Рабочая программа по предмету: «Цветоводство и декоративное садоводство» в 4 классе
рабочая программа по технологии на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы,  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе Базисного учебного плана (вариант 2) для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. В качестве базовой основы взята программа «Цветоводство и декоративное садоводство. 5 класс», авт.: Е.А. Ковалёва (Программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:  В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tsvetovodstvo.docx95.74 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

«Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено

на МО учителей

пр. №____ от ____

________________

Согласовано

с зам. директора по УР

Титовой Е.Ю. ________

«____» ________ 2014 г.

Утверждаю

пр. № ____ от ____

           директор школы:

________ Клёсова Н.В.

                                                                                         

Рабочая программа

по предмету:  «Цветоводство и декоративное садоводство»

Разработала

учитель технологии

Говорецкая Е.Г.

                     (Ф.И.О.)

в 4 «а», 4 «б» классах

г. Ачинск

2014/2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка .…………………………………………………………………

4 «а», 4 «б»  классы….………………………………………...........................................

Литература ……………………………………………………………………………….

Средства обучения ………………………………………………………………………

Демонстрационный материал: иллюстрации, схемы, операционные планы,

справочный материал …………………………………………………………………....

Коррекционно-развивающие задания: упражнения, задания, карточки ……………..

3

4

19

20

20

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы,  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе Базисного учебного плана (вариант 2) для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. В качестве базовой основы взята программа «Цветоводство и декоративное садоводство. 5 класс», авт.: Е.А. Ковалёва (Программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:  В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой).

Цель данной программы: ознакомление учащихся с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, обучение практическим приёмам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации школьников.

Задачи программы:

•  учить технологически правильно выращивать однолетние цветковые растения,  как через рассаду, так и непосредственно посевом семян в открытый грунт;

• развивать знания о комнатных растениях, практические умения и навыки в работе с комнатными растениями;

• ознакомить учащихся с назначением и устройством инструментов и хозяйственного инвентаря, учить безопасным приёмам работы инструментами и инвентарём;

• корригировать недостатки в развитии учащихся;

• воспитывать положительную мотивацию трудовой деятельности, привычку к трудовому усилию, способность работать в коллективе.

• формировать познавательный интерес при  сборе дополнительной информации о растениях.

Принципы программы:

    В основу программы положены следующие принципы:

1. Принцип социально-адаптирующей направленности: тесное сотрудничество учителя с учениками на занятиях, развитие речи при устном описании растения, условий его выращивания и способах ухода, рассказе о последовательности выполнения работ, стимулирование умственной активности через частую смену видов деятельности; развитие моторики рук при выполнении ручных работ позволяет корригировать и компенсировать недостатки развития в специальном образовательном процессе, обеспечивает ребенка с ограниченными возможностями самостоятельностью в социальной жизни, позволяет значительно уменьшить «социальное выпадение».

2. Принцип связи с жизнью: на занятиях учащиеся сами выращивают  растения, озеленяют классные кабинеты, занимаются озеленением пришкольного участка. Практическое применение знаний и использование результатов своего труда в жизни приносит моральное и духовное удовлетворение учащимся.

3. Принцип системности и последовательности: материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся специальной (коррекционной) школы, постепенно усложняется.

4. Принцип наглядности: использование на занятиях в качестве наглядных пособий, раздаточного и демонстрационного материала живых растений, гербарий, муляжей, образцов семян растений помогает лучше воспринимать материал; а использование иллюстративного материала: презентаций, видеоэкскурсий, рисунков, заставляет работать воображение, зрительное восприятие, активизирует учащихся на трудовую и учебную деятельность.

Настоящая программа составлена на 140 ч. в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения для учащихся 4-х классов.

Программа содержит темы по цветоводству, декоративному садоводству, уходу за комнатными растениями, сезонные работы на территории школьного участка. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (разметка посевных рядков, расстояния между посадками растений), развитие речи и окружающий мир, чтение (многообразие цветковых растений, значение растений в жизни человека), изобразительное искусство (зарисовка крупносемянных однолетних цветковых растений), ручной труд (изготовление бумажных пакетов для семян).

Содержание программы носит практический характер. Во время подготовки и  проведения уроков обязательно учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ученика при установлении объёма требований к усвоению учебного материала. В программе предусмотрено изучение теоретических сведений, дано много практических заданий, варьируется время их выполнения. Используются: беседы, рассказы, индивидуальная работа, работа в парах, коллективное выполнение заданий, дидактические игры, коррекционные упражнения и задания. Используются несколько видов заданий в течение одного занятия. Это и упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти, пространственной ориентировки и других познавательных процессов; обучение приемам организации рабочего места, приемам работы в практической деятельности; работа над развитием речи детей и др.

На уроках используются Интернет-технологии, с помощью которых решаются разные образовательные задачи: подбор и использование дидактического материала, составление наглядных учебных пособий, раздаточного материала, показ видеофрагментов, прослушивание фонограмм, проведение видеоэкскурсий, показ мультимедийных электронных презентаций «Microsoft Power Point»  к урокам согласно тематическому планированию для эффективного предоставления информации учащимся.

Обязательны паузы отдыха и физкультминутки в ходе урока. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызвать у них интерес к работе, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Поскольку у учащихся с ограниченными возможностями здоровья снижены охранные рефлексы, обязательным при этом является изучение правил техники безопасности при работе с инструментами, более детальное и глубокое ознакомление со всеми инструкциями по каждому трудовому действию.

Итоговый контроль проводится по картам отслеживания динамики развития умений и навыков учащихся. Материалы контроля представлены в приложении.

4  «а», «б» классы

На уроках по данному предмету учащиеся работают с натуральными предметами, с графическими изображениями этих предметов, иллюстративным материалом.

 В разделе «Культурные цветковые растения» учащиеся ознакомятся с многообразием и декоративными качествами растений, получат сведения о видах однолетних цветковых растений с крупными семенами, правилах сбора и хранения семян, приёмах работы по выращиванию и посеву семян.

В ходе обучения  по разделу «Сезонные работы на пришкольном участке» учащиеся получат представление о приемах работы по уборке школьного двора и пришкольного участка и об особенностях уборки территории в осеннее, зимнее, весеннее время.

В разделе «Уход за комнатными растениями» учащиеся ознакомятся с приёмами ухода за комнатными растениями, получат представления о потребностях комнатных растений в питательной среде, свете, тепле, влажности, перевалке и пересадке растений.

Для лучшего усвоения учащимися учебного материала и повышения мотивационного интереса к нему предполагается ведение рабочих тетрадей, составленных с учетом темы каждого занятия. Тетради содержат занимательные и дидактические задания по темам уроков. Выполнение данных заданий и упражнений в интересной и наглядной форме развивают у школьников сенсорное восприятие, мелкую моторику и координацию движений руки, пространственную ориентировку на территории школьного участка, концентрацию внимания и зрительной памяти, мыслительные операции, воображение, образно-логическое и наглядно-действенное мышление. Задания подбираются с учетом опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, доступны для выполнения. Также учащимся предлагается ведение альбомов, в которых ребята будут выполнять зарисовки цветковых растений, вклеивать собранные и засушенные листья деревьев, цветы, составлять гербарий.

По данным комплексного и динамического исследования учащихся 4 «а» и 4 «б» классов, систематических текущих наблюдений за детьми, проводимыми учителем (классным руководителем) и воспитателем,  выявились группы учащихся, имеющих разный уровень сформированности компонентов трудовой деятельности (общетрудовые умения, двигательные умения, работоспособность). В связи с этими данными, учащиеся 4-х классов условно дифференцированы на следующие уровни:

Учащиеся базового уровня: 4 «а» класс – Абдуллин В., Вопилов Д., Куцук С., Носевич А., Тимощенко Н.

                                                 4 «б» класс – Кириневич С., Прудникова С, Тупикова И.

Учащиеся сниженного уровня: 4 «а» класс – Правитель А.

                                                      4 «б» класс – Ермохина Т., Корзун Н.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного предмета в 4-х классах учащиеся должны:

По разделу «Культурные цветковые растения»:

- понимать инструкцию учителя;

- определять с помощью учителя культурные и дикорастущие растения;

- определять растения, выращиваемые на газонах и растения, выращиваемые в комнатных условиях;

- собирать по инструкции и показу учителя семена и плоды однолетних крупносемянных растений на территории школьного участка;

- укладывать семена и плоды в коробки, газеты для просушки;

- убирать растительные остатки на территории газона;

- вскапывать почву на газонах с помощью учителя;

- заготавливать земляную смесь с помощью учителя;

- изготавливать тару для хранения семян (бумажные пакетики);

- фасовать семена по пакетикам с помощью чайной ложки, напёрстка;

-  готовить семена на рассаду и посев;

- соблюдать технологию высаживания готовой рассады в открытый грунт;

- выращивать однолетние цветковые растения,  как через рассаду, так и непосредственно посевом семян в открытый грунт.

По разделу «Сезонная уборка пришкольной территории»:

- понимать инструкцию учителя;

- надевать спецодежду перед работой;

- выбирать хозяйственный инвентарь по назначению;

- определять исправность инвентаря;

- соблюдать технику безопасности при работе инвентарём;

- подметать дорожки метлой под контролем учителя;

- сгребать листву с газонов граблями под контролем учителя;

- собирать мусор в пакеты, мешки;

- собирать листья в кучи;

- очищать инвентарь от грязи;

- работать лопатой под контролем учителя;

- расчищать дорожки от снега;

- убирать инвентарь на место;

- мыть руки после работы.

По разделу «Уход за комнатными растениями»:

- подготавливать рабочее место;

- надевать спецодежду перед работой;

- подбирать инвентарь и приспособления по назначению;

- владеть приёмами работы инвентарём;

- поливать растение в почву под ним;

- поливать растение в поддон;

- опрыскивать растение;

- рыхлить почву под растением;

- удалять пыль с крупных, плотных и гладких листьев;

- обрезать сухие и повреждённые листья;

- выполнять перевалку, пересадку растений с помощью учителя;

- очищать инвентарь от грязи и убирать его на место;

- использовать по назначению инвентарь для ухода за растениями.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

всего

часов

В том числе на:

Тематические

занятия

Практические

занятия

Экскурсии,

знакомство с

предметом и др.

I четверть

1

Введение.

Вводное занятие.

Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества.

Экскурсия на территорию пришкольного участка.

4

1

2

1

2

2

2

1

1

2

Культурные цветковые растения.

Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними.

Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространённые в местных условиях.

Растения, выращиваемые на газонах и в комнатных условиях.

Экскурсия в опытную лабораторию. Ознакомление с цветковыми растениями.

8

2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

3

Сбор семян однолетних крупносемянных  цветковых растений.

Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.).

Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами.

Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки.

Сбор цветов, листьев деревьев с территории школьного участка, укладка их под пресс, сушка (для гербария).

Оформление гербария в альбомах.

12

2

4

2

3

1

3

2

1

9

3

2

3

1

4

Уборка однолетних цветковых растений на газонах.

Осенние работы на газонах:

       - удаление с корнями однолетних цветковых растений на газонах;

      - выкопка подземных частей растений (корнеклубней);

      - уборка растительных остатков на территории газонов.

8

4

2

2

8

4

2

2

5

Вскапывание почвы на газонах.

Инвентарь, применяемый для вскапывания почвы на газонах: лопата. Правила безопасной работы инвентарём.

Вскапывание почвы на заданную глубину.

4

1

3

1

1

3

3

II четверть

6

Сезонные работы на пришкольном участке.

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев:

          - сгребание опавших листьев.

          - подметание дорожек.

8

4

4

8

4

4

7

Заготовка земляной смеси для комнатных растений.

Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приёмы составления смесей.

Выбор места для заготовки дерновой земли.

Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос почвы к месту хранения.

Заготовка перегноя (закупка торфяной смеси в магазине).

Составление земляной смеси. Смешивание перегноя (торфа) с землёй.

8

1

1

2

2

2

1

1

7

1

2

2

2

8

Бумажные пакеты для расфасовки семян.

Вырезка заготовок бумажных пакетов для семян по трафарету.

Склеивание пакетов.

Наклеивание на пакеты изображений цветков.

4

2

1

1

4

2

1

1

9

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.

Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей.

Сортировка семян.

Фасовка семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

7

3

2

2

7

3

2

2

Контрольная работа.

2

1

1

III четверть

10

Уход за комнатными растениями.

Виды комнатных растений: декоративно-лиственные, декоративно-цветущие.

Комнатные растения: питание, свет, тепло, влажность.

Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках.

Полив комнатных растений из детской лейки (в кабинете, помещениях школы) в горшок и поддон.  

Опрыскивание растений.

Удаление пыли с крупных плотных гладких листьев.

Обрезка сухих и повреждённых листьев.

Рыхление земли в горшке.

Перевалка комнатного растения.  

16/16

1/1

1/1

1/1

3/3

2/2

2/2

1/1

1/1

4/4

2/2

1/1

1/1

14/14

1/1

3/3

2/2

2/2

1/1

1/1

4/4

11

Сезонные работы на пришкольном участке.

Расчистка дорожек и площадок от снега:

   - расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе.

6/6

6/6

6/6

6/6

12

Цветковые растения, размножаемые семенами.

Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Примеры размножения растений разными видами.

Характеристика, внешний вид растений, выращиваемых на газонах.

Уход за рассадой. Пикировка рассады.

Зарисовка крупносемянных однолетних цветковых растений.

6/4

2/1

2/1

1/1

1/1

5/3

2/1

2/1

1/1

1/1

1/1

13

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений.

Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах, их характеристика.

Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещений, их характеристика.

Зарисовка элементов цветочного оформления улиц и помещений.

6/6

2/2

2/2

2/2

4/4

2/2

2/2

2/2

2/2

14

Контрольная работа.

2/2

1/1

1/1

15

Практическое повторение.

Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе.

Уход за комнатными растениями.

4/2

2/1

2/1

4/2

2/1

2/1

IV четверть

16

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке.

Виды бархатца. Сравнительная характеристика видов  бархатца.

Подготовка земляной смеси.

Промывка и просушка цветочных горшков.

Подготовка стаканчиков для рассады.

Набивка горшков и стаканчиков земляной смесью. Полив смеси.

Посев бархатца раскидистого в горшки и стаканчики.

8/8

1/1

1/1

1/1

1/1

2/2

2/2

1/1

1/1

7/7

1/1

1/1

1/1

2/2

2/2

17

Подготовка газонов к посеву крупносемянных однолетних цветковых растений.

Подготовка газонов для посева цветковых растений.

Вскапывание почвы лопатой.

Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. Межевание гряд.

6/6

1/1

3/3

2/2

6/6

1/1

3/3

2/2

18

Выращивание крупносемянных однолетних цветковых растений.

Разметка посевных рядков с помощью маркера, шнура  или верёвки.

Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив.

4/4

1/1

3/3

1/1

1/1

3/3

3/3

19

Высадка рассады бархатца раскидистого.

Посадка рассады бархатцев.

Посев семян однолетних цветковых растений в открытый грунт (астра, ноготки).

6/6

4/4

2/2

6/6

4/4

2/2

20

Контрольная работа.

2/2

1/1

1/1

21

Практическое повторение.

Работа на пришкольном участке.

8/8

8/8

8/8

8/8

22

Итого:

139/

135

29/27

106/

104

4/

4

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ – 36 часов

ВВЕДЕНИЕ – 4 часа

Тематические занятия: Вводное занятие – 1 ч. Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества – 2 ч.  

Практические работы: Экскурсия на территорию пришкольного участка – 1 ч.

Теоретические сведения: Понятие «цветоводство», «декоративное садоводство». Что изучает данный предмет. Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы по данному предмету. Виды работ в кабинете, на территории пришкольного участка. Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Виды работ в кабинете, на территории пришкольного участка. Многообразие цветковых растений. Роль растений в природе и жизни человека. Группы растений, продолжительность жизни растений, размеры растений. Сходство и различие цветковых растений. Понятие «планировка пришкольного участка». Территория пришкольного участка. Понятия «газон», «клумба», «цветковые растения». Деревья – название, отличительные характеристики. Цветы – названия, однолетние или многолетние, отличительные черты. Правила поведения на природе.

Умения (приёмы работы): Беседа, ознакомление учащихся с особенностями предмета. Знакомство с кабинетом. Требования к поведению учащихся во время занятий, к организации учебного места. Определение материалов, инструментов и принадлежностей, необходимых для изучения данного предмета. Соблюдение порядка на рабочем месте.

Понятие «цветоводство», «цветковые растения». Продолжительность жизни цветковых растений: однолетние, двулетние, многолетние. Группы цветковых растений: деревья, кустарники и травы. Определение жизненных форм каждой группы. Сравнение дерева и кустарника, травы. Презентация «Цветковые растения». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Определение мест произрастания цветов. Ознакомление с видами работ на пришкольной территории  в осеннее время года. Определение на местности деревьев, кустарников, трав, газонов, клумб. Сравнение дерева, кустарника, трав. Определение названий произрастающих на газонах  цветов. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Цветоводство, декоративное садоводство. Цветковое растение. Экскурсия, участок, газон.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ИЗО: Зарисовка, раскрашивание изображений цветковых растений.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ  –  8 часов

Тематические занятия: Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними – 2 ч. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространённые в местных условиях – 2 ч. Растения, выращиваемые на газонах и в комнатных условиях – 2 ч.

Практические работы: Экскурсия в опытную лабораторию. Ознакомление с цветковыми растениями – 2 ч.  

Теоретические сведения: Понятия «цветоводство», «цветковые растения». Многообразие и декоративные качества цветковых растений. Примеры цветковых растений: деревья, кустарники, травы. Среда обитания растений (водная, наземная). Сходство и отличия культурных и дикорастущих растений. Места произрастания дикорастущих и культурных растений. Группы культурных растений. Польза культурных растений. Признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных растений. Дикорастущие растения. Культурные растения: овощные, плодовые, прядильные, зерновые, декоративные, прядильные. Примеры культурных растений по видам. Растения, произрастающие на территории школьного участка. Условия выращивания, польза растений. Понятие «экскурсия», «опытная лаборатория». Задачи лаборатории. Виды цветов, выращиваемые в лаборатории.

Умения (приёмы работы): Дать понятие «культурные цветковые растения», «дикорастущие цветковые растения». Познакомить учащихся видами культурных и дикорастущих цветковых растений. Определить с учащимися разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями. Презентация «Культурные растения».

Растения, произрастающие в нашей местности: деревья (тополь, берёза, ранетка, рябина, осина, сосна, ель); кустарники (ивняк, крыжовник, смородина, малина, шиповник); травы (ромашка, одуванчик, бархатцы, астры, ноготки, петуния, настурция). Газон на территории школьного участка. Презентация «Что растёт на клумбе», «Что растёт на подоконнике». Выполнение заданий в рабочей тетради. Раскрашивание изображений растений.

Ознакомление с цветковыми растениями в опытной лаборатории. Осмотр и определение видов растений, условий выращивания, ухода за растениями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Культурные цветковые растения, дикорастущие цветковые растения. Овощные, плодовые, прядильные, зерновые, декоративные, прядильные. Опытная лаборатория.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ИЗО: Зарисовка, раскрашивание изображений цветковых растений.

СБОР СЕМЯН ОДНОЛЕТНИХ КРУПНОСЕМЯНЫХ

ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ – 12 часов

Объект работы: Цветочные семена.

Тематические занятия: Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.)– 2 ч. Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами–1ч.

Практические работы: Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами – 3 ч. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки – 2 ч. Сбор цветов, листьев деревьев с территории школьного участка, укладка их под пресс, сушка (для гербария) – 3 ч. Оформление гербария в альбомах – 1 ч.

Теоретические сведения: Однолетние цветковые растения. Виды. Признаки созревания плодов с семенами цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений (перевёртывание без повреждения корней). Понятие семена-сырец. Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приёмы сбора семян. Приёмы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора. Правила охраны природы. Правила сбора, сушки, хранения природного материала. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость, прочность. Понятие «гербарий». Клей ПВА. Правила безопасной работы  клеем. Сведения о растительном мире Красноярского края.

Умения (приёмы работы): Просмотр иллюстрационного дидактического материала (презентация). Определение однолетних цветковых растений. Определение названий, краткая характеристика каждого вида. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Выход на территорию пришкольного участка. Определение подсохших растений. Подготовка инвентаря, сбор или срезка части стебля растений. Соблюдение правил безопасной работы, защита рук.

Подготовка тары для укладки и хранения плодов растений. Укладка плодов в картонные коробки, установка на стеллажи для просушки. Выполнение заданий в рабочей тетради.  

Выход на территорию пришкольного участка. Ориентировка в задании на природе. Сбор цветов, листьев на территории пришкольного участка. Складывание материала в пакеты, коробки. Сортировка материала, укладка в старые газеты,  укладывание под пресс. Установка на проветриваемое место для сушки материала.  

Подбор листьев деревьев, кустарников, цветов, произрастающих в данной местности, приклеивание материала в альбом, оформление гербария.

Словарь: Однолетнее цветковое растение. Сбор, срезка, стебель, плод, семена. Сортировка, укладка, пресс, сушка. Гербарий, альбом.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ИЗО: Зарисовка, раскрашивание изображений цветковых растений.

УБОРКА ОДНОЛЕТНИХ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ НА ГАЗОНАХ – 8 часов

Объект работы: Цветник (газон).

Практические работы: Осенние работы на газонах: - удаление с корнями однолетних цветковых растений на газонах – 4 ч.; - выкопка подземных частей растений (корнеклубней) – 2 ч.; - уборка растительных остатков на территории газонов – 2 ч.

Теоретические сведения: Необходимость удаления отцветающих однолетних растений. Инвентарь для работы на газоне. Приёмы работы инвентарём. Правила техники безопасности при работе инвентарём. Соблюдение правил личной гигиены при работе инвентарём. Соблюдение требований к инструментам: исправность, наличие, хранение и т.п. Правильная хватка инструмента во время работы.

Умения (приёмы работы): Определение видов работ на газонах в осеннее время. Определение инвентаря, используемого на уборке газонов. Выбор спецодежды (рукавицы, перчатки, халат, фартук). Соблюдение инструкции по правилам безопасной работы инструментами и инвентарём. Выкопка корнеклубней, очищение от остатков земли, уборка растительных остатков с газонов.

Словарь: Удаление, корень. Корнеклубень, выкопка. Растительные остатки, уборка.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ВСКАПЫВАНИЕ ПОЧВЫ НА ГАЗОНАХ – 4 часа

Объект работы: Цветник (газон).

Тематические занятия: Инвентарь, применяемый для вскапывания почвы на газонах: лопата. Правила безопасной работы инвентарём – 1 ч.

Практические работы: Вскапывание почвы на заданную глубину – 3 ч.

Теоретические сведения: Понятие «борозда», «глубина вскапывания». Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы. Рабочая поза. Соблюдение инструкции по правилам безопасной работы инструментами и инвентарём. Соблюдение требований к инструментам: исправность, наличие, хранение и т.п.

Умения (приёмы работы): Выполнение заданий в рабочей тетради. Определение видов работ на участке в осеннее время. Определение инвентаря, используемого осенью на уборке территории. Выбор спецодежды (рукавицы, перчатки, халат, фартук). Правильная хватка инструмента во время работы. Прокладывание первой борозды, вскапывание почвы на заданную глубину.

Словарь: Инвентарь, лопата. Вскапывание, глубина, борозда.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ – 28 часов

СЕЗОННЫЕ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ – 8 часов

Объект работы: Пришкольная территория.

Практические работы: Очистка дорожек и площадок от опавших листьев: - сгребание опавших листьев – 4 ч.; - подметание дорожек – 4 ч.

Теоретические сведения: Необходимость  уборки  школьного двора и пришкольного участка. Названия инструментов и инвентаря (метла, лопата, грабли, совок, ящик и контейнер для мусора). Название спецодежды (халат, рукавицы, перчатки, фартук). Назначение и устройство инструментов (лопата, грабли, метла). Порядок хранения инструментов и инвентаря. Правила техники безопасности при работе с инструментами и инвентарем.

Умения (приёмы работы): Определение видов работ на участке в осеннее время. Определение инвентаря, используемого осенью на уборке территории. Выбор спецодежды (рукавицы, перчатки, халат, фартук). Надевание спецодежды для работы (в зависимости от вида работ и времени года). Соблюдение инструкции по правилам безопасной работы инструментами и инвентарём. Соблюдение требований к инструментам: исправность, наличие, хранение и т.п. Правильная хватка инструмента во время работы. Подметание дорожек. Сгребание листвы. Сбор листвы. Очищение инвентаря от грязи. Уборка инвентаря на место. Мытьё рук и нанесение на них крема. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Инвентарь. Инструкция. Метла. Грабли. Халат. Фартук. Перчатки. Рукавицы. Подметание. Сгребание. Сбор.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: труд людей осенью. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ЗАГОТОВКА ЗЕМЛЯНОЙ СМЕСИ ДЛЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ – 8 часов

Объект работы: Комнатное растение.

Тематические занятия: Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приёмы составления смесей – 1 ч.

Практические работы: Выбор места для заготовки дерновой земли – 1 ч. Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос почвы к месту хранения – 2 ч. Заготовка перегноя (закупка торфяной смеси в магазине) – 2 ч. Составление земляной смеси. Смешивание перегноя (торфа) с землёй – 2 ч.

Теоретические сведения: Понятия «земляная смесь», «почва», «перегной». Виды земляных смесей.  Состав земляной смеси (торф, компост, коровий навоз, глина, суглинок, перегной). Правила составления земляной смеси. Инвентарь для работ на участке: лопата, совок, разрыхлитель. Спецодежда. Правила техники безопасности при работе с землёй и инструментами.

Умения (приёмы работы): Определение видов работ на участке. Выбор инвентаря и спецодежды для практических работ на участке. Заготовка земли, перегноя (торфа). По инструкции и показу учителя составление земляной смеси. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Земляная смесь. Перегной. Почва.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: труд людей осенью. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

БУМАЖНЫЕ ПАКЕТЫ ДЛЯ РАСФАСОВКИ СЕМЯН – 4 часа

Объект работы: Цветочные семена.

Практические работы: Вырезка заготовок бумажных пакетов для семян по трафарету – 2 ч.  Склеивание пакетов – 1 ч.  Наклеивание на пакеты изображений цветков – 1 ч.

Теоретические сведения: Понятия «фасовка», «семена». Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими париями), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета. Клей. Приёмы работы клеем. Инструмент для работы – ножницы. Приёмы работы ножницами. Правила безопасной работы ножницами, клеем.

Умения (приёмы работы): Определение материалов для работы: плотная бумага (остатки бумажных обоев), линейка, карандаш, трафарет, ножницы, клей. Разметка по линейке или трафарету заготовок бумажных пакетов. Вырезка и склеивание пакетов. Соблюдение правил безопасной работы ножницами, клеем.  Зарисовка или наклеивание на пакеты изображений тех цветков растений, чьи семена будут храниться в них. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Фасовка. Семена. Пакет для семян.  

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ИЗО: Зарисовка, раскрашивание изображений цветковых растений.

Технология (ручной труд): Приёмы работы бумагой, ножницами, клеем. Развитие трудовых умений и навыков.

ОБМОЛОТ И РАСФАСОВКА СЕМЯН, СОБРАННЫХ ОСЕНЬЮ – 8 часов

Объект работы: Цветочные семена.

Практические работы: Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей – 2 ч. Сортировка семян – 2 ч. Фасовка семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов – 4 ч.

Теоретические сведения: Понятия «фасовка», «семена», «сортировка». Значение и приёмы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объёмных предметов (напёрстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян. Приёмы работы ножницами. Правила безопасной работы ножницами, клеем.

Умения (приёмы работы): Определение приёмов работы. Ориентировка при работе на образец. Определение вида, качества и объёма семян. Обмолот и очистка семян. Сортировка семян (разбор на мелкие, повреждённые и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные). Насыпка определённого объёма семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Обмолот, очистка семян. Сортировка. Фасовка. Семена. Пакет для семян.  

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

Технология (ручной труд): Работа с мелкими предметами. Развитие трудовых умений и навыков.

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ – 40/36 часов

УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ – 16/16 часов

Объект работы: Комнатные растения.

Тематические занятия: Виды комнатных растений: декоративно-лиственные, декоративно-цветущие – 1/1 ч. Комнатные растения: питание, свет, тепло, влажность – 1/1 ч.

Практические работы: Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках – 1/1  ч. Полив комнатных растений из детской лейки (в кабинете, помещениях школы) в горшок и поддон – 3/3 ч. Опрыскивание растений – 2/2 ч. Удаление пыли с крупных плотных гладких листьев – 2/2 ч. Обрезка сухих и повреждённых листьев  – 1/1  ч. Рыхление земли в горшке – 1/1  ч. Перевалка комнатного растения – 4/4 ч.

Теоретические сведения: Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений. Значение ухода за комнатными растениями. Ежедневный уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Факторы, влияющие на растение. Условия для роста растений.  Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Режим полива комнатных растений. Температура воды для полива комнатных растений. Поддон. Отличительные особенности строения листьев растений. Приёмы и правила опрыскивания растений. Приёмы и правила обрезки сухих, повреждённых листьев. Правила перевалки растений. Виды удобрений. Правила подкормки растений. Почвенные смеси. Дренажи.

Приемы работы: Работа с иллюстрационным и демонстрационным материалом. Показ, объяснение, разбор видов комнатных растений. Определение комнатных растений. Определение отличительных особенностей поверхности листьев: гладкие, бархатистые, колючие. Определение инвентаря для ухода за комнатными растениями (горшки, кашпо, посадочный совок, опрыскиватель, лейка, поддон, ножницы). Приёмы ухода за комнатными растениями (полив, опрыскивание, удаление пыли с листьев, подкормка, дренаж, рыхление, пересадка, освещение, тепло). Определение режима полива растения. Полив растений. Удаление пыли с гладких широких листьев. Определение листьев, нуждающихся в обрезке и удалении. Подбор инвентаря. Обрезка сухих, повреждённых листьев. Рыхление почвы. Подкормка растений. Определение растений, нуждающихся в перевалке. Подбор инвентаря для перевалки. Перевалка растений. Очищение и уборка инвентаря на место. Мытьё рук после работы. Нанесение крема на руки. Выполнение заданий в рабочей тетради. Презентации «Что растёт на подоконнике», «Виды комнатных растений», «Уход за комнатными растениями».

Словарь: Комнатное растение. Режим полива. Кашпо, горшок, поддон, совок, лейка. Опрыскиватель. Протирание. Обрезка. Удаление. Рыхление. Подкормка. Перевалка. Почвенная смесь. Дренаж.

Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ИЗО: Зарисовка, раскрашивание изображений комнатных растений.

СЕЗОННЫЕ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ – 6/6 часов

Объект работы: Пришкольная территория.

Практические работы: Расчистка дорожек и площадок от снега: - расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе – 6/6 ч.

Теоретические сведения: Названия инструментов и хоз. инвентаря. Правила техники безопасности при работе с инструментами и хоз. инвентарём. Правила подготовки инструмента к работе (надёжность крепления). Приёмы работы по уборке территории в зимний период. Уход  за инструментами и  инвентарём. Виды покрытий. Отличия, особенности ухода. Значение своевременной уборки снега.

Умения (приёмы работы): Ориентировка в задании. Правильный подбор инструмента для определённого типа работы. Подготовка инструмента к работе. Уборка, сгребание снега лопатой на территории школьного двора с дорожек. Соблюдение правил безопасной работы  инструментами. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Покрытие. Дорожка. Уборка. Подметание. Сгребание. Лопата. Рукавицы.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: труд людей зимой. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ, РАЗМНОЖАЕМЫЕ СЕМЕНАМИ – 6/4 часов

Объект работы: Цветочные семена.

Тематические занятия: Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Примеры размножения растений разными видами – 2/1 ч. Характеристика, внешний вид растений, выращиваемых на газонах – 2/1 ч. Уход за рассадой. Пикировка рассады – 1/1 ч.

Практические работы: Зарисовка крупносемянных однолетних цветковых растений – 1/1 ч.

Теоретические сведения: Понятие «размножение». Семенное и вегетативное размножение. Примеры размножения тем и другим видом. Цветочные растения. Виды растений, выращиваемых на газонах. Приёмы и способы выращивания цветочных растений. Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков. Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений. Условия для получения равномерных всходов. Уход за сеянцами сразу после всходов. Особенности полива сеянцев. Рассада. Правила ухода за рассадой. Понятие «пикировка». Приёмы работы.

Умения (приёмы работы): Дать понятие «семенное», «вегетативное» размножение растений. Правила семенного размножения растений: посев семян в грунт или подготовка рассады. Определение основных условий для прорастания: влага, тепло и воздух (кислород). Определение качества семян для посева. Правила ухода за рассадой растений. Пикировка (рассаживание) всходов. Необходимость проведения пикировки: большой простор для растений, развитие корневой системы.

Самостоятельная зарисовка крупносемянных однолетних цветковых растений: ноготки, бархатцы, космея, петуния и др. Раскрашивание раскрасок. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Размножение семенное, вегетативное. Грунт. Рассада. Пикировка. Зарисовка.  

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ИЗО: Зарисовка, раскрашивание изображений цветковых растений.

Технология (ручной труд): Приёмы работы инструментами. Развитие трудовых умений и навыков.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОЛЕТНИХ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ УЛИЦ И ПОМЕЩЕНИЙ – 6/6 часов

Объект работы: Цветковые растения.

Тематические занятия: Виды крупносемянных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах, их характеристика – 2/2 ч. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещений, их характеристика – 2/2 ч.

Практические работы: Зарисовка элементов цветочного оформления улиц и помещений – 2/2 ч.

Теоретические сведения: Крупносемянные цветковые растения. Виды, характеристика (декоративные качества, продолжительность, вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.). Отличие цветковых растений, выращиваемых на газонах и растений, выращиваемых в комнатных условиях. Виды цветковых растений для оформления улиц: красивоцветущие (петуния, цинния, бархатцы, космея), декоративно-лиственные (цинерария, кохия, колеус, перилла, клещевина) вьющиеся (ипомея, настурция), ковровые (портулак, альтернантера), сухоцветы (целлозия). Виды цветковых растений для оформления помещений (диффенбахия, фикус, драцена, сансевьера, кактус, хлорофитум, традесканция, монстера). Приёмы и способы посева, размножения, условия роста, правила ухода за растениями.

Умения (приёмы работы): Выполнение заданий в рабочей тетради. Презентация «Однолетние цветковые растения», «Комнатные растения». Зарисовка элементов цветочного оформления улиц и помещений.

Словарь: Оформление, элемент, декор.  

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ИЗО: Зарисовка, раскрашивание изображений цветковых растений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – 2/2 часа

Тематические занятия: Выполнение тестовых заданий – 1/1 ч.

      Практические работы: Выполнение практического задания – 1/1 ч.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 4/2 часа

Практические работы: Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе – 2/1 ч. Уход за комнатными растениями – 2/1 ч.

Теоретические сведения: Названия инструментов и хоз. инвентаря. Правила техники безопасности при работе с инструментами и хоз. инвентарём. Правила подготовки инструмента к работе (надёжность крепления). Приёмы работы по уборке территории в зимний период. Уход  за инструментами и  инвентарём. Виды покрытий. Отличия, особенности ухода. Значение своевременной уборки снега.

Значение ухода за комнатными растениями. Ежедневный уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Факторы, влияющие на растение. Условия для роста растений.  Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Режим полива комнатных растений. Приёмы и правила опрыскивания растений.

Умения (приёмы работы): Ориентировка в задании. Правильный подбор инструмента для определённого типа работы. Подготовка инструмента к работе. Уборка, сгребание снега лопатой на территории школьного двора с дорожек. Соблюдение правил безопасной работы  инструментами. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Приёмы ухода за комнатными растениями (полив, опрыскивание, удаление пыли с листьев, подкормка, дренаж, рыхление, пересадка, освещение, тепло). Полив растений. Удаление пыли с гладких широких листьев. Выполнение заданий в рабочей тетради. Презентации «Что растёт на подоконнике», «Виды комнатных растений», «Уход за комнатными растениями».

Словарь: Сгребание. Лопата. Рукавицы. Комнатное растение. Режим полива. Опрыскиватель. Протирание.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: труд людей зимой. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ – 34/34 часов

ВЫРАЩИВАНИЕ БАРХАТЦА РАСКИДИСТОГО

В ЦВЕТОЧНОМ ГОРШКЕ  – 8/8 часов

Объект работы: Бархатец раскидистый.

Тематические занятия: Виды бархатца. Сравнительная характеристика видов  бархатца – 1/1 ч.

Практические работы: Подготовка земляной смеси – 1/1 ч. Промывка и просушка цветочных горшков – 1/1 ч. Подготовка стаканчиков для рассады – 1/1 ч. Набивка горшков и стаканчиков земляной смесью. Полив смеси – 2/2 ч. Посев бархатца раскидистого в горшки и стаканчики – 2/2 ч.

Теоретические сведения: Бархатец – однолетнее цветковое растение (красивоцветущее). Виды бархатца (высокорослый, раскидистый). Отличия во внешнем виде, декоративных качествах. Применение бархатцев: на срезку, в цветниках и газонах и в оформлении интерьеров помещений в качестве горшечных цветов. Размножение бархатцев: посевом семян в грунт или рассадой.

Земляные смеси, состав, виды. Назначение и применение земляных смесей. Тара для рассады растений. Приёмы выращивания рассады.

Умения (приёмы работы): Определение отличий бархатца раскидистого и высокорослого. Определение условий выращивания: неприхотливы и не требовательны к условиям выращивания, не требуется много света, воды, почвы.  Определение условий для выращивания в комнатных условиях. Правила размножения бархатцев: посевом семян в грунт или рассадой.

Подготовка инвентаря, принадлежностей для посева и выращивания. Соблюдение правил выращивания бархатца: наличие земляной смеси, сухих чистых горшков, стаканчиков для рассады, лейки, укрывной плёнки.

Подготовка земли, земляной смеси, стаканчиков для рассады. Наполнение смесью горшков и стаканчиков. Нахождение пакетов с семенами бархатцев, посев бархатца раскидистого в горшки и стаканчики по два семени в одну лунку. Укрытие посевов плёнкой, установка в тёплое место. Наблюдение и уход за посевами.  После всходов – оставление одного растения, умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словарь: Бархатцы. Размножение. Посев. Семена.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ИЗО: Зарисовка, раскрашивание изображений цветковых растений.

ПОДГОТОВКА ГАЗОНОВ К ПОСЕВУ КРУПНОСЕМЯННЫХ

ОДНОЛЕТНИХ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ – 6/6 часов

Объект работы: Цветник (газон).

Практические работы: Подготовка газонов для посева цветковых растений – 1/1 ч. Вскапывание почвы лопатой – 3/3 ч.  Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы. Межевание гряд – 2/2 ч.  

Теоретические сведения: Территория пришкольного участка. Газон. Правила посева крупносемянных однолетних цветковых растений. Приёмы подготовки почвы: вскапывание, рыхление, выравнивание. Инвентарь для работы на газонах. Лопата. Грабли. Правила подготовки инструментов к работе (надёжность крепления). Правила техники безопасности при работе инструментами.

Умения (приёмы работы): Выход на территорию пришкольного участка. Определения мест на газонах для посева цветковых растений (ноготков, настурций, бархатцев и других по выбору). Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание граёв гряд лопатой. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы граблями.  Соблюдение правил безопасной работы, защита рук.

Словарь: Почва. Посев. Вскапывание. Выравнивание. Рыхление. Гряда. Лопата. Грабли.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

ВЫРАЩИВАНИЕ  КРУПНОСЕМЯННЫХ

ОДНОЛЕТНИХ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ – 4/4 часа

Объект работы: Семена цветкового растения.

Практические работы: Разметка посевных рядков с помощью маркера, шнура  или верёвки – 1/1 ч. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив  – 3/3 ч.

Теоретические сведения: Зависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева. Правила заделки семян при посеве.

Умения (приёмы работы): Определение видов работ на газонах в весеннее время. С помощью маркера, шнура  или верёвки разметка посевных рядков. Определение инвентаря, используемого при посеве семян: разрыхлитель, малые грабли, лопатка. Выбор спецодежды (перчатки, халат, фартук). Соблюдение инструкции по правилам безопасной работы инструментами и инвентарём. Посев семян, раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив по необходимости.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Словарь: Разметка. Углубление. Раскладка. Заделка. Посев.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

Математические представления и конструирование: разметка посевных рядков, расстояния между посадками растений.

ВЫСАДКА РАССАДЫ БАРХАТЦА РАСКИДИСТОГО – 6/6 часов

Объект работы: Цветник (газон).

Практические работы: Посадка рассады бархатцев – 4/4 ч.  Посев семян однолетних цветковых растений в открытый грунт (астра, ноготки) – 2/2 ч.  

Теоретические сведения: Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики). Расстояния между посадками растений. Семена. Рассада. Правила посадки рассады в открытый грунт. Правила посева семян. Подготовка открытого грунта. Правила безопасной работы инструментами. Понятие «борозда», «глубина вскапывания». Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы. Рабочая поза. Соблюдение инструкции по правилам безопасной работы инструментами и инвентарём. Соблюдение требований к инструментам: исправность, наличие, хранение и т.п.

Умения (приёмы работы): Выполнение заданий в рабочей тетради. Определение видов работ на участке в весеннее время. Работа по показу и объяснению учителя. Подготовка открытого грунта: очищение от мусора, перекопка земли, рыхление, формование грядок и дорожек. Определение инвентаря для посадки рассады и посева семян. Выбор спецодежды (рукавицы, перчатки, халат, фартук). Правильная хватка инструмента во время работы. Вскапывание почвы, рыхление. Выкопка лунок и высаживание рассады бархатцев. Разметка борозд для посева семян растений (настурции, астры, космеи, календулы). Посев семян в бороздки, заделка борозд. Полив рассады из лейки. Очистка инвентаря. Уборка инвентаря на место. Соблюдение инструкции по правилам безопасной работы инструментами и инвентарём. Мытьё рук и нанесение на них крема.

Словарь: Инвентарь, лопата. Вскапывание, глубина, борозда.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: сведения о растениях  закрепляются и отражаются в практической деятельности. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

Математические представления и конструирование: разметка посевных рядков, расстояния между посадками растений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – 2/2 часа

Тематические занятия: Выполнение тестовых заданий – 1/1 ч.

      Практические работы: Выполнение практического задания – 1/1 ч.

Технические сведения: Ориентировка в понятиях по разделам и темам программы. Ориентировка в названиях растений, инструментах, принадлежностях, изучаемых в течение года. Способы и приёмы работы по разделам программы.

Умения (приёмы работы): Тестирование и диагностика учащихся. Подведение итогов года.

Ответы на вопросы учителя по разделам и темам программы. Работа с наглядным, иллюстрационным материалом.

Словарь: Итог, анализ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 8/8 часов

Практические работы: Работа на пришкольном участке – 8/8 ч.

Теоретические сведения: Названия инструментов и хоз. инвентаря. Правила техники безопасности при работе с инструментами и хоз. инвентарём. Правила подготовки инструмента к работе (надёжность крепления). Виды работ на  пришкольном участке в весенний период: подготовка почвы на газонах, уборка мусора, вскапывание газонов, рыхление почвы, межевание гряд, посев семян, высаживание рассады цветов, полив рассады.

Умения (приёмы работы): Ориентировка в задании. Правильный подбор инструмента для определённого типа работы. Подготовка инструмента к работе. Вскапывание почвы лопатой. Рыхление почвы. Межевание гряд. Разметка посевных рядков. Посадка рассады бархатцев. Посев семян астры, ноготков. Полив рассады. Соблюдение правил безопасной работы  инструментами. Выполнение заданий в рабочей тетради. Презентации «Что растёт на клумбе», «Виды однолетних цветковых растений».

Словарь: Почва, вскапывание, рыхление, межевание, гряда, разметка, борозда, посев, семена, рассада, лунка, полив.

Межпредметные связи: Развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение: труд людей зимой. Обогащается словарный запас детей, совершенствуется фразовая речь.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся 4-х классов

Учащиеся должны знать:

- организацию рабочего места;

- значение растений в жизни человека;

- инструменты и приспособления для работы в цветнике (газоне);

- названия цветковых растений;

- однолетние и многолетние цветковые растения: виды, разница между ними;

- виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами;

- признаки созревания плодов и семян цветковых растений;

- пакетик для семян: назначение;

- приемы фасовки семян;

- уход за рассадой;

- правила и приемы ухода за комнатными растениями;

- условия, необходимые для жизни и роста растений (свет, вода, температура воздуха);

- отличительные особенности строения поверхности листьев;

- посуду для комнатных растений и инвентарь для ухода за растениями;

- правила полива и опрыскивания комнатных растений;

- понятия: дерево, куст, газон, клумба;

- названия предметов инвентаря и спецодежды;

- назначение инвентаря;

- правила безопасной работы  инвентарём;

- правила безопасной работы на пришкольном участке.

Учащиеся должны уметь:

- зарисовывать и раскрашивать цветковые растения;

- собирать семена и плоды;

- работать лопатой, граблями, метлой;

- ухаживать за дорожками и площадками;

- подметать территорию по образцу убранного участка;

- сгребать листву по образцу убранного участка (в кучи);

- собирать, переносить и утилизировать мусор;

- убирать снег с дорожек и площадок на территории школьного участка под контролем учителя;

- расфасовывать семена по пакетам;

- поливать комнатные растения;

- заполнять цветочный горшок земляной смесью;

- сеять семена;

- пользоваться мерными инструментами;

- выращивать цветковые растения;

- выращивать рассаду;

- ухаживать за рассадой и комнатными растениями;

- организовывать рабочее место;

- ориентироваться в задании.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердникова О.В., Борисова А.В. Комнатные растения. – Москва. Эксмо,  2004.
  2. Быховец С.Л.  Энциклопедия комнатных растений. - Минск.  Харвест, 2003.
  3. Карпов А.А.  Энциклопедия цветовода-любителя. -  Ростов-на-Дону.  Феникс,  2003.
  4. Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных   (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва. Просвещение, 2007.
  5. Комнатные растения. Новейший справочник.-/Сост. Новосёлова Т.А., М: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», ООО «ИД РИПОЛ классик», 2005.-480 с., ил., (Современный справочник, советы для дома)
  6. Мальцева А.Н., Алексеев-Малахов Г.А.  Декоративные деревья и кустарники,    ландшафтный дизайн и озеленение участка.- Ростов-на-Дону. Феникс,  2002.
  7. Миллер М. Лучшие комнатные растения./М.С. Миллер – Донецк. Издательско-книготорговый центр «Кредо», Москва: Цитадель-Трейд, 2008 – 240 с.:ил.
  8. Программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:  В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой). Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
  9. Родина В.А. Цветоводство в школе. Москва.- Просвещение, 1974.
  10. Чечина Л.А. Азбука комнатных растений. – Москва. Дрофа плюс, 2005.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Инструменты и принадлежности, оборудование, материалы

  1. Рабочая тетрадь.
  2. Спецодежда: халат, рукавицы, перчатки, фартук.  
  3. Хозяйственный инвентарь: метла, лопата, совок, грабли обычные, ведро, мешок, лейка, шланг, разрыхлитель.
  4. Набор инструментов для ухода за комнатными растениями, опрыскиватель, горшок, кашпо, детская лейка.
  5. Ножницы.
  6. Трафареты: «Инструменты», «Листья деревьев», «Цветы».
  7. Карандаши простые.
  8. Карандаши цветные.
  9. Ластик.
  10. Салфетки бумажные.
  11. Салфетки влажные.
  12. Шаблоны.

Технические средства обучения

  1. TV плазма SAMSYNG 107 диагональ.
  2. Ноутбук LENOVO для показа презентаций, инструкционных карт, схем, дидактического материала, проведения открытых мероприятий (уроки, мастер-классы, семинары-практикумы)
  3. Плазма консоль.

Демонстрационный материал: иллюстрации, справочный материал

  1. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках:  Времена года.
  2. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений. Цветы.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Деревья и кустарники.
  4. Цветы. (Рисунки, схемы).
  5. Уход за цветами.
  6. Уход за территорией.
  7. Мультимедийные презентации.
  8. Раздаточный материал.
  9. Муляжи «Фрукты», «Овощи».

Коррекционно-развивающие задания: упражнения,

задания, карточки, иллюстрации

  1. «Определи нужное».
  2. «Подумай и ответь».
  3. «Назови по группам».
  4. «Временные представления».
  5. «Найди фрагмент».
  6. «Найди лишнее».
  7. «Найди пару».
  8. «Найди отличия в рисунках».
  9. Игра «Мир растений».
  10. Лото «Времена года – 1», «Времена года – 2».
  11. «Пальчиковая гимнастика».
  12. «Физкультминутки».

Критерии оценивания ЗУН обучающихся.

Нормы оценок теоретических знаний.

При устном ответе обучающиеся должны использовать,  правильно применять и произносить специальные термины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  •  полностью усвоил учебный материал;
  •  умеет изложить его своими словами;
  •  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  •  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные  вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  •  в основном усвоил учебный материал;
  •  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  •  подтверждает ответ конкретными примерами;
  •  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  •  не усвоил существенную часть учебного материала;
  •  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  •  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  •  не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  •  практически не усвоил учебный материал;
  •  не может изложить его своими словами;
  •  не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  •  не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя.

Нормы оценок практических работ.

        Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качеством выполнения    и затратами рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если учеником:

  •  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  •  правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
  •  работа выполнялась с учетом установленных требований;
  •  полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» ставится, если учеником:

  •  допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  •  в основном правильно выполнялись приемы труда;
  •  работа выполнялась самостоятельно;
  •  норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;
  •  работа выполнена с незначительными отклонениями;
  •  полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если учеником:

  •  допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  •  отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  •  была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
  •  норма времени не выполнена не более чем на 25%;
  •  работа выполнялась с нарушением отдельных требований;
  •  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «2» ставится, если учеником:

  •  допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  •  неправильно выполнялись многие приемы труда;
  •  самостоятельность в работе практически не проявлена;
  •  норма времени не выполнена свыше 25%;
  •  работа выполнялась со значительными нарушениями требований;
  •  не соблюдались многие правила техники безопасности.

Содержание рабочей программы

В результате изучения курса цветоводства и декоративного садоводства ученик научится:

Культурные растения – 4 часа.

   Различать культурные и дикорастущие цветковые растения по видам, устанавливать разницу между ними. Познакомиться с цветковыми растениями, наиболее распространёнными в местных условиях.

 

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений – 12 часов.

   Устанавливать виды однолетних цветковых растений с крупными семенами, признаки созревания плодов с семенами цветковых растений.

Пользоваться простыми навыками ускорения  созревания плодов и семян у некоторых цветковых растений. Усвоит способы  и приёмы сбора, хранения и просушки семян. Доводить до зрелости «семена-сырец».

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике – 10 часов.

    Понять необходимость удаления отцветающих однолетних цветковых растений  из цветника вместе с корнями; уборки растительных остатков на территории цветника. Выкапывать части растений из земли (клубней и корнеклубней).

Вскапывание почвы в цветнике – 12 часов.

    Понимать, что такое борозда, запомнить глубину вскапывания земляного покрова. Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы. Познакомиться с приспособлением для данной операции – лопатой: её устройством, приёмами вскапывания, запомнить рабочую позу и технику безопасности при работе.

 Заготовка  земляной смеси для комнатных растений – 12 часов.

   Усвоить требования к качеству земляных смесей для комнатных растений, их составные части, условия хранения. Уметь самим составлять данные смеси, при этом определяя места  для заготовки огородной или дерновой земли. Освоить правила заготовки перегноя. Применять на практике умения работы в цветнике осенью.

   

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев – 8 часов.

   Правильно выполнять уход за территорией школы: очищать дорожки и площадки, сгребать опавшие листья, подметать  и выравнивать песком садовые дорожки.

Бумажные пакеты для расфасовки семян – 10 часов.

   Применять на практике знания о назначении  бумажных пакетов: фасовка мелкими партиями. Выполнять работы по заготовке пакетов. Сортировать семена, разбирая их на мелкие повреждённые  и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные, при этом насыпать определённый объём  семян в пакеты и заклеивать их.

Уход за комнатными растениями – 14 часов.

   Пользуясь знаниями о свойствах воды и потребности комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определённой влажности воздуха, уметь ухаживать за ними. Выполнять правила и приёмы полива комнатного растения водой определённой температуры. На практике уметь определять влажность почвы в горшке или кадке (на ощупь). Находить применение знаниям по заготовке поливной воды для отстаивания.

Практическое повторение – 10 часов.

    Применять в жизни знания о комнатных и садовых растениях. Использовать знания о семенах растений, узнавать и выделять их из семенной смеси.

Цветковые растения, размножаемые семенами – 12 часов.

    Пользуясь  знаниями о семенном и вегетативном размножении цветковых растений уметь выращивать рассаду, пикировать её, осуществлять уход. Использовать на практике знание характеристик внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.

Выращивание «бархатца раскидистого» в цветочном горшке – 18 часов.

    Использовать полученные знания при выращивании рассады в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Готовить горшки с земляной смесью и высевать семена. Укрытие плёнкой и установка в тёплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. Осуществлять уход за всходами.

Перевалка комнатного растения – 10 часов.

    Правильно выполнять подготовку цветочных горшков для пересадки растений способом перевалки. Соблюдать водный режим переваливаемого растения. Норму насыпки земляной смеси на дно сухого горшка. Правильно вынимать растение вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый.

Инвентарь для работы в цветнике – 6 часов.

   Пользоваться знаниями  о работе простейшими инструментами и приспособлениями в цветнике, соблюдая при этом технику безопасности.

Практическое повторение – 12 часов.

   Пользоваться практическими навыками при уходе за комнатными растениями.  Осознавать ценность цветковых растений, находить применение полученным знаниям на практике.

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений – 8 часов.

    Пользоваться знаниями о декоративных качествах крупносеменных однолетних цветковых растений, находить применение при озеленении и украшении школьного двора и прилегающей территории.

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений – 14 час.

    Осознавать красоту, ценность природы и необходимость её беречь. Навыки выбора места в цветнике для посева крупносеменных однолетних цветковых растений. Пользоваться простыми  навыками вскапывания почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Рыхлить  и выравнивать верхний  слой почвы.

Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений – 12 часов.

    Выполнять правильно разметку посевных рядков и глубину заделки семян в зависимости от высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков. Применять на практике знания  о сроках посева семян.

Высадка рассады бархатца раскидистого – 14 часов.

    Применять в жизни знания о способах выращивания рассады бархатца (подготовка почвы, выбор и разметка  мест посадки, выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады, способы полива). Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы.

Место и роль учебного курса

   Учебный материал данного курса направлен на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Разные разделы направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные знания по сельскохозяйственному труду: выращиванию, уборке и хранению плодов и семян.

   Важная часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков сохранения природных ресурсов; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса (при оформлении клумб, рабаток, цветников); развивать умение видеть красивое во внешнем и окружающем нас мире;  чувство прекрасного при организации  быта в моменты аранжировки помещений  комнатными  растениями.

Декоративное садоводство. Деревья для озеленения – 22 часа.

    Научиться различать лиственные породы деревьев, используемые для озеленения территорий в местных условиях в средней полосе России (берёза, клён, липа, ясень, рябина и др.) Знать назначение древесных насаждений для улучшения экологической обстановки в городе и посёлке.  Распознавать деревья в безлистном состоянии. Определять вид дерева по листьям, цвету коры, форме кроны и ветвей.

Практические работы – 14 часов.

   Применять в жизни навыки вырезки сухих и поломанных веток на деревьях. Производить санитарную обрезку стеблей кустарников. Следить за рассадой, производить её пикировку.

Цветоводство. Разбивка цветника – 22 часа.

   Используя теоретические знания производить разбивочный чертёж: составные части, привязка к местности, основные разбивочные линии и опорные точки. Прокладывать основные  разбивочные линии: установка  в центр клумбы колышка, отмеривание радиуса для круглой клумбы или сторон для рабатки. Выкапывание канавки по границе клумбы, посыпка канавки по границе  клумбы, посыпка канавки песком или кирпичной крошкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету: «Цветоводство и декоративное садоводство» 8 класс

Цветоводство и декоративное садоводство 8 классПояснительная запискаРабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для 8 класса составлена на базе авторской программы для специальной (к...

Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству 5,7,8 классы

В данной публикации даны рабочие программы по цветоводству для обучения детей в школах 8 вида. Рабочие программы составлены на основе программы под редакцией Воронковой В.В. (автор Е.А. Ковалева) и уч...

Рабочая программа учебного предмета « Цветоводство декоративное садоводство»

Рабочая программа учебного предмета « Цветоводство декоративное садоводство»...

Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству 7 класс.

Настоящая программа разработана для 7 класса (класс для детей с глубокой умственной отсталостью) по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство». Рабочая программа создана на основе ...

Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству

Рабочая программа составлена на основе  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5- 9 классы.  Сборник 2 под редакцией В.В. Воронковой, автор программы &laq...