Дифференциация согласных звуков [С - Ш].
план-конспект на тему

Никитина Анна Владимировна

Конспект логопедического занятия для детей

младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей

младшего школьного возраста.

Тема: Дифференциация согласных звуков [С - Ш].

Цель: 1.Закрепит знание о звуках [С], [С*],[Ш].

2. Учить различать эти звуки  в устной и письменной речи.

3. Развивать фонетический и фонематический слух, память, восприятие.

4. Воспитывать навыки  самоконтроля.

Оборудование:

Ход занятия.

1.Организационный момент

Мы пришли сюда  учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2. Артикуляционная  гимнастика

Все грядки  две лопатки       (Лопаточка)

Возле  кадки  два   ведра  (Чашечка)

После  утренней  зарядки (Чашки)

Мы  копаем  дружно грядки (Иголочка)

Посадили  семена (2  раза).

3. а)Определение  темы  урока

- Какой  звук чаще  всего   встречается?

Мышки, мышки шалунишки

По  ночам шуршат, шуршат.

Мышки, мышки шалунишки

По ночам пищат, пищат.

4.а)Соотношение звука с  буквой.

Звук [ш] на письме принято  обозначать буквой ша.

- Рассмотрим  из каких  элементов  эта  буква  состоит.

5.а) Характеристика звука

Звук [ш] – согласный, т.к воздух  встречает препятствие  язычок, он глухой т.к в  образовании этого голоса  участвует  только шум и  эта  буква  имеет  только  твердый  звук.

- В  каком  положении  губы?

- Где находится  кончик  языка?

3. б) Определение  темы  занятия

- Какой  звук  встречается  чаще  всего?

Есть  у Сони  киса, киса Василиса,

Любит Соня  кису, кису  Василису.

4. б) Соотношение звука  с  буквой.

- Вы   уже знаете, что на  письме  звук [с] и [с] принято  обозначать буквой эс.

- Из  каких  элементов  состоит  эта  буква?

5. б) Характеристика звука.(согласный, глухой, твердый и  мягкий).

- В  каком  положении  губы?

- Где находится  кончик  языка?

 6. Сравнение этих  звуков.

- Чем  похожи эти  звуки?

- Чем  отличаются?

7. Сообщение темы  и целей  урока

8.  Повтори  слоговые  цепочки.

 Ша-ша-са,  са-ша-са,    са-ша-ша-са,

со-шо-шо,    шо-со-со,     шу-су-су-шу

шу-су-шу,    су-шу-шу,     со-со-шо-шо.

9. Повтори  чистоговорку.

Шу-шу-су – увидели лису

Су-сушу – я флажком  машу

Су-шу-су – я песок несу

Шу-су-шу – я письмо пишу

10. Работа  над  словами паронимами.

- Послушайте  отрывок и  скажите,  как называется  это произведение  и  кто его написал?

Закричал он: «Что за  шутки!

Еду я  вторые  сутки.

А  приехал я  назад.

А приехал  в  Ленинград».

- найдите  в  этом  четверостишие  два  слова похожих, но  отличающихся  одним звуком.

- Как называются  такие  слова?

Я  вам  буду  называть  слово, а  вы  в это  слове находите  звук [с], заменяете на  звук [ш] и  объясняете  значение этих  слов.

- Запишите  в  тетрадь  в  два  столбика  слова, которые  вы запомнили,  в  1 ст. со  звуком [с], во  второй со  звук [ш].

11 . Место  звука  в  слове

- Определи  место  звука  в  слове, ту  цифру  и покажи.

Ш- шутишь, шалаш, расшатался, шелушить, смешной, слышу.

С- насос, спасибо, кассир, сосны, шесть, пушистый.

12. Четвертый лишний.

Ложка, кастрюля, сковорода, самовар.

Шуба, шапка, штаны, свитер.

Пассатижи, сверло, шурупы, стамеска.

Смородина, шиповник, морошка.

13. Запись  слов.

- Запиши  слова  в  два  столбика. В  1-ый со  звуком [с] и  [с], во  второй со  звуком [ш].

Сухой, нарушает, весенний, восьмой, крошит, сиреневый, шуметь, пришёл.

-Чем  отличаются  слова 1-го  столбика, от  слов  2-го  столбика?

Дополни  свои  столбики еще по  2  слова.

14. Итог  занятия

15.  оценка.

16. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Дифференциация согласных звуков на уровне слога

Материал предназначен для младших школьников. Задания способствуют формированию навыка различения  согласных звуков на первом этапе работы....

Дифференциация согласных звуков С - Ш

Материал для занятия по дифференциации близких акустически согласных звуков С и Ш...

Дифференциация согласных звуков С -Ш в слогах и словах.

Самоизоляция продолжается, но  постановку и дифференциацию согласных звуков никто не отменял. Для  закрепления данной темы  предлагаю вашему вниманию презентацию, в которой в доступной...

Дифференциация согласных звуков С -Ш в слогах и словах.

В презентации подробно рассказывается об отличительных признаках артикуляции и произношения свистящих и шипящих звуков С - Ш. Задания, предлагаемые автором, помогут родителям и детям лучше дифференцир...

Авторская игра на автоматизацию и дифференциацию согласных звуков "Зонтики"

Авторская игра "Зонтики" незаменима на этапе автоматизации звуков и их последующей дифференциации. Содержащиеся в комплекте зонтики разных цветов помогут деткам научиться различать твёрдые и...