Дидактические игры для детей с ОНР
статья на тему

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

                                                   

                                                Сделать серьезное занятие для  

                                                 ребенка занимательным – вот

                                                 задача первоначального обучения.

                                                                                К. Д Ушинский.

 

Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке детей к обучению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с общим недоразвитием речи.

Дети с речевым недоразвитием к 5 годам, как правило, дефектно произносят от 10 до20 звуков, а так же не различают на слух близкие по звучанию и по артикуляции звуки. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, что свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия.

Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден, качественно неполноценен. Рассказы детей с общим недоразвитием речи схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья» теряют « действующих лиц. К картине аграмматизма добавляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного, числительного с существительным. Характерны ошибки в употреблении предлогов, выявляется даже импрессивный аграмматизм который проявляется в неточном понимании значения слов, выраженных с помощью изменения приставки, суффикса.

Таким образом, экспрессивная речь детей, со всеми указанными особенностями, может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений.

Наряду с указанными речевыми особенностями для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, словесно – логического мышления и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. В частности это касается словесно – логического мышления и внимания.

Характерологические особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Они быстро утомляются, перестают воспринимать инструкцию логопеда. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности, или ранимости, обидчивости некоторых малышей. Непросто логопеду одновременно проводить работу по коррекции всех компонентов речевой деятельности и обучать детей нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно их полноценное воспитание.

Учитывая, что логопедическая работа в дошкольном учреждении носит предупредительный пропедевтический характер по отношению к школьной программе, логопед в группе ОНР обязан проводить целенаправленную работу не только по развитию лексико -грамматического строя языка и связной речи, но и по формированию общего уровня фонематического развития детей, учить их ориентироваться в фонемной организации речи, выделять основные противопоставления, свойственные языку, устанавливать смыслоразличительную функцию фонем, что способствует созданию сенсомоторной базы формирования и синтеза звукового состава слова, необходимого условия для овладения детьми в школьном возрасте полноценным грамотным письмом и чтением.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры. Дидактические игры являются переходной формой между свободной игрой и регламентированными занятиями. Учение в дидактической игре – это своеобразная форма учебной деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Дидактические игры – это разновидность игры с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал:   «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны наоборот, неправомерно рассматривать дидактическую игру лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако, дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обучают преодолению трудностей.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры- предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры- беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:  

  1. дидактическая задача;
  2. игровая задача;
  3. игровые действия;
  4. правила игры;
  5. результат (подведение итогов)

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр, в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов, закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия. Становится задачей самого ребенка. Самое главное-  дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят от него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на решение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведение детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Результат (подведение итогов) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Самое главное -  и это необходимо подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу  .Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

  1. функция формирования устойчивого интереса к учению;
  2. функция формирования психических новообразований;
  3. функция формирования собственно учебной деятельности;
  4. функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  5. функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

 Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку.  Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактической игры.
  2.  Выразительность проведения дидактической игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  4. Необходимо сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
  5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

      Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки освоят дети в процессе игры, какому моменту в процессе игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются в процессе игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее необходимо определиться с количеством играющих детей. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть, тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации игры является подбор дидактических материалов и пособий. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно ввести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Оценивать следует и быстроту, и – главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей ,и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость  в достижении цели. Необходимо постоянно демонстрировать детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр игровых  моментов на занятии. В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы, в конце – игра может носить поисковый характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра может быть использована на любом этапе занятия и на занятиях разного типа: при объяснении нового материала и при его закреплении.

В системе занятий по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительную, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

                  ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

                     Подготовительные игры.

 

  1. Развитие слухового внимания.

 

                             «ОТКУДА ПОЗВАЛИ ?».

 

Цель.     Определение направления звука.

Описание игры.       Дети сидят группами в разных местах комнаты. Выбирается ведущий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, откуда позвали, указав направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто позвал, встает и занимает место водящего. Если водящий неправильно укажет направление, он снова водит, пока не угадает.

                           «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ»

Цель.      Накопление словаря и развитие связной речи.

Описание игры.        Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы и шорох машин, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением.

                            «НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА».

Цель.     Закрепление понятий о количестве.

 Оборудование.   Шапочка курицы, карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры.     За стол садится ребенок – наседка. Вокруг стола садятся дети – цыплята. У цыплят – карточки.

       Каждый ребенок знает, сколько у него цыплят на карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если наседка постучит три раза, ребенок у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать три раза (пи – пи – пи).

                               «СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК»

 

Цель.     Развитие координации и темпа движения.

Оборудование.  Бубен.

Описание игры.  Педагог говорит детям:  «Сейчас мы пойдем гулять. Дождя нет. Светит солнце и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Педагог проводит игру 3-4 раза.

                                   «УЗНАЙ ПО ЗВУКУ».

Цель.     Развитие фразовой речи.

Оборудование.    Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан)

Описание игры.     Играющие садятся спиной к ведущему. Он  производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто

 

  1. Здесь и далее названы дополнительные цели игры к той основной, что обозначены в заголовке раздела.

догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит об этом.

Шумы можно производить разные. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишку.

                           

                       II    Развитие речевого слуха.

                       «УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК»

Цель.    Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры.   Стульчики расставлены по кругу(на один меньше, чем детей). Дети спокойно ходят по группе. По сигналу педагога  «Бегите в круг» дети занимают стульчики. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

                      Мы немного порезвились,

                      По местам все разместились.

                      Ты загадку отгадай,

                       Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза, а один из детей, по указке педагога, называет его по имени. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре угадал, он меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается.

      Игра проводится несколько раз.

                                      «ЛЯГУШКА»

Цель.     Узнать товарища по голосу.

Описание игры.     Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и потихоньку поворачиваясь, говорит:

                       Вот лягушка по дорожке

                       Скачет, вытянувши ножки.

                       Увидала комара,

                       Закричала …

Тот на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква – ква – ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

           III    Развитие фонематического слуха.

                             «КРАСНЫЙ – БЕЛЫЙ»

Цель.     Нахождение звуков в словах, воспринятых на слух.

Оборудование.   По два кружка «красный и белый» на каждого ребенка.

Описание игры.     Педагог предлагает внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове этот звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый.

                                   «ГДЕ ЗВУК»

Цель.     Нахождение места звука в слове.

Оборудование.    Полоска из картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка.

Описание игры.       Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.

                           «КТО БОЛЬШЕ?»

Цель.   Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование.  Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры.     Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает назвать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «с», «м» и т.д. За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

                       «ОТСТУКИВАНИЕ СЛОГОВ»

Цель.    Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры.     Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отхлопать. Произносятся отчетливо и громко слова различной структуры Вызванный ребенок должен хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.

                             IY   Игры со звуками.

                                  «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

Цель.    Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Оборудование.    В процессе развития навыков звукового анализа, педагог может использовать не только те слова, которые он произносит сам, но и различные предметы и картинки, которые дети называют самостоятельно.

Описание игры.      « Играть будут те дети, которые правильно ответят на мои вопросы. Какой второй звук в слове? Какой первый звук? Какой третий? и т.д. Тот, кто правильно ответит, «становится этим звуком». Берет нужную фишку и занимает место у доски». Слово проговаривается всеми детьми.

                 «ПОЙМАЙ КОНЕЦ И ПРОДОЛЖАЙ»

Цель.     Закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.

Описание игры.     Дети «выстраивают» цепочку слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего, например: лук – куст – тапки – иголка – аист.

                         «ЗВУКОВАЯ ЗАГАДКА»

Цель.      Закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и составлять новые слова из выделенных звуков.

Оборудование.    Загадки, картинка на составленное слово.

Описание игры.    Педагог загадывает загадки. Дети отгадывают их и выделяют первый звук в слове-отгадке. Из этих звуков составляется новое слово и проверяется по картинке.

 

Например:          Сидит красная девица в темнице,

                              а коса на улице.

                                                               Морковь.         Звук «М»

                             

                            Сам алый, сахарный, кафтан зеленый,

                             Бархатный.

                                                                Арбуз.              Звук «А»

                                   

                             Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьет,

                              песни поет.

                                                               Кошка.               Звук «К»

                  НОВОЕ СЛОВО – МАК.

                     Y       Игры со слогами.

                 ДОПОЛНИ ДО ЦЕЛОГО СЛОВА.

 

Цель.     Изучить новую букву, формировать умения и навыки правильного чтения слогов-слияний.

Оборудование.   Таблица, на которой нарисована яблоня с яблоками. На каждом яблоке написан слог.

Ход игры.    Педагог просит детей выбрать понравившееся яблоко и прочитать слог, который на нем написан. Затем дети подбирают слова, в названии которых эти слоги есть (па-пальто, пи-письмо, по-полка, пу-пушка).

                             ВКУСНЫЕ СЛОВА.

Цель.         Формировать навыки правильного чтения слогов.

Оборудование.    Карточки со слогами.

Описание игры.  «Буратино шёл к нам в гости и нёс «вкусные слова». Но по дороге рассыпал слоги и перепутал. Давайте поможем Буратино собрать слова». Дети складывают из слогов слова (яблоко, груша, слива).

                               YI  Игры с буквами.

Цель.       Научить детей переводить фонемы в графемы с учётом пространственного расположения их элементов.

                                    ПОЛУБУКОВКА.

Оборудование.    Карточки с полубуковками.

Описание игры.   «Мурзилка принёс в своём портфеле карточки-загадки. Угадайте, какие буквы принёс Мурзилка ?».

                       ПОСТАВЬ БУКВЫ ПРАВИЛЬНО.

Оборудование.     Таблица, на которой буквы стоят боком, «вниз головой».

Описание игры.       Необходимо исправить положение букв.

 

                 

                           БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ.

Оборудование.    Карточки с буквами.

Описание игры.   «Маша-растеряша шла по дорожке и рассыпала буквы. Давайте поможем Маше составить слово» Дети составляют слова из 3-5 букв в зависимости от умений и навыков.

                             СЛЕДОПЫТЫ.

Оборудование.    Карточки с зашифрованными словами.

Описание игры.   Педагог читает стихотворение:

                 

                Слово спряталось куда-то.

                Слово спряталось и ждёт:

                «Пусть найдут меня ребята.

                Ну-ка, кто меня найдёт ?».

 1 вариант:

2 вариант:

                           Литература.

1.  Алтухова  Н.Г.       Научитесь слышать звуки.      С.-Пб.   1999 г.

2   Алтухова  Н.Г.       Звуковая мозаика.                    С.-Пб.   1998 г.

3   Вершинина   Л.Н.  Надёжкина  С.В.      Организация и содержание коррекционной работы по обучению грамоте детей, имеющих общее недоразвитие речи.    Саранск    1994 г.

4  Карпова Е.В.   Дидактические игры в начальный период обучения.     Ярославль       1997 г.

5   Селивёрстов  В.И.  Речевые игры с детьми.  М. «Владос»  1994 г.

6   Сохина  Ф.А.,  Тарутаева  Т.В.   Подготовка детей к школе в детском саду.    М.  Педагогика.  1997 г.

7   Тарабарина  Т.И.,  Соколова  Е.И.   И учёба и игра: русский язык. Ярославль   1997 г.

8    Филичева  Т.Б., Чиркина  Г.В.    Подготовка к школе детей с ОНР. М.  «Альфа»  1993 г.    

                       

                         

 

                   

 

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме: "Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста"

Мастер -  класс проводился  мною на районном методическом объединении  "Игра - важнейший этап в жизни ребенка"....

Дидактические игры для детей начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, используемые на уроках музыки.

Дидактические игры для детей начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, используемые на уроках музыки....

дидактические игры для детей "Перелётные птицы"

игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме: "Перелётные птицы"....

МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ, МОГУТ ПРИМЕНЕНЫ НА УРОКАЗ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Дидактические игры для детей до года

Сборник дидактических игр для детей до года...

Музыкально-дидактические игры для детей раннего возраста

КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект музыкально - игрового занятия «Осенний теремок» с использованием дидактической игры для детей 2 – 3 лет

Цель: приобщать детей к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, подпеванию песен, выполнению танцевальных и игровых движений под музыку, способствовать развитию навыков ...