Организация логопедической помощи для учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии.
статья на тему

Володченкова Светлана Витальевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья161.68 КБ

Предварительный просмотр:

Организация логопедической помощи для учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии.

Учитель-логопед Володченкова С.В.

        Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта является наиболее важным направлением современной специальной коррекционной педагогики. В специальной — коррекционной школе сформированы классы для детей с интеллектуальным недоразвитием.

        Это дети с разной степенью интеллектуальной недостаточности, часто осложненной физическими недостатками различного генеза, а также дети с синдромом детского аутизма. У многих детей в анамнезе – детский церебральный паралич, нарушение двигательной функции, синдром Дауна, эписиндром, органическое поражение мозга. Комплексный характер нарушений, их сочетанность и неоднородность обуславливают большое разнообразие проявлений психики детей и, следовательно, невозможность проведения коррекционно-развивающей работы в рамках общепринятых привычных организационных форм обучения. Именно поэтому учащиеся, оказавшиеся в классе “Особый ребенок”, нуждаются в специальной коррекционно – логопедической помощи.   Учитывая специфику развития речи детей с нарушением интеллектуального развития, логопедическая помощь оказывается поэтапно и комплексно.

        Логопедическое обследование проводится в начале и конце учебного года.В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз.

      В  начале учебного года состаляется перспективное планирование на год,  где учитывается год обучения детей, и уровень сформированности речи.        Опыт работы показывает, что нельзя жёстко привязывать тематическое планирование к определённым срокам. Замечено, что учащиеся в некоторых случаях требуют длительного усвоения, закрепления определённой темы, это    

приводит к неоднократному возвращению и повторению.

Логопедические занятия с детьми проводятся  3 раза в неделю по 20 минут. При проведении занятий учитывается психоэмоциональный настрой учащихся.

       У многих детей наблюдаются различные, обычно нерезко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности.

Учащиеся  затрудняются в дифференциации правой и левой стороны на себе, особенно при выполнении проб Хеда. Многие понятия: спереди, сзади, между и т. д. - ими не усваиваются. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу. У детей наблюдается недостаточность пространственного восприятия, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса.Это приводит к недостаточной сформированности графо-моторных навыков.

У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.).

Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение.У некторых детей с интеллектуальной недостаточностью нет представления о цепи причин и следствий, которая существует в действительности. Они не умеют находить причину и следствие, например, в тексте, задаче. Значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания.

В большинстве случаев у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии наблюдается  как нарушение, так и отсутствие устной и письменной  речи.

      Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

    У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи.

    У детей с нарушениями интеллекта  наблюдается в отдельных случаях сопровождающая речь, но совсем не возникает фиксирующая и планирующая. Сопровождающая речь часто производит впечатление неотнесенной, в ряде случаев наблюдается эхолаличная речь.

Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов.

     Речевое развитие таких детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных. Наличие фразовой речи. Недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. У большинства учащихся имеется логопедический диагноз системное недоразвитие речи разных степеней, осложнённое как дизартрией, так и  дисграфией, дислексией. Кроме этого в школе обучаются дети с моторной алалией.

     Степень сформированности навыка чтения у детей может быть различной, но  практически во всех случаях наблюдаются  характерные ошибки.К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Также наблюдаются пропуски или добавления букв, перестановки, неправильное окончание слов.

Чтение детей  характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое.

Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Работа с детьми.

В логопедической работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе.  Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготовительный, начальный, тренировочный и заключительный. Поэтапное структурирование осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети могут усваивать материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения (особого вида деятельности), на формирование и усвоение средств общения - вербальных и невербальных (визуальных речевых кодов: жестомимики, пиктографии), и, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

   

Развитие импрессивной речи.

Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных, которых ребенок часто видит. Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов и др.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам и близкие ему люди.

Развитие экспрессивной речи.

Одно из главных условий логопедической работы – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начать работу по воспроизведению ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным в развитии речи на этом этапе будет научить детей объединять два слова в одном предложении, например «Дай шарик».

В коррекционной работе используются следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Формирование предложений из нескольких слов.

Активизация речи осуществляется путем ответов на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинам (Кто, что это? Что он, она делает?); дети обучаются подбирать названия предметов к названным действиям (Лежит кто? Что? Мама, девочка, мальчик, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка…); учатся договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях, и др.

Формирование грамматического строя речи.

Дети обучаются выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным их оформлением. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.

Правильное употребление частей речи в числе, роде, падеже.

Употребление предложно-падежных конструкций;

Формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Работа над развитием просодической стороны речи включает в себя развитие дыхания, преодоление твердой атаки гласных, передача основных видов интонации.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводится стечения согласных звуков. Вводятся специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков.

Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация. Этап автоматизации звука у детей с нарушениями интеллекта занимает гораздо больше времени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Не во всех случаях удаётся достигнуть правильного звукопроизношения, трудности возникают и при автоматизации звука в словах.

Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, массажа, самомассажа ладоней и др.

Формирование связной речи.

Начинается работа с составления предложений по демонстрируемым действиям.

Составление рассказа-описания по опорным вопросам к картинке; по предмету, игрушке.

Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные картинки.

Пересказ короткой сказки по ролям.

Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.

Рассматривание сюжетной картины и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.

Выбор лексической темы занятия определяется имеющимся тематическим планом, который составляет в начале учебного года учитель-логопед.

Хочется отметить снижение усвояемости при психофизиологическом созревании (13 — 14 лет). У учащихся наблюдается : нарушение поведения, снижение памяти, повышенная возбудимость, эмоциональная расторможенность, повышенная утомляемость.

Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по развитию речи оказывает благотворное влияние на развитие мышления, а именно таких его операций, как обобщение, анализ, синтез, что в свою очередь способствует активизации познавательных процессов в целом.

Осуществляя логопедическую помощь, работая над формированием всех сторон речи, соблюдая принцип «от простого к сложному», позволяет достичь, в основном, положительной динамики в речевом развитии детей с нарушением интеллекта.

В некоторых случаях логопедическая помощь оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различными физиопроцедурами, стимулирующими созревание ЦНС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...

Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.

Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ....

«Организация логопедической помощи в младшей группе».

Материал отражает особенности речевого развития детей 3-4 лет....

Статья "Профилактика дисграфии и дислексии при помощи дидактических игр у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии".

Возможность успешного обучения и социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии определяется различными факторами, одним из которых является развитие связной речи. Важнейшей предпосылкой ...

Статья "Организация логопедической помощи для учащихся с ОВЗ (проблемами в интеллектуальном развитии)."

    В  начале учебного года состаляется перспективное планирование на год,  где учитывается год обучения детей, и уровень сформированности речи.        О...

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...