Сказочные сюжеты как форма демонстрации адекватной реакции и нравственного воспитания детей на уроках ритмики.
статья (5 класс) по теме

Cапура Наталья Васильевна

Необходимо отметить, что наибольший отклик у детей вызывают сказочные сюжеты, которые объединяют все музыкально-игровое действие в единую смысловую историю. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и иногда сами сочиняют окончание сказки. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказочные сюжеты как форма демонстрации адекватной реакции   и нравственного воспитания детей на уроках ритмики.

Необходимо отметить, что наибольший отклик у детей вызывают сказочные сюжеты, которые объединяют все музыкально-игровое действие в единую смысловую историю. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и иногда сами сочиняют окончание сказки. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры...

А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом; она даёт почувствовать, что вокруг всё живое и о нём нужно бережно заботиться; она учит адекватно реагировать на то, что встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои силы, к тебе непременно придёт помощь, как награда за внимание, доброту и заботу.

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем. И, уже будучи взрослым, человек поступает так же, как и его любимый герой, совершая его «подвиги» и повторяя его ошибки. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Вот почему именно сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (родители и педагоги читали, рассказывали истории, затем совместно их обсуждали), то у ребенка на бессознательном уровне формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Может быть, сказки это и «пустяки», и «выдумки», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души. Сказочное восприятие мира характеризуется ощущением гармонии и радости, что положительно сказывается на эмоциональной сфере ребенка.

Сухомлинский писал: «... Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». Как обо всём этом поведать ребёнку? Как сделать так, чтобы он извлёк необходимые для жизни сказочные уроки? Обязательно надо протянуть мостик от сказки к нашей жизни, чтобы всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо! В этом нам помогут музыкальные занятия, объединенные единой смысловой тематикой, а именно музыкальными сказочными постановками с элементами сказкотерапии.

Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания. Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 20-30 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о себе и о Мире.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательна еще и тем, что имеет мало ограничений по сравнению с другими подходами.
У нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Из многих видов сказок по сказкотерапии  (художественных, народных) для разработки сценариев использованы авторские сказки и философские рассказы Андрианова М.Н. («Философия для детей») на тему красоты, духовности и нравственности «Короткая история о дружбе», «Бъющийся гром», «Умение прощать» и т.п. Это и сказки о животных, о взаимодействии людей и животных: «Бессердечный слон», «Непредсказуемый страус» и т.п. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

По классификации данный материал можно отнести к психокоррекционным (для мягкого влияния на поведение детей). Психокоррекция проводится через проигрывание сказочного сюжета и ответы детей на предлагаемые вопросы. Вопросы сформулированы таким образом, что они подводят к размышлению по теме. Дается возможность любому желающему ребенку высказаться, при этом на занятии царит полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться.

Педагогическая коррекция на основе работы со сказочной сюжетной линией позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

На протяжении всего занятия у детей  поэтапно происходит смена видов деятельности. Сказочные сюжеты позволяют ввести в канву развивающих занятий несколько игровых моментов. Дети  с удовольствием участвуют в них,  и это позволяет  сохранить у них  положительный эмоциональный настрой и внимание до окончания занятий.  По ходу действия они имеют возможность включаться в сюжетную линию, подсказывая фразы в диалогах героев, импровизируя окончание истории. И важно еще то, что те, дети, кому иногда не хватает ролей в сказочном сюжете, могут активно проявить себя в массовых музыкальных играх и заданиях, т.е. каждое занятие становится интерактивным. Дети не только слушают, исполняют роли, участвуют в играх, но и «проживают» захватывающие музыкальные истории.

Список используемой литературы:

  1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ. Научно-методический журнал для профессиональных музыкантов – исполнителей, педагогов вузов культуры и искусства, учителей музыки детских музыкальных и общеобразовательных школ, а так же музыкальных психотерапевтов.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
  4. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
  5. Панфилова М. Лесная школа [Текст] : коррекционные сказки для младших школьников // Школьный психолог. – 2002. – № 20. – С. 5—16.
  6. Практика сказкотерапии [Текст] : Сборник сказок, игр и терапевтических программ / под ред. Н. А. Сакович. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с. – (Психологический тренинг).
  7. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Ю. Соколов. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Класс, 2008. – 288 с.
  8. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  9. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для мам. «Нерожденные дети хотят жить»

Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наш жизненный опыт, позиции, складывает характер. Нередко нам кажется, что необходимо сейчас пе...

Нравственное воспитание детей как одна из форм музыкальной культуры

Доклад посвящен теме "Нравственного воспитание   на музыкальных занятиях". В нем раскрывается важность формирования эстетического вкуса,становления характера ,норм поведения воспитанников.Музыкал...

"Нравственно- эстетическое воспитание детей на уроках станковой композиции в детской художественной школе"

Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и индивидуальности ребенка.В своей работа мы обобщили методы и приемы, применяемые с целью формирования ...

Статья для педсовета "Духовно-нравственное воспитание детей на уроках ОРКСЭ"

Материал будет интересен предметникам, готовящимся к педсовету по вопросу духовно-нравственного воспитания детей в современной школе...

"Творческая деятельность, как основа и эффективная форма для духовно-нравственного воспитания детей в ДШИ"

Духовно - нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем образования. Задача музыкального образования - это духовно - нравственное воспитание, направленное на формирование и развитие...

Интернет-акции как активная форма духовно-нравственного воспитания детей и подростков в образовательном пространстве Центра детского творчества.

Одной из активных форм организации воспитательного процесса в современных условиях может стать проведение акций для подростков и молодежи....