Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР по теме "Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в словах, предложениях и тексте".
план-конспект

Агеенко Анна Анатольевна

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с НВОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агеенко Анна Анатольевна

МАОУ «СОШ №132»

 учитель-логопед

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с НВОНР (не резко выраженным общим недоразвитием речи).

Логопедическая тема: Дифференциация согласных звуков [Ш] - [Ж] в  словах,  предложениях и тексте.

Грамматическая тема: парные звонкие-глухие согласные в середине слова в слабой позиции. Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.

 Лексическая тема: Детёныши животных и птиц.

Цель: Научить различать звуки [Ш] - [Ж]  в словах,  предложениях и тексте.

Задачи:

*        Дидактические (образовательные):

  - формировать навык дифференциации звуков [Ш] - [Ж] в словах,  предложениях и тексте;

  - учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им сравнительную характеристику.

  - закрепить образ букв Ш-Ж.

*        Коррекционные:

  - развивать чёткость артикуляции;

  - развивать слуховое и зрительное внимание;

  - развивать фонематический слух и восприятие;

  - развивать навык словообразования существительных уменьшительно-ласкательной формы;

  - развивать и активизировать словарный запас.

*        Развивающая:

  - развивать мелкую и общую моторику и координацию движений.

*        Воспитательные:

  - воспитывать желание говорить правильно и красиво;

  - воспитывать интерес к учёбе;

  - воспитывать чувство товарищества и сотрудничества.

*        Психологическая:

  - создавать положительный эмоциональный настрой.

*        Здоровьесберегающая:

  - укреплять здоровье детей средствами физического воспитания.

Планируемые результаты:

Коммуникативные:

  - самостоятельно различать по звучанию звуки [ш]-[ж] в словах,  предложениях и тексте;

  - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  - самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Личностные:

  - положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

  - фонетически и интонационно правильно оформлять своё высказывание.

Регулятивные:

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - планировать свои действия для выполнения задания.

Познавательные:

  - самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;

  - поиск и выделение необходимой информации;

  - расширение и актуализация словарного запаса.

Оборудование: смайлики, символы «синий колокольчик» и «синие наушники», слоги  «ШО» и «ЖО», картинки  «Ежонок» и «Мышонок», предметные картинки детёнышей животных и птиц, пластиковые конверты, рабочая тетрадь на печатной основе, простая тетрадь.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организационный момент

Основные задачи этапа:

- подготовить учащихся к сознательной целенаправленной учебной деятельности;

- включить учащихся в процесс целеполагания, когда предъявляемые учителем требования к учебной деятельности становятся личностно значимыми.

(мотивация, целеполагание)

- Я вас приветствую и желаю вам хорошего дня!

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Давайте запишем в тетрадь сегодняшнюю дату!

(на основе задаваемой логопедом мотивации, ученики включаются в процесс целеполагания, понимают и принимают требования учителя, определяются со смысловой основой предстоящей учеб. деятельности)

- 20-е.

- Январь.

- Дети записывают в тетради «20 января»

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

2. Развитие чёткости артикуляции.

Основные задачи этапа:

 - тренировать дикцию;

 - развивать фонематический слух.

-Послушайте скороговорку и повторите её за мной:

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.

Ученики по одному повторяют вслед за логопедом скороговорку.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

3. Работа по развитию навыка сравнительного звукового анализа.  

Основные задачи этапа:

 - мотивирование учащихся к активной учебной деятельности;

 - развитие умения различать близкие по произношению звуки на слух;

 - актуализация личностного опыта учащихся.

- Какие два парных согласных звука часто повторяются в скороговорке?

Дети отвечают:

- звуки [ш] и [ж].

Формируемые УУД:

-познавательные;

-личностные.

4. Сообщение темы.

Основные задачи этапа:

 - организация восприятия, внимания учащихся;

 - формирование целевой установки предстоящей деятельности.

- Сегодня мы продолжим работать с этими звуками и буквами, их обозначающими: будем учиться различать их в словах,  предложениях и тексте.

 - А для чего нам это нужно?

 

- чтобы не допускать ошибок в устной и письменной речи.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

5. Сравнительная характеристика звуков.

Основные задачи этапа:

 - актуализация знаний учащихся;

 - дифференциация парных согласных звуков.  

- Ребята, дайте характеристику звукам  [ш] и [ж].

- Чем отличаются эти звуки?

 - звук [ш] - согласный, глухой, всегда твёрдый.

- звук [ж] - согласный, звонкий, всегда твёрдый.

- звук [ш] глухой, а [ж] звонкий.

Формируемые УУД:

6. Связь звуков с буквами.

Основные задачи этапа:

 - постановка перед учащимися учебной задачи;

 - организация самостоятельной деятельности.

- Какими буквами обозначаются на письме данные звуки?

- Ребята, откройте свои тетради и пропишите буквы Ш и Ж.

- буквами Ш и Ж.

 

- дети прописывают буквы в         тетрадях.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-познавательные;

-личностные.

7. Работа по развитию фонематического восприятия и анализа.

Основные задачи этапа:

 - активизация внимания учащихся

- К нам на прошлое  занятие приходил жук Жора, которому мы помогали выполнять разные задания,  с которыми он не мог справиться.  Он ушёл, но напоследок попросил нас помочь его друзьям девочке Жене и мальчику Мише выполнить упражнение (рабочая тетрадь на печатной основе стр.7 упр. 15)

 -дети выполняют упражнение в тетради на печатной основе.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-познавательные;

-личностные.

8. Знакомство с героями сегодняшнего занятия.

- Ребята, отгадайте имена героев сегодняшнего занятия по предложенным слогам  (ЖО и ШО) и описанию:

Первый гость – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.

 Второй – зеленый, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух... (Ежонок, лягушонок.)

-Ежонок.

-Лягушонок.        

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-коммуникативные;

-личностные.

9. Физминутка.

Основные задачи этапа:

-переключение деятельности, «гимнастика».

- Ребята, возьмите в руки Су-джок и повторяйте за мной слова и движения:

Катился ёжик по дорожке

По левой ладошке,

По правой ладошке.

Покололи пальчики

Девочки и мальчики.

- Посмотрите на плакат и выполняйте движения глазами по указанным мной направлениям (тренажёр Базарного)

Учащиеся вместе с учителем-логопедом повторяют стих и выполняют движения.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

10.  Дифференциация в словах.

 - Ежонок и Лягушонок увидели задание в печатных тетрадях и не знают, как его выполнить. Поможем им?

-Да!

Дети выполняют задание 16 на стр.7-8.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные;

-познавательные.

11. Дифференциация в словах (работа по закреплению норм  орфографии).

Основные задачи этапа:

 - организация работы в парах;

 - активизация восприятия, осознания и осмысления, обобщения и систематизации нового материала.

- Ежонок и Лягушонок много времени проводили вместе. Они играли на берегу реки, плавали наперегонки, гуляли по лесу. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочитать. Они принесли табличку нам.

- Откройте простые тетради и посмотрите на таблицу. Подумайте, какие буквы нужно вставить вместо точек и напишите их.

- Как вы будете проверять написание парных согласных в слабой позиции?

        

- Нужно изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная или сонорная буква.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-коммуникативные;

-познавательные.

12.Определение места заданного звука в слове (развитие фонематического слуха и восприятия).

 -Молодцы! Вы справились с непростым заданием! А теперь я буду говорить вам слова, а вы должны определить на слух место звуков [ш] и [ж] – т.е. какой звук по счёту в слове (сразу оговорюсь: заданных звуков в слове по два) и зачеркнуть соответствующие цифры в строке. Каждая строка соответствует одному слову.

ШАЛАШ, КИШМИШ, ЖЕЛТОКОЖИЙ, ЖУЖЕЛИЦА.

- Дети работают с карточками.

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-коммуникативные;

-познавательные;

-личностные.

13. Формирование навыка словообразования существительных уменьшительно – ласкательной формы (работа в парах). Дифференциация [ш] и [ж] в словах.

- Лягушонок и Ежонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на День рождения. У малышей много знакомых детенышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детеныша животного есть звук Ж, то он идет к Ежонку. А если в его названии звук Ш – к Лягушонку.

Проводите каждого малыша в «свой» домик – разложите картинки по конвертам.

-дети раскладывают предметные картинки по конвертам с наклеенными рисунками Ежонка и Лягушонка. Наперегонки!

Формируемые УУД:

-коммуникативные;

-познавательные;

-личностные.

14. Дифференциация Ж-Ш на уровне предложения.

- Гости, веселясь на празднике, придумали интересную игру. Они стали разбирать предложения на слова, менять слова местами. Прочитайте эти предложения, исправьте ошибки, запишите предложения верно и укажите звуки занятия. Работаем в печатной тетради стр.8 упр.17.

- Теперь по цепочке читаем предложения, которые у вас получились.

-дети работают самостоятельно.

 После по цепочке прочитывают получившиеся предложения.

12 Итог.

РЕФЛЕКСИЯ

- Ну что ж, друзья прощаются с нами и благодарят  за помощь.  Что мы должны сказать им  в ответ?

- И я хочу вас, ребята, поблагодарить за интересное и увлекательное занятие!  Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали?

- Что можно о них сказать?

- У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающийся смайлик; кому понравилось кое-что - смайлик без улыбки; а кому всё не понравилось - грустный смайлик.

- До свидания, ребята! До новых встреч!

- До свидания, Ежонок и Лягушонок! Мы были рады вам помочь!

- Со звуками [ш] и [ж].

- Это твёрдые согласные звуки, которые отличаются тем, что [ж] - звонкий, а [ш] - глухой.

Дети выбирают себе смайлик и кладут перед собой.

- До свидания!

Формируемые УУД:

-регулятивные;

-личностные.

                                       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...