Использование таблиц для анализа звукового состава слова в работе со старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения.
статья на тему

Сулейманова Ямилия Адисовна

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированного фонематического слуха и навыков звукового анализа слов. Это является основной проблемой для детей с различными речевыми нарушениями. В процессе обучения дети с нарушениями речи затрудняются в усвоении таких понятий, как звук, слог, слово, плохо различают гласные и согласные звуки, не дифференцируют понятия: слог-слово, слово-предложение. Для усвоения каждого из перечисленных понятий приходится подбирать дополнительные упражнения. Поэтому, опираясь на опыт Н.В. Соловьевой, начала использовать специальные таблицы по звуковому анализу, которые в дальнейшем переработала. Предложенный в статье материал будет интересен родителям и педагогическим работникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_gotovaya.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сулейманова Ямилия Адисовна

Учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 48»

г. Тобольска, Тюменской области

Использование таблиц для анализа звукового состава слова в работе со старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированного фонематического слуха и навыков звукового анализа слов. Это является основной проблемой для детей с различными речевыми нарушениями. В процессе обучения дети с нарушениями речи затрудняются в усвоении таких понятий, как "звук", "слог", "слово", плохо различают гласные и согласные звуки, не дифференцируют понятия "слог-слово", "слово-предложение". Для усвоения каждого из перечисленных понятий приходится подбирать дополнительные упражнения. Поэтому, опираясь на опыт Н.В. Соловьевой, начала использовать специальные таблицы по звуковому анализу, которые в дальнейшем переработала.

Разработанные оригинальные таблицы на каждый звук помогают ребёнку легко включиться в учебный процесс, учат усидчивости, самостоятельности, ответственности,   развивают память, внимание, мышление, пространственную ориентировку.

   

Таблица для старшей группы (1 год обучения)

В

Таблица для подготовительной группы ( 2 год обучения)

В

Их особенность - в самостоятельной зарисовке или выкладывании детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твердости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях в специально отведённых ячейках таблицы. В левом столбце таблиц кратко излагаются задания с графическими подсказками.

В ячейках таблицы словесные инструкции были заменены моделями и символами:

  • модель для определения места звука в слове («синичка»);
  • полоски для слогового анализа и составления предложения;
  • символы для обозначения твердости-мягкости звуков («трава» – «кубик льда»);
  • символы для обозначения звукового анализа - «посели звуки в домики».

Такие модели детям понятны, и дети хорошо ориентируются в том, к каким видам заданий модели относятся. Особенно это актуально для детей старшей группы.

Для детей подготовительной группы работа над словом соединена с работой над предложением. Таким образом, получается таблица два в одном (в то время как Соловьева Н.В. дает эту работу отдельно, в разных таблицах). Виды заданий по предложениям у Соловьевой: «Нарисуй схему к готовому предложению», либо «Подбери предложение к схеме». А в переработанных таблицах необходимо придумать предложение именно с теми словами, над которыми  работали на занятии (т.е. не дается готовое предложение или готовая схема). В данном случае ребенку нужно совершить намного больше мыслительных операций:

  • выбрать слово-картинку, с которым будет составляться предложение;
  • придумать предложение;
  • составить схему к предложению.

Приведенные таблицы используются как на занятиях, так и при выполнении детьми домашних заданий в индивидуальных тетрадях. Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности,  появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы,  как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя ребенка от переутомления.

Работая с таблицами, ребенок быстрее и прочнее усваивает изучаемый материал. Ускоряется процесс звукового анализа любых слов, изучаемых в рамках программы.

Привыкая к выполнению различных заданий в таблице, уже во втором периоде обучения дети способны к самостоятельной работе. Благодаря этому появляется возможность для выработки у них таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка. Для их совершенствования можно использовать две формы работы: по словесной инструкции и по образцу. Дети самостоятельно оценивают выполнение задания, что в последующем повышает их внимание, умение слушать и слышать словесную инструкцию, ответственность за результаты своей работы.

По результатам самостоятельно заполненных детьми таблиц отчетливо прослеживается динамика усвоения знаний, умений и навыков при анализе звукового состава слова. Видны и пробелы: неумение определить место звука в слове, последовательность звуков в словах, деление слов на слоги, различение твердых и мягких согласных звуков, согласных и гласных, нарушение пространственной ориентировки (левая сторона, правая, выше, ниже; предлогов: между, за, перед, после).

Дети с низким уровнем сформированности психических и речевых процессов не умеют мыслить самостоятельно, они повторяют ответы других детей, не вдумываясь в их смысл и правильность. Используя таблицы в учебно-коррекционном процессе, они приобретают возможность самостоятельно обдумывать каждое задание. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка можно создать индивидуальную таблицу, компонуя разнообразный материал, т.е.:

  • подбирать предметные картинки в соответствии с состоянием звукопроизношения, используя только правильно произносимые звуки;
  • уменьшать или увеличивать количество картинок для звукового анализа;
  • разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слова.

При самоконтроле по образцу детям выдается лист с правильно выполненным заданием, и они соотносят свою работу с образцом.

Родителям данные таблицы нравятся. Они помогают им лучше понимать те задачи, которые ставит перед детьми логопед. Работа с таблицами является удачным вариантом закрепления навыков звукослогового анализа слов на логопедических занятиях и в домашних условиях.

Данные таблицы на протяжении двух лет успешно использовались на занятиях по обучению грамоте детей логопедической группы. Выпускная диагностика  позволила говорить о качественно высоких  достижениях дошкольников. Выпускники свободно оперируют такими понятиями, как "звук", "буква", "место звука в слове", "мягкий - твердый звук", "слово", "предложение". Умеют составлять предложение с предлогом и зарисовывать верную схему к нему. Все дети группы выпустились с чистой речью и сформированными навыками языкового анализа и синтеза.

Таким образом, доступность в понимании сути работы с таблицами детьми и родителями, простота в использовании таблиц и символов при изучении звукослогового анализа слов, своевременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики ведет к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления, а совместная заинтересованная работа логопеда, ребенка и родителей значительно повышает эффективность использования данного вида работы в коррекционно-воспитательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Используемая литература:

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой. – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 704 с.

2. Соловьева, Н.В. Таблицы для анализа звукового состава слова [Текст] / Н. В. Соловьева // Логопед. – 2008. - №8. – С. 42 - 55.

3. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева – М., 1999.

4. Швецова, И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Швецова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 71 – 77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ДОМИК - РОТИК" ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ЗРИТЕЛЬНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Данное комплексное  занятие проводилось с детьми старшей коррекционной группы, имеющими зрительные и речевые нарушения. Дети  второй год занимаются с логопедом (логопункт) и дефект...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющими речевые нарушения. «История одуванчика и его маленького парашютика»

Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Первоцветы», «Деревья», «Животные», «Фрукты»...

ТЕМА: "Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми имеющими речевые нарушения,,

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ РЕЧЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...

Использование технологии «Интеллектуальная карта» в коррекционной работе со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

В течение многих лет мы работаем со старшими дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Для повышения эффективности коррекционной работы по развитию детей с ЗПР, в том числе и их речевого развити...