Конспект занятия "Звук и буква У"
план-конспект на тему

Андреева Инна Робертовна

Разработка логопедического занятия для группы с ФНР, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx188.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 1 классе (ФФНР)

МБОУ СОШ № 29

Цель занятия: Закрепить знания о звуке и букве «У»

Коррекционные задачи:

  • отрабатывать четкое произношение звука «У»;
  • учить соотносить звук с буквой и символом;
  • учить детей выделять звук «У» в ряду звуков, слогов и слов;
  • отрабатывать навык словообразования;
  • обогащать словарь по теме: «Птицы».

Развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  • развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
  • развивать внимание, память, пространственно-временные представления;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самоконтроль;
  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

компьютер, экран, презентация, зеркала, схемы, алфавит.

Ход занятия

     1. Организационный момент.

- Первым сядет тот, кто придумает слово со звуком «У»

- Молодцы!

2. Актуализация опорных знаний.

- Вспомните, с каким звуком и буквой мы работали на прошлом занятии? (Звук и буква «У»)

1) Анализ артикуляции звука «У»

-  Опираясь на схемы, дайте характеристику звука «У»

 Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами; воздух проходит свободно.

Слайд 3

2) Игра «Узнай букву». Слайд 4

- Буква «У» играет в прятки с вами, найдите ее среди других букв

3. Объявление темы занятия.

- Отгадайте загадку

Кря-кря-кря, ловите мух!

А потом в водичку – Плюх!

Плавать – это вам не шутка!

Так детишек учит …

- Кто это? (Утка)

- Выделите первый звук в слове (утка)

- Сегодня мы с вами продолжаем работать со звуком и буквой «У». Будем учиться выделять звук «У» в словах и определять его место.  Слайд 5

- В гостях сегодня у нас утёнок. Своё имя он зашифровал. Выделите первый звук в названии картинок и узнаете имя утенка  (кукла, роза, яблоко).

- Как вы думаете, почему утенка так назвали? Совершенно правильно, он очень любит крякать и у него это хорошо получается. А для того, чтобы мы четко, звонко произносили все звуки, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

4. Артикуляторная гимнастика Слайд 6

Толстячки – Худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щёки впали;

Видно есть ему не дали.

«Трубочка»

Я, слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

«Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

2. Основная часть.

  1. Работа на уровне звука.

а) Развитие речевого дыхания. Слайд 7 

Игра «Далеко – близко»

Паровозик мимо проезжает и гудит. Когда паровозик далеко - мы тихо, протяжно произносим звук: «У-У-У-У». Когда паровозик приближается, совсем близко – протяжно, громко произносим звук: «У-У-У-У»

б) Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук» Слайд 8

Утенок Кря хочет проверить кто из вас самый внимательный. Как только услышите звук «У» среди звуков, слогов и слов хлопните в ладоши.

среди гласных: А, О, У, Ы,И, У,У,Ы,И,О,У,А,У

среди слогов: ус, но, ту, ти, лу, ку, ро, ва, ды, ча, им, уш;

среди слов: попугай, воробей, утка, гусь, дятел, цапля, кукушка, журавль

- Молодцы, вы очень внимательные.

- Вспомните слова, в которых был звук «У». Попугай, утка, гусь, кукушка, журавль – одним словом это кто? (Птицы)

в) Развитие фонематического анализа. Слайд 9, 10

Упражнение:  «Определи место звука «У».

- Разделите названия  птиц на две группы: (курица, утята, гусь, кукушка, голуби, петух, утка, гусята). В первой группе птицы, в названиях которых звук «У» находится в начале слова. Во второй группе птицы, в названиях которых звук «У» находится в середине слова.

- Назовите птиц первой группы.

- Назовите птиц второй группы.

  1. Работа на уровне буквы.

а)  Пальчиковая гимнастика Слайд 11

- Разомнем наши пальчики.

б) Звуковой диктант. Слайд 12, 13

- Наш утенок предлагает вам поработать в тетрадках. Откройте тетрадь в клетку, запишем дату. Я буду называть вам слово, а вы нарисуете столько кружочков, сколько звуков в слове. (Гусь, утка, голубь, удод).

- В слове «гусь» - звук «у» какой по счету?

- В слове «утка» - звук «у» какой по счету?

- В слове «удод» - звук «у» какой по счету?

5. Динамическая пауза. «Танец маленьких утят». Слайд 14

Утенок Кря предлагает размяться и  потанцевать.

3) Слоговой анализ и синтез. Отработка предлогов «в», «из». Слайд 15, 16

а) Игра «Паровозик»  

- Утёнок приглашает свих друзей покататься на паровозике, помогите рассадить птиц по местам.

Работа в группах: первая группа находит птиц, в названии которых 1 слог и рассаживает их в первый вагон. Вторая группа находит птиц, в названии которых 2 слога и рассаживает их во второй вагон поезда. Третья группа находит птиц, в названии которых 3 слога и рассаживает их в третий вагон поезда.

(гусь, курица, гусята, петух, утка, гусыня, утенок)

- В какой вагон залетит гусь?  В какой вагон залетит курица? и т.д.

- Из какого вагона вылетит  петух, из какого вагона вылетит гусыня?

4) Работа на уровне слова. Слайд 17

- Я называю слово и кидаю вам мячик. Вы ловите мячик и называете мое слово ласково.

а) Упражнение с мячом. «Назови ласково»

утенок – утеночек, утята – утятки

петух - …, петухи – …..

цыпленок - …, цыплята - ….

курица - …., куры - …

5) Работа на уровне предложения. Слайд 18, 19, 20.

а) Игра «Собери семью»

- Утенок потерял своих родителей, помогите ему найти их. Как зовут родителей утенка? (мама – утка,  папа – селезень), кого нет в паровозике из утиной семьи? (папы селезня). Соберите следующую семью. Как зовут родителей гусят? (мама – гусыня, папа – гусь). Как зовут родителей цыпленка? (мама – курица, папа – петух)

б) Игра «Бывает, не бывает». Слайд 21

- Послушайте внимательно предложение и скажите правильное оно или неправильное, если неправильное, то исправьте его:

Тело птицы покрыто шерстью.

У курицы шея длинная, а у гуся короткая.

Петух кудахчет, а курица кукарекает.

У утенка две руки и две ноги.

5. Заключительный этап.

1) Подведение итога занятия

- С каким звуком и буквой мы работали сегодня?

- Звук «У» гласный или согласный? Как определили, что он гласный?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание было сложным?

2) Оценивание.

- На протяжении всего занятия вы получали фишки от утенка Кря. Каждому из вас утенок приготовил подарок. Первым получает подарок тот, у кого больше всего фишек.

  1. Домашнее задание.

- На следующее занятие придумайте слово, в котором есть звук «у» и нарисуйте его.

Утенок Кря прощается с вами и желает вам всего самого доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

Конспект занятия «Здравствуй, буква У»

«Здравствуй, буква У» Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой У. Закрепить представление о букве и звуке А. Сравнить звуки А и УКоррекционно-развивающие:Раз...

Конспект занятия «Здравствуй, буква А»

quot;Здравствуй, буква А"Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой А.Коррекционно-развивающие:Развивать слуховое внимание, фонематический слух.Работать над речевым...

Конспект занятия «Дифференциация букв и-у».

Конспект занятия для 2 класса по коррекции дисграфии....