Главные вкладки

    Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в коррекционной школе 8 вида
    учебно-методический материал (9 класс) по теме

    Лукьянченко Анна Александровна

    Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках СБО

            Целью специального образования детей с проблемами в развитии является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно- воспитательной работы школы. Важный элемент этой системы – занятия по СБО.

        Социально- бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности. обусловленной психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, наши дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

         В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

         Важной задачей является формирование у подростков делового общения со сверстниками и взрослыми в школе и особенно вне стен школы, при посещении различных учреждений и организаций умений вступать в контакт с незнакомыми людьми, получать у них необходимую информацию и правильно ее использовать.

        Решение образовательных, коррекционно- развивающих и воспитательных задач с целью формирования у учащихся жизненной компетентности осуществляю с применением

                                различных методов обучения:

       

       Это экскурсии. Большое место в системе формирования социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. Дети в реальных естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира. уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях в школе, учатся общаться с незнакомыми людьми , т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

        Экскурсии провожу по большинству тем СБО: при знакомстве с одеждой, обувью, посудой, продуктами – экскурсии в соответствующие магазины; при изучении темы « Медицинская помощь» - в аптеку, « Культура поведения» и « Трудоустройство» - в центр занятости населения и т.д. Экскурсии общеознакомительные и тематические.

          Однако проведение  экскурсий с нашими учащимися представляет некоторые трудности. Учителю трудно вести объяснение, т.к. дети часто отвлекаются , их внимание рассеивается. Поэтому экскурсию продумываю, при необходимости заранее посещаю место ее проведения. Решаю следующие задачи:

    • определяю цель, содержание, методы объяснения;
    • организую практическую деятельность учащихся и общение их с незнакомыми людьми, т.е. выполнение ими различных заданий \ ставлю вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти, или сами спросить о чем- либо \;
    • провожу беседу после экскурсии с целью закрепления полученных знаний и подведения итогов экскурсии.

       Например, экскурсия в аптеку при изучении темы « Медицинская помощь». Знакомимся с видами медицинских учреждений, один  из них аптека. Определяем ее роль и значение в жизни людей, какую помощь можно получить в аптеке, в каких случаях обращаются в аптеку, где они расположены в нашем городе, как устроены. Где можно получить помощь в населенном пункте по месту проживания детей.

       При посещении аптеки выдаю детям вопросный лист:

    1. Назначение аптеки.

    2. Устройство аптеки.

    3. Кто работает в аптеке?

    4. Как получить лекарство по рецепту врача?

    5. Как обратиться в ручной отдел?

    6. Какую помощь работникам аптеки могут оказать школьники?

    7. Объясните значение слов: фармацевт, рецепт, микстура.

        Устный рассказ учителя с применением наглядных пособий, с использованием диафильмов. Детей также обучаю составлению рассказов , например 5 класс- рассказ « Наша кухня», « Семья», 7 класс – рассказ о каком- либо лекарственном растении \ с применением наглядности\, 8 класс- все о применении СМ средства. Практикую устные и письменные изложения детей.

          Беседа предполагает вопросно- ответную форму обучения. Успешному применению метода беседы способствуют:

    • продуманная система и форма вопросов, которые предлагаю ученикам в ходе беседы.
    • вопросы, не требующие никакого размышления учащихся или подразумевающие ответы да, нет, не следует применять в беседе.
    • с целью проверки понимания учащимися изучаемого материала и развития их устной речи варьирую формы вопросов.

       Метод объяснительного чтения. Книга, печатный текст различных инструкций помогают закрепить знания. Работая с печатным текстом, учащиеся постепенно овладевают навыками самостоятельного чтения и понимания прочитанного. Объяснительное чтение способствует уяснению смысла отдельных слов, выражений и всего текста в целом. Учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно- логическую речь и мышление.

        Моделирование реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношение людей к другим объектам окружающего мира \ животным, одежде, мебели, хлебу и т.д.\.

         Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: « Жилище», « Одежда», « Питание», « Обувь», « Медицинская помощь», « Семейные отношения» и др.

                   Повторение   пройденного за год

         ВОПРОСЫ  И  ЗАДАНИЯ                                  ОТВЕТЫ

    1. Подпиши названия служб к             тел. 01-

        телефонным номерам.                       тел 02 -

                                                                        тел 03 –

                                                                        тел 04 -

    2.Напиши цифрами правильный      - замочить белье

       порядок этапов ручной стирки       - выбрать средство

       изделий из хлопчатобумажной        - рассортировать белье \ бел. цв.

       ткани.                                                   – прополоскать белье

                                                                      - постирать белье

                                                                       - отжать белье

                                                                      - развесить белье для сушки

    3. Подчеркни правильный ответ.      – по твердым ценам

        По каким ценам можно купить      - по договорным с покупателя-

        товар на рынке?                                   ми ценам.

    4. Подчеркни правильный ответ.      – по твердым ценам

        По каким ценам можно                    - по договорным с покупателя-

        купить товар в магазине?                 ми ценам

    5. Подчеркни правильный ответ.      – по размеру окружности головы

        Как определить размер одежды?   - по размеру окружности талии

                                                                      - по размеру окружности груди

                                                                      - по размеру окружности бедер

                                                                      - по росту

    6. Подчеркни правильные ответы.   – кухонный стол

        Какую мебель можно поставить    - диван

        в гостиной комнате?                         - журнальный столик

                                                                      - тумбу для  телевизора

                                                                      - кресло

                                                                      - кровать

    7. Подчеркни название электро-        - электроутюг

        приборов, используемых для          - пылесос

        уборки помещений.                           – электрополотер

                                                                      - швабра

      Анализ ситуаций развивает внимание, наблюдательность детей, критичность их мышления, его гибкость, а также способствует осознанному восприятию культурно- нормативного поведения, воспитанию доброжелательности, внимательности к людям, и в целом способствует эмоционально- положительному восприятию ребенком окружающего мира.

       Дидактические игры. В дидактических играх могут использоваться натуральные предметы,  игрушки, муляжи, модели, картинки. Одевание и пеленание куклы \ тема « Семья» \, узнавание на ощупь крупы \ тема « Питание» \, стереть лишнее слово \ на доске « Наведи порядок» тема « Одежда» \, разложить картинки на две группы \ посуда и продукты – тема « Питание»\, « Наведи порядок» - технология приготовления каши. \ разложить по карточкам \.

       Сюжетно- ролевые игры. Они способствуют закреплению знаний о группах предметов \ например, одежда, обувь, посуда, мебель, продукты\, различных умений \ например, покупки товаров , складывания одежды, сервировки стола \, социально- культурных норм поведения.

       Лабораторный метод. Лабораторной работой может быть наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятен с одежды, проверка качества яйца и т.д.

       Упражнения в виде записей. В ходе занятия учащиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый программный материал. Для правильного ведения записей дети нуждаются в руководстве учителя. Поэтому обучаю их выделять главные мысли, положения, учу излагать их кратко в тетради.

        Упражнения в применении полученных знаний. Наши учащиеся могут выучить инструкции, таблицу умножения, но не умеют применять их на практике, знать правила грамматики, но не соблюдать  их на письме. Могут знать, что 1 литр равен 1000 мл., но не сумеют отмерить тот- же объем воды стаканом емкостью 250 мл. Поэтому только в процессе практической деятельности и многократных повторений формирую умение применять полученные знания на практике.

       Методы проверки знаний.  Умственно отсталый школьник не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности использую также тестирование \ для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце \. Тестирование- это активная и увлекательная форма проверки и самопроверки  знаний.

        При обучении предмету СБО акцент делается не на сумму знаний о правилах жизни в обществе, не сумму умений, связанных с бытом, общением, а на всестороннее целостное развитие личности воспитанника.

        Ученые выделяют социально- значимые качества личности: познавательная культура, коммуникативная, нравственная, трудовая, эстетическая, физическая культура, необходимые для полноценной жизни и деятельности в обществе.

         Непрерывность и преемственность педагогического воздействия реализуется через постепенное раскрытие содержания с пошаговым возрастанием программных требований, обеспечивая целенаправленное формирование разных сторон личности ребенка.

        Преемственность в обучении СБО проявляется в постепенном повышении компетенции детей в области социализации.

       

       Подбор методов, приемов, форм организации учебного процесса происходит с учетом постепенного их усложнения, с повышением доли самостоятельности воспитанников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

     Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

    Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

    Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке географии в коррекционной школе 8 вида.

    Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углу...

    Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики

    Очень важно при обучении,чтобы ребенок любил ваш предмет.Тогда он будет учиться с увлечением , стремиться познать больше нового и интересного ....

    Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"

    В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 видаАктивизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, нап...