Педсовет по теме "Работа с учебником- проблемы, поиск, результаты"
материал на тему

Колтунова Татьяна Викторовна

Педагогический совет в коррекционном учреждении 8 вида, презентация к педсовету по теме "Работа с учебником - проблемы, поиск, результаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_uchebnikam_14-15g.doc55 КБ
Office presentation icon prezentatsiyapedsovet_po_uchebnikam.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

         В последние десятилетия в образовании регулярно происходят какие-либо изменения. То в школе переходят на одиннадцатилетнее обучение, то увеличивается количество часов в неделю одного предмета и уменьшается – другого, то реформируется экзаменационная система, то вводятся новые стандарты в обучении. Перечислять можно довольно долго, и каждый из нас на практическом примере смог это понять. Наиболее обсуждаемы изменения, которые связаны с учебниками, детскими книгами, детской литературой. Поэтому актуальна и тема нашего педагогического совета: «Работа с учебником – проблемы, поиск, результаты.  Роль книги в развитии личностных качеств обучающихся, воспитанников».

        Одним из направлений государственной политики в области модернизации образования является обновление учебного содержания в логике компетентностного подхода, которое требует создания новых школьных учебников. (Слайд №1).

        Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

        Реализация компетентностного подхода в учебных изданиях предполагает пересмотр сложившегося подхода к формату учебника, написанию учебных текстов, разработке вопросов и заданий для обучающихся.  Это требует создания новых школьных учебников, имеющих ярко выраженную практическую направленность и учитывающих:

• возраст обучающихся, воспитанников и его сообразность;

• контингент обучающихся и его специфику (обучающиеся, воспитанники  с ОВЗ);

• достижение ключевых компетентностей (заложенные в ФГОС, проекте ФГОС для ОВЗ);

• использование открытой образовательной среды;

• развитие самостоятельности у обучающихся  и умений взаимодействовать с другими;

• соответствие нагрузки обучающегося санитарным нормам при освоении предмета.

        Таким образом, учебники составляются с учётом возрастных и социально-психолого-педагогических особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.

        Исходя из этих требований, становится очевидным, что учебник должен быть ориентирован на развитие умений обучающихся, воспитанников практически применять изученный материал в реальной жизни на основе полученных теоретических знаний, т. е. «жизненных» навыков.

        В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования. Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, чтобы быть успешным в информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях, для решения проблем, возникающих в реальной деятельности.

        Если раньше учебник рассматривался как главный носитель содержания образования, главный источник знаний, то сегодня учебник является скорее ориентиром в поле информации, носит практико-ориентированный характер. Учебник в новых условиях реализации компетентностного подхода становится основным инструментом управления учебной деятельностью обучающегося. Главным направлением такого подхода является подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности в быстро меняющемся мире, наполненном многообразием информации. (Слайд №2).

        Учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён, их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Также  в средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. 

        Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 году. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования. 

        В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 году. Во второй половине XVII века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоёв населения (буквари стоили, например, одну копейку). (Слайд №3). 

         «Родное слово» К. Д. Ушинского, впервые вышедшее в свет в 1864 году, выдержало 146 изданий. 

        В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень высокое значение. Период с 1917 по 1933 год можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 году ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», позже переименованный в «Просвещение». Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4-5 лет. Единая система учебников действовала на всём пространстве Советского Союза, а для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники, выпускалась также и адаптированная литература  для лиц с нарушениями здоровья. 

        В советское время школьники обеспечивались учебниками бесплатно. Причём программы менялись редко и были одинаковыми по всей стране. (Слайд №4).

        С распадом СССР в начале 1990-х годов в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников, таким образом, по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий.

        Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. (Слайд №5).

        В настоящее время на основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования. (Слайды №6, №7).

        На современном этапе образования каждый учитель вправе сам выбрать учебник, по которому будет преподавать, но учебник обязательно должен быть включен в федеральный перечень, утверждённый приказом министерства образования, также должна выдерживаться единая предметная линия. (Слайды №8, №9).

         Однако, вопросов к современным учебникам немало. По статистике каждый год практически в 80% учебниках находят ошибки, также  ещё встречаются отсутствие логики и здравого смысла. (Слайд №10).

         А ведь от простоты, понятности, и правильности, в написания текста учебника, при его составлении, зависит успеваемость обучающихся по нему учеников.

        В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий учебников до трёх штук (по каждому предмету, для каждого класса). 

        Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить обучающихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. (Слайд №11).

      Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции:

-информационную;

-систематизирующую;

-закрепления и самоконтроля;

-самообразования; интегрирующую;

-мотивационную.

        Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина? С одной стороны, это сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время. С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. (Слайд №12).

       Ранее издававшиеся учебники имели три компонента: параграфы с изложением учебного материала, вопросы для контроля, набор для упражнений. Учебники нового поколения - учебники фиксированного формата, которые ориентированы на решение задачи включения обучающихся в информационную образовательную среду, в ее построение с целью приобретения обучающимся индивидуального опыта решения задач по развитию ключевых компетентностей (отличительные особенности в зависимости от ведущего компонента предмета и ступени образования, от ресурсов информационной образовательной среды), они варьируются по стилю и логике изложения, способам представления материала, в них реализуется формула: «информация + дидактика + компьютер».

        Становится актуальной и  востребованной концепция многоуровневого учебника, основные положения которого заключаются в следующем:

1. Учебник не должен ограничиваться интересами «среднего» ученика, поэтому изложение учебного материала в учебнике должно быть выдержано с научной точки зрения.

2. Развитие материала в учебнике должно отражать современные представления  об изучаемом  материале, который в учебнике должен быть изложен доступно.

3. Учебник должен обеспечивать любой желаемый уровень глубины изучения материала.

4. Способ изложения учебного материала в учебнике, организация учебных текстов и системы упражнений должны обеспечивать достижения разных целей обучения при работе по уровням обученности.

        Также развитие идеи учебника нового поколения привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги (электронные учебники, викиучебник, аудиоучебник и др.). Так, например, реализация концепции электронного учебника при создании учебных пособий на электронных носителях послужит решением проблем в организации дистанционного обучения, приведет к изменениям содержания, методов и организационных форм обучения с использованием информационных технологий.    

        Информационная культура становится сегодня важной составляющей общей культуры, как учителя, так и ученика. Все большее значение приобретают умения работать с источниками информации: учебниками, учебными пособиями, словарями, электронными учебными изданиями.

        В рамках подготовки к педагогическому совету с педагогами образовательной организации было проведено анкетирование по теме «Работа с учебником – проблемы, поиск, результаты»,  в котором приняло участие 30 педагогов, из них: 20 – учителей образовательной организации, 10 - воспитателей образовательной организации.(Слайд №13). Результаты анкетирования представлены на следующих слайдах. (Слайды №№14-19).

        Сегодня актуально – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которыми должен помочь в первую очередь школьный учебник.

        Итак, работа с учебником – процесс подчас малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: «Зачем, чему и как учиться?», являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника.  Самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

        В заключении необходимо отметить единство взглядов ученых, педагогов на то, что главное назначение современного учебника - научить получать знания (учить учиться), что учебник обязательно должны сопровождать дополнительные пособия: хрестоматии, лабораторные практикумы, задачники, мультимедийные ресурсы - и каждый учебник, обеспечивая изучение отдельных учебных предметов, всегда должен быть построен с учетом всестороннего развития личности обучающегося и ориентирован на усвоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение полученных знаний и умений.

        Понятно, что в современной школе проблем  с учебниками немало, и грамотные педагоги смогут правильно выбрать из общей массы именно те учебно- методические комплекты, программы обучения, которые помогут нашим детям получить качественные знания и вырасти образованными людьми. (Слайд №20).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки...

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки...

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Материал предназначен для выступлений с публичным докладом на семинарах и совещаниях различных уровней с презентациейhttp://narod.ru/disk/57793703001.dc55439bdd8b7d0ba8ab8bf24f4ac1ac/%D0%B2%D1%8B%D1%8...

ХХII городская НПК "Природа:проблемы, поиск, решение"

Цели проведения конференции1. Выявление способных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности в области биологии и экологии, пропаганда организации данной деятельности в учебных...

Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.

Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

выступление на педсовете: "Воспитывающий урок - проблемы, поиски, перспективы"

"Урок в гуманистической воспитательной системе - это урок здоровья, добра, красоты" В.А....