Педагогический совет на тему: «Стимуляция речевой активности у учащихся с умственной отсталостью при использовании дидактических игр и упражнений».
материал на тему
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается с тем, что человек обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему – то учится.
Игровое обучение ненавязчиво. Игра добровольна и желанна. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Разгадать «тайну» происхождения игры пытались многие учёные на протяжении не одной сотни лет.
Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, а в древнем Китае праздничные игры открывал император.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывал К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Стимуляция речевой активности у учащихся с умственной отсталостью при использовании дидактических игр и упражнений».
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается с тем, что человек обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему – то учится.
Игровое обучение ненавязчиво. Игра добровольна и желанна. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Разгадать «тайну» происхождения игры пытались многие учёные на протяжении не одной сотни лет.
Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, а в древнем Китае праздничные игры открывал император.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывал К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский.
Мы знаем, что педагогическая игра в коррекционной школе имеет огромное значение. Её феномен состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;
- как элемент;
- в качестве урока или его части;
- как внеклассная работа.
Ценность педагогической игры зависит от участия в ней учителя, развивая способы мотивации:
- мотивы общения (примеры);
- познавательные мотивы.
Используя игры, мы должны помнить о принципах организации игры:
- Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игры;
- Принцип развития игровой динамики;
- Принцип поддержания игровой атмосферы;
- Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
- Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, развить его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Учащиеся развиваются в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития детей.
Детям с глубокой умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию.
В связи с этим моей первой задачей работы с такими детьми является формирование эмоционального контакта. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, дидактических игр и упражнений:
- «Подойди ко мне».
- «Узнай по голосу».
- «Покажи друга».
- «У кого какой предмет».
- «Угадай по описанию».
- «Наведи порядок» и т.д.
В начальном периоде обучения развитие внимания является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение глубоко умственно отсталым ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт детей с учителем, я провожу игры и упражнения, способствующие формированию внимания:
- «Найди картинку».
- «Найди игрушку».
- «Что изменилось?»
- «Что пропало?»
- «Будь внимательным!»
Следующий этап моей работы – это развитие подражания. С помощью подражания (или показа) дети усваивают бытовые навыки и овладевают речью. Я использую в своей работе разные виды игр и упражнений, например:
- «Прятки».
- «Зеркало».
- «Сделай целое».
- «Подбери чашки к блюдцам».
- «Повтори».
Длительная систематическая коррекционная работа мною проводится по развитию зрительно - двигательной координации рук. Так как развитие мелкой моторики пальцев является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития. В ходе игр – занятий расширяются представления детей об окружающем мире, словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают вырабатывать терпение и усидчивость, мышление и развивают творческие способности и фантазию.
Я использую в своей работе стихи, которые не только можно рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук.
Например, тема «Осень».
«Дождик, дождик, поливай.
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут пряники, ватрушки.
Например, тема «Зима».
«Ёлочка, ёлочка!
Колкая иголочка,
Протянула ветки
А на них – конфетки.
Звёздочки, фонарики,
Золотые шарики.
Я использую дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Чтобы у учащихся сформировались системы геометрических форм, шкала величины, спектр цветов, система фонем родного языка.
Например:
- «Чей домик?»
- «Найди пару».
- «У кого такое?»
- «Узнай форму».
- «Угадай, чего не стало».
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Позволяет сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.
Казанская школа № 142
ПЕДСОВЕТ. ВЫСТУПЛЕНИЕ.
ТЕМА: «Стимуляция речевой активности у учащихся с умственной отсталостью при использовании дидактических игр и упражнений».
Разработала:
Учитель – логопед
Бурмистрова Н.Ф.
2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-175488-1700545804.jpg)
Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/06/picture-445354-1399399964.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"
Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675468-1443439339.jpg)
Дидактические игры и упражнения для стимуляции речевой активности
1. Игра «Назвать желание».2. Игра «Вернуть вещь хозяину» (закрепление форм родительного падежа, развитие памяти).3. Игра «Угадай, чей это клюв» (закрепление форм ро...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-343250-1478010227.jpg)
выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"
выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-100314-1512235231.jpg)
Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».
Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-158171-1355072593.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».
Выступление на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-89262-1351439301.jpg)
Всероссийский проблемный очно-заочный семинар-практикум «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активности, накопление словарного запаса и формирование предложений»
Участие во Всероссийском проблемном очно-заочном семинаре-практикуме «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активност...