Процедура логопедического обследования обучающихсяв условиях ПМПК
презентация к уроку
презентация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии)". Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2016 г. № ВК- 1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико- педагогических комиссий»
П едагог- психолог , учителя- дефектологи ( олигофренопедагог , тифлопедагог, сурдопедагог), учитель- логопед , педиатр, невролог, офтальмолог , оториноларинголог , ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты. Комиссию возглавляет руководитель . В состав комиссии входят :* * Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии
Организационные модели ПМПК проведение обследования всеми специалистами одновременно ; проведение обследования всеми специалистами индивидуально ; смешанная модель.
Выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени выраженности, а также компенсаторных возможностей, определение направлений коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда ОО. Цель логопедического обследования
Задачи обследования учителя-логопеда Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка и установить уровень речевого развития. Определить первичность/вторичность речевого нарушения или его включение в качестве компонента в сочетанный дефект (при НОДА, РАС , сенсорных нарушениях ). Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, сформированность и качественные характеристики чтения и письма. Сформулировать собственное мнение о наличии и характере ОВЗ и адекватной для образовательных потребностей ребенка АООП.
Проблемы диагностических возможностей методик Размещение методик в сети Интернет Проблемы выбора методик Интерпретация данных Дефицит времени
Факторы, влияющие на возможные диагностические ошибки ознакомленность детей с диагностическими методиками; дети из обедненной среды; дети , плохо владеющие русским языком; дети-сироты (ситуация социальной депривации).
Вариативность речевого развития / разнообразие региональных норм; Эволюционные изменения в развитии детей; Стремительно изменяющийся бытовой контент; Наличие большого числа детей мигрантов; Факторы, затрудняющие логопедическое обследование
о т возраста ребенка; от уровня развития речи; от уровня психического развития ребенка; о т уровня обученности ребенка. Характер и содержание дидактического материала будет зависеть:
Диагностика уровня речевого развития ребенка – это оценка: Психофизиологических предпосылок речевого развития; Условий речевого развития; Актуального уровня речевого развития ребенка;
Оценка психофизиологических предпосылок речевого развития ( взаимодействие с логопедом) 1. Когнитивное развитие : соответствует/ не соответствует норме 2 . Слух : соответствует/ не соответствует норме 3 . Аффективное развитие : соответствует/ не соответствует норме 4 . Моторное развитие: соответствует/ не соответствует норме 5 . Строение артикуляционных органов : соответствует/ не соответствует норм 6. Иннервация артикуляционных органов : соответствует/ не соответствует норме 7 . Строение и функционирование центрального отдела речевого аппарата : соответствует/ не соответствует норме Итог : психофизиологические предпосылки соответствуют норме/ не соответствуют норме
Анализ условий речевого развития Оценка коммуникативного поведения ребенка со взрослым Итог : условия речевого развития соответствуют/ не соответствуют норме.
Оценка актуального уровня речевого развития ребенка Коммуникативное поведение ребенка Освоенные средства коммуникации Собеседники ребенка Невербальные средства общения Содержание общения Понимание речи Инициатива в общении Вербальные средства общения Отклик в общении Лексико-грамматический компонент Отношение ребенка к собственной речи Фонетико-фонематический компонент
В каких случаях возникают нарушения речевого развития? Если нарушены психофизиологические предпосылки речи; Если нарушены условия речевого развития ; Если нарушено и то, и другое.
Методики , выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемых учителем- логопедом для детей раннего возраста (от 0 до 2 лет) и неговорящих детей* Безусловные рефлексы , рефлексы орального автоматизма (0 - 6 - 12 мес.) Эмоциональное состояние (до 2 лет), настроение (с 2 лет) Зрительные ориентировочные реакции (0 - 6 - 12 мес.) – Слуховые ориентировочные реакции (0 - 6 - 12 мес.) Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.) Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) – Дыхательный аппарат Оценка мимики, мимической мускулатуры Оценка состояния артикуляционного аппарата. Оценка звуковых реакций и условий повышения звуковой активности; Предпосылки формирования активной речи; Состояние активной речи (с 1 года ); Оценка понимания речи (предпосылок понимания); Оценка возможности подражания мимическим движениям; Оценка возможности звукоподражания ; Слуховое внимание и фонематический слух (с 1 года 6 мес .); Мелкая моторика рук ; * Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка; Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата ; Методика обследования объема пассивного и активного словарного запаса; Оценка понимания речи; Методика обследования звуковой стороны речи; Обследование связной речи; Понимание и употребление предлогов; Примерный пакет диагностических методик, выявляющих особенности состояния всех компонентов и функций речи для логопедического обследования на ПМПК детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) * *Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка; Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата; Состояние общей и мелкой моторики; Оценка состояния волевых процессов (внимание, усидчивость, работоспособность ); Методика обследования звуковой стороны речи; Обследование навыка восприятия и воспроизведения ритмических структур ; Обследование слоговой структуры слова; Обследование фонематического восприятия; Методика обследования словарного запаса; Понимание и употребление предлогов; Примерный пакет диагностических методик, выявляющих особенности состояния всех компонентов и функций речи для логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) на ПМПК
Методика обследования грамматического строя: с огласование имени существительного с другими частями речи; согласование имени существительного и глагола в прошедшем времени; согласование имени существительного (местоимения) и глагола в настоящем времени; согласование имени существительного и притяжательного местоимения. Словоизменение . Образование множественного числа имен существительных в именительном падеже; Словообразование; Обследование связной речи; Методика обследования просодической стороны речи; Методика обследования заикания Примерный пакет диагностических методик, выявляющих особенности состояния всех компонентов и функций речи для логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) на ПМПК * * Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
Примерный пакет диагностических методик, выявляющих особенности состояния всех компонентов и функций речи для логопедического обследования на ПМПК детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет )* Звуковая сторона речи; Методика обследования просодической стороны речи; Обследование фонематического восприятия; Исследование состояния звукового и слогового анализа; Лексика . Обследование словарного запаса; Методика обследования грамматического строя; Методика обследования связной речи; Методика обследования заикания Методика обследования письменной речи; Методика обследования чтения; * Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
Оценка особенностей состояния компонентов речевого развития ребенка среднего школьного возраста в процессе проведения логопедического обследования на ПМПК* Обследование звуковой стороны речи; Методика обследования просодической стороны речи; Методика обследования письма; Методика обследования чтения; Методика обследования уровня сформированности текстовой компетенции ; Методика обследования заикания Методика обследования лексико-грамматического строя; * Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
Оценка особенностей состояния компонентов речевого развития ребенка старшего школьного возраста (от 15 до 18 лет) в процессе проведения логопедического обследования на ПМПК Методика обследования письма; Методика обследования чтения; Методика обследования уровня сформированности текстовой компетенции; Методика обследования лексико-грамматического строя; Методика обследования звуковой стороны речи; Методика обследования просодической стороны речи; Методика обследования заикания.
Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий З аключение учителя-логопеда будет включать в себя: Речевое развитие соответствует (не соответствует) норме возраста При несоответствии экспрессивная речь (незначительно отстает, отстает, существенно отстает от возрастной нормы, не сформирована), импрессивная речь: не нарушено, понимание ухудшено (требуется сопровождения жестом), понимание недостаточно (даже в жестовом сопровождении понимает не все), понимание обращенной речи отсутствует. При наличии дефектов артикуляционного аппарата или подозрении на нарушении иннервации данная информация также должна быть указана в заключении .
Составить логопедическое заключение. Определить «первичность» и «вторичность» речевого дефекта. Определить уровень речевого развития. П роанализировав основные составляющие компоненты речевой системы, логопед может:
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обследования детей-мигрантов на ПМПК для определения формы их дальнейшего коррекционно -развивающего обучения и воспитания
В статье рассматриваются особенности обследования детей-мигрантов, принципы психодиагностического обследования, специальная программа изучения и примеры используемых тестов....
Выступление на совещании при директоре «О сопровождении ПМПк-специалистами обучающихся в условиях реализации образовательного маршрута для детей с ОВЗ».
Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение процесса обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним...

«Особенности обследования и разработка рекомендаций для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата учителем-дефектологом в условиях ПМПК»
В данной методической разработке описаны основные виды нарушений опорно-двигательного апарата, особенности диагностического обследования детей с НОДА, варианты АООП для категории таких детей, даны рек...

«Адаптация диагностического инструментария учителя-дефектолога к современным требованиям образования в условиях ПМПК»
Обучающиеся, приходящие на ПМПК все разные: по возрасту, по соматическому состоянию, по психическому состоянию, по уровню развития речи и т.д. Поэтому поиск новых диагностических п...

АКТ обследования жилищно-бытовых условий обучающегося
АКТобследования жилищно-бытовых условий обучающегося...

Дефектологическое обследование обучающихся 3 класса с нарушением интеллекта (начало и конец года). Протокол дефектологического обследования обучающихся 3 класса с нарушением интеллекта (начало и конец года.)
Дефектологическое обследование обучающихся проводят, чтобы:Установить усвоенный детьми объём знаний, умений и навыков. Также обследование помогает выявить трудности, которые они испытывают в процессе ...
