Статья по теме: Инновационные идеи в современном образовании
статья на тему

Щербакова Марина Николаевна

Инновации в современном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_idei_v_sovremennom_obrazovanii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные идеи в современном образовании.

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить»

А. Дистервег

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных принципов дидактики. Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такая активность является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организацией соответствующей педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией.

К числу таких технологий относятся: игры, проблемное обучение, компьютерные технологии, проектная деятельность.

Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека. Она выполняет разные функции: развлекательная, коммуникативная, самореализации, игротерапевтическая, диагностическая, коррекционная, функция социализации. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит то понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Педагогические игры.

По области деятельности

По характеру педагогического процесса

По игровой методике

По предметной области

По игровой среде

Физические

Интеллектуальние

Трудовые

Социальные

Психологические

Обучающие

Тренинговые

Контролирующие

Обобщающие

Познавательные

Воспитательные

Развивающие

Репродуктивные

Продуктивные

Творческие

Коммуникативные

Диагностические

Профориентационные

Психотехнические

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

имитационные

Драматические

Математические

Химические

Биологические

Экологические

Музыкальные

Театральные

Литературные

Трудовые

Технические

Производственные

Физкультурные

Спортивные

Военно-

Прикладные

Туристические

Народные

Обществовед-

ческие

Управленческие

Экономические

Коммерческие

Без предметов

С предметами

Настольньные

Комнатные

Уличные

На местности

Компьютерные

Телевизионные

с ТСО

Технические

со средствами

передвижения

Технологическая схема деловой игры

Этап подготовки

Этап проведения

Этап анализа и обобщения

Разработка игры, ввод в игру (разработка сценария, плана, описание игры, инстуктаж, подготовка материального обеспечения, распределение ролей, формирование групп)

Групповая работа над задачей (работа с мсточником, тренинг, мозговой штурм, выступление групп, защита результатов)

Вывод из игры, анализ, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации)

Технология проблемного обучения –это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор центральных проблем в системе обучения предмету;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Любая педагогическая технология – это информационная технология. Более удачным термином является компьютерная технология. Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

-I вариант: - как «проникающая» (применение по отдельным темам, разделам);

-II вариант: - как основная;

-III вариант: - как монотехнология (когда все обучение, все управление, включая все виды диагностики, мониторинг – опирается на применение компьютера)

Главная цель данной технологии – формировать умение работать с информацией, подготовка личности информационного общества.

Для учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие;

 -средство диагностики и контроля;

 -индивидуальное информационное пространство.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменить содержание образования, включая в него интегрированные курсы.

Проектная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания  и приобщает их к конкретным, жизненно важным проблемам. Кроме этого проектная деятельность является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми.

Цель проектной деятельности - создание условий для понимания и применения ЗУН, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности

– Обучение планированию (уметь четко определять цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении поставленной цели на протяжении всей работы).

- Формирование навыков сбора и обработки информации (учитель должен выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

- Развивать умение анализировать.

 - Развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом.

- Формирование позитивного отношения к работе (проявлять инициативу, энтузиазм).

Можно выделить разные подходы к классификации проектов. Один из них – классификация в соответствии типологическими признаками, которые лежат в основе проектов.

По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- творческие;

- ролевые, игровые;

 - ознакомительно-ориентировочные (информационные);

 -практико-ориентированные (прикладные);

По предметно- содержательной области:

- монопроекты – в рамках одной области знаний;

- межпредметные на стыке различных предметных областей.

По характеру контактов:

- внутренние или региональные ( в пределах одной страны);

 - международные (участники проекта являются представителями различных стран)

По количеству участников проекта:

 - индивидуальные (личностные);

 - парные;

 - групповые;

 - коллективные;

 - массовые.

По продолжительности выполнения:

 - краткосрочные (несколько уроков);

Для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы;

 - средней продолжительности (от недели до месяца);

 - долгосрочные ( то месяца до нескольких месяцев).

Немецкие коллеги А.Шнайдер и И.Бем выделяют определенные этапы подготовки и реализации проекта, каждый из которых в свою очередь состоит из нескольких фаз.

  1. Этап ориентирования:

- индивидуальное и коллективное обсуждение. Здесь важно показать , что в отличие от школьного традиционного обучения при работе по методу проектов совмещены приобретение нового опыта, возможность сделать «продукт» и получение новых знаний;

- создание групп общения, в которых  обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы. От педагогов требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия;

 - анализ личного опыта.

2. Этап разработки проекта:

 - разработка индивидуальных задач;

 - разработка коллективных задач;

 - определение целей;

 - определение ресурсов.

3. Этап реализации проекта:

 - обсуждение и выбор методов исследования и поиска информаций;

 - самостоятельная работа над задачами;

 - промежуточные обсуждения достигнутых результатов;

 - оформление проекта.

4. Этап презентации результатов проекта:

 - подготовка презентации;

 - защита проекта.

5. Этап оценивания проекта:

 - значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;

 - корректность используемых методов исследования и получаемых результатов;

 - активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

 - коллективный характер принимаемых решений;

 -характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

 -необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

 - доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

 - эстетика оформления результатов проведенного проекта;

 - умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-то оформлены (доклад, компьютерная газета, видеофильм, альбом и т.д.)

При использовании метода проектов приобретаются следующие умения:

Умения анализировать свои интересы, определять новые интересы на основе развития прежних, сопоставлять свои возможности и интересы, отстаивать свои интересы, определять для себя познавательные виды деятельности, задавать вопросы по интересующим видам деятельности, определять и обосновывать свою работу на практике, четко определять цели своей деятельности, планировать свою практическую деятельность, целенаправленно осуществлять свою деятельность, находить ее плюсы и минусы, ставить цели будущей деятельности, объяснять как положительный результат, так и и отрицательный, осознавать, оценивать и принимать во внимание профессиональный аспект практической деятельности.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение, потому что оно:

- личностно-ориентированно;

 - использует множество дидактических подходов;

 - самомотивируемо ( возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения);
- позволяет учиться на собственном опыте и на опыте других в конкретном деле;

 - приносить удовлетворение, видя продукт своего собственного труда.

 Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее. Данный метод следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения личностного роста.

Переход от традиционной школы к школе личностно-ориентированной возможен через интегральную образовательную технологию.

 Понятие «образование» включает в себя не только получение определенной суммы знаний, поэтому в наш век информационных технологий школа не утратила определяющего места, которое ей всегда отводилось в обществе в процессе обучения и формирования личности ученика. Всегда в центре процесса находился и будет находиться диалог учителя и ученика, но в последнее время соотношение сил изменилось. Школа сегодня перестала быть тем единственным местом, где ученик получает информацию. Личность учителя не потеряла той значимости, которую имела всегда, но теперь ему приходится действовать на «фоне» (соперничать) многих факторов, которые серьезно влияют на ученика, порой помимо осознания последним этого процесса.

В современных условиях учитель просто обязан работать над отбором наиболее эффективных методов и приемов обучения, продумывать подходы, принципы работы. Заинтересованность учителя в диалоге, его профессиональная компетентность как раз и оказываются теми факторами, которые позволяют делать урок интересным для всех участников этого диалога. А ученик имеет право, чтобы урок не был скучным. Урок, на котором интересно ученику, интересно и учителю. В этом залог успешной работы самого учителя. Не эта ли и есть цель преподавания в школе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Статья "Школьная лига Роснано: инновационный проект развития современного образования" (региональная конференция 2015г.)

Статья "Школьная лига Роснано: инновационный проект развития современного образования" (региональная конференция 2015)...

Статья на тему: Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

Статья на тему: Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины...

Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в современном образовании"

абота школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здор...

Статья на тему: «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход ...