Нравственное воспитание детей как одна из форм музыкальной культуры
статья по музыке по теме

Доклад посвящен теме "Нравственного воспитание   на музыкальных занятиях". В нем раскрывается важность формирования эстетического вкуса,становления характера ,норм поведения воспитанников.Музыкальные занятия - познавательный,многогранный процесс,который формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost.docx32.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

« НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ  МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ».

(Выступление на региональном семинаре « Аспекты нравственного воспитания в рамках общеобразовательной программы»).

                                                                                               Выполнила:

                                                                             Музыкальный руководитель

                                                                             МКОУ «Кингисеппский детский

                                                                             дом»                                

                                                                       Ретивых Светлана Анатольевна

                                                     

2012 год

Музыкально-нравственное воспитание дошкольников (воспитанников детского дома).

Нравственное воспитание - это:

- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. 

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе1.

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В  нашем детском доме  осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

 Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.

Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка . Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».

Цели нравственного воспитания дошкольников на музыкальных занятиях  можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

- гуманности;

- трудолюбия;

- патриотизма;

- гражданственности;

- коллективизма.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены основные пути осуществления воспитания:

а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);

б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах);

в) усвоение нужных знаний (грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Я ставлю перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания . Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому  предлагаю слушать по два или три произведения. Одно из произведений является основным, и на нем я более всего сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной проблемы.

Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе обучения.

Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой задачи связано с необходимостью:

специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

использовать на занятиях другие  виды  музыкальной деятельности детей: движение, пение, игра в оркестре;

использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.). Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, я выделяю хоровое пение.

 «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание ; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях).Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.

Важно то, что этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно,  игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.  

Ритмика как один из  видов музыкальной деятельности дошкольников занимает особое место.  Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки.

Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.

Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. «Т.С.Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом»

Итак, мы выяснили, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

На основании анализа работ известных педагогов – музыкантов (Д.Д.Кабалевского, В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, Б.Асафьева и др.), личного опыта работы можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Чем шире представляешь себе всю систему музыкального воспитания, чем лучше владеешь методикой отдельных ее компонентов,  тем эффективнее будет результат моей работы, и тем большее удовлетворение я буду испытывать от своей практической деятельности музыкального руководителя.

ЛИТЕРАТУРА

С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. Музыка и движение // из опыта работы муз.руководителей детских садов – М.: Просвещение, 1983;

М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983;

И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. Актуальные проблемы музыкального образования // сб.ст. - :Музична Украина, 1986;

Б.Кременштейн. Педагогика Г.Г.Нейгауза. // вопросы истории, теории, методики. – М.: Музыка 1984;

Л.Михеева.Музыка- детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания.-Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.

Ред. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос, 1994;

К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан. Гармония // программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста (5-й год жизни). – М., 1998.

Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М.: - Просвещение, 1983г., стр.7

.

О.П.Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников», М.: - Просвещение, Владос, 1994 г. стр.97.

 Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М.: - Просвещение, 1983г., стр.8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ.

Материал  взят  с  сайта«Социальная  сеть  работников  Образования»,подготовленмузыкальным  руководителемВидовой Н.Г....

Сказочные сюжеты как форма демонстрации адекватной реакции и нравственного воспитания детей на уроках ритмики.

Необходимо отметить, что наибольший отклик у детей вызывают сказочные сюжеты, которые объединяют все музыкально-игровое действие в единую смысловую историю. Так, под определенный характер музыки дети ...

"Творческая деятельность, как основа и эффективная форма для духовно-нравственного воспитания детей в ДШИ"

Духовно - нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем образования. Задача музыкального образования - это духовно - нравственное воспитание, направленное на формирование и развитие...

Интернет-акции как активная форма духовно-нравственного воспитания детей и подростков в образовательном пространстве Центра детского творчества.

Одной из активных форм организации воспитательного процесса в современных условиях может стать проведение акций для подростков и молодежи....