Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству для учащихся 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему

Мингазова Римма Зуфаровна

Рабочая  учебная программа  (далее  рабочая программа) по  цветоводству и декоративному садоводству  для учащихся 5  класса   разработана на основе   программы  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  5-9 классы,  сборник 2  под  ред.  В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной  Министерством образования и науки РФ  и  соответствует 1 варианту  базисного  плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников  с  отклонениями в развитии.

Основная  цель  курса: создать условия для подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Цветоводство 5 класс225.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья  специальная  (коррекционная)  общеобразовательная школа VIII вида.  г. Вятские Поляны  Кировской области, ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78,    korrectcionvp@mail.ru

                      Рассмотрено                                                                                                                                                                                         Утверждено

   на заседании кафедры учителей                                                                                                                                                      на  педагогическом  совете

   трудового      обучения.

         «____» ______201__г.                                                                                                                                                                            «____» ______201__г.

Рабочая  учебная программа

по цветоводству  и  декоративному  садоводству

для  учащихся  5  класса

                                                                                              Автор – составитель

                                                                               Мингазова  Р.З.                                                                

                                              учитель      трудового       обучения                                                                                                                                                         

Вятские  Поляны

2015 г.

                                                                                             Пояснительная  записка

Рабочая  учебная программа  (далее  рабочая программа) по  цветоводству и декоративному садоводству  для учащихся 5  класса   разработана на основе   программы  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  5-9 классы,  сборник 2  под  ред.  В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной  Министерством образования и науки РФ  и  соответствует 1 варианту  базисного  плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников  с  отклонениями в развитии, утвержденный  приказом МОРФ  от 10.04.2002 г. № 29. 2065-п.

Основная  цель  курса: создать условия для подготовки учащихся  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

В процессе  обучения   по данной программе решаются следующие задачи:

  • Закомство    с  различными видами цветковых растений.
  • Знакомство  с приемами вскапывания почвы.
  • Обучение приемам составления земляной смеси для комнатных растений.
  • Формирование умений заготовлять бумажные пакеты и расфасовать семена.
  • Формирование навыков правильного ухода за комнатными растениями.
  • Формирование общего представления о семенном и вегетативном размножении.
  • Знакомство с правилами выращивания  бархатца раскидистого в цветочном горшке.
  • Знакомство с понятием перевалка и пересадка растений
  • Знакомство с правилами подготовки цветника к посеву, высадкой рассады в открытый грунт.

Данная рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству  для учащихся 5  класса  задает перечень разделов,  которые подлежат обязательному изучению в 5 классе:

1. Культурные цветковые растения

2. Сбор семян однолетних  крупносеменных цветковых растений.

3. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.

4. Вскапывание почвы в цветнике.

5. Заготовка земляной смеси для комнатных растений

6. Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.

7. Бумажные пакеты для расфасовки семян. Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.

8. Уход за комнатными растениями.

9. Цветковые растения, размножаемые семенами.

10. Выращивание  бархатца    раскидистого в цветочном горшке.

11. Перевалка комнатного растения.

12. Инвентарь  для  работы  в  цветнике.

13. Использование  однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.

14. Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.

15. Выращивание крупносемянных однолетних цветковых  растений.

16. Высадка рассады бархатца раскидистого.

В рабочей  программе  разделы  основного трудового содержания структурированы  по темам в соответствии с содержанием  программы для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII  вида. сборник 2  под  ред.  В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной  Министерством образования и науки РФ.  По предмету  цветоводство  и декоративное  садоводство   учебник отсутствует  в печати.  Поэтому рабочая программа   при изучении разделов:

      1. Культурные цветковые растения

2. Сбор семян однолетних  крупносеменных цветковых растений.

3. Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.

4.Заготовка земляной смеси для комнатных растений

5.Уход за комнатными растениями.

      6.Перевалка комнатного растения

7.Выращивание крупносемянных однолетних цветковых  растений.

ориентирована на учебник Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида, М., Просвещение, 2006г.

  Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции, связанные с семенами). Для  успешного  обучения,  кроме  традиционных  уроков с использованием  наглядных материалов,  в   рабочую программу  включены   такие  формы  занятий,  как наблюдение, экскурсия, практическая  работа. Для  закрепления  знаний  прилагаются  упражнения,  для  проверки  знаний    самостоятельная  работа. Также  предусматривается практическое повторение учебного материала.  Ее цель- совершенствование общетрудовых  умений.    Для  организации  обучения и воспитания школа  располагает  территорией,  достаточной   для   разбивки  цветников , посадки  кустарников  и  деревьев.  Также   школа   имеет  инвентарный  сарай,  просторный  светлый  класс для  выращивания  большого количества  комнатных растений.

Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  5-9 классы,  сборник 2  под  ред.  В.В.Воронковой, М. : Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС , 2011г., допущенной  Министерством образования и науки РФ  по  цветоводству и декоративному садоводству  разделена на 4 четверти, каждая из которых начинается с вводных занятий. Они включают в себя  содержание обучения  в данной четверти и организации. учебной группы. Учебный процесс в нашем образовательном учреждении разделен на доли и триместры, поэтому разделы «Вводное занятие»  из рабочей программы  исключены.

Рабочая  программа  по цветоводству и декоративному садоводству  для учащихся 5 класса  рассчитана на  2 часа в неделю в соответствии  с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения  2ч.  х 34 недели  = 68 часов.                                                          В течение учебного года проводятся промежуточные   и итоговые  проверочные работы    в форме  тестовых заданий для  изучения  обученности   и  обучаемости учащихся.

Цель:- уточнение знаний, умений  учащихся;

-выявление  пробелов в теории и практической деятельности;

-изучение умений переносить знания и умения в иные ситуации;

-корректировка рабочей программы (разделов, тем)с учётом индивидуальных особенностей и выявленных знаний и умений.

Количество часов, материал могут корректироваться  с учетом объективных и субъективных причин (карантин, курсы)

В календарно-тематическом  планировании  изучаемые разделы разделены на темы уроков, что  указано нумерацией.

Например: Раздел: Культурные цветковые растения.(3 ч.)

Темы уроков:

1 .Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие  цветковых культур.

2. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые  в  цветниках и комнатных условиях.

3.Ознакомление с  цветковыми растениями.

Также  при календарно-тематическом  планировании учитываю  сезонность  работ. Осенние   практические работы, которые  не  будут выполнены  из-за погодных условий   переносятся  на весеннее время.

Все часы  (68ч.) по предмету цветоводство и декоративное садоводство относится  к национально-региональному компоненту, т.е. относится к компетенции  региона. Для реализации национально-регионального компонента (далее  н.к.р.)  при изучении  тем:

  • Культурные цветковые растения
  • Сбор семян однолетних  крупносеменных цветковых растений.
  • Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.
  • Вскапывание почвы в цветнике.
  • Заготовка земляной смеси для комнатных растений .
  • Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
  • Бумажные пакеты для расфасовки семян. Объект  работы. Цветочные семена.
  • Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.
  • Уход за комнатными растениями.
  • Цветковые растения, размножаемые семенами.
  • Выращивание  бархатца    раскидистого в цветочном горшке.
  • Перевалка комнатного растения.
  • Инвентарь  для  работы  в  цветнике.
  • Использование  однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.
  • Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.
  • Выращивание крупносемянных однолетних цветковых  растений.
  • Высадка рассады бархатца раскидистого

опираюсь  на субъективный и объективный опыт учащихся  и    содержание  уроков  дополняю    материалом  нашей местности.

Результаты  обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать все учащиеся, окончившие 5 класс.

Учащиеся должны знать:

2 уровень  развития по В.В.Воронковой. 

  • Разницу между культурными  и дикорастущими  цветковыми   растениями.
  • Признаки созревания  семян цветковых растений.
  • Устройство лопаты.
  • Земляные смеси для комнатных растений.
  • Правила и приёмы полива комнатного растения
  • Семенное   и вегетативное  размножение  цветковых растений.
  • Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)  
  • Понятие перевалка  и   пересадка растения.
  • Виды однолетних цветковых растений.

Учащиеся должны уметь:

  • Собирать семена  и плоды
  • Работать лопатой.
  • Составлять земляную смесь.
  • Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
  • Очищать  семена.
  • Поливать  комнатные растения.
  • Выращивать комнатные  бархатцы.
  • Проводить  перевалку  растений.
  • Ухаживать за комнатными растениями.

Учащиеся должны знать:

2 уровень  развития по В.В.Воронковой. ( с помощью учителя)

  • Разницу между культурными  и дикорастущими  цветковыми   растениями.
  • Признаки созревания  семян цветковых растений.
  • Устройство лопаты.
  • Земляные смеси для комнатных растений.
  • Правила и приёмы полива комнатного растения
  • Семенное   и вегетативное  размножение  цветковых растений.
  • Виды бархатца (высокорослый, раскидистый)  
  • Понятие перевалка  и   пересадка растения.
  • Виды однолетних цветковых растений.

Учащиеся должны уметь: ( с помощью учителя)

  • Собирать семена  и плоды
  • Работать лопатой.
  • Составлять земляную смесь.
  • Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
  • Очищать  семена.
  • Поливать  комнатные растения.
  • Выращивать комнатные  бархатцы.
  • Проводить  перевалку  растений.
  • Ухаживать за комнатными растениями

                                                                           Содержание  учебной рабочей программы

Вводное занятие.(1ч) Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные  качества.  Содержание обучения в предстоящем учебном году. Организация  учебной  трудовой  группы.

Культурные цветковые растения(3ч).

Теоретические  сведения.  Культурные и дикорастущие цветковые  растения: виды, разница между ними. Разнообразие  цветковых культур. Цветковые растения, наиболее  распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках  и в комнатных условиях.

Наглядное пособие. Красочное изображение(рисунки, фотографии слайды)разных цветковых растений.

Экскурсия. Цветник.   Ознакомление с цветковыми растениями.

Основная цель: Создать условия для ознакомления  с видами цветковых растений.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: -различать виды цветковых растений..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для определения вида цветочных растений.

Сбор семян однолетних  крупносеменных цветковых растений.(4ч)

Объект  работы. Семена  цветковых  растений.

Теоретические  сведения.  Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки,  настурция, бархатцы и др.) Признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений

( перевертывание без повреждения  корней) Понятие семена –сырец. Сроки созревания  и  сбора семян.  Осыпание семян.  Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.

Умение. Сбор семян и плодов.

Практические работы: Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с

семенами.  Укладка плодов в картонные  коробки и установка на стеллажи для просушки. Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и  подвешивание  в проветриваемом помещении для дозревания семян.

Основная цель:  Познакомить   однолетними  цветковыми  растениями  с крупными

семенами (ноготки, бархатцы).

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- собирать семена.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для сбора семян.

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.(4ч)

Объект  работы. Цветник.

Теоретические сведения. Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.

Умение. Различение растений,   подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны  будущего года.

Практические работы: Осенние работы в цветнике Удаление с корнями

однолетних цветковых растений из цветника.  Помощь старшим учащимся в выкопке подзимних частей растений  (корнеклубней, корневищ и др.) Уборка растительных остатков  на территории  цветника.

Основная цель: создать условия для ознакомления с  правилами уборки  отцветающих однолетних  растений  из  цветника.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- разлизать растения, подземная часть которых подлежит  выкопке и хранению до весны будущего года.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для  удаления с корнями  однолетних цветковых  растений из цветника.

Вскапывание почвы в цветнике.(3ч)

Объект  работы.  Цветник.

Теоретические сведения. Понятие борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза, техника безопасности.

Умение. Работа лопатой.

Практические работы: Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.

Основная цель: Создать условия для определения  понятия «борозда».Познакомить устройством лопаты  и приемами вскапывания почвы.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: - работать с лопатой.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни  для  работы с лопатой.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений .(2ч)

Объект  работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения.  Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части ,хранение. Приемы составления смесей.

Умения. Составление  земляной смеси.

Практические работы: Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя( или  закупка торфяной смеси в магазине) Смешивание перегноя  (торфа) с землей по указанию учителя.

Основная цель: Создать условия для обучения  приёмам  составления  земляной смеси для комнатных растений.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- заготавливать  земляную смесь.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной  жизни для составления   земляной  смеси.

Практическое  повторение. (2ч) Виды работы. Осенние работы в цветнике. Заготовка   почвенных смесей для комнатных растений.

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.(3ч)

Объект  работы. Пришкольная  территория.

Теоретические сведения.   Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.

Умение. Уход   за  садовыми  дорожками и площадкой.

Практические работы:  Сгребание опавших листьев.  Прополка. Подметание

или выравнивание песком садовых дорожек.

Основная цель: Создать условия для  формирования  навыков  правильной  очистки   дорожек и площадок  от опавших листьев.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: -подметать дорожки..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной  жизни для  подметания  дорожек.

Бумажные пакеты для расфасовки семян. (2ч)Объект  работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения.  Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями.), форма, размеры. Форма заготовок и  способы соединения деталей пакета.

Умение. Расфасовка семян по пакетам.

Практические работы: Вырезка заготовок для пакета  по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание  на пакеты изображений тех растений, чьи семена будут  храниться в них.

Основная цель: Создать условия для формирования умения заготовлять бумажные пакеты для расфасовки семян.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- расфасовать семена по пакетам.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной  жизни для  расфасовки  семян  по пакетам.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.(3ч)

Объект  работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов. (напёрстка, чайной или столовой ложки)  для фасовки семян.

Умение. Ориентировка при работе на образец. Определение вида, качества и объема семян. Обмолот и очистка семян.

Практические работы: Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие,  поврежденные, и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные.)  Насыпка определённого объема семян в  бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

Основная цель: Создать условия для освоения  значения и приёма обмолота  и очистки семян.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- определять вид, качество, объём семян.

 - обмолотить и очищать семена..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для  обмолота и расфасовки  семян, собранных осенью.

Уход за комнатными растениями.(2ч)

Объект  работы. Комнатные растения.

Теоретические сведения.   Общее  представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение  влажности почвы в горшке и кладке. (на ощупь)

Умение. Полив комнатных растений.

Практические работы: Заготовка поливной воды для  отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.

Основная цель: Создать условия для освоения навыков  правильного   ухода за комнатными растениями.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- ухаживать  за комнатными растениями.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной  жизни для полива комнатных растений.

Практическое повторение. Виды работ. Изготовление  бумажного пакета. Узнавание семян  указанного учителем  цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных  семян в пакет.

Цветковые растения, размножаемые семенами.(4ч)

Теоретические сведения.  Общее представление о семенном  и вегетативном размножении  цветковых растений. Приемы размножения теми и другим видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой.  Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех  растений, которые будут  выращиваться в цветнике.

Основная цель: Создать условия для формирования общего представления о  семенном и  вегетативном  размножении  цветковых растений.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- пикировать рассаду.

-ухаживать за рассадой.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для пикировки  рассады.

Выращивание  бархатца    раскидистого в цветочном горшке.(5ч)

Объект  работы. Бархатец раскидистый.

Теоретические сведения.  Виды бархатца (высокорослый., раскидистый)  Сравнительная характеристика внешнего и   декоративных качеств  бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание  бархатца раскидистого в комнатных  условиях. (сроки посева семян, уход за растением ) Выращивание рассады   бархатца раскидистого.

Умение. Выращивание комнатных бархатцев. Заполнение цветочного горшка земляной смесью. Посев семян.

Практические работы: Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка

цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов.

Набивка  горшков и стаканов земляной  смесью. Полив смеси. Посев   бархатца раскидистого в горшки по  и стаканы по  2е семени в   одни лунку.  Укрытие пленкой и установка в тёплое место  горшков и стаканов с  посеянным  семенами.  После всходов  - оставление  одного растения ,  умеренный полив, установка  на хорошо  освещаемое место.  Наблюдение  за  развитием растений..

Основная цель :создать условия для ознакомления с  правилами  выращивания  бархатца    раскидистого в цветочном горшке.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: -выращивать комнатных бархатцев..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для  выращивания комнатных бархатцев

Перевалка комнатного растения.(3ч)

Объект  работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения.  Понятие перевалка  и   пересадка растения.  Значение  и приемы перевалки  комнатного растения. Растения ,подлежащие перевалке.  Подбор цветочных  горшков для  переваливаемых  растений.

Умение. Перевалка растения.

Практические работы: Подбор, промывка  и  просушка  цветочного  горшка.  Полив  переваливаемого растения. Насыпка  земляной  смеси  на  дно  сухого  горшка.  Насыпка земляной смеси на дно сухого  горшка. Выемка  растения вместе с  комом земли  из  прежнего  горшка  и  пересадка в новый.  Добавление почвы  в  горшок с  растением,  уплотнение,  полив.

Основная цель: Создать условия для восприятия понятий:  перевалка  и  пересадка. Познакомить  приёмами   перевалки комнатного растения.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: - проводить перевалку комнатного растения..

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: перевалки  комнатного растения.

Инвентарь  для  работы  в  цветнике.(2ч)

Объект  работы. Цветник.

Теоретические сведения.  Инструменты  и  приспособления  для  работы в  цветнике:  виды и назначение (разметка мест посева семян ,посадка рассады, инвентарь, обработка  почвы, посев семян, уход за растениями.)  Правила  безопасной работы   с инвентарем и его хранение.

Умение.  Пользование мерными инструментами(лентой, шнуром, маркером)

Упражнение. Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.

Основная цель: Создать условия для ознакомления с   инструментами для работы  в цветнике   и их правилами безопасной работы.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь: -работать инструментами.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения техники безопасности.

Практическое  повторение.(4ч) Виды работы. Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе. Уход за комнатными растениями. Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.

Самостоятельная работа. (1ч)Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.

Использование  однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.(4ч)

Теоретические сведения.  Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для  посева на газонах  и цветниках.  Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений(декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений. (4ч)

Объект  работы. Цветник.

Теоретические сведения.  Выбор места в цветнике для  посева крупносемянных однолетних цветковых растений.(ноготков, настурций и др. по выбору) Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.

Практические работы: Вскапывание почвы лопатой  по разметке  размера цветочных гряд. Выравнивание  краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

Выращивание крупносемянных однолетних цветковых  растений.(3ч)

Объект  работы. Семена цветкового растения.

Теоретические сведения. Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений  в полном развитии.(высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков)  Глубина заделки семян при посеве. Способы  разметки посевных  рядков.  Сроки  посева семян.

Практические работы: Разметка посевных рядов с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка   в  рядки и заделка  цветочных  семян. Полив.(по  необходимости.)

Высадка рассады бархатца раскидистого. (3ч)

Объект  работы. Бархатец  раскидистый.

Теоретические сведения.  Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.( уличные вазы, газоны, внутренние дворики  и др.)Расстояния между посадками  растений.

Умение.  Выращивание бархатцев  раскидистых.  Уход за  комнатными растениями. Практические работы: Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив  рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив.(дальнейший  по  необходимости.)

Практическое повторение. (3ч)  Виды работ. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Самостоятельная  работа. (2ч) Разметка посевных рядков, посев  крупносемянного    цветкового  растения.

Основная цель: создать условия для ознакомления с   правилами  подготовки цветника  к посеву. высадкой рассады в открытый грунт.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Уметь:- работать с лопатой и граблями.

- сеять  семена однолетников.

-высадить рассаду в цветник.

-поливать растения.

Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной

жизни для посева семян, высадки  рассады, полива растений.

                                                                                        Календарно - тематическое планирование

  п./п

Разделы

Кол

час

Содержание занятия

Тип урока,

форма урока

Словарная работа

Информ.

сопровож.

дата

Теоретические сведения

Практическая работа

По плану

По факту

1

Вводное занятие.

1

1.Цветоводство. Цветковые растения :многообразие, декоративные  качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году Организация  учебной  трудовой  группы.

1.Комбинированный,  урок.

Цветоводство

Декоративные растения

Рисунки:

Цветковые растения.

Слайды  «Цветы»

2

3

4

Культурные цветковые растения.

3

1 .Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие  цветковых культур.

2. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения  ,выращиваемые  в  цветниках и комнатных условиях.

3.Цветник. Ознакомление с  цветковыми растениями.

1.2.Комбинированные,  уроки.

3.Урок формирован.  совершенствования  умений и навыков

Экскурсия

Культурные растения

Дикорастущие

растения

Рисунки Культурные цветковые растения. Дикорастущие растения

слайды цветковые растения.

5

6

7

8

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений.

4

1.Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция,  бархатцы)признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы  ускорения созревания  плодов  и семян  у  некоторых  растений(перевертывание без  повреждения  корней)

3.Понятие семена – сырец. Сроки созревания и сбора  семян Осыпание  семян. Приемы  сбора  семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.

2.Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами. Укладка  плодов  в  картонные  коробки  и установка  на  стеллажи  для  просушки.  

4.Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание  в  проветриваемом  помещении  для дозревания семян.

1.3.Комбинированные , уроки .

2.4.Урок формирован. Совершенствования  умений и навыков

ур.прак.раб.

Однолетние растения

Семена-сырец

Рисунки:

Виды однолетнее

го цветкового растения с крупными семенами (ноготки, бархатцы)

Образцы семян. (ноготки, бархатцы)

9

10

11

12

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике

4

1.Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.

2.Осенние работы в цветнике. Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника.

3.Помощь   старшим  учащимся  в  выкопке  подземных  частей  растений (корнеклубней, корневищ и др.)

4.Уборка растительных остатков на территории  цветника.

1.Комбинированный,  урок

2.3.4.Урок формирован. Совершенствования  умений и навыков ур.прак.раб

Инвентарь

Корнеклубни

корневища

Технологическая карта:

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике.

С.х. инвентарь.

13

14

15

Вскапывание почвы в цветнике.

3

1.Понятие борозда, глубина вскапывания.

2.Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника безопасности.

3.Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.

1.Урок изучения  нового материала,

урок

2.Комбинированный,  урок

3.Урок формирован. Совершенствования  умений и навыков ур.прак.раб.

Борозда

Лопата

Памятка:

приёмы вскапывания почвы, рабочая поза. Техника безопасности  при работе с лопатой.

16

17

18

19

Заготовка земляной смеси для комнатных растений.

2

2

1.земляные смеси для омнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приёмы составления смесей.

2.Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание или разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя. Смешивание перегноя с землей.

 1.Осенние работы в цветнике.

2.Заготовка почвенной смеси для комнатных растений.

1.Комбинированный,  урок

2.Урок формирован. совершенствования  умений и навыков,

ур.прак.раб

1.2.Урок  контроля и коррекции ЗУНов, Практическое повторение:

Земляная смесь

Огородная земля

Дерновая земля

перегной

Памятка:

земляные смеси для комнатных растений:

с.х. инвентарь.

20

21

22

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.

3

1.Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.

2.Сгребание опавших листьев.  Прополка. 3.Подметание или выравнивание песком садовых дорожек.

1.Комбинированный,  урок

2.3.Урок формировани совершенствования  умений и навыков,

ур.прак.раб

Дорожка

Площадка

Листья

прополка

таблица Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.

23

24

Бумажные пакеты для расфасовки семян.

2

1.Бумажный пакет для семян; назначение, (фасовка  мелкими  партиями.) форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета

2.Вырезка Заготовок  для  пакета  по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений тех растений, чьи семена будут храниться в них.

1.Комбинированный,  урок

2. Урок формирован. совершенствования  умений и навыков, ур.прак.раб

Трафарет

Расфасовка

Образец

Бумажные пакеты для расфасовки семян.

Ножницы

Клей

семена

25

26

27

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.

3

1.Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов. (напёрстка, чайной или столовой ложки  для фасовки семян.

2.Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей.

3. Сортировка семян(разбор на мелкие, поврежденные и  недоразвившиеся с  ориентировкой  на  здоровые  и  полновесные) Насыпка определённого объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

1.Комбинированный,  урок

2.3.Уроки формирован. совершенствования  умений и навыков, ур.прак.раб.

Семена  цветковых  растений.

28

29

30

Уход  за  комнатными  растениями.

2

1

1.Общее  представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приёмы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кладке. (на ощупь)

2.Заготовка поливной воды для  отстаивания, Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.

1.  Изготовление  бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения.  Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.

1.Комбинированный , урок

2.Урок формирован. совершенствования  умений и навыков

ур.прак.раб

Урок  контроля и коррекции ЗУНов,

Практическое повторение

Округлые листья

Опушённые листья

Соцветие-зонтик

Корневище

Розетка

цветонос

Комнатные  растения.

Памятка Уход  за  комнатными  растениями.

Презентация  «Комнатные  растения»

Клей

Ножницы

Семена  цветковых  растений

31

32

33

34

Цветковые  растения,  размножаемые семенами.

4

1.2.Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Приемы размножения теми и другими  видами.

3.Пикировка рассады.  Уход за рассадой.

4. Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут  выращиваться в цветнике.

1.2. уроки изучения нового материала,

уроки

3.4.Комбинированные,  уроки  

Семенное

Вегетативное размножение

Пикировка рассады

Таблицы:

пикировка рассады.

Красочное  изображение  видов  крупносеменного  однолетнего  цветкового  растения

(ноготков,  настурций,  бархатцев) и их  размещение  в  цветниках.

35

36

37

38

39

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.

5

1.Виды бархатца (высокорослый., раскидистый)  Сравнительная характеристика внешнего и   декоративных качеств  бархатцев раскидистого и высокорослого. 2.Выращивание  бархатца раскидистого в комнатных  условиях. (сроки посева семян, уход за растением )

3.Выращивание рассады   бархатца раскидистого.

4.5. Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов.

Набивка  горшков и стаканов земляной  смесью. Полив смеси. Посев   бархатца раскидистого в горшки по  и стаканы по  2е семени в   одну лунку.  Укрытие пленкой и установка в тёплое место  горшков и стаканов с  посеянным  семенами.  После всходов  - оставление  одного растения   умеренный полив, установка  на хорошо  освещаемое место.  Наблюдение  за  развитием растений..

1.2.3. Комбинированные,  уроки

4.5.Уроки формирован. совершенствования  умений и навыков,

практич.раб.

Бархатцы высокорослые

Раскидистые

Технологическая карта Выращивание бархатца   в комнатных  условиях. (сроки посева, уход)

40

41

42

Перевалка  комнатного  растения.

3

1.2. Понятие перевалка  и   пересадка растения.  Значение  и приемы перевалки  комнатного растения. Растения ,подлежащие перевалке.  Подбор цветочных  горшков для  переваливаемых  растений.

3.Подбор, промывка  и  просушка  цветочного  горшка.  Полив  переваливаемого растения. Насыпка  земляной  смеси  на  дно  сухого  горшка.  Насыпка земляной смеси на дно сухого  горшка. Выемка  растения вместе с  комом земли  из  прежнего  горшка  и  пересадка в новый.  Добавление почвы  в  горшок с  растением,  уплотнение,  полив.

1.2.Комбинированные , уроки

3.Урок формирован. совершенствования  умений и навыков,

практич.раб.

Перевалка

Пересадка

Памятка: Перевалка  комнатного  растения.

Памятка: Пересадка  комнатного  растения

Цветочные горшки.

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

Инвентарь  для  работы  в  цветнике.

Использование  однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.

2

4

1

4

1.Инструменты  и  приспособления  для  работы в  цветнике:  виды и назначение (разметка мест посева семян посадка рассады, инвентарь, обработка  почвы, посев семян, уход за растениями.)  Правила  безопасной работы   с инвентарем и его хранение.

1.2Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для  посева на газонах  и цветниках.

3.4. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений(декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.)

2.Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.( Упражнение)

1.Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе.

2.Уход за комнатными растениями.

3.4.Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.

1.Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.

1.Комбинированный, урок

2.Урок формирован. совершенствования  умений и навыков

1.2.3.4.Уроки  контроля и коррекции ЗУНов,

Практическое  повторение

Урок формирован. совершенствования  умений и навыков,

Самостоятельная работа.

1.2 урок изучения нового материала.

3.4..Комбинированные , уроки

Инвентарь

Мерная лента

Маркер

Инструменты  и  приспособления  для  работы в  цветнике.  

Комнатные  растения

Семена  цветковых  растений

цветочные горшки

Семена  цветковых  растений

Рисунки  элементов цветочного  оформления  улиц  и помещений

54

55

56

57

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.

4

1.Выбор места в цветнике для  посева крупносемянных однолетних цветковых растений.(ноготков, настурций и др. по выбору) Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.

2.3.4.Вскапывание почвы лопатой  по разметке  размера цветочных гряд. Выравнивание  краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

1Комбинированный,  урок

2.3.4Урок формирован. совершенствования  умений и навыков,

практич.раб

 Цветник

Рабатка

Клумба

Памятка:

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений.

С.х. инвентарь

58

59

60

Выращивание крупносемянных однолетних цв-х растений.

3

1.Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растений  в полном развитии.(высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков)  Глубина заделки семян при посеве. Способы  разметки посевных  рядков.  Сроки  посева семян.

2.3.Разметка посевных рядов с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка   в  рядки и заделка  цветочных  семян. Полив.(по  необходимости)

1.Комбинированный,  урок

2.3.Уроки формирован. совершенствования  умений и навыков,

практич.раб.

маркер

Семена  цветкового  растения.

61

62

63

Высадка рассады бархатцы раскидистого

3

1.Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых.(уличные вазы, газоны, внутренние дворики  и др.)Расстояния между посадками  растений.

2.3.Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив  рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив.(дальнейший  по  необходимости.)

Комбинированные  уроки

Урок формирован. совершенствования  умений и навыков,

практич.раб

Бархатцы  раскидистые

уличные вазы, газоны

Схема:

Способы  и сроки посева.

С.х. инвентарь

64

65

66

67

68

.

3

2

1.  2.Весенние работы в цветнике.

3.Уход за комнатными растениями.

1.  2. Разметка посевных рядков, посев  крупносемянного    цветкового  растения.

1.2.3.Урок  контроля и коррекции ЗУНов. Практическ.  повторение

Урок  контроля и коррекции ЗУНов,

самостоятельная  работа.

                                                                        Ресурсное обеспечение  рабочей  учебной программы

1. Программа  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  5-9 классы,  сборник 1  под  ред.  В.В.Воронковой, М..: Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС , 2011г.

2.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида, М., Просвещение, 2006г.,

      3.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск « Харвест», 2003.

      4.А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону

«Феникс»,2003.

      5. Г.П.Озолин, В.А.Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»;

Москва «Лесная промышленность», 1994.

      6. В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

Москва «Прейскурантиздат», 1991.

      7. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.

      8. А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:

ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.

      9. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

      10. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005

      11. З.А.Клепинина, В.С.Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные

работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.

      12. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва «Издательство

Мир книги», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству 5,7,8 классы

В данной публикации даны рабочие программы по цветоводству для обучения детей в школах 8 вида. Рабочие программы составлены на основе программы под редакцией Воронковой В.В. (автор Е.А. Ковалева) и уч...

Рабочая программа по предмету: «Цветоводство и декоративное садоводство» в 4 классе

Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы,  в соответствии с требованиями федерального комп...

Рабочая учебная программа по цветоводству и декоративному садоводству 6 класс.

Рабочая  учебная программа  (далее  рабочая программа) по  цветоводству и декоративному садоводству  для учащихся 6  класса   разработана на основе   ...

Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству 7 класс.

Настоящая программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство». Рабочая программа создана на основе ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» в 5 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования ...