Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. ГБОУ" Гимназия № 1476 " ВАО д/о №1 (стр.подр."№2 - до реорганизации ГБОУ д/с комбинированного вида(2 логогруппы ТНР) №991)
рабочая программа на тему

Карпухина Инна Викторовна

Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. предназначена для учителей-логопедов,работающих с детьми,имеющими общее недоразвитие речи 2,3 ур. ,осложненным неврологическим статусом.(ТНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 1476  дошкольное отделение № 1

Восточное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Утверждаю_________________

Директор ГБОУ гимназия № 1476

И.В. Ионова

                                                                                 Приказ № _________                 

                                                                     от 01.04.2015г.

Согласовано:____________

Руководитель структурного подразделения №1

Лисицына И.А.

Рабочая программа учителя-логопеда для детей (4-7лет)

с тяжелым нарушением речи(общим недоразвитием речи)

учитель-логопед:   Карпухина И.В.

Принято:

Протокол педагогического совета

№  3 от 12.03.2015г.

педагог-психолог:   Майорова Г.И.

воспитатели: Дубинина В.М., Улашенко Л.А.

Музыкальный руководитель: Данилевская Т.А.

Москва

2014 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программ разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ, ФГС ДО и представляет собой локальный акт образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на возрастные группы 4-5, 5-6, 6-7 лет детей дошкольного возраста с ТНР(ОНР).

Целью данной  рабочей программы является построение системы коррекционно-логопедической работ, с учетом комплексно-тематического(перспективного) планирования по возрастам. Программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

   Объем учебного материала в данной рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическим нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

  Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Коррекционное направление работы является приоритетным.

   Данной программой предусмотрены рекомендации для педагогов, работающих с детьми данной категории: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию.

 В возрастные группы  для детей 4-5,5-6,6-7 лет с ТНР (ОНР)  в основном  направляются дошкольники с ОНР 2ур., ОНР 3 ур., осложненные  дизартрией (стертой дизартрией).

           На основе многолетнего опыта научно-исследовательской работы лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО, под руководством доктора педагогических наук, профессора Г.В.Чиркиной была разработана  система логопедического воздействия, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей 4-5,5-6(7) лет в условиях специализированных дошкольных учреждений, в создании которой принимала активное участие автор данной рабочей программы.


Теоретико-методологические основания коррекционно-развивающей работы

Стратегические задачи коррекционно-педагогической работы в ДОО с учетом ФГОС ДО:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,  другими детьми,  взрослыми и миром;
  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного  и начального общего образования;
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Обеспечение психолого -  педагогической  поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Тактическая задача коррекционно педагогической работы  в ДОО с учетом ФГОС – обеспечение эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ в ДОУ  посредством интеграции содержания общего дошкольного образования и коррекционной деятельности, организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса ( учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физической культуре, родители воспитанников) на каждом этапе возрастного развития ребенка с ОВЗ.

Теоретико-методологической и нормативно-организационной основой для проектирования коррекционной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР старшей и подготовительной групп являются:

  • Положения концепции о культурно-историческом характере развития  высших психических функций у человека и теории вторичных и первичных дефектов развития ребенка с ОВЗ (Л.С.Выготский);
  • Положения концепции о трех уровнях речевого развития детей и об определении соответствующего содержания и особенностей организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда (Р.Е.Левина);
  • Результаты экспериментального исследования развития детской речи в дошкольном  возрасте в условиях ее нарушения и практические рекомендации  по ее совершенствованию (Т.Б.Филичева  и Г.В.Чиркина);
  • Требования ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • «Коррекционное обучение и воспитание детей 5 – летнего возраста с ОНР» под ред. Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной;
  • Методическое пособие  «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» под ред. Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной;

Основные  особенности психоречевого развития детей с ОНР:

  • Несформированность  или нарушение речевых компонентов (низкий уровень активного словарного запаса, несформированность грамматического  строя, связной речи, фонематических процессов, нарушение  звукопроизношения);
  • Недостаточная сформированность общей, мелкой, артикуляционной моторики;
  • Незрелость психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления);
  • Наличие сопутствующих невротических  проявлений;
  • Проявление синдрома двигательных расстройств;
  • Снижение умственной работоспособности;
  • Повышение психической истощаемости;
  • Наличие излишней возбудимости , эмоциональной  неустойчивости.

Следовательно, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Принципы коррекционно развивающей работы:

Принцип развивающей направленности коррекционной работы. Соблюдение этого принципа не позволяет ограничиваться разрешением лишь актуальных  на сегодняшний день трудностей  в развитии и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.

Иными словами, коррекционная работа с детьми с ОНР в старшей и подготовительной группах ДОО должна проходить на трех уровнях:

  • Коррекционном(исправление отклонений речевого развития, нарушений психоэмоционального и интеллектуального развития);
  • Профилактическом (предупреждение возможных трудностей в освоении устной и письменной речи в школе);
  • Развивающем (стимулирование и обогащение личностного и психического развития через формирование интегративных качеств).

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической  помощи ребенку с ОНР. Он предполагает обязательное комплексное  диагностическое  обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Деятельностный  принцип коррекционной  работы  декларирует , что основным механизмом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности  и создание оптимальных условий для ориентировки  ребенка в конкретной ситуации.

Принцип комплексности методов психологического воздействия – необходимость использования в коррекционной работе с детьми с ОНР всего многообразия методов, приемов и средств психологического  и личностного воздействия. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции наибольшее распространение  и признание в последние годы: методы арт-, сказко- и игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг) и т.п.

 Принцип интеграции коррекционной деятельности в непосредственную образовательную и другие виды детской деятельности (совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность , работу с родителями) предполагает реализацию комплексного подхода в коррекционной деятельности, основанного на едином тематическом планировании педагогической работы всех участников коррекционно-образовательного процесса и обеспечивающего введение коррекционной работы во все виды образовательных областей дошкольного образования.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком с ОНР.  Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятия, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности его ближайших партнеров  принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать его саморазвитие и самоутверждение.

Принцип активизации развития  динамичности восприятия.  В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно  реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается  на разные признаки . свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности.

Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить полноценное  усвоение информации детьми на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации в актуальную предметно-развивающую среду. Тем самым формируется механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, то есть способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

Обеспечение мотивации к образовательной деятельности.  Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к предлагаемым заданиям.

Реализация принципов коррекционно-развивающей  работы возможна только в соответствии с принципами, предусмотренными ФГОС:

  • Поддержка разнообразия детства;
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов  дошкольного детства, амплификации(обогащения) детского развития;
  • Сохранение  уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными  и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Содействие и сотрудничество детей  и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Партнерство с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным  нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных процессов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • Учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей;
  • Обеспечение преемственности дошкольного  общего и начального общего образования.

Виды и формы деятельности

В программе выделяются следующие особенности организации образовательной  и воспитательной деятельности детей с ОНР старшей и подготовительной групп:

  • Организация образовательной деятельности в соответствии с СанПиН № 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 № 26 и ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155.г. Москва);
  • Внедрение коррекционной деятельности в работу всех субъектов образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физкультуре, родителей);
  • Интеграция коррекционной деятельности во все виды образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие);
  • Широкое использование на коррекционных занятиях игровой  деятельности, создание эмоционально-значимых для детей ситуаций;
  • Стимуляция двигательной активности в процессе коррекционной  деятельности ( физкультминутки, пальчиковая гимнастика,  самомассаж);
  • Применение здоровьесберегающих  технологий,  формирующих представление детей о здоровом  образе жизни, укрепляющих физическое и психическое здоровье;
  • Вариативность форм и методов организации коррекционной  деятельности;
  • Ведущая форма общения – диалогическая – как способ развития речевой, познавательной активности,  инициативности ребенка;
  • Создание предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание  детской  деятельности и инициирующей ее.

Организация коррекционной работы должна быть направлена:

  • На обеспечение коррекции недостатков различных категорий детей с ОНР;
  • Формирование целевых ориентиров и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;
  • Осуществление индивидуально ориентированной  психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
  • Введение ребенка с ОНР в образовательную среду ДОО;
  • Установление преемственных устойчивых связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры  дефекта детей с ОНР.

В целях формирования целевых ориентиров у дошкольников, имеющих речевые нарушения, коррекционно-образовательная деятельность любой направленности строится с учетом требований как общей, так и специальной дошкольной педагогики:

  • Четко определить тему и цель занятия;
  • Отобрать лексический  и грамматический материал с учетом темы, цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального  подхода к речевым и психическим возможностям детей;
  • Обозначить основные этапы коррекционной деятельности, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;
  • Подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного  закрепления нового материала;
  • Обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;
  • Включить в коррекционную деятельность разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, а также упражнения с элементами контроля за своими действиями и действиями товарищей;
  • При отборе программного материала учитывать зону ближайшего  развития дошкольников, потенциальные возможности развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия и воображения;
  • Предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечения детей в активную речевую и познавательную деятельность;
  • Включать регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Индивидуальные формы работы  направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса. Обработку лексико-грамматических категорий. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально,  в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом:

  • Для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • Звуки, смешиваемые в речи детей, отрабатываются поэтапно;
  • Окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, развитию грамматически правильной  и связной речи, умения правильно строить предложения. 

 Также в индивидуально-подгрупповую работу следует включать задания по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, сенсорно-моторному ,графомоторному  развитию и овладению звуко-слоговым анализом слова. 

    Мы допускаем внесение дополнений или изменений в содержание лексико-тематического(перспективного) планирования логопедической работы и др. разделов нашей Рабочей программывызванных необходимостью расширить диапазон изучения программного материала в соответствии с решением единых задач Адаптированной ООП ОО и включить  их в содержание Рабочей программы в форме приложений.

Организация и планирование коррекционно-образовательной, развивающей деятельности

учителя-логопеда.

Работа с детьми  5-го года жизни с ОНР .

Коррекционно-образовательная и развивающая деятельность осуществляется  по подгруппам, индивидуально с учетом уровня речевого и общего развития по формированию:

  • Лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • Звуковой культуры речи(Произношение)

Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется по периодам:

1–й  период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ;

2-й  период (декабрь, январь, февраль, март;

3-й период ( апрель, май) ).

 В июне учитель-логопед проводит только индивидуально-подгрупповую работу.

 Количество фронтальных(подгрупповых) занятий:2 раза в неделю - занятие  по развитию лексико-грамматических средств языка,1 раз в неделю- занятие по связной речи; 1раз в неделю- занятие по звуковой культуре речи (коррекция звукопроизношения осуществляется на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах по 2-3 человека).

Длительность непосредственно коррекционно –образовательной деятельности: фронтальная работа(подгрупповая работа)  – 20 минут. Длительность  индивидуальной, подгрупповой работы(миниподгруппы) – 15-20 минут. Количество индивидуальных занятий для каждого ребёнка в неделю – не больше 3-х. Количество занятий в миниподгруппах для каждого ребёнка –2-3 раза в неделю.

 Каждый период имеет свою продолжительность , отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. В то же время эти этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание коррекционно-образовательной деятельности на каждом из них подготавливает детей к изучению нового, более сложного материала.

Работа с детьми(ОНР)  6-го года жизни.

Коррекционно-образовательная и развивающая деятельность осуществляется  фронтально или по подгруппам, индивидуально с учетом уровня речевого и общего развития по формированию:

  • Лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • Звуковой культуры речи(Произношение)

Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется по периодам:

1–й  период (сентябрь, октябрь, ноябрь) ;

2-й  период (декабрь, январь, февраль, март;

3-й период ( апрель, май) ).

 В июне учитель-логопед проводит только индивидуально-подгрупповую работу.

 Количество фронтальных(подгрупповых) занятий:1раз в неделю - занятие  по развитию лексико-грамматических средств языка,1 раз в неделю- занятие по связной речи; 2 раза в неделю- занятия по звуковой культуре речи (коррекция звукопроизношения осуществляется на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах по 2-3 человека).

Длительность непосредственно коррекционно –образовательной деятельности: фронтальная работа  – 25 минут. Длительность  индивидуальной, подгрупповой работы - 20-25 минут. Количество индивидуальных занятий для каждого ребёнка в неделю – не больше 3-х. Количество занятий в миниподгруппах для каждого ребёнка –2-3 раза в неделю.

 Каждый период имеет свою продолжительность , отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. В то же время эти этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание коррекционно-образовательной деятельности на каждом из них подготавливает детей к изучению нового, более сложного материала.

Организация и планирование коррекционно-образовательной и развивающей деятельности детей  7 –года жизни с ОНР:

  • По формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • Подготовке к обучению грамоте;
  • Формированию правильного произношения.

Коррекционно – образовательная деятельность осуществляется по периодам фронтально ,по подгруппам, индивидуально.

1-й  период (фронтальная работа или подгрупповая) - 1 раз в неделю занятие  по развитию лексико-грамматических средств языка и 1 раз в неделю по связной речи ; 2 раза – по формированию правильного произношения.

  • 2-й и 3-й периоды (фронтальная работа или подгрупповая) –

 1 раз в неделю - занятие  по развитию лексико-грамматических средств языка и 1 раз в неделю по связной речи;  1раз – по формированию правильного произношения и 1 раз - по подготовке к обучению грамоте.

Длительность коррекционно-образовательной  развивающей деятельности (фронтальная работа) не более 35 минут.

Индивидуальная, подгрупповая работа (миниподгруппы по 2-3 человека) – не более 30 минут. Индивидуальная работа – не больше 3-х раз в неделю, подгрупповая работа (мини-подгруппы) –2-3 раза в неделю.

Алгоритм коррекционной деятельности в группе детей с ОНР.

Организационный этап:

  • Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи;
  • Информационно-аналитическая деятельность по результатам диагностики;
  • Выработка индивидуальных и групповых коррекционно-речевых программ;
  • Выработка программ взаимодействия специалистов ДОО и родителей ребенка с нарушением речи;

Основной этап:

  • Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах;
  • Психолого-педагогический и логопедический мониторинг корректировки промежуточных результатов.

Заключительный этап:

  • Результативность коррекционно-речевой работы;
  • Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив(маршрутов).

Планируемые результаты

Планируемые результаты коррекционной деятельности, направленной  на развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывают следующие образовательные области:

  • Социально-коммуникативное  развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно- эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Формируемые целевые ориентиры:

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Любознательный, активный;
  • Имеющий первичные представления о социальной действительности;
  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • Эмоционально отзывчивый;
  • Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности;
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • Способный управлять своим поведением.

Личностные задачи коррекционной деятельности при работе с детьми с ОНР старшей и подготовительной групп (коррекция и формирование целевых ориентиров):

  • Умение применять  средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Владение навыками саморегулирования психофизиологического состояния;
  • Познавательная любознательность и активность;
  • Способность решать интеллектуальные и личностные задачи;
  • Владение умениями  и навыками для осуществления различных видов деятельности;
  • Первичные социальные представления;
  • Эмоциональная отзывчивость;
  • Способность управлять своим поведением;
  • Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Предметные задачи коррекционной деятельности:

  • Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова):
  • Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР;
  • Формирование грамматического строя речи;

       Развитие связной  речи старших дошкольников. 

Логопедическая работа с детьми 4-5 лет, имеющими общее недоразвитие речи

  Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Данная речевая патология у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общими являются значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, недостаточность

звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень

выраженности названных отклонений весьма различна.

Как правило, в среднюю группу для детей с речевыми нарушениями зачисляются дошкольники 4—5 лет, имеющие заключение ЦПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (II уровень) и рекомендована адаптированная ООП для детей с ТНР. Данный уровень речевого развития характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, состоящие из двух-трех слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы, что проявляется в незнании многих слов, обозначающих, например, наименование различных частей тела, названия животных и их детенышей, профессий, предметов мебели и т. д. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми словаря действий и признаков. Они не знают названий цвета, формы, размера многих предметов. Нередко дети заменяют одни глаголы другими, близкими по смыслу. Навыками словообразования они практически не владеют.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении имен существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными.Много трудностей возникает у детей при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются вообще, возможна и замена предлога.

Фонетическая сторона речи детей с ОНР (II уровень) отстает от возрастной нормы, грубые нарушения отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава. Для детей характерна недостаточность фонематического слуха, а также неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,2008 г.).

На основе многолетнего опыта научно-исследовательской работы лабораториисодержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекци-онной педагогики РАО (зав. лабораторией д.п.н., профессор Г.В. Чиркина) была разработана система логопедического воздействия, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей 4-5 лет в условиях специализированных ГБОУ для дошкольников. Эта система прошла успешную апробацию в детских садах № 609, 991, 1901 Москвы.

Мы представляем перспективное комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием реч(II уровень) по следующим разделам: словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура. Предлагаемая система логопедических занятий направлена на компенсацию речевого нарушения.

 Комплексное лексико-тематическое перспективное планирование для детей  с ОНР 2 ур., ОНР 3 ур.(средний и старший возраст) может быть выложено по запросу.


Логопедическая работа с детьми старшего возраста 5-7 лет ,

имеющими            общее недоразвитие речи

 

В группах для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи (III уровень), как правило, находятся дети, имеющие определенное отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении. Несмотря на то, что у дошкольников отмечается в целом возросший уровень речевых навыков,  их речь в полном объеме еще не соответствует норме (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 2008).

Для детей с ОНР (III уровень) характерна в основном развернутая фразовая речь с преимущественным использованием простых, в редких случаях распространенных, а также сложных предложений. Несмотря на наличие в лексиконе почти всех частей речи, наблюдаются трудности при построении связного высказывания.  В отдельных случаях отмечаются лексико-грамматические и фонетико-фонематические признаки недоразвития речи. Для устной речи детей типичны аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление слов. В самостоятельных высказываниях у детей с общим недоразвитием речи данного уровня часто нарушается связь слов в предложениях, особенно выражающих временные и пространственные отношения.

Анализ речевой деятельности детей  позволяет говорить об особенностях лексической стороны их речи. Они  проявляются: в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Словарный запас, в основном, представлен словами, обозначающими конкретные предметы и действия, мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Отмечено, что наибольшие трудности дети испытывают при подборе антонимов, синонимов и однокоренных слов. Метафоры, сравнения, слова с переносным значением часто совсем недоступны для их понимания. Наиболее характерными лексическими ошибками являются замены названий слов сочетаниями, а также другими словами, близкими по ситуации или своему назначению.

У детей улучшается звукопроизношение, однако, несмотря на то, что дошкольники умеют правильно произносить звуки изолированно, в самостоятельной речи они звучат недостаточно четко или заменяются другими. Необходимо также отметить недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и сонорных звуков.

Фонематическое восприятие у детей данного уровня проявляется в недостаточной сформированности процессов дифференциации звуков, как более контрастных, так и отличающихся аккустико - артикуляционными признаками.

Своеобразным показателем недоразвития речи детей рассматриваемого уровня является нарушение слоговой структуры слов. Характерным в самостоятельной речи детей является искажение слов, сокращение количество слогов, ошибки при передаче звуконаполняемости слов. Сравнительно часто встречаются перестановки и замены звуков и слогов, а также сокращение при стечении согласных в слове. В ряде случаев отмечается добавление лишних звуков и слогов; персеверации слогов; антиципации звуков. 

В предложениях, как правило,  детьми применяются простые предлоги (из, в, с, на, под), в то время как употребление сложных предлогов, из-за недопонимания, осложнено.  Они или не применяются, или заменяются на простые.

Дошкольникам этого уровня доступны некоторые словообразовательные операции, они самостоятельно могут образовывать новые слова по известным моделям, однако дети испытывают значительные трудности при самостоятельном образовании слов, например, профессий от названий действий (учить - учитель), существительных от названий признаков (глубокий - глубина).

У детей с ОНР (III уровень) характерно смешение падежных форм, склонений, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний. Характерно смешение форм склонения, особенно много трудностей при овладении предложными конструкциями. Наблюдаются  затруднения в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

Недостаточный запас лексики, незнание оттенков значений характерны для речи детей с ОНР (III уровень), вследствие чего отмечаются ошибки при словоизменении, что влечет за собой нарушение синтаксической связи слов в предложениях. К таким ошибкам можно отнести: смешение окончаний существительных мужского и женского рода, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончаниями существительных женского рода, неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода.

Описанные недостатки заметно обедняют речь детей, делают ее малопонятной, “блеклой”. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи дошкольников (пересказ, составление рассказа по серии картин и по одной картине, рассказа – описания). Часто дети не понимают логическую последовательность событий, они могут ограничиться простым перечислением действий. Нарушение логико-временных связей влечет за собой перестановку местами частей рассказа, пропуск важных событий сюжета и все это отражается на содержательной стороне рассказа. Многие дети с трудом запоминают стихи, так как пропускают, переставляют, или заменяют слова.

У детей с ОНР (III уровень) активная речь может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянного побуждения в виде вопросов, подсказок, поощрительных высказываний. В редких случаях они являются инициаторами общения, обычно дети мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развернутыми речевыми конструкциями.

Таким образом, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей, обнаруживаются определенные трудности в овладении грамматикой, лексикой и связной речью. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что необходимо продолжить специальное коррекционное обучение детей 5-6 лет, 6-7 лет имеющих заключение общее недоразвития речи (III уровень).

       На основе многолетнего опыта научно-исследовательской работы лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО, под руководством доктора педагогических наук, профессора Г.В.Чиркиной была разработана  система логопедического воздействия, направленная на коррекцию речевых нарушений (ОНР III ур.) у детей старшего возраста в условиях специализированных дошкольных учреждений.

 

Логопедическая работа с детьми ,имеющими общее недоразвитие речи 6-7 лет

В дополнение к содержанию комплексно-тематического планирования для детей с ОНР III ур.

при  работе с возрастной категорией детей 6-7 лет  мы предлагаем примерный перспективный план

индивидуально-подгрупповой логоработы

Перспективный план логопедической работы в подготовительной гр.

ОНР по звуковой культуре и по обучению начальной грамоте

I период (15.09 -30.11 (ноября))

I. Развитие слухового восприятия неречевых звуков по высоте, силе, тембру, близких по звуковому составу слов.

  1. Учить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы
    речи,   уметь   удерживать   в   памяти   воспринятый   на   слух   материал,   слышать   звучание
    собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.
  2. Осознание собственного произношения и отработка артикуляции звуков.

а)        Отличие звуков грубо противопоставленных (н-р, а-и-у).

б)        Отличие звуков, требующих более тонкой дифференцировки (о-у, к-х, п-б и др.)

в)        Сравнивать каждый поставленный звук с другими правильно произносимыми (с-ш, з-
ж, р-д и т.п.), а также и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее (с-ц, с-з, с-ш, с-щ, с-
г, с-т и т.п.).

П.

  1. Уточнение произношения и их дифференцировка.
  2. Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков.
  3. Изучение на фронтальных занятиях звуков и букв : У, А, А, У, И, П, П, Т, Т, К, К, П-Т-
    К, П-Т-К, Э, О, Ы, Ы-И, а, и, о, у, э, ы, X, X, к-х, кь-хь, М, мь, н, н,нь.

4.        Закреплять   правильное   произношение   звуков   одновременно   с   расширением
словарного запаса и формированием грамматических форм слова и построением предложения.
Использовать упражнения по фонетической ритмики на гласные и согласные звуки.

III.

1.        Уточнение артикуляции звуков у, о, и.

а)        Выделение первого гласного звука из начала слова.

б)        Дать детям первое представление о том, что звуки могут быть расположены в
определенной последовательности.

в ) Дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки, например : а, у или и, у, а, потом определяют количество их и последовательность.

2.        Учить детей анализу и синтезу обратного слога типа Ап, уш, ок.

а)        Выделять последний согласный из конца слова (кот, мак)

3.        а) Учить детей выделять начальные согласные и ударные гласные из положения после
согласных (дом, танк).

б)        Усваивается термин, гласный звук.

4.        Учить детей овладевать четвертой ступенью подготовки - анализом и синтезм
прямого слога типа СА.

а) Учить детей полному звуковому анализу слов типа СУП. б) Закреплять термины «звук», «слово», «гласный звук», «буква».

IV. Дикция.

  1. Угадывание по беззвучной артикуляции звуков а, у, о, э, и.
  2. Четкое произношение сочетаний типа ам, ауи, па-та и т.п.
  3. Четкое произношение слов и соответствующим наглядным материалом.
  4. Учить произносить предложения, небольшие рассказы, чистоговорки, потешки.

5.        Развивать интонационную сторону речи, используя упражнения по фонетической
ритмики.

V.        Слоговая структура слова.

1.        Произносить вслед за логопедом различных слогов и слоговых сочетаний более
сложного состава, например : ста, аста, ска, спа-ска-ста ... и т.п.

  1. Запоминание на слух разнообразных слоговых рядов, например : са-су-со, ста-сту-сто,
    ус-ос-ас и т.п. и правильное их воспроизведение, произношение слогового ряда состоящих из
    трех-четырех элементов, например : са-сы-со-су.
  2. Учить детей с помощью игры заканчивать слова слогом (ве (сы), пыле (сое) и т.п.)
  3. Произношение одно-, двух-, трехсложных слов разного слогового состава с простым
    звуковым наполнением.
  4. Удерживать в памяти от Зх до 4х, 5ти слов типа сани, сова, каска, лес, синий автобус,
    синяя миска, синий пояс.
  5. Включать слова со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двусложные с
    одним   закрытым    слогом   (кошка,    гамак,    клубок),    некоторые   трехсложные    (канава),
    произношение которых не расходится с написанием, преобразовывать слова путем замены
    отдельных звуков (лук-сук, мак-рак).

VI.        Подготовка к обучению грамоте.

1.        Использование аналитико-синтетического звукового метода (изучение не отдельного
звука, а целого слова).

2.        К концу I  периода коррекционного  обучения дети  овладевают звуко-слоговым
анализом односложных слов типа МАК, СУК и составлением схем на доске или с помощью
бумажных схем с обозначением не только слога

  1. Знакомство с печатаньем букв, слогов, односложных слов на доске, в тетради.
  2. Закреплять навык составления схем простого предложения с помощью полосок, мела
    и доски.

VII.        Подготовка руки к письму.

1.        Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук учителем логопедом
и воспитателем.

2.        Письменные  графические  упражнения  по  заданию  учителя  логопеда  проводит
воспитатель.

Перспективный план логопедической работы в подготовительной гр. ОНР по звуковой культуре и по обучению начальной грамоте

II период (30.11-15.03 (март))

I.

  1. Совершенствовать слуховое восприятие неречевых звуков по высоте, силе, тембру,
    близких по звуковому составу слов.
  2. Продолжать учить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные
    элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание
    собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.

3.        Продолжать   учить    осознанию   собственного    произношения   и    отрабатывать
артикуляцию звуков, сравнивать поставленные звуки друг с другом.

4.        Закрепление  поставленных  звуков  и  недефференциация  звуков  по  следующим
признакам : глухие и звонкие (ф-в, с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж); свистящие и шипящие (с-ш, з-ж);
фрикативные аффрикаты (г-ц); плавные и вибранты (р-л, р'-л'); мягкие и твердые (с-с
1, з-з' и др.)

П.

1.        Продолжать постановку звуков, закреплять и дифференцировать поставленные звуки.

»_/»_»••        ч>

2.        Изучать на фронтальных занятиях звуки и буквы : И, Л, Л', И, ль', Ё, Е ([ йэ ], [ йо ]), И
[ йа ], Ю [ йу ], Е, Ё, Я, Ю, Сс, Зз, ЗзСс, Цц, Бб, Пп, Дд, Т-Д, Т'-Д', Г-Гь, Г-К, г'-к', ь.

а)        Закреплять   правильное   произношение   звуков   одновременно   с   расширением
словарного запаса и формированием грамматических форм слова и построения предложения, б)
Использовать упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, по
опорным словам, по демонстрации действия, в) Постепенно включать предлоги «над, под, из-
под, из-за, между, через», г) Включать в логопедическую работу пересказ более сложных
текстов.

III.

  1. Продолжать уточнять артикуляцию звуков.
  2. Закреплять навык анализа и синтеза звукового состава слова (начало, после первого
    звука, перед последним звуком, последовательность звуков, последний звук, между первым и
    последними звуками).
  3. Овладевать навыками звукового анализа и синтеза целого слова типа ЛУК, КАЛИНА,
    МОЙКА, КОСЫ, СИМА, сок-зонт, воз-нос, супы-зубы, пила-била, кит-гид, и т.п.
  4. а) Закреплять термины «звук», «буква».

б)        Закреплять термины, «гласный звук», согласный (глухой, звонкий, твердый, мягкий)
звук.

IV.        Дикция.

  1. Продолжать угадывать по беззвучной артикуляции изучаемые звуки.
  2. Продолжать четко произносить звуковые сочетания, слоги.
  3. Четко произносить слова, используя соответствующий наглядный материал.

  1. Продолжать учить произносить предложения, небольшие рассказы, чистоговорки,
    потешки, стихи.
  2. Развивать интонационную сторону речи, используя упражнения по фонематической
    мимики.

V.        Слоговая структура слова.

1. Продолжать закреплять навыки произношения слогов, слоговых сочетаний сложного состава (см. I период).

  1.         Продолжать запоминать на слух разнообразные слоговые ряды и правильно их
    воспроизводить, произносить слоговые ряды, состоящие из Зх - 4 х элементов (см. I период).
  2. Произносить одно - двух, трехсложных , четырехсложных слов разного слогового
    состава с простым и более сложным звуковым наполнением.

5.        Продолжать совершенствовать навыки запоминания от Зх до 5ти слов типа сани, сова,
киска, лес, синий автобус, синяя миска, синий пояс.

6.        Продолжать   включать   слова   со   стечением   согласных   звков,   двухсложных,
трехсложных, четырехсложных слов, произношение которых не расходится с написанием,
преобразовывать слова путем замены отдельных звуков (зуб-суп, Зоя-соя, коса-коза и т.п.)

7.        Учить детей выполнять упражнения на составные предложений со словами сложной
слоговой структуры. (Мотоциклист едет на мотоцикле и т.п.)

VI.        Подготовка к обучению грамоте.

  1. Использовать аналитико-синтетический метод при изучении целого слова.
  2. Продолжать совершенствовать навык составления звуковых, звуко-слоговых схем на
    доске, с помощью бумажных схем, в тетради.
  3. Продолжать совершенствовать навык печатанья букв, слогов, 2х, Зх сложных слов на
    доске, в тетради (по образцу).
  4. Закреплять навык послогового чтения букваря Н.С.Жуковой.
  5. Учить детей записывать в тетради, на доске на слух отдельные буквы, сложные и
    односложные слова.
  6. Совершенствовать навык составления схем.

VII.        Подготовка руки к письму.

1.        Продолжать выполнять упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев
рук учителем логопедом и воспитателем.

2.        Продолжать   совершенствовать   навыки   выполнения   графических   упражнений
воспитателем.

Перспективный план логопедической работы в подготовительной гр. ОНР по звуковой культуре и по обучению начальной грамоте

III период (15.03-31 мая)

I.

1.        Совершенствовать слуховое восприятие неречевых звуков по высоте, силе, тембру,
близких по звуковому составу слов.

  1. Совершенствовать   навыки   вслушивания   в   речь,   различать   и   воспроизводить
    отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать
    звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.
  2. Продолжать  учить  осознанию  собственного  произношения  и  закреплять  навык
    артикулирование звуков, сравнивать поставленные звуки друг с другом.
  3. Закреплять  произношение  поставленных  звуков  и  дифференцировать  звуки  по
    следующим признакам : глухие и звонкие (ф-в, с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж); свистящие и шипящие (с-
    ш, з-ж); фрикативные аффрикаты (г-ц); плавные и вибранты (р-л, р'-л'); мягкие и твердые (с-с
    1,
    з-з' и др.)

П.

  1. Закреплять произношение поставленных звуков, дифференцировать поставленные
    звуки.
  2. Изучать на фронтальных занятиях звуки и буквы : Вв-Фф, (в'-ф1), ч, Чч, Щщ, Чч, Щщ,
    Шш, Шш, Сс, Щщ, ш-ч-щ', ж, ж-з, ш-ж, ж-з, ш-с, р, рь, р-л', рь-ль, с-з-ц-ш, с-сь, п-б, п'-б
    !, т-д,
    т'-д
    1.

а)        Совершенствовать правильное произношение звуков одновременно с расширением
словарного запаса и с отработанными грамматическими формами слова и синтаксическими
конструкциями,  б) Закреплять навык составления распространенных предложений (см.  II
период) в) Совершенствовать навык составления сложных предложений г) Использовать в
логопедической работе пересказы сложных текстов.

III.

  1. Продолжать уточнять артикуляцию звуков.
  2. Совершенствовать навык анализа и синтеза звукового состава слова (см. II период).
  3. а) Повторять знакомые термины «звук», «буква».

б)        Повторять термины, «гласный звук», согласный (глухой, звонкий, твердый, мягкий)
звук.

IV.        Дикция.

1.        Продолжать угадывать по беззвучной артикуляции изучаемые звуки.

  1. Четко   произносить   речевой   потенциал   с   использованием   наглядности   и   без
    наглядности.
  2. Совершенствовать   интонационную   сторону   речи,   используя   упражнения   по
    фонематической мимики.

V.        Слоговая структура слова.

1.        Совершенствовать  навыки  произношения  слогов,  слоговых  сочетаний  сложного
состава.

2.        Совершенствовать навык запоминания на слух разнообразные слоговые ряды, навык
правильного воспроизведения, слоговых рядов, состоящих из Зх - 4 х элементов (см. I период).

3.        Совершенствовать  навык  произношения  многосложных  слов  разного  слогового
состава с простым и более сложным звуковым наполнением, (водопроводчик, сковорода и др.)

4.        Использовать в речи слова сложной слоговой структуры со стечением согласных
звуков.

5.        Совершенствовать   навык   выполнения   упражнений   по   составлении   различных
синтаксических   конструкций   со   словами   сложной   слоговой   структуры.   (Регулировщик
регулирует движение).

6.        Совершенствовать навык преобразования слов путем замены отдельных звуков (зуб-
суп, Зоя-соя, коса-коза и т.п.)

7.        Совершенствовать   навык   запоминания   слов   со   стечением   согласных   звуков,
произношение которых расходится с написанием и не расходится с написанием (от 3 до 5 слов).

VI.        Подготовка к обучению грамоте.

  1. Использовать аналитико-синтетический метод при изучении целого слова.
  2. Совершенствовать навык составления звуковых, звуко-слоговых схем в тетради, на
    доске.
  3. Совершенствовать навык печатанья букв, слогов, 2х, Зх сложных слов на доске, в
    тетради (по образцу).
  4. Совершенствовать навык послогового чтения букваря Н.С.Жуковой.
  5. Учить детей записывать в тетради, на доске на слух отдельные буквы, сложные и
    односложные слова.
  6. Совершенствовать навык составления схем предложения

VII.        Подготовка руки к письму.

1.        Продолжать выполнять упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев
рук учителем логопедом и воспитателем.

2.        Продолжать   совершенствовать   навыки   выполнения   графических   упражнений
воспитателем.

Перспективный план логопедической работы в подготовительной

гр. ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и

связной речи I период (15.09-30.11 (ноябрь))

I.        Лексические темы

«Овощи», «Фрукты», «Овощи-Фрукты», «Хлеб(злаки)»,«Грибы», «Осень» (деревья, кустарники), «Птицы» (домашние), «Птицы» (лесные), «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Рыбы».

II.        Формирование лексико-грамматического строя

1.   Практическое употребление

а)        слов   с   ласкательными   и   увеличительными   оттенками   (яблоко,   горошек,
ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка, волчище, медведище, ножища,
сапожище, ручища и т.п.)

б)        глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать кроить,
перекраивать, выкраивать и т.д.)

в)        прилагательных   со   значениями   соотнесенности   с   продуктами   питания
(клюквенный  морс,  кисель),  материалом  (бархатный  костюм,  фарфоровая  чашка),
растениями (сосновый лес, дубовая роща);

г)        сложных   слов    (хлебороб,    садовод,   листопад),    употребление    слов    с
эмоционально-оттеночным  значением   (хитрая  лиса,  масляная  головушка,   шелковая
бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов : осень золотая,
золотой ковер, золотые листья.

III.        Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы : что делать ? что делает ? что сделал ? что будет делать ? (копать картофель, печь пироги, жарить блины) существительных и глаголов в единственном и множественном числе : улетает (-ют), собирает (-ют), накрывает (-ют), на стол, птица (-ы), колхозник (-и), дежурный (-ые) и т.д. Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша). Подбор однородных простых существительных, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).

IV.        Развитие самостоятельной связной речи.

Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами. Составление рассказа на картине (в объеме 5-7 предложений). Пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Составление рассказа, описание овощей-фруктов.

Перспективный план логопедической работы в подготовительной гр.

ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и

связной речи II период (30.11 - 15.03 (март))

I.        Использование   лексического    материала   тематических    циклов    :    «Зима»,    «Зимние
развлечения(зимние виды спорта)», «Новогодняя елка», «Семья», «Труд людей», «Дом и его части», «Мебель»,
«Человек и его части тела», «Продукты питания», «Посуда», «Одежда (головные уборы)»,
«Обувь», «Весна, 8 марта», «Весна».

II.        Формирование лексико-грамматического строя.

  1. Словарь.   Словообразование.  Закрепление  знаний  детей  о  различных  свойствах
    предметов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев
    переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул). Многозначность слов:
    снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
  2. Образование  сложных  слов (снегопад),  родственных  (снег,  снеговик,  снежинка,
    снежок).
  3. Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая, весна ранняя,
    теплая дождливая), сказуемых (снег падает, ложится, идет, снежинки летят, кружатся, вьются,
    дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше) усвоение слов с противоположным
    значением (дом высокий, низкий, улица длинная, короткая).

Образование прилагательных типа : одно-двухэтажный, многоэтажный. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).

III.        Грамматические категории.

1. Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами. Правильность их согласования. Составление рассказов о любой игрушке с использованием описательных приемов в самостоятельной речи.

Практическое употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей - ся и без нее (буду кататься-покатаюсь, буду купаться-искупаюсь, буду учиться-поучусь).

Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под.

IV.        Развитие самостоятельной связной речи.

Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий связанных.

Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.

Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, на), разделения (или). Например : зимой деревья голые, а весной появляются листочки, наша семья большая, а Танина - маленькая, Спортсмены выйдут на площадь или на улицу.

Употребление в речи целевых, временных причинных конструкций в соответствии с вопросами Когда? Почему? Зачем ?

Перспективный план логопедической работы в подготовительной гр.

ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и

связной речи III период (15.03 (март) - по 30 мая)

I. Лексические темы : «Город(Москва-столица России)» (улица), «Игрушки», «Транспорт» (наземный, подземный, водный), «Транспорт» (воздушный), «Профессии» (труд людей), «Профессии» (инструменты), «9 мая –День победы»,«Цветущие растения», «Комнатные растения», «Насекомые», «Ягоды», «Лето».

П. Формирование лексико-грамматического строя.

1.        Словарь.    Словообразование.    Подбор   однородных   определений,   дополнений,
сказуемых (дом строят, красят, разрушают, красят крышу, стену, забор, потолок, двери).

Самостоятельная постановка вопросов (весна какая ? дом какой ? солнышко какое ?), закрепление слов-антонимов улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая) и т.д.

  1. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязное, светлее,
    чище).
  2. Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая, весна ранняя,
    теплая дождливая), сказуемых (снег падает, ложится, идет, снежинки летят, кружатся, вьются,
    дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше) усвоение слов с противоположным
    значением (дом высокий, низкий, улица длинная, короткая).

Образование существительных от глаголов учить (ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т.д.

III.        Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

Практическое усвоение согласованных числительных с существительными (3 куклы - 5 кукол, 2 медведя - 5 медведей), прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).

IV.        Развитие самостоятельной связной речи.

Закрепление навыка последовательности передачи содержания литературного текста. Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц.

Воспитание внимательного и доброжелательного отношения с ответами других детей. Упражнение в придумывании и составлений загадок путем использования приема сравнения.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

1.Развивающие центры:

  • речевого и  креативного развития;
  • сенсорного развития;
  • моторного и конструктивного развития.

2.Оснащение логопедического кабинета

1.Детские столы 3шт. по росту детей

2.Детские стулья 3 шт. по росту детей

3.Магнитная доска, расположенная на высоте соответствующей росту дошкольников

4.Три шкафа, полка для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы, стол для преподавателя, два стула для взрослых.

5.Настенное зеркало для индивидуальной работы, индивидуальные зеркала по количеству детей.

6.Подсветка над зеркалом

7.Жалюзи для зеркала

8.Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула - для ребенка и учителя-логопеда

9. Деревянные шпатели, марлевые салфетки, вата, латексные перчатки, контейнер для обработки использованных шпателей и логопедических зондов, контейнер для обработки использованных марлевых салфеток и ваты, дезраствор, этиловый спирт.

10.Магнитная азбука

11.Комнатный термометр

12.Умывальник, тумбочка под умывальником, полотенце, мыло.

13. Картотека

14. Коробки для хранения пособий с перечнем ,что в них лежит.

15.Игры с аннотацией

15.Аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Приложение № 1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

   Для успешной реализации коррекционной программы должны быть созданы следующие психолого-педагогические условия:

   -уважение педагогов к человеческому достоинству детей; формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

   -использование в коррекционно-образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

   -построение коррекционно-образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

   -поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

   -возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

   -защита детей от всех форм физического и психического насилия;

   -поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; вовлечение семей в коррекционно-образовательную деятельность.

   Реализация коррекционно-образовательной программы базируется на взаимосвязи и взаимообусловленности структурных блоков педагогического процесса:

   -специально организованная коррекционная деятельность (логопед);

   -непосредственная образовательная деятельность (воспитатель, музыкальный работник, педагог-психолог, инструктор по физической культуре) и образовательная деятельность в режимных моментах (воспитатель);

   -совместная деятельность взрослого и ребенка;

   -свободная самостоятельная деятельность детей;

   -совместная деятельность родителей с детьми.

   Соотнесение целей и задач по каждому блоку с общими целями и задачами обеспечивает единство действий всех педагогов, участвующих в реализации коррекционно-образовательного процесса, и направлено на интеграцию всех видов образовательной деятельности (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

   Коррекционная деятельность учителя-логопеда объединяет различные виды деятельности, а именно работу по формированию:

   -словаря;

   -грамматического строя речи;

   -связной речи;

   -произношения, фонематических навыков, мелкой, общей, артикуляционной моторики, голоса, дыхания.

   Задачи коррекционно-развивающей работы воспитателя группы с детьми с ОНР:

   -воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания;

   -уточнение имеющегося словаря детей; расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам;

   -развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание); развитие общей, мелкой моторики;

   -подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, выполнению заданий и рекомендаций логопеда;

   -закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях;

   -развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида;

   -закрепление навыков словообразования в различных играх и повседневной жизни;

   -контроль речи детей, тактичное исправление ошибок;

   -развитие диалогической речи детей через использование ее в подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях, театрализованной деятельности детей, через выполнение поручений в соответствии с уровнем развития;

-формирование навыка составления короткого рассказа, предваряющее логопедическую работу в этом направлении.

   Непосредственно образовательная область (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие).

   Основой для осуществления образовательной деятельности по развитию речи служат постепенно расширяющие знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Мой детский сад», «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Осень» и т. д.). Речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями в процессе экскурсий, рассматривания картин, в беседах по картинам и т. д. В дидактических играх с предметами дошкольники усваивают названия предметов, их частей, назначение. Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, назначению, признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

   Формирование лексического запаса и грамматического строя осуществляется поэтапно:

   а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

   б) с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

   в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

   Значимость этих этапов различна в каждом периоде. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом, полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. При изучении каждой темы совместно с логопедом намечается словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала на уровне понимания, а затем практического употребления. Словарный минимум, необходимый для понимания, значительно шире, чем для активного пользования. Совместно с логопедом уточняются типы предложений, которые должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемый к самостоятельной речи детей.

   Речевое развитие осуществляется воспитателем в процессе формирования элементарных математических представлений, конструктивной деятельности.

   Познавательное развитие направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета; развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

   Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует пла-нировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей работы. В ходе занятия необходимо применять различные формы поощрения дошкольников.

   Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать различные множества и элементы множеств, устанавливать соответствия между ними, ориентироваться во времени и пространстве.

   При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, ис-пользовать принципы наглядности (от простого к сложному). Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений нужно продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников. Это обусловлено низким изначальным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала. Так, в процессе усвоения количества и счета дошкольники учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительное с числительным (одна машина, две машины, пять машин), воспитатель формирует умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб - грибы), при усвоении порядкового счета правильно согласовывать порядковые числительные с существительными. При знакомстве с величиной, устанавливая размерные отношения между предметами разной величины (длины, ширины, высоты), дети учатся отражать порядок расположения в речи: шире - уже, самое широкое — самое узкое и т. д. В процессе формирования элементарных математических представлений совершенствуются навыки ориентировки в пространстве, усваивается смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева - справа, вверху — внизу, спереди — сзади, далеко- близко, день - ночь, утро - вечер, сегодня - завтра, сначала - потом, до — после, раньше — позже, в одно и то же время. Дети знакомятся с геометрическими терминами (круг, квадрат, овал, треугольник и т. д.), учатся правильно произносить их, определять форму обиходных предметов, образуя соответствующие прилагательные (тарелка круглая, блюдце круглое и т. д.).

   Решение программных коррекционно-образовательных задач осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов через организацию различных видов детской деятельности: коммуникативной, игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, через чтение художественной литературы.

   Планируя непосредственно образовательную деятельность по разделам «Коммуникативная деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность», «Продуктивная деятельность», «Чтение художественной литературы», воспитатель ориентируется на специально разработанный логопедом лексический тематический план. Так, на примере лексической темы «Фрукты» педагог не только обогащает словарный запас, отрабатывает использование грамматических форм слов и работает над связной речью, но и закрепляет полученные знания в продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация и формирование элементарных математических представлений). Кроме того, существенное место отводится дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных процессов (тематика игр также совпадает с изучаемой лексической темой).

Формируемые целевые ориентиры:

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-любознательный, активный;

-имеющий первичные представления о социальной действительности;

-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности;

-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

-способный управлять своим поведением.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР музыкального руководителя:

-развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

-развитие основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико-мелодической стороны);

-формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса;

-обогащение музыкальных впечатлений при знакомстве с музыкальными произведениями;

-обогащение словаря по лексическим темам логопеда;

-развитие навыков слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; умений играть на музыкальных инструментах.

   Реализация поставленных задач осуществляется в музыкальной и музыкально-ритмической деятельности в соответствии с базовой программой и образовательной программой по музыкальному воспитанию с учетом лексических тем логопеда. Непосредственной работе музыкального руководителя предшествует обследование музыкального слуха, чувства ритма, певческих навыков, музыкально-ритмических движений. На основе полученных результатов для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, исходящая из уровня развития музыкальных навыков и умений. Музыкальный руководитель должен использовать музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевания. Формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации является непосредственной задачей музыкального руководителя. Эта работа осуществляется через пропевание слогов, попевок.  Автоматизация поставленных логопедом звуков достигается с помощью специально подобранных попевок, песен, скороговорок, прибауток. Музыкальный руководитель осуществляет коррекционную направленность в музыкальной деятельности как часть занятия, через сюжетно-ролевые игры, музыкально-театрализованную деятельность. Мелодика, темп, ритм, логическое ударение – основные компоненты звуковой культуры речи – формируются музыкальным руководителем через песни-упражнения, способствующие выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата.

Формируемые целевые ориентиры:

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-любознательный, активный;

-имеющий первичные представления о социальной действительности;

-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

способный управлять своим поведением.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР инструктора по физической культуре:

-развитие речи посредством движения;

-формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных пред-ставлений;

-изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

-формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной де-ятельности;

-управление эмоциональной сферой ребенка; развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, эстафет;

-укрепление здоровья и общефизическое развитие;

-развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики;

-закрепление лексико-грамматических средств языка посредством специально подобранных игр и упражнений с учетом изучаемой лексической темы;

-закрепление и автоматизация поставленных звуков посредством потешек, скороговорок, речевок с учетом рекомендаций логопеда.

      Коррекционная деятельность инструктора по физической культуре осуществляется посредством словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения Заданий, движений по образцу, наглядного показа, словесной инструкции, развития пространственно-временной организации движения. Согласно тематическому плану инструктор подбирает тематические подвижные игры, игры на закрепление словаря, грамматических категорий.

Формируемые целевые ориентиры:

-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-любознательный, активный;

-имеющий первичные представления о социальной действительности;

-способный управлять своим поведением.

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР психолога:

-развитие зрительного восприятия, зрительного внимания;

-развитие слуховой памяти, мыслительных операций (обобщение, сравнение, классификация, -установление причинно-следственных связей);

-развитие воображения;

-пополнение предметного словаря и словаря признаков;

-отработка согласования прилагательных с существительными;

-развитие умения понимать сложные логико-грамматические конструкции.

   Педагог-психолог опирается на содержание логопедических занятий, осуществляя преемственность в коррекционно-развивающей работе всех педагогов ДОО на материале единых лексических тем.

Психолог использует методический материал игр и упражнений, направленных на развитие:

-зрительного восприятия;

-зрительного внимания;

-слуховой и кратковременной памяти;

-мыслительных операций (обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей);

-воображения.

   На занятиях решаются и речевые задачи коррекционной программы: пополнение предметного словаря и словаря признаков, отработка согласования прилагательных с существительными, развитие импрессивной речи - понимание сложных логико-грамматических конструкций.

Формируемые целевые ориентиры:

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-любознательный, активный;

-имеющий первичные представления о социальной действительности;

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности;

-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

-способный управлять своим поведением.

       Средства и методы, используемые участниками коррекционно-образовательного процесса:

-дидактические игры и упражнения на развитие всех компонентов речи;

-экскурсии, наблюдения, беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы, речевые ситуации, экспериментальная деятельность;

-сюжетные игры, игры с правилами, соревнования, моделирование.

        Взаимосвязь и взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса отражены в комплексном планировании коррекционной деятельности ДОО.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                          Приложение №2

Работа с родителями детей, имеющих

общее недоразвитие речи

  Успех коррекционного обучения во многом зависит от того, как четко организована преемственность работы учителя-логопеда, воспитателя и родителей. В логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые считаются достаточно эффективными.

    Первая организационная встреча учителя-логопеда с родителями проводится  в конце сентября. Учитель-логопед сообщает следующую информацию:

  • Разъясняет необходимость специального коррекционного обучения в условиях группы для детей, имеющих общее недоразвитие речи;
  • Анализирует результаты логопедического обследования детей;
  • Информирует об организации работы учителя-логопеда и воспитателя в течение года, а также о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения;
  • Дает информацию о развитии речи ребенка в норме;
  • Определяет время для посещений родителями логопедических занятий;
  • Знакомит с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку;
  • Отмечает особую роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

А)  соблюдение единых требований к ребенку;

Б)  контроль за выполнением логорекомендаций в домашних условиях;

В) помощь в оформлении тетради ребенка для занятий с        учителем-логопедом;

Г) присутствие на открытых занятиях, праздниках, досугах, викторинах, участие в выставках по изобразительной деятельности, родительских встречах,  круглых столах и др.

   Учитель-логопед  в течение  учебного года систематически проводит консультации для родителей, показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, информирует его о его трудностях и успехах, рекомендует ,на что следует обратить внимание дома. В индивидуальных тетрадях детей фиксируется содержание логопедической работы. Для эффективной работы с родителями используется интернет, рекомендуются сайты, где можно почерпнуть полезную информацию, разрабатываются памятки, папки специалистов и педагогов с содержанием коррекционной направленности, оформляются стенды, папки-передвижки и др. Специалисты и педагоги, работающие с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, привлекаются учителем-логопедом для участия во всех формах работы с родителями.

Примерные темы по которым проходит работа с родителями в течение учебного года:

1.Речевые нарушения и причины их возникновения.

2.Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.

3.Краткие советы родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи(1,2,3 уровней). Воспитание и обучение ребенка с общим недоразвитием речи.

4.Учите детей наблюдать.

5.Что делать ,если у ребенка плохая память?

6.Как развивать слуховое восприятие детей?

7.Подвижные игры в системе коррекционной работы?

8.Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.

9.Нужно ли родителям спешить  с обучением чтению?

10.Как учить запоминать стихотворение?

11.Как и что читать детям с общим недоразвитием речи?

12.Игровые упражнения, позволяющие развивать мелкую моторику ребенка.

13.Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.

14.Мы учим детей рассказывать.                                                                  

Педагогам и специалистам рекомендуется обновлять тематику работы с родителями, учитывая свои ежегодные темы по работе над повышением своей профессиональной компетенции.

Рекомендации к оформлению стендов, информационных тематических папок, памяток и др.

1.Развитие слухового восприятия у детей.

2.Развитие мелкой моторики.

3.Развитие внимания и памяти.

4.Материалы для работы над лексическими темами.

5.Материал для работы по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко - буквеного анализа и синтеза, грамматических категорий, связной речи и др.

6.Материалы для активизации познавательной деятельности.

7.Информация по гендерному воспитанию.

8.Материалы по инклюзивному образованию.

9.Культурно-просветительские материалы по ознакомлению дошкольников с темой «Традиции Православия в России».

    Примечание.

   Мы допускаем внесение дополнений или изменений в содержание лексико-тематического(перспективного) планирования логопедической работы и др. разделов нашей Рабочей программы, вызванных необходимостью расширить диапазон изучения программного материала в соответствии с решением единых задач Адаптированной ООП ОО, и включить  их в содержание Рабочей программы в форме приложений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Владос, 2004.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. М.:Просвещение, 2010.
  3. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. М.:Просвещение 1991.
  4. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей  дошкольного возраста. Практ. Пособие М.: Айрис-Пресс, 2005.
  5. Жесткова В.Ф. Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7 лет. Волгоград,: Учитель , 2015г.
  6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013.

ГБОУ гимназия №1476 ВАО Учитель-логопед Карпухина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программапо логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речив условиях логопункта на 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда ГБОУ Школа №1375 ДО СП №5 на 2015-2016 уч.год

Аннотация к рабочей программеучителя-логопеда Каретниковой Е.И.по коррекции речевых нарушенийна 2015-2016учебный год.    В связи с нарастающей тенденцией появления в  садах бо...