Классный час" "Конфликты в нашей жизни"
классный час (7 класс) по теме

Цели:

1.  Дать характеристику понятия «конфликт»  и «конфликтная ситуация»;

Развитие  умения конструктивно вести себя во время конфликта;

2. Коррекция логического мышления через умение делать умозаключения, выводы и обобщения;

3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_moy.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Конфликты в нашей жизни».

Цели:

1.  Дать характеристику понятия «конфликт»  и «конфликтная ситуация»;

Развитие  умения конструктивно вести себя во время конфликта;

2. Коррекция логического мышления через умение делать умозаключения, выводы и обобщения;

3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование:

*    презентация «Конфликты в нашей жизни»;

*    инструментальная музыка;

*     карточки с описанием конфликтных ситуаций  для групповой работы;

*     квадратики черного, красного, зеленого цвета;

*     памятки.

Ход занятия:

1. Введение в тему занятия.

  Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)

Чтение притчи «Коробочка».  

 ( слайда №1)

       Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.  Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? - Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

- Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

- Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.  

- И поэтому мы с вами сегодня поговорим   о конфликтах. И тема нашего классного часа    «Конфликты в нашей жизни» (слайда №2)

     Конфликты существовали  всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Без конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Но всё же лучше, если вы не будете участниками конфликта.

3.Сообщение задач занятия.

Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.  

II. Беседа по теме:

1.Определение понятия «конфликт».

- Что же означает слово «конфликт»? Как вы его понимаете?

Ученики:  Ссора,  хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Давайте посмотрим, какое определение этого слова дано в толковом словаре русского языка. 

Слайд №3.

Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор.

-Ребята скажите мне, пожалуйста, а в вашей жизни были конфликты? Можете привести примеры?  

-Что являлось для вас причиной конфликтов?

2. Упражнение «Да – нет»

-А  теперь разыграем другую ситуацию.

(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу).

-Я дежурил вчера.

-Нет.

-Дежурил.

-Нет.

-Да.

Нет и т.д.

-Конфликт ли это? Почему? (Ученик дают варианты ответа)

-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.

  Статистика.

Ежедневная школьная жизнь изобилует ссорами, мелкими стычками, взаимными обидами, одним словом, конфликтными ситуациями. Каждый из вас индивидуальная личность, вам свойственно не со всем соглашаться, не всё принимать, быть чем-то неудовлетворёнными. В нашем классе тоже иногда происходят конфликты. Накануне мы с вами провели анкетирование «Конфликтный ли вы человек?» и вот что получилось по результатам:

слайд 4

-7 человек (58,1 %)выбирают для себя жёсткий стиль решения конфликтов и споров, они до последнего стоят на своём, защищая свою позицию. Они относятся к тому типу людей, которые во всём считают себя правыми.

-1 человек (8,3%) решил, что он демократичен, он считает, что всегда можно договориться, во время спора предлагает решение, удовлетворяющее обе стороны.

-2 человека (16,6 %)относятся к компромиссному стилю. С самого начала они готовы пойти на  взаимные уступки.

-2 человека  (16,6 %) относятся к мягкому стилю, эти люди уничтожают своих противников добротой, с готовностью встают на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Также среди вас я провела опрос с одним вопросом: назовите причины конфликта, возникающих у нас в классе с вариантами ответов:

-плохого поведения ребят в классе;

-низкой успеваемости;

-внешнего вида;

-опозданий на уроки;

-из-за плохого характера некоторых одноклассников.

Слайд 5

10 ребят (83,3 %) ответили, что конфликты происходят из-за плохого характера некоторых одноклассников;

-2 человека  (16,7 %) считают, что конфликты случаются из-за плохого поведения ребят.

 Ребята, а можно ли избежать конфликты, зная их причины?

-Скажите, а нужны ли конфликты?

- В чём вред конфликтов? Во-первых , от конфликтов страдает достоинство человека,

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится и, вообще, всё валится из рук.

- В третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Игра «Растопи круг».

Это упражнение – испытание, однако стиль противоборства в данном случае используется для того, чтобы стимулировать готовность и способность с теплотой и искренностью относится к людям, видеть их лучшие стороны.

В этом упражнении все встают в круг и берутся за руки. Доброволец (водящий) входит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность или восхищение , самые лучшие человеческие чувства.

Вы не имеете желания выпустить того, кто в кругу, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам, если, на ваш взгляд, человек искренне отдает вам свою душу, - вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если вы будете выпускать человека легко, будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пусть заслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей – оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круг встанет добровольно.

На каждого водящего дается 2-3 минуты.  Выбирается первый доброволец.

4. Работа в группах.

- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Слайд 6

Конфликтная  ситуация  - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Давайте разделимся на группы по три человека. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Слайд №7

1.Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

2.На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

3.Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

4.Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

 Слайд 8

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

   Компромисс (от лат.  сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.

   Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, синий. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– синий

«Сомневаюсь» – зеленый

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

                                    Людей неинтересных в мире нет.

                                   Их судьбы – как истории планет.

                                   У каждой все особое, свое,

                                  И нет планет, похожих на нее…

                                                                             (Е.Евтушенко)

-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.

Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни

Слайд 9

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Любую проблему можно решить.
  2. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
  3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
  4. Взгляни на своего обидчика – может ему просто нужна твоя помощь.
  5. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
  6. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  7. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
  8. Уважай чувства других людей.
  9. Постарайся каждый свой день начинать с улыбки!!

(Стихотворение Артура)

Когда ты хочешь молвить слово,

 Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то жаворонком вьется,

 То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

3.Подведение итогов.

-Я надеюсь, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли – избежать конфликта может каждый

- Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.

Приложение №1

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

     Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл

1.Угрожаю или дерусь.

Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

Ищу компромиссы.

Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

Избегаю противника.

Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  - категорически нет.

Иду на компромисс.

Сдаюсь.

Меняю тему.

Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.

Предлагаю мир.

Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль.   Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

Классный час по теме "Конфликты в нашей жизни"

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...

Классный час "Конфликты в нашей жизни"

Цель: воспитанницы должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Задачи:  -   развитие умений нравственного самопозн...

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час знакомит  с видами конфликтов и способами их разрешения....

Классный час "Конфликты в нашей жизни"

Конфликты в нашей жизни...

Методическая разработка классного часа "Конфликты в нашей жизни"

В ходе классного часа «Конфликты в нашей жизни» обсуждается значимость данной темы для старшеклассников, рассматривается природа конфликта, определяются положительные и отрицательные сторо...