"Обучающий эксперимент в условиях ПМПК"
статья по теме

Мартемьянова Ольга Александровна

Из опыта работы учителя-дефектолога ПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchayushchiy_eksperiment_v_usloviyah_pmpk.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования»

Нижнекамского муниципального района республики Татарстан

«Обучающий эксперимент в условиях ПМПК»

                                                                              Исполнитель: Мартемьянова

                                                                 Ольга Александровна

                                                              Учитель-дефектолог

                                                                                I квалификационной категории

2012

Диагноз должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из разных источников…

Л. С. Выготский

Среди детей, которые направляются в медико-педагогические комиссии и консультации, могут быть дети с задержкой психического развития разной этиологии, социально и педагогически запущенные, с общим недоразвитием речи, а также с нарушением деятельности анализаторов.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития. Задержки психического развития церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.

Личность ребенка  неразрывно связана с тем воздействием, которое оказывает на него воспитание, обучение и среда. Поэтому при психолого-педагогической диагностике необходимо   учитывать не только то, что ребенок   уже достиг на предшествующих жизненных циклах, но установить ближайшие возможности.

«...учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, не только уже завершенные циклы, не только проделанные уже процессы созревания, но и те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления, которые только созревают, только развиваются».

Л. С. Выготский

Если состояние ребенка оказывается настолько сложным, что специалисты сомневаются в диагнозе, может возникнуть необходимость в продолжение его изучения.

Л. С. Выготский предлагал не ограничиваться в изучении ребенка одноразовыми испытаниями того, что тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков, следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и воспитания. Особенно остро он поставил вопрос о необходимости установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности.

Схема педологического исследования детей, предложенная Л. С. Выготским, остается актуальной на сегодняшний день.

Схема педологического исследования детей

«Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства» (1931) Л. С. Выготский

  • тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения;
  • историю развития ребенка;
  • симптоматологию (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития;
  • педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса);
  • прогноз (предсказание характера детского развития);
  • педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.

Он подчеркивал, что необходимо не просто систематизировать выявленные симптомы, а проникнуть в сущность процессов развития. Дифференциальная диагностика должна строиться на основе сравнительного исследования и  учитывать все проявления и факты созревания личности.

Следует отметить, что в сложной социально-экономической обстановке в стране в 20-30-е  годы дефектологи, психологи, врачи много внимания уделяли проблемам изучения детей. Они искали пути и методы более точной диагностики психических отклонений. Обследовались дети, безуспешно обучавшиеся в общеобразовательных школах 1-2 года. Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обследование в МПК детей без пробного обучения их в школе. Специалисты медико-педагогических комиссий стремились к тому, чтобы не допустить ошибочных заключений о состоянии ребенка и типе учреждения, в котором он должен продолжить обучение.

Принципы, которыми руководствуются в настоящее время при обследовании детей с отклонениями в развитии с целью отбора их в специальные учреждения, были заложены еще  26 октября 1926 г. Требование глубокого и всестороннего изучения ребенка легло в основу первых принципов отбора умственно отсталых детей.

Эти же принципы, а также материалы Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН легли в основу проекта нового положения о деятельности психолого-медико-педагогических консультаций  (1992 г.).

Принципы отбора умственно отсталых детей

  • принцип гуманности;
  • принцип комплексного изучения детей;
  • принцип всестороннего и целостного изучения ребенка;
  • принцип динамического изучения детей;
  • принцип качественно-количественного подхода.

Самым специфическим для отечественной дефектологии является принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития  детей, их потенциальных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию.

Каковы же пути и методы изучения детей, дополняющих работу психолого-медико-педагогических консультаций?

Методы изучения:

1. Изучение документации.      

2. Беседа.

3. Наблюдение.

4. Изучение рисунков.

5. Экспериментально-психологическое исследование.

6. Специальный эксперимент.

Если первые четыре метода мы используем в общеобразовательной школе и при обследовании детей на ПМПК, то специальный эксперимент предусматривает создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению, т. е. создаются диагностические классы.

В коррекционно-диагностические классы зачисляются дети, которые находятся на функции сопровождения. Занятия в группе проводит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах. Он организует углубленное комплексное изучение детей:  выявление недостатков развития, пробелов в учебных знаниях и умениях. На каждого ребенка заполняется карта, где отмечается, как ребенок понимает инструкцию и цель задания, характер деятельности, обучаемость, виды оказанной помощи, особенности психических функций, сформированность учебных навыков и намечает пути коррекции.

Далее  выявляет динамику развития детей, определяет «зону ближайшего развития», выявляет потенциальные возможности ребенка. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми посредством взаимодействия с родителями и специалистами. Все наблюдения тщательно фиксируются, собираются,  а по окончании работы обобщаются и передаются в ПМПК.

   Основной формой работы  являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой дефекта. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 4 человек). Периодичность и продолжительность занятий определяются тяжестью и характером дефекта.  Содержание коррекционно-диагностической работы зависит от структуры дефекта и степени его выраженности. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом школьном журнале.

         Разграничивая ЗПР и УО коррекционно-диагностическая работа строится  на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, психологической структуры нарушений и анализа их генеза. Для занятий подбирается материал, который максимально выявляет возможности ребенка. На занятиях включаются элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Учитывается и характер оказываемой помощи.

Результативность работы за 2009-2011 учебные годы

В 2009-2010 учебном году школьное  отделение впервые начали работу по специальному эксперименту. На коррекционно-диагностические занятия были зачислены учащиеся 1 класса школы №18. По итогам года из общего числа детей 91 % - было рекомендовано обучение в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида. 9 % - было рекомендовано продолжать обучение по программе 7 вида.

В 2010-2011 учебном году на коррекционно-диагностические занятия были зачислены учащиеся 1 и 2 класса школы №18. По итогам первого полугодия 2010-2011 учебного года всем учащимся 2 класса было рекомендовано обучение в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида. По итогам года из общего числа детей 1 класса  83 % - было рекомендовано обучение в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида,  17 % - было рекомендовано продолжать обучение по программе 7 вида.

В 2011-2012 учебном году в первом полугодии на коррекционно-диагностические занятия были зачислены учащиеся 1  классов школ города Нижнекамска. С заключением 8 вид? посещали занятия 8 человек. Из них 62, 5 % - было рекомендовано обучение в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида,  37 % - было рекомендовано продолжать обучение по программе 7 вида.

Как показывает практика, данная деятельность востребована. Преимущество и эффективность специального эксперимента в том, что он существенно дополняет и углубляет изучение ребенка, что помогает более точно определить диагноз и пути дальнейшего развития исследуемого.

Специальный эксперимент направлен на  качественный анализ психических процессов, на раскрытие механизмов того или иного способа деятельности ребенка. Тщательное исследование всех этих моментов имеет особенно большое значение для дифференциальной диагностики, так как различие между умственно отсталыми и другими группами отстающих в развитии детей лежит не столько в том, какие ошибки они делают в процессе самостоятельной работы, сколько в том, как они воспринимают и используют оказанную им  помощь.

Литература

  1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М., 2001.
  2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  3. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. – М., 2003.
  4. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. – М.: В. Секачёв,2002.
  5. Психолого-педагогическая диагностика. / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М., 2003.
  6. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999.
  7. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей ред. С. Г. Шевченко. – М., 2003.
  8. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. -        , 1999.
  9. Белякова В. Г., Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников. -          , 2004.
  10. Утешева Р. Х., Рябинкина А. Н., Юдилевич А. Я. Помощник учителя-дефектолога. -  М. – О.,2002.
  11. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР. -              , 2005.
  12. Епифанцева Т. Б. Настольная книга учителя-дефектолога. -         , 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Результаты применения метода "специальный обучающий эксперимент" (программы повышенного уровня сложности).

Технологии опережающего, развивающего обучения - метод "специальный обучающий эксперимент"....

доклад "Демонстрационный эксперимент как условие для реализации личностно ориентированного подхода на уроке биология"

Одним из важнейших показателей умственного развития обучающихся является наличие у них пространственных представлений. Сформированные пространственные представления помогают мысленно осуществлять акту...

«Особенности обследования и разработка рекомендаций для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата учителем-дефектологом в условиях ПМПК»

В данной методической разработке описаны основные виды нарушений опорно-двигательного апарата, особенности диагностического обследования детей с НОДА, варианты АООП для категории таких детей, даны рек...

«Адаптация диагностического инструментария учителя-дефектолога к современным требованиям образования в условиях ПМПК»

   Обучающиеся, приходящие на ПМПК все разные: по возрасту, по соматическому состоянию, по психическому состоянию, по уровню развития речи и т.д. Поэтому поиск новых диагностических п...

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...

Современный химический эксперимент в условиях введения обновленного ФГОС СОО.

Проведение химического эксперимента с использованием оборудования "Точка роста" в условиях введения обновленного ФГОС СОО....