уровне слога

  • Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед называет звуковое сочетание, а ученик воспроизводит  его с оппозиционным согласным.

ацо – ачо     ача – аца

ица – ича     уца – уча

учу – уц       ечу – ецу

  • Работа со слоговыми таблицами.

Задание. Прочитать слоги, соблюдая ударение:

аца – ача   ацу – ачу   иче – ице    яча – яца

  • Выделение звуков [ц]  и  [ч]   из звукосочетаний

  -   Каким цветом будем выделять букву ц(Синим).

 -   Каким цветом будем выделять букву ч(Коричневым).

Задание. Прослушайте звукосочетания, запишите только согласные звуки:

ача, ецо, учу, уце, иче, ацу, яца, очу

  • Игра «Самый внимательный»

Прослушайте ряд слогов,  запишите слог, который повторяется дважды:

           чва – цва – чва                орц – орч – орч

          ацк – ачк – ацк               укч – укц – укц

          инц – инч–инц                мча – мца – мча

Дифференциация звуков [ц]  и  [ч]   в словах

  • Знакомство с новыми словами

На мониторе показаны предметные картинки:

початок,  кольчуга.

Детям предлагается  рассмотреть и назвать их.

Слова для объяснения:  початок (форма расположения семян кукурузы), кольчуга  (оборонительный доспех, рубашка из железных колец).

  • Придумать предложения со словами кольчуга и  початок  

(устно).

  • Записать эти слова в тетради, разделяя их на слоги

               (коль-чу-га, по-ча- ток).

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова? (чу – щу, ча – ща).

Физкультминутка

                                                 «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Зайчик-пальчик»

Руки вытянуты вперед. Пальцы левой руки сжаты в кулак, большой палец поднят вверх  (пальчик). Пальцы правой руки сжаты в кулак. Указательный и средний пальцы подняты вверх («ушки зайчика»). Руки меняются поочередно.

Работа над слого-звуковым составом слова  

Задания от Слогуши

На мониторе показаны предметные картинки:

скворец, часовой, шприц, врач, луковица, печка.

Задание №1 «Найди слово»

Нам пришло послание от старого знакомого Слогуши.  

Слогуша загадал слова и хочет, чтобы вы их отгадали и ответили на его вопросы.

Задание выполняется в следующей последовательности:

  • Рассмотреть картинки на мониторе. Назвать слово, где перед ч слышится а.  (Врач)

-  Сколько слогов в слове врач? (Один).

- Почему? (Один гласный звук). Записать слово в тетрадь.

  • Какой звук [ц]    или [ч]    слышится в слове скворец? ([ц]).

-   Какой он по счету? Записать слово, разделяя на слоги.

  • Найти слово, где после ч  пишется буква а. (Часовой). Записать слово, разделив его на слоги.
  • Найти слово, в котором соседи звука [ч] – е и к. (Печка). Записать слово, разделив его на слоги.
  • Найти слово, которое соответствует данной звуковой схеме:

….. . (Шприц).   Записать слово, опираясь на схему.

  • Какой звук [ц]  или [ч] слышится в слове луковица([ц]).

-Назовите соседей звука [ц] (и, а).

                                            Физкультминутка

                           «Нарисуй глазами треугольник»

Обвести взглядом треугольник (квадрат), нарисованный на доске.

Задание№2  «Слоговая арифметика»

На мониторе компьютера появляются «примеры», которые

обучающиеся должны решить.  Получившееся слово нужно записать

в тетрадь, разделив  его  на слоги.

Мечта – та = ? (меч).

Цапля – ля + нул = ? (цапнул).

Качка – ка + ели = ? (качели).

Пальто – то + цы = ? (пальцы).

Тело – ло + плита – та + ца = ? (теплица).

Чернота – нота + ё + муха = ? (черёмуха).

Значение слов уточняется по ходу выполнения задания.

Слайд №6

Слоги с ударной

гласной

Слайд №7-8

Предметные картинки: початок, кольчуга

Слайд №9

Предметные картинки: скворец, печка часовой, шприц, луковица, врач.

Слайд №10-15

  1. IV. Итог занятия

- Над какими звуками и буквами мы сегодня работали?

- Вспомните и назовите слова со звуком [ц], которые встречались в заданиях.

- Вспомните и назовите слова со звуком [ч], которые встречались в заданиях.

- Оценка работы обучающихся.

Презентацию к уроку можно посмотреть  здесь 

https://yadi.sk/i/Ok5JhATPqZLRh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

На  занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р],  уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Подгрупповое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях"

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса

Логопедическое занятие,  в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья&q...