Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.
учебно-методический материал на тему
Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии.
Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ.
Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по данному предмету,
играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и, вместе с тем, способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.
Обучение русскому языку направлено на разрешение одной из основных задач: выработать достаточно прочные навыки грамотного письма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии на роках русского языка.
Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии.
Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по данному предмету, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и, вместе с тем, способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.
Обучение русскому языку направлено на разрешение одной из основных задач: выработать достаточно прочные навыки грамотного письма.
Орфографическая зоркость - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Развивается орфографическая зоркость постепенно, так как это осознанное действие.
Вопросами формирования орфографической зоркости занимались известные учёные: М.Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова и др. Все авторы отмечают, что в силу нарушенного интеллекта умственно отсталые дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Установлено, что учащиеся массовой школы 58% орфографических трудностей распознают как орфограммы, которые подчиняются определённым правилам правописания. Для умственно отсталых детей число таких случаев равняется 12%.
Степень усвоения правил различных типов неодинакова. Она зависит от:
- определённости инструкции, заложенной в правиле;
- числа операций, которые должны выполнить учащиеся;
- соотнесения произношения и написания;
- подготовленности сенсомоторной сферы (речедвигательного анализатора и фонематического слуха).
Проблема актуальна, так как все вышеперечисленное и составляет трудность в формировании навыка грамотного письма умственно отсталых учащихся.
Задача формирования орфографической зоркости может решаться при условии, если:
1) в течение учебного года систематически и умело проводить повторение изученного;
2) на основе повторения развивать долговременную, зрительную, слуховую память.
Для этого разработана система упражнений на развитие орфографической зоркости. Упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости умственно отсталых учащихся.
Умение обнаруживать орфограмму связано с орфографической зоркостью. Она формируется в процессе выполнения разнообразных видов работ:
1) списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию; изменить форму слова; вставить по смыслу нужную часть речи и т.д.);
2) работа с орфографическим словарём, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определенных грамматических категорий, подобрать к словам из словаря однокоренные, составить предложения с заданными словами, восстановить деформированный текст;
3) самостоятельный подбор примеров по заданию учителя;
4) составление предложений по схемам;
5) ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими задачами (использовать в ответе нужную часть речи в определенном падеже, числе, времени; ответить на вопрос нераспространенным или распространенным предложением);
6) творческие и выборочные диктанты;
7) изложение и сочинение с грамматическими заданиями (употребить данные прилагательные, заменить форму настоящего времени глаголов формой прошедшего времени и др.);
8) грамматический разбор, синтаксический, морфологический, фонетический, комбинированный.
Виды упражнений:
1) письмо – орфографическое проговаривание;
2) словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова;
3) обучающие диктанты – предупредительный, объяснительный;
4) списывание на основе проговаривания по слогам;
5) комментированное письмо при помощи знаний правил правописания;
6) письмо под диктовку с предварительной подготовкой;
7) письмо по памяти;
8) зрительно–слуховой диктант;
9) картинный диктант;
10) самодиктант.
Новизна предлагаемых подходов состоит в том, что все эти виды работ дают положительные результаты при развитии орфографической зоркости.
В процессе формирования орфографических навыков можно рекомендовать в качестве ориентира следующие умения:
1) находить в печатном, записанном учеником или воспринимаемом на слух тексте виды орфограмм по их опознавательным признакам;
2) cоотносить орфограмму с языковой закономерностью, отраженной в правиле, и относить к определенной разновидности орфограммы;
3) выделять формулировки орфографического правила, условия выбора верного написания и использовать их применительно к конкретным случаям;
4) узнавать в контексте слова, относящимся к источникам из правил, объяснять, в чем именно состоит особенность их написания;
5) учитывать особенности конкретного слова, осложняющие выбор написания и относящие их к определенному варианту орфограммы;
6) разграничивать сходные по определенным опознавательным признакам орфограммы на основе сопоставления признаков по сходству и различию.
Исходя из данного перечня требований, представляющего собой «схему действия», пригодную для большинства орфографических правил, можно строить систему заданий и упражнений.
Система упражнений на выработку умений находить в тексте слова с безударными гласными:
1) дифференциация слов с ударными и безударными гласными типа вода, стена, лето;
2) дифференциация слов с ударной и безударной гласными в группе родственных: стена, стенка;
3) дифференциация слов с безударными гласными а, о, и, я, е, а также у, ы, ю;
4) дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными;
5) дифференциация слов с безударными гласными и слов, которые содержат орфограммы на другие правила.
Правописание безударных гласных в словах.
1) В начале учебного года, при выполнении упражнений по данной теме дается текст упражнения:
На дв_ре тр_ва, на тр_ве др_ва. На пушистом снегу сл_ды зайца и л_сицы. Задание:
- списать текст, вставляя пропущенные буквы;
- пропустив строчку, записать буквы, которые пропущены в словах;
- вспомнить правила правописания безударных гласных.
2) После изучения темы проводятся:
- выборочный диктант с записью слов, имеющих безударные гласные в корне и последующим анализом их по составу;
- предупредительные диктанты с разбором слов по составу;
- запись под диктовку текста с выделением графики тех корней, которые имеют безударную гласную;
- диктанты по памяти;
- зрительные диктанты с предварительным разбором;
- индивидуальные карточки с заданиями;
- дидактические игры.
3) Грамматический разбор предложения:
Например, Высоко в небе пролетает стая перелетных птиц.
Задание:
- подчеркнуть части речи;
- доказать принадлежность слов к данным частям речи;
- назвать в предложении родственные (однокоренные) слова, доказать;
- назвать в слове пролетает безударную гласную;
- какое правило надо помнить, чтобы не допустить ошибки в написании безударных гласных?
- можно ли в слове пролетает правописание безударной е проверить словом перелетные? Почему? Назвать другие слова в предложении с безударными гласными. Объяснить их написание;
- какие правила вы еще применяли, в каких словах и при написании каких букв?
Парные звонкие и глухие согласные
При повторении данной темы можно использовать следующие типы упражнений:
- определить слова, которые нужно проверить: костер, завод, клуб, сноп;
- чтение связанного текста и отыскивание в нем слов, которые подходят под изучаемое правило;
- орфографическое и комментированное письмо этих слов;
- написать по памяти словарные слова с парной звонкой или глухой согласной на конце.
К данным словам подобрать слова, чтобы в них на конце была парная звонкая или глухая согласная: рассказывать, обедать, соседи.
Разделительный мягкий знак
В данной теме предусматриваются упражнения в обнаружении слов с разделительным мягким знаком.
- найти в тексте слова с разделительным мягким знаком;
- изменить данные слова так, чтобы появилась необходимость написать мягкий знак: ручей, птица, кровать, друг;
- выписать из словарика слова с разделительным мягким знаком.
Двойные согласные
Это единственная тема, которая опирается на запоминание. В работе с такими словами необходимо понять:
- значение слова;
- механизм словообразования.
После знакомства с правилом применять следующие упражнения:
1) спишите, вставляя одну или две согласные:
к – кк р- рр л – лл
а_уратно ко_идор га_ерея
ре_орд те_итория арти_ерия
2) выписать из словаря слова с двойными согласными;
3) найти в тексте слова с двойными согласными;
4) диктант с постукиванием (во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с удвоенной согласной).
Специфика работы в школах с ОВЗ состоит в том, что освоение детьми любого вида упражнений требует от учителя использования большого количества приёмов, чем в массовой школе. Возникла необходимость отобрать такие приёмы, которые способствовали бы развитию и укреплению навыка самоконтроля.
Приёмы, способствующие развитию и укреплению навыков самоконтроля
1) «Сигнализация». Во время диктанта учащиеся контролируют себя при помощи проверочных слов, написанных на доске учителем;
2) Сообщение учителем о том, какое количество орфограмм на определённое правило имеется в предложении. Найти эти слова;
3) Определение орфограмм, встретившихся в проверочной работе. Ученики вначале самостоятельно подсчитывают количество отмеченных ими орфограмм, затем сверяют с данными учителя;
4) Подчеркивание орфограмм в тексте диктанта;
5) Прием «Правильно ли я написал?». Учитель предлагает детям подчеркнуть в тексте орфограммы, затем проверить правильность их написания и объяснить;
6) Орфографический поиск - 1.
Сущность данного приема заключается в том, что допущенные ошибки не исправляются традиционным способом – зачеркиванием, а лишь выделяется место ошибки и предлагается учащемуся найти её, исправить и объяснить.
Структурно процесс решения орфографической задачи в данных условиях выглядит следующим образом:
- актуализация правила на выделенную орфограмму;
- оценка орфографического поля;
- морфологический анализ слова;
- принятие графемного решения;
- исправление.
7) Орфографический поиск - 2.
Подчеркивается слово, в которой была допущена ошибка.
В данных условиях дополнительной сложностью является введение таких компонентов, как:
- обнаружение ошибки на уровне слова;
- припоминание орфограммы;
- актуализация соответствующего правила.
Также специфичным для школ с ОВЗ является то, что наиболее последовательно выдерживается принцип последовательного перехода от легкого к трудному. Это относится как к материалу упражнений, так и к формулировке заданий. Поэтому сначала учат детей применять приобретенные знания к отдельным словам. Отработанные слова включают в различные виды предложений. При этом материалом для упражнений может служить только то, что уже использовалось в речевой практике. Такой же расчлененный подход наблюдается и при составлении заданий к упражнениям. Каждое новое для школьников задание отрабатывается отдельно, лишь после этого его сочетают с заданиями, встречавшимися ранее.
Большое значение в развитии орфографической зоркости играет разнообразие упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смены видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов. Однако недостаточно быстрый темп работы детей с проблемами в интеллектуальном развитии, замедленность переключения диктует определенную ограниченность видов упражнений на одном уроке. Выполнение заданий опирается на наглядные средства обучения, а также широко используются игровые приемы. Следует отметить, что упражнения подбираются с учетом типологических групп и индивидуальных возможностей учащихся.
В связи с тем, что мышление учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии носит наглядно–образный характер, особенностью орфографической зоркости являются следующие условия для запоминания:
1) установка на запоминание (ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить);
2) заинтересованность (легче запоминается то, что интересно);
3) яркость восприятия;
4) образность запечатления.
Таким образом, данный опыт показал - для повышения орфографической грамотности с проблемами в интеллектуальном развитии учащихся, развития у них орфографической зоркости необходимо проводить целенаправленную работу с использованием различных приемов и видов упражнений.
Развитие орфографической зоркости у учащихся со сложной структурой дефекта реализуется на уроках в процессе:
- организованного обучения (фронтальные и индивидуальные задания);
- индивидуальной работы;
- повторения изученного на основе домашних заданий
На протяжении всего процесса обучения продолжать формирование орфографических навыков:
- Развивать фонематический слух;
- Формировать понятие орфограмма и ее опознавательные признаки, проверяемое и проверочное слово;
- Развивать орфографическую зоркость.
На каждом уроке письма с учащимися со сложной структурой дефекта необходимо развивать умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость у данной группы учащихся развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Дети с ЗПР испытывают трудности при определении сильной и слабой позиции.
Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, словах; различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки и буквы; научить видеть и узнавать орфограммы в словах, приучать детей к самоконтролю. Для этого подбираются такие виды работ: зрительные, слуховые диктанты и письмо по памяти.
Для зрительного диктанта достаточны небольшие простые тексты из двух-трех предложений. Детям предлагается внимательно прочитать и проанализировать текст, написанный на доске, затем текст закрывается. После этого они пишут под диктовку, а потом проверяют написанное.
Письмо по памяти даётся школьникам со сложной структурой дефекта труднее. Поэтому подбираются небольшие стихотворения из ранее изученных, понятные по содержанию и нетрудные для запоминания. Учащиеся несколько раз читают его, стараются запомнить, затем записывают и сверяют с доской или учебником.
Дети любят эти виды работ и выполняют их охотно, т.к. здесь сразу можно проверить результат своей работы.
На каждом уроке желательно использовать методику орфографического проговаривания: ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически.
Комментированное письмо, помогает детям избежать возможных ошибок и способствует наиболее прочному усвоению материала: ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы ( работа ведется с помощью учителя)
Изучение и применение правил идёт с опорой на ключевые слова.
Чтобы ученик применил правило, ему необходимо овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки в речи, умением видеть «трудные» места, требующие применения правил. Это дается школьникам с трудом, поэтому этот вид работы подкрепляется опорными схемами, таблицами, памятками, дидактическим материалом.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме
и создают положительные условия для мотивации в учении:
- игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
- игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
- игра «Опасное место» — проводится с сигнальными карточками для развития слухового внимания: учитель произносит слово, учащиеся, услышав звук, которому нельзя доверять, поднимают сигнал;
- корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.
Упражнения, применяемые для формирования у учащихся орфографической зоркости:
1)Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое
слово произносится так, как пишется, и поэтому в памяти движений остаются движения речевого аппарата.
2)Обозначение орфограмм в звуковой схеме слова. Детям предлагается
«зажечь маячок», то есть под «опасными местами» в составленной ими
звуковой схеме слова положить или нарисовать красный кружок - сигнал
опасности.
3)Игра «Светофор» помогает на слух определять слова с орфограммами. Учитель произносит разные слова, а дети, как только услышат слово с «опасным местом» (т.е. в нём есть звук, которому при письме нельзя доверять), должны показать красный сигнал светофора: нужно сделать остановку, чтобы объяснить написание слова.
4)Нахождение орфограмм в правильно написанном слове, предложении, тексте (своём или чужом) и обозначение их графически.
5)3аучивание считалок и небольших стихов способствует усвоению отдельного написания слов в предложении. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки
ограничивая каждое слово.
6)Выделение слов в слитной записи также способствует усвоению знания о раздельности написания слов. Например, в записи столкроватьшкафполка дети находят и правильно записывают слова стол, кровать, шкаф, полка.
7)Работа над записью предложения:
-выделение границ предложений в тексте. Учитель монотонно читает фразы. Сначала подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а затем более распространённые и образующие текст. Дети должны хлопнуть в ладоши, отделяя одно предложение от другого.
-постановка точек в предложениях, предъявляемых на доске или на карточках.
-соединение частей разорванных предложений. Здесь можно рассказать детям историю о том, как подул сильный ветер и все точки в тексте перепутались, а заглавные буквы потерялись. Ребята помогают им найти своё место.
-выделение слов и предложений в слитном тексте и запись их по нормам орфографии (заглавная буква в начале предложения) и пунктуации (точка в конце предложения).
-чтение всего предложения от конца к началу для правильного выделения слов.
8)Комментированное письмо - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение ученика в процессе записи слов, предложений.
9)Письмо по памяти. В ходе выполнения этого упражнения учащиеся тоже делают предварительный орфографический разбор текста, но диктуют его себе сами, т.е. по памяти.
Итак, мы рассмотрели упражнения, направленные на развитие у учащихся орфографической зоркости - одного из залогов грамотного письма.
Таким образом, для повышения орфографической грамотности с проблемами в интеллектуальном развитии учащихся, развития у них орфографической зоркости необходимо проводить целенаправленную работу с использованием различных приемов и видов упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.- М., 1999.
2. Гнездилов М. Ф. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965.
3. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной речи. - М., 1977.
4. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). - М., 1990.
5.Уроки русского языка в школе с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авторы: Т.А. Захарова, И.А. Меховская, А.А. Румянцева, Е.А Табунова, Ю.В. Трошина, Л.Н. Чурсина, Е.С. Юрьева. М: «Планета», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интенсивные приёмы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
На уроках русского языка использую интенсивные приёмы рля развития орфографической зоркости учащихся. В своей статье наглядно использую орфографические упражнения. Уделяю особое внимание не только раз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185919-1358872773.jpg)
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-130563-1363542445.jpg)
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
В статье представлены задания, способствующие развитию логического мышления учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-435497-1398798914.jpg)
Использование интенсивных приёмов для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Важной задачей современной методики обучения орфографии является исследование особенностей формирования у учащихся осознанных, прочных ум...
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Обобщение по теме "Проблема развития орфографической зоркости учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-685858-1444908461.jpg)
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны – это...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-358612-1454254945.jpg)
Развитие монологический речи учащихся с использованием приёмов ТРКМ на уроках русского языка (приём «Мудрые совы»)
Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе...