Доклад на педсовете «Дети с нарушением интеллекта занимаются математикой»
консультация на тему

Ясман Юлия Владимировна

Доклад на педсовете на тему: «Дети с нарушением интеллекта занимаются математикой» (из опыта работы учителя - дефектолога)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete_po_femp_u_doshkolnikov_s_zpr.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 997

СВАО г. Москвы

Доклад на педсовете

 на тему:

«Дети с нарушением интеллекта занимаются математикой»

(из опыта работы учителя - дефектолога)

 

 

Учитель - дефектолог:

Ясман Юлия Владимировна

2012 - 2013 учебный год

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта у детей играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Предматематику не следует принимать за «детскую математику». На предматематическом уровне изучаются некоторые понятия и темы школьного курса математики. Поэтому цели и результаты этого обучения правомерно называть «предматематической» подготовкой дошкольников и младших школьников, т.е. их подготовкой к изучению математики.

Элементарные математические представления формируются на базе освоения детьми в определенной последовательности способов действий. Способы действий постепенно усложняются; к концу обучения в детском саду вырабатываются простейшие навыки счета, измерения разных величин, умения выполнять вычисления простейших арифметических задач.

Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребенка в целом и отдельных ее сторон, процессов, операций, действий.

Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом уровня развития наглядно – действенного и наглядно – образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем.

Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления.

Дети с нарушением интеллекта имеют проблемы с математикой, так как уровень их развития значительно снижен. Познавательный интерес практически отсутствует и их сложно заинтересовать какой-либо деятельностью.

Уже в раннем детстве начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление. Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем.

Детей целенаправленно обучают отдельным приемам и обобщенным способам обследования. Так происходит сравнение по форме, величине, количеству, сопоставление выявленных признаков с тем, что уже имеется в опыте ребенка.

Более высокий уровень ориентировки в количественных, пространственных, и временных отношениях обеспечивается умением пользоваться общепринятыми эталонами.

В дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только на рецептивном, но и на интеллектуальном уровне. Маленькие дети овладевают отдельными элементами системы эталонов, применяя обследовательские действия. Старшие дошкольники, используя сериацию и классификацию, приходят к осознанию принципа построения таких систем.

Сенсорные процессы (восприятие, представление) и способности (наблюдательность, глазомер) являются также основой целенаправленной работы, проводимой с детьми в русле их предматематической подготовки. Специальная организация сенсорного опыта создает почву для опосредованного познания, подготавливает к формированию математических понятий.

У детей с нарушением интеллекта восприятие сенсорных эталонов грубо нарушено, и процесс их формирования носит длительный  и трудоемкий характер.

Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.

Количественные отношения ребенок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т.д., которые осознаются в результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. В речевую форму облекаются не только результаты познавательной деятельности, но и ее способы. Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.

Дети осваивают и словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названия дней недели, месяцев, сезонов. Овладение значением этих слов помогает осмыслить «текучесть», длительность, периодичность времени, развивает «чувство времени».

При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.

 Для дошкольников с нарушением в развитии овладение временными и пространственными понятиями недоступно без обучения на наглядном материале и каждодневном повторении пройденного.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.

В предматематической подготовке дошкольников редко используются методы в «чистом» виде. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно, чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении маленьких детей. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод.

На занятиях по формированию математических представлений используют преимущественно наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образца и способов действия, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (счет, отсчет и др.).

Полноценное математическое развитие это организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой дефектолог продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

1. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

На основе программы формирования элементарных математических представлений с учетом особенностей детей и уровня их развития дефектолог определяет содержание каждого конкретного занятия, четко и лаконично формулирует его задачи. Программное содержание занятия обусловливает его структуру.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки – кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят.

В практике работы по формированию элементарных математических представлений существуют следующие типы занятий:

  • Занятия в форме дидактических игр;
  • Занятия в форме дидактических упражнений;
  • Занятия в форме дидактических игр и упражнений;
  • Занятия в форме соревнования;
  • Занятия в форме сюжетно-ролевой игры;
  • Занятия в форме поисковой деятельности детей;
  • Комбинированные занятия.

Руководство познавательной деятельностью детей на занятиях состоит:

  • в четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой;
  • в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, индивидуальной;
  • в активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации.

2. Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.

Структура занятий

Активная познавательная деятельность детей на занятиях обеспечивается в первую очередь правильным сочетанием нового и повторного материала, чередованием видов работы, а также форм ее организации, т.е. структурой занятий.

Изучение нового включает три типа:

Педагог показывает и объясняет новые действия, демонстрирует образец, выявляя свойства и связи математических объектов.  

Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы.

Вызванные дети выполняют индивидуальные задания под контролем воспитателя.

Остальные наблюдают за действиями товарищей, слушают их, вносят исправления, дополнения, отвечают на вопросы.

Дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями и навыками.

На первом занятии по каждой программной задаче могут иметь место либо все три этапа, и тогда изучение нового занимает до 70 – 80 % всего времени, либо только два первых. В этом случае на новый материал отводят 50 – 60 % всего времени. Используя остальное для повторения пройденного, а самостоятельную работу детей с раздаточным материалом проводят уже на следующем занятии.

В ряде случаев знакомство детей с новым материалом может осуществляться в процессе в процессе индивидуальной работы с пособиями, протекающей под руководством педагога. Например, ребенок узнает некоторые свойства геометрических фигур, обследуя их модели.

Для закрепления знаний в конце занятия используют коллективные формы работы: организуют игровые упражнения, дидактические игры, в которых дети участвуют либо все одновременно, либо подгруппами поочередно. Задания выполняются под контролем педагога и всех детей группы.

Повторение снимает утомление, дает ребенку возможность почувствовать удовлетворение от своих достижений, поддерживая тем самым интерес к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на уроках математики у детей с нарушением интеллекта

Использование игрового материала и заданий, повышающие познавательную активность учащихся....

Игровые технологии при обучении математике детей с нарушениями интеллекта.

Психолого-педагогическое обоснование использования игровых технологий в процессе обучения детей с нарушением интелекта. Применение игровых технологий на уроках математики в школе VIII вида....

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (6 класс)

Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных    (коррекционных)  учреждений VI...

Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"

Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных...

Доклад «Коррекционно-воспитательное значение уроков ручного труда для психического развития детей с нарушениями интеллекта»

Проблема коррекционно-воспитательного влияния труда на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки ...