Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.
учебно-методический материал на тему

Егорова Елена Николаевна

Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. 

Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ.

Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по данному предмету,

играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и, вместе с тем, способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.

Обучение русскому языку направлено на разрешение одной из основных задач: выработать достаточно прочные навыки грамотного письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии  на роках русского языка.

Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии.

Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по данному предмету, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и, вместе с тем, способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.

Обучение русскому языку направлено на разрешение одной из основных задач: выработать достаточно прочные навыки грамотного письма.

Орфографическая зоркость - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Развивается орфографическая зоркость постепенно, так как это осознанное действие.

Вопросами формирования орфографической зоркости занимались известные учёные: М.Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова и др. Все авторы отмечают, что в силу нарушенного интеллекта умственно отсталые дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Установлено, что учащиеся массовой школы 58% орфографических трудностей распознают как орфограммы, которые подчиняются определённым правилам правописания. Для умственно отсталых детей число таких случаев равняется 12%.

Степень усвоения правил различных типов неодинакова. Она зависит от:

- определённости инструкции, заложенной в правиле;

- числа операций, которые должны выполнить учащиеся;

- соотнесения произношения и написания;

- подготовленности сенсомоторной сферы (речедвигательного анализатора и фонематического слуха).

Проблема актуальна, так как все вышеперечисленное и составляет трудность в формировании навыка грамотного письма умственно отсталых учащихся.

 Задача формирования орфографической зоркости может решаться при условии, если:

1) в течение учебного года систематически и умело проводить повторение изученного;

2) на основе повторения развивать долговременную, зрительную, слуховую память.

Для этого  разработана система упражнений на развитие орфографической зоркости. Упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости умственно отсталых учащихся.

Умение обнаруживать орфограмму связано с орфографической зоркостью. Она формируется в процессе выполнения разнообразных видов работ:

1) списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию; изменить форму слова; вставить по смыслу нужную часть речи и т.д.);

2) работа с орфографическим словарём, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определенных грамматических категорий, подобрать к словам из словаря однокоренные, составить предложения с заданными словами, восстановить деформированный текст;

3) самостоятельный подбор примеров по заданию учителя;

4) составление предложений по схемам;

5) ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими задачами (использовать в ответе нужную часть речи в определенном падеже, числе, времени; ответить на вопрос нераспространенным или распространенным предложением);

6) творческие и выборочные диктанты;

7) изложение и сочинение с грамматическими заданиями (употребить данные прилагательные, заменить форму настоящего времени глаголов формой прошедшего времени и др.);

8) грамматический разбор, синтаксический, морфологический, фонетический, комбинированный.

Виды упражнений:

1) письмо – орфографическое проговаривание;

2) словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова;

3) обучающие диктанты – предупредительный, объяснительный;

4) списывание на основе проговаривания по слогам;

5) комментированное письмо при помощи знаний правил правописания;

6) письмо под диктовку с предварительной подготовкой;

7) письмо по памяти;

8) зрительно–слуховой диктант;

9) картинный диктант;

10) самодиктант.

Новизна предлагаемых подходов состоит в том, что все эти виды работ дают положительные результаты при развитии орфографической зоркости.

В процессе формирования орфографических навыков можно рекомендовать в качестве ориентира следующие умения:

1) находить в печатном, записанном учеником или воспринимаемом на слух тексте виды орфограмм по их опознавательным признакам;

2) cоотносить орфограмму с языковой закономерностью, отраженной в правиле, и относить к определенной разновидности орфограммы;

3) выделять формулировки орфографического правила, условия выбора верного написания и использовать их применительно к конкретным случаям;

4) узнавать в контексте слова, относящимся к источникам из правил, объяснять, в чем именно состоит особенность их написания;

5) учитывать особенности конкретного слова, осложняющие выбор написания и относящие их к определенному варианту орфограммы;

6) разграничивать сходные по определенным опознавательным признакам орфограммы на основе сопоставления признаков по сходству и различию.

Исходя из данного перечня требований, представляющего собой «схему действия», пригодную для большинства орфографических правил, можно строить систему заданий и упражнений.

Система упражнений на выработку умений находить в тексте слова с безударными гласными:

1) дифференциация слов с ударными и безударными гласными типа вода, стена, лето;

2) дифференциация слов с ударной и безударной гласными в группе родственных: стена, стенка;

3) дифференциация слов с безударными гласными а, о, и, я, е, а также у, ы, ю;

4) дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными;

5) дифференциация слов с безударными гласными и слов, которые содержат орфограммы на другие правила.

Правописание безударных гласных в словах.

1) В начале учебного года, при выполнении упражнений по данной теме дается текст упражнения:

На дв_ре тр_ва, на тр_ве др_ва. На пушистом снегу сл_ды зайца и л_сицы. Задание:

- списать текст, вставляя пропущенные буквы;

- пропустив строчку, записать буквы, которые пропущены в словах;

- вспомнить правила правописания безударных гласных.

2) После изучения темы проводятся:

- выборочный диктант с записью слов, имеющих безударные гласные в корне и последующим анализом их по составу;

- предупредительные диктанты с разбором слов по составу;

- запись под диктовку текста с выделением графики тех корней, которые имеют безударную гласную;

- диктанты по памяти;

- зрительные диктанты с предварительным разбором;

- индивидуальные карточки с заданиями;

- дидактические игры.

3) Грамматический разбор предложения:

Например, Высоко в небе пролетает стая перелетных птиц. 

Задание:

- подчеркнуть части речи;

- доказать принадлежность слов к данным частям речи;

- назвать в предложении родственные (однокоренные) слова, доказать;

- назвать в слове пролетает безударную гласную;

- какое правило надо помнить, чтобы не допустить ошибки в написании безударных гласных?

- можно ли в слове пролетает правописание безударной е проверить словом перелетные? Почему? Назвать другие слова в предложении с безударными гласными. Объяснить их написание;

- какие правила вы еще применяли, в каких словах и при написании каких букв?

Парные звонкие и глухие согласные

При повторении данной темы можно использовать следующие типы упражнений:

- определить слова, которые нужно проверить: костер, завод, клуб, сноп;

- чтение связанного текста и отыскивание в нем слов, которые подходят под изучаемое правило;

- орфографическое и комментированное письмо этих слов;

- написать по памяти словарные слова с парной звонкой или глухой согласной на конце.

К данным словам подобрать слова, чтобы в них на конце была парная звонкая или глухая согласная: рассказывать, обедать, соседи.

Разделительный мягкий знак

В данной теме предусматриваются упражнения в обнаружении слов с разделительным мягким знаком.

- найти в тексте слова с разделительным мягким знаком;

- изменить данные слова так, чтобы появилась необходимость написать мягкий знак: ручей, птица, кровать, друг;

- выписать из словарика слова с разделительным мягким знаком.

Двойные согласные

Это единственная тема, которая опирается на запоминание. В работе с такими словами необходимо понять:

- значение слова;

- механизм словообразования.

После знакомства с правилом применять следующие упражнения:

1) спишите, вставляя одну или две согласные:

к – кк р- рр л – лл

а_уратно ко_идор га_ерея

ре_орд те_итория арти_ерия

2) выписать из словаря слова с двойными согласными;

3) найти в тексте слова с двойными согласными;

4) диктант с постукиванием (во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с удвоенной согласной).

Специфика работы в  школах с ОВЗ состоит в том, что освоение детьми любого вида упражнений требует от учителя использования большого количества приёмов, чем в массовой школе. Возникла необходимость отобрать такие приёмы, которые способствовали бы развитию и укреплению навыка самоконтроля.

Приёмы, способствующие развитию и укреплению навыков самоконтроля

1) «Сигнализация». Во время диктанта учащиеся контролируют себя при помощи проверочных слов, написанных на доске учителем;

2) Сообщение учителем о том, какое количество орфограмм на определённое правило имеется в предложении. Найти эти слова;

3) Определение орфограмм, встретившихся в проверочной работе. Ученики вначале самостоятельно подсчитывают количество отмеченных ими орфограмм, затем сверяют с данными учителя;

4) Подчеркивание орфограмм в тексте диктанта;

5) Прием «Правильно ли я написал?». Учитель предлагает детям подчеркнуть в тексте орфограммы, затем проверить правильность их написания и объяснить;

6) Орфографический поиск - 1.

Сущность данного приема заключается в том, что допущенные ошибки не исправляются традиционным способом – зачеркиванием, а лишь выделяется место ошибки и предлагается учащемуся найти её, исправить и объяснить.

Структурно процесс решения орфографической задачи в данных условиях выглядит следующим образом:

- актуализация правила на выделенную орфограмму;

- оценка орфографического поля;

- морфологический анализ слова;

- принятие графемного решения;

- исправление.

7) Орфографический поиск - 2.

Подчеркивается слово, в которой была допущена ошибка.

В данных условиях дополнительной сложностью является введение таких компонентов, как:

- обнаружение ошибки на уровне слова;

- припоминание орфограммы;

- актуализация соответствующего правила.

Также специфичным для школ с ОВЗ является то, что наиболее последовательно выдерживается принцип последовательного перехода от легкого к трудному. Это относится как к материалу упражнений, так и к формулировке заданий. Поэтому сначала учат детей применять приобретенные знания к отдельным словам. Отработанные слова включают в различные виды предложений. При этом материалом для упражнений может служить только то, что уже использовалось в речевой практике. Такой же расчлененный подход наблюдается и при составлении заданий к упражнениям. Каждое новое для школьников задание отрабатывается отдельно, лишь после этого его сочетают с заданиями, встречавшимися ранее.

Большое значение в развитии орфографической зоркости играет разнообразие упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смены видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов. Однако недостаточно быстрый темп работы детей с проблемами в интеллектуальном развитии, замедленность переключения диктует определенную ограниченность видов упражнений на одном уроке. Выполнение заданий опирается на наглядные средства обучения, а также широко используются игровые приемы. Следует отметить, что упражнения подбираются с учетом типологических групп и индивидуальных возможностей учащихся.

В связи с тем, что мышление учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии носит наглядно–образный характер, особенностью орфографической зоркости являются следующие условия для запоминания:

1) установка на запоминание (ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить);

2) заинтересованность (легче запоминается то, что интересно);

3) яркость восприятия;

4) образность запечатления.

Таким образом, данный опыт показал - для повышения орфографической грамотности с проблемами в интеллектуальном развитии учащихся, развития у них орфографической зоркости необходимо проводить целенаправленную работу с использованием различных приемов и видов упражнений.

Развитие орфографической зоркости у учащихся со сложной структурой дефекта реализуется на уроках в процессе:

  • организованного обучения (фронтальные и индивидуальные задания);
  • индивидуальной работы;
  • повторения изученного на основе домашних заданий

На протяжении всего процесса обучения  продолжать  формирование орфографических навыков:

  1. Развивать фонематический слух;
  2. Формировать понятие орфограмма и ее опознавательные признаки, проверяемое и проверочное слово;
  3. Развивать  орфографическую  зоркость.

На каждом уроке письма с учащимися со сложной структурой дефекта необходимо развивать умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, то есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость у данной группы учащихся развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Дети с ЗПР испытывают трудности при определении сильной и слабой позиции.

Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, словах; различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки и буквы; научить видеть и узнавать орфограммы в словах, приучать детей к самоконтролю. Для этого подбираются такие виды работ: зрительные, слуховые диктанты и письмо по памяти.

Для зрительного диктанта достаточны небольшие простые тексты из двух-трех предложений. Детям предлагается внимательно прочитать и проанализировать текст, написанный на доске, затем текст закрывается. После этого они пишут под диктовку, а потом проверяют написанное.

Письмо по памяти даётся школьникам со сложной структурой дефекта труднее. Поэтому подбираются небольшие стихотворения из ранее изученных, понятные по содержанию и нетрудные для запоминания. Учащиеся несколько раз читают его, стараются запомнить, затем записывают и сверяют с доской или учебником.

Дети любят эти виды работ и выполняют их охотно, т.к. здесь сразу можно    проверить результат своей работы.

На каждом уроке желательно использовать методику орфографического проговаривания: ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически.

Комментированное письмо, помогает детям избежать возможных ошибок и способствует наиболее прочному усвоению материала: ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы ( работа ведется с помощью учителя)

Изучение и применение правил идёт с опорой на ключевые слова.

Чтобы ученик применил правило, ему необходимо овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки в речи, умением видеть «трудные» места, требующие применения правил. Это дается школьникам с трудом, поэтому этот вид работы подкрепляется опорными схемами, таблицами, памятками, дидактическим материалом.

Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме

и создают положительные условия для мотивации в учении:

  • игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
  • игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
  • игра «Опасное место» — проводится с сигнальными карточками для развития слухового внимания: учитель произносит слово, учащиеся, услышав звук, которому нельзя доверять, поднимают сигнал;
  • корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.

Упражнения, применяемые для формирования у учащихся орфографической зоркости:

1)Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое

слово произносится так, как пишется, и поэтому в памяти движений остаются движения речевого аппарата.

2)Обозначение орфограмм в звуковой схеме слова. Детям предлагается
«зажечь маячок», то есть под «опасными местами» в составленной ими
звуковой схеме слова положить или нарисовать красный кружок - сигнал
опасности.

3)Игра «Светофор» помогает на слух определять слова с орфограммами. Учитель произносит разные слова, а дети, как только услышат слово с «опасным местом» (т.е. в нём есть звук, которому при письме нельзя доверять), должны показать красный сигнал светофора: нужно сделать остановку, чтобы объяснить написание слова.

4)Нахождение орфограмм в правильно написанном слове, предложении, тексте (своём или чужом) и обозначение их графически.

5)3аучивание считалок и небольших стихов способствует усвоению отдельного написания слов в предложении. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку,  взмахом руки

ограничивая каждое слово.

6)Выделение слов в слитной записи также способствует усвоению знания о раздельности написания слов. Например, в записи столкроватьшкафполка дети находят и правильно записывают слова стол, кровать, шкаф, полка.

7)Работа над записью предложения:

-выделение границ предложений в тексте. Учитель монотонно читает фразы. Сначала подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а затем более распространённые и образующие текст. Дети должны хлопнуть в ладоши, отделяя одно предложение от другого.

-постановка точек в предложениях,  предъявляемых на доске или на карточках.

-соединение частей разорванных предложений. Здесь можно рассказать детям историю о том, как подул сильный ветер и все точки в тексте перепутались, а заглавные буквы потерялись. Ребята помогают им найти своё место.

-выделение слов и предложений в слитном тексте и запись их по нормам орфографии (заглавная буква в начале предложения) и пунктуации (точка в конце предложения).

-чтение всего предложения от конца к началу для правильного выделения слов.

       8)Комментированное письмо - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение ученика в процессе записи слов, предложений.

      9)Письмо по памятиВ ходе выполнения этого упражнения учащиеся тоже делают предварительный орфографический разбор текста, но диктуют его себе сами, т.е. по памяти.

Итак, мы рассмотрели упражнения, направленные на развитие у учащихся орфографической зоркости - одного из залогов грамотного письма.

Таким образом,  для повышения орфографической грамотности с проблемами в интеллектуальном развитии учащихся, развития у них орфографической зоркости необходимо проводить целенаправленную работу с использованием различных приемов и видов упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.- М., 1999.

2. Гнездилов М. Ф. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965.

3. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной речи. - М., 1977.

4. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). - М., 1990.

5.Уроки русского языка в школе с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авторы: Т.А. Захарова, И.А. Меховская, А.А. Румянцева, Е.А Табунова, Ю.В. Трошина, Л.Н. Чурсина, Е.С. Юрьева. М: «Планета», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интенсивные приёмы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

На уроках русского языка использую интенсивные приёмы рля развития орфографической зоркости учащихся. В своей статье наглядно использую орфографические упражнения. Уделяю особое внимание не только раз...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Что же подразумевается под   орфографической зоркостью учащихся?  Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определя...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.

В статье представлены задания, способствующие развитию логического мышления учащихся....

Использование интенсивных приёмов для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

     Важной задачей современной  методики обучения  орфографии  является исследование особенностей  формирования у  учащихся  осознанных, прочных ум...

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Обобщение по теме "Проблема развития орфографической зоркости учащихся"...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны – это...

Обобщение опыта на тему: "Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциации"

В работе представлены основные виды работы на уроках русского языка по формированию орфографических навыков, посредством уровневое дифференциации....