Программа ЗОЖ
рабочая программа (7 класс) на тему

Югина Светлана Анатольевна

Привитие навыков здорового образа жизни во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zozh.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Привитие навыков

здорового образа жизни

 во внеурочное время.

            Воспитатель Югина Светлана Анатольевна

              Квалификационная категория - высшая

     Составлена в соответствии с Программой  воспитательной            работы КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии.

           

   

КАЛИНИНО

2012 г.

Основания для разработки программы.

  • Конституция РФ;
  • Декларация прав ребенка;
  • закон РФ ''Об образовании в Российской Федерации";
  • закон ЧР "Об образовании";
  • санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • приказ № 1418 от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения";
  • письмо Департамента общего образования Минобразования России № 13-51-86/13 от 28 апреля 2003г. «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений»;
  • письмо Министерства образования и науки РФ № ИК-1494/19 от 08 октября 2010 г. «О введении третьего часа физической культуры».

                                                  Цель и задачи программы.

Цель:

  • сохранение и улучшение состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса через разработку и применение здоровьесберегающих технологий;
  • формирование у воспитанников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек;
  • формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья;
  • пропаганда здорового образа жизни и  внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика;
  • расширение и разнообразие взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Задачи:

  • поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;
  • разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;
  • содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья;
  • улучшение физкультурно-оздоровительной работы с учащимися во внеурочное время;
  • отвлечение учащихся от негативных явлений современной жизни;
  • пропаганда среди родителей и детей основ здорового образа жизни.

                                                 Участники программы:

       - учащиеся,

       - педагоги,

       - родители.

                                                Сроки реализации программы. 

Программа разработана на 2014-2016 годы.

                                                Ожидаемые результаты программы.

1. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

2. Повышение приоритета здорового образа жизни.

3. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

4. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

5. Участие в  командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

6. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями

7. Повышение мотивации к учебной деятельности

8. Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.

                                                                                                «Хорошее здоровье, ощущение полноты,

                                                                                                 неистощимости физических сил –

                                                                                                 важнейший источник жизнерадостного

                                                                                                 мировосприятия, оптимизма, готовности

                                                                                                 преодолеть любые трудности»

                                          В.А. Сухомлинский.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              В соответствии с Законом РФ “Об образовании в Российской Федерации” здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

             Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни.

             По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями в здоровье. Ученые полагают, что многие факторы риска, создающие психоэмоциональное напряжение, обусловлены технократическим развитием нашего государства, когда все внимание уделено развитию техники, а человек остается без необходимой защиты.

   Факты говорят о том, что в стране наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов XX века. Акселерация заменяется деселерацией, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 3-4 раза. При этом регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи.

             Поскольку специалисты показали, что одной из причин физической деградации подрастающего поколения, ухудшения его здоровья является хронический дефицит двигательной активности, для решения задачи формирования здорового образа жизни школьников я решила создать программу «Привитие навыков здорового образа жизни во внеурочное время».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
  • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
  • введение  в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
  • обеспечение двигательной активности детей;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;  пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки ОБЖ, окружающего мира, физической культуры);
  • привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
  • развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.

              Понятие здоровьесберегающей деятельности включает в себя:

  • формы и методы нравственно-гигиенического воспитания,
  • условия выполнения правил и требований психогигиены,
  • применение образовательных технологий, устраняющих физические и эмоциональные перегрузки,
  • организацию рационального питания и личной гигиены,
  • активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой,
  • продуманную организацию внеклассной работы.  

          В рамках основных направлений программы мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

1. Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.

3. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах и спальных комнат утром и вечером, озеленять классные  и спальные помещения комнатными растениями.

6. Еженедельно проводить генеральную уборку классных и спальных помещений (мыть парты, стулья, двери, тумбочки, подоконники моющими средствами).

7. Следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.

8. Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.

9. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы.

10. Способствовать созданию комфортной атмосферы в  классных коллективах.

11. Применять разнообразные формы работы:

Учет состояния детей: анализ медицинских карт учащихся, определения группы здоровья, учет посещаемости занятий.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся: организация работы спортивных секций,  динамических пауз, дней здоровья, физкультминуток.
Проводить открытые занятия, классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, лыжи,   настольный теннис.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ.

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Организационная работа

1.

Мониторинг физического состояния учащихся по итогам медицинского осмотра.

сентябрь-октябрь

2014 – 2016 гг

Медицинские работники.

2.

Анализ состояния психологического здоровья учащихся.

в течение года

Соц.педагог,

педагог-психолог,

воспитатель.

3.

Организация оздоровительных режимных моментов в ходе учебных занятий (физкультминутки).

в течение года

Учителя-предметники.

4.

Поддержка санитарно-гигиенического режима в классе и в палате, контроль за его соблюдением.

постоянно

Воспитатель.

5.

Проведение работы по выявлению учащихся  с дивиантным  и  адаптивным поведением.

сентябрь-октябрь

2014 – 2016 гг

Воспитатель,

соц.педагог,

педагог-психолог.

Формирование банка теоретической информации

1.

Формирование   банка   методических разработок внеклассных мероприятий,     классных часов, физкультминуток по  ЗОЖ.

постоянно

2014 – 2016 гг

Воспитатель.

2.

Формирование видеотеки по    вопросам    профилактики    вредных привычек,      формирование      здорового образа жизни.

2014 г

Воспитатель.

3.

Подбор примерной тематики бесед по формированию здорового образа жизни.

сентябрь

2014 – 2016 гг

Воспитатель.

Практические мероприятия

 

В области сохранения и укрепления здоровья

1.

Проведение уроков здоровья (третий час физкультуры)

2014 – 2016гг.

Администрация.

2.

Регулярное проведение физкультурных пауз на уроках для снятия физического и эмоционального напряжения.

постоянно

2014 – 2016 гг

Учителя-предметники,

воспитатели.

3.

Проведение классных «Дней здоровья».

еженедельно.

Воспитатель, классный руководитель.

4.

Классные часы, беседы, уроки ОБЖ по ППБ, ПДД, по поведению во время теракта.

сентябрь-октябрь

2014-2016 гг.

Воспитатель, классный руководитель.

5.

Вовлечение учащихся класса в спортивные секции и кружки.

сентябрь-октябрь

2014-2016 гг.

Воспитатель, классный руководитель,

учитель физкультуры.

6.

Участие в осеннем и весеннем легкоатлетическом кроссе.

сентябрь, май

2014-2016 гг.

Учитель физкультуры, воспитатель, медработники.

7.

Участие в первенстве школы-интерната по русской лапте.

сентябрь

2014-2016 гг.

Учитель физкультуры, воспитатель.

8.

Участие в классных  и общешкольных соревнованиях по шашкам.

октябрь

2014-2016 гг.

Учитель физкультуры, воспитатель.

9.

Цикл бесед с учащимися «Истории жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни»

октябрь-апрель

2014-2016 гг.

Воспитатель.

10.

Участие в классных соревнованиях по настольному теннису и в первенстве школы-интерната по настольному теннису.

ноябрь

2014-2016 гг.

Учитель физкультуры, воспитатель.

11.

Участие в чемпионате школы-интерната по мини-футболу.

декабрь

2014-2016 гг.

Учитель физкультуры, воспитатель, медработник.

12.

Участие в «Веселых стартах».

декабрь

2014-2016 гг.

Учитель физкультуры, воспитатель.

13.

Работа по профилактике и коррекции нарушения зрения у школьников

постоянно

2014 – 2016 гг

Учителя-предметники, воспитатель, медработники.

14.

Ознакомление учащихся со здоровьесберегающими технологиями на классных часах и во время проведения бесед.

по плану

 2014-2016 гг.

Воспитатель, классный руководитель.

15.

Участие в классных соревнованиях по лыжным гонкам и в чемпионате школы-интерната по лыжным гонкам.

январь

2014-2016 гг.

Учитель физкультуры, воспитатель, медработники.

16.

Участие в чемпионате школы-интерната волейболу.

март

2014-2016гг.

Учитель физкультуры, воспитатель.

17.

Участие в неделе Здоровья.

апрель

2014-2016гг.

Учитель физкультуры, воспитатель.

18.

Участие в смотре строя и песни, посвященном Дню Победы.

май

2014-2016гг.

Учитель физкультуры, воспитатель.

19.

Участие в школьной спортивной игре «Зарница»

май

2014 – 2016 гг

Зам. директора по ВР, воспитатели.

20.

Организация туристических походов с однодневным пребыванием.

май

2014 – 2016 гг

Воспитатель, классный руководитель.

21.

Беседы «Твой режим дня и правильное питание», «Закаливание. Предупреждение простудных заболеваний. Профилактика гриппа», «Берегите зрение», «Половое воспитание», «Как предупредить грибковые заболевания кожи», «Как сохранить здоровые зубы», «Болезни грязных рук», «Лекарственные растения. Как предупредить отравления грибами и дикорастущими растениями».

ежемесячно

2014 – 2016 гг

Медработники.

22.

Классные часы, беседы о ведении здорового образа жизни: «Окружающая среда и здоровье»,  «Человек и его здоровье», «Мы за здоровый образ жизни», «Вредные привычки», «Хочешь быть здоровым – будь им!»,  «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Быть здоровым – это здорово!», «Память и внимание», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и т.д.

постоянно

2014 – 2016 гг

Воспитатель, классный руководитель.

23.

Викторины, игры, конкурсы, КВНы, разгадывание кроссвордов, загадок о ЗОЖ.

постоянно

2014 – 2016 гг

Воспитатель.

24.

Подвижные игры, прогулки, экскурсии.

постоянно

2014 – 2016 гг

Воспитатель.

Формирование здоровой внутриклассной среды, здоровой среды на территории школы.

1.

Озеленение классных  и спальных комнат.

постоянно

2014 – 2016 гг

Воспитатель, классный руководитель.

2.

Оформление и благоустройство закрепленной клумбы.

сентябрь-октябрь, апрель-июнь

2014 – 2016 гг

Воспитатели.

3.

Содержание в чистоте закрепленной территории.

постоянно

2014 – 2016 гг

Воспитатели.

Работа с родителями и общественностью

1.

Консультации родителей по вопросам охраны и ценности здоровья учащихся.

постоянно

2014 – 2016 гг

Воспитатель, классный руководитель.

2.

Родительские собрания «Воспитание и формирование ЗОЖ», «Профилактика табакокурения и раннего алкоголизма у детей и подростков»,  «Роль семьи в воспитании здорового поколения».

1 раз в четверть

2014 – 2016 гг

Классный руководитель,

воспитатель.

4.

Беседы с родителями по закаливанию и укреплению здоровья детей.

постоянно

2014 – 2016 гг

Классный руководитель,

воспитатель, медработники.

5.

Профилактическая и коррекционная работа с родителями неблагополучных учащихся.

постоянно

2014 – 2016 гг

Воспитатель, классный руководитель,

соц.педагог,

педагог-психолог.

Работа по профилактике вредных привычек

1.

Классные часы, беседы о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

постоянно

2014 – 2016 уч.год

Классный руководитель,

воспитатель.

2.

Присутствие на общешкольных беседах по правовому воспитанию.

ежемесячно

2014 – 2016 гг

Зам. директора по ВР,

воспитатели,

соц. педагог.

3.

Школьные конкурсы рисунков и агитационных плакатов «Наша школа – школа здоровья!», «Скажи сигарете – нет!» и т.д.

ноябрь, март

2014 – 2016 гг

Воспитатель, классный руководитель.

4.

Классные часы и беседы в группах «Что такое закон?», «Наши желания и возможности», «Законопослушный гражданин»  т.д.

ноябрь, март

2014 – 2016 гг

Воспитатель, классный руководитель.

5.

Встреча с сотрудниками ПДН.

ноябрь, март

2014 – 2016 гг

Соц.педагог,

инспектор ПДН.

6.

Анкетирование учащихся по профилактике вредных привычек (профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании).

ноябрь, март

2014 – 2016 гг

Соц.педагог,

педагог-психолог,

классный руководитель,

воспитатель.

7.

Тренинги по профилактике курения.

ноябрь, март

2014 – 2016 гг

Педагог-психолог,

воспитатель.

8.

Круглый стол «Психотропные и наркотические вещества».

ноябрь, март

2014 – 2016 гг

Педагог-психолог,

воспитатель.

9.

Тестирование «Я выбираю здоровый образ жизни!».

ноябрь, март

2014 – 2016 гг

Педагог-психолог,

воспитатель.

10.

Беседа в рамках Международного дня отказа от курения «Губительная сигарета».

15 ноября

2014-2016гг.

Воспитатель.

11.

Беседа «Венерические заболевания и СПИД, их профилактика».

декабрь

2014 – 2016 гг

Медработники.


Литература:

     1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие/Л. Н. Блинова. - М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.

     2. Варламова С. И. Здоровье наших учеников/С. И. Варламова //Начальная школа. - 2003. - № 2.

     3. Верхлин В. Н. Формирование основ физкультурной деятельности / В. Н. Верхлин, Е. А. Шуктаева // Начальная школа.- 2002.-№ 4.

     4. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: методическое пособие / В. В. Гладкая. - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2003.

     5. Горбунова Л. А. Использование фольклорных материалов при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / Л. А. Горбунова // Начальная школа. - 2001. - № 2.

     6. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова и др. - М.: Владос, 2003.

     7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». - М., 2001.

     8. Екжанова Е. А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР / Е. А. Екжанова Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. -№5.

     9. Екжанова Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4.

    10. Зыкова Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида / Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. - М: Владос, 2003.

    11. Карпунина О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.

    12. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е.А. Стребелева. -М.: Владос, 1998.

    13. Новая модель обучения вспециальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: новые учебные программы и методические материалы / под ред. А. М. Щербаковой. В 2 кн. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.

    14. Обухова Л. А. Уроки здоровья / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина // Начальная школа. - 2002. - № 6.

    15. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника/С. Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1979.

    16. Свирко В. П. Физическая культура: не только в школе, но и дома / В. П. Свирко // Начальная школа. - 2001. - № 7.

    17. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / под ред. Г. А. Халемского. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.

    18. Хватова Н. В. Урок здоровья / Н. В. Хватова, Л. Е. Зерниченко // Начальная школа. -1998. - № 10.

                    19. Чаркова Ф. В. Азбука здоровья / Ф. В. Чаркова // Начальная школа. -2001. -№ 7.

    20. Шаповалова Л. А. Факультатив «Полезные привычки» / Л. А. Шаповалова // Начальная школе. - 2003. № 1

    21. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: пособие для учителя / С. Г. Шевченко. - М.: Владос; - 1999.

    22. Шемелева Н. В. Для профилактики нарушения осанки / Н. В. Шемелева // Начальная школа. - 2001. - № 7

      23. Как разработать программу «Здоровье» в образовательном учреждении: Учебно-
методическое пособие. Издание второе/Н.А. Склянова, Н.П. Юсупова, О.Г. Фокина,              И.В.Ермакова и др.-Новосибирск: ГЦОЗ -Магистр», 2000.-76 с.

                    24. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К Руководство по гигиене и охране здоровья                школьников: для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы/М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000.-152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...