методическая разработка познавательно - развлекательной программы "путешествие в мир сказок"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Познавательно – развлекательной программы
«Путешествие в мир сказок».
С. Большая Уча
2014г.
Пояснительная записка
Что знает о сказке современный культурный человек?
«Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (энциклопедический словарь).
Сказка – это часть мировой культуры. Сказка является частью фольклора. Это английское слово означает народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Сказка - это мудрое наследие наших предков. Изучая сказки ушедших времен, наши современники видят ясную картину мира, эволюцию человека далекого прошлого: во что он верил, чему поклонялся, каким следовал ритуалам и жизненным установкам. Мы узнаем все о приоритетах, укладе, быте, характере предков. В этом уникальность и непреходящая ценность сказочного материала. И это только одна сторона медали.
Великая миссия сказки заключается в том, чтобы поддерживать в человеческой душе огонь веры: Добро всегда побеждает зло! Всегда! Высочайшая степень духовности, заложенная в сказке, призвана спасти мир, особенно когда он страдает от установившегося порядка, измеряющего достоинство человека мерой власти и денег.
Наша повседневность страдает «острой сердечной недостаточностью», и прививку против этого недуга можно и должно делать еще в детстве. Ребенок, который в силу неблагоприятных обстоятельств развития и воспитания не имел возможности слушать и рассказывать сказки, фактически оказывается отрезанным от важнейшей информации. Это с одной стороны. С другой стороны, он оказывается отлученным от позитивного подкрепления стремления к познанию Тайны и Чуда.
Поэтому в сказки невозможно верить или не верить, ими можно питаться. Ребенок, получивший в детстве достаточное количество такого «питания», вырастет духовно богатым, а не превратиться в вечно недовольного, брюзжащего ханжу или тревожного неудачника, не верящего в собственные возможности.
Программа предназначена для школьников 1 – 4-х классов.
Цель: обогащение внутреннего мира ребенка посредством погружения в волшебный мир сказки.
Обучающие задачи:
- Продолжать знакомство с русским народным творчеством
- Закрепить знание народных и авторских сказок
Развивающие задачи:
- Продолжить развитие познавательных процессов (внимание, логическое мышление, творческое воображение, память, речь)
- Формировать воспитание общей языковой культуры
Воспитательные задачи:
- Прививать чувство любви к Родине, к литературному наследию наших предков
- Продолжить формировать навыки общения в атмосфере доброжелательности и психологической комфортности
Предварительная подготовка:
- Оформление зала (иллюстрации по сказкам, рисунки детей, выставка книг)
- Реквизит (маски, шапочки животных, конверт, корзинка с яблоком, стрелой, пером, рукавицей, муляжом щуки)
- Звуковое оформление (магнитофон, кассеты с подборкой детских песен и сказок для детей)
- Подбор видеоматериала (диски или видеокассеты с мультфильмами по мотивам русских народных сказок)
Краткий план проведения мероприятия:
- Беседа (Что такое сказки, авторская и народная сказка, зачин сказки и т.д.)
- Игровая ситуация «Кто что забыл»
- Загадки
- Викторина «Знаешь ли ты сказки?»
- Конкурс «Знатоки сказочного языка»
- Конкурс «Толмачи»
- Задание «Продолжи сказку»
- Задание «Угадай картину»
- Задание «Какие сказки перепутались?»
- Инсценировка сказки «Лиса и заяц»
Сценарий программы:
Ведущий: Здравствуйте ребята!
- Вы любите сказки?
- Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Именно там вы встречаетесь с загадочными зверями, удальцами-молодцами, девицами-красавицами.
- А много вы знаете сказок?
- Вот и отлично. Тогда вы мне поможете. Ходила я в лес и нашла на пеньке забытую кем-то корзинку. В корзинке много вещей разных. Хотела я их хозяевам разнести да раздать, но запамятовала, кому что принадлежит. Вот вы мне и поможете разобраться, да все и вспомнить.
Игровая ситуация «Кто что забыл»
Ведущий достает вещи по одной из корзины, дети угадывают и называют соответствующую сказку.
- Стрела. («Царевна – лягушка»)
- Пирожок. («Маша и медведь»)
- Перо птицы. («Финист – ясный сокол», «Гуси – лебеди»)
- Рукавица. («Морозко»)
- Щука. ( «По – щучьему велению»)
- Яблоко. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
- Спасибо ребята. А кто из вас знает – какие это сказки? Кто их написал? (сказание русского народа)
- А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они нас учат? (доброте, отзывчивости, щедрости, благородству и т. д.)
- Сейчас мы посмотрим, кто из вас лучше всех и больше всех знает сказок.
Внимание! Загадки:
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной
Он сам того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и медведь)
- Ах ты, Петя – простота.
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)
- Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленой кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
- Вымолвил словечко – покатилась печка
Прямо из деревни к царю и царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению)
- Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
6. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке. (Колобок)
7. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
К дому подошла – обманула петуха.
Унесла его в темные леса,
За высокие горы, за быстрые реки. (Лиса и петух)
8. Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им и голубая речка
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и бабушке
Они домой попали. (Гуси – лебеди)
- Идет кочет на пятах,
Несет саблю на плечах,
Хочет Лиску зарубить,
Себе шапку сшить, -
Выходи, Лиса, пожалей себя! (Лиса и заяц)
- «Ловись-ловись рыбка, большая и маленькая…» (Волк и лиса)
- Наступило время большого испытания.
Викторина «Знаешь ли ты сказки»
- В какой сказке живет - проживает Андрей-Стрелок? («Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»)
- Каким заклинанием вызывает к себе Иванушка Сивку-Бурку? («Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
- В какой сказке волк привез царевича к Жар-птице, воровавшей золотые яблоки? («Иван-царевич и серый волк»)
- Кем оборачивается серый волк в этой сказке? (Еленой Прекрасной, Жар-птицей, златогривым конем)
- Сколько голов было у Чуда-юда из сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»? (Шесть)
- Где была смерть Кощея Бессмертного из сказки «Царевна-лягушка»? (Смерть была на конце иглы, игла – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в кованом сундуке, сундук – на дубе, дуб – в дремучем лесу)
- Как звали трех сестер из сказки «Хаврошечка»? (Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка)
- Корешки какого корнеплода достались мужику при дележке урожая в сказке «Мужик и медведь»? (Репы)
- В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка»)
- Вспомните последний бал в сказке «Царевна-лягушка». Какие чудеса творила Василиса Премудрая? (Во время танца махнула рукой – озеро разлилось, махнула другой – лебеди полетели)
- Кто помог девочке выручить своего братца, унесенного гусями? (Печь, яблонька, речка)
- Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? (Утро вечером мудренее)
- В какой сказке есть такие слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
- Какие волшебные вещи есть в русских сказках? (Топор, клубок, дубинка, дудочка, шапка-невидимка и т. д.)
Конкурс «Блиц – викторина»
- Самое любимое мужское имя в русских сказках. (Иван)
- Дом, где живет царевна русских сказок. (Терем)
- Главный помощник Ивана – царевича. (Волк)
- Дерево, чьи волшебные плоды дарят молодость. (Яблоня)
- Самый главный остров русских сказок. (Буян)
- Вещая птица, знающая все на свете. (Гамаюн)
- Кот, умеющий своими сказками усыплять людей (Баюн)
- В сказках его произносят, чтобы случилось чудо. (Заклинание)
- Прибаутка перед сказкой. (Присказка)
- Награда за подвиг, которую дают в придачу цари. (Полцарства)
Шуточные вопросы
- Надежное средство ориентации в сказочных ситуациях. (Клубок)
- Самая дружная коммунальная квартира. (Теремок)
- Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова)
- Деталь женского платья, в которой помещаются озера и лебеди. (Рукав)
- Неблагоприятная слушательница песен. (Лиса)
- Резиденция Бабы-яги. (Избушка на курьих ножках)
- Высочайшее достижение сказочного общепита. (Скатерть-самобранка)
- Самый круглый сказочный герой. (Колобок)
- Прожектор Ивана-дурака для работы на конюшне в ночное время. (Перо Жар-птицы)
- Он использовал обогревательный прибор в качестве транспорта. (Емеля)
- Ему удалось перехитрить двух людей и трех животных. (Колобок)
- Любимый вид спорта сказочных богатырей. (Битва со змеем)
- Она пилот высшего пилотажа, прекрасно управляет летательными аппаратами типа «помело». (Баба-яга)
- Вижу, что собрались здесь ребята умные, разумные, любящие русскую сказку.
- А кто мне скажет, как начинаются сказки? («Жили – были старик и старуха …», «В некотором царстве, в тридевятом государстве …», «За лесами, за горами, за широкими морями …», «Давным – давно, когда на земле великаны ходили, а люди звериный и птичий язык понимали …».
- Так начинаются сказки. Это зачин. А потом происходят разные чудеса.
- А еще у сказок есть свой язык – сказочный. И я объявляю конкурс на лучшего знатока сказочного языка. Проходить конкурс будет так: я говорю выражение, которое часто встречается в русской волшебной сказке, кто из вас первый поднимет руку да правильно переведет его на современный язык, тот получает жетон. Итак, внимание!
Конкурс « Знатоки сказочного языка».
Поехал восвояси – поехал к себе домой.
Возьми откуп – возьми плату.
Не отвести очей – не отвести глаз.
Борзые кони – быстрые, проворные кони.
Людская молвь – людская речь, людской разговор.
Тесто на опаре – тесто на дрожжах.
Послать гонцов – отправить посланцев с известием.
Буераки – лесные овраги.
Пшеница белоярая – пшеница отборная, светлая.
Уста сахарные – губы алые, красивые.
Обронить ненароком – уронить нечаянно.
Дело неминучее – дело неизбежное.
- Ну, что же, вижу владеете вы сказочным языком. Снова нужна ваша помощь. Попало мне в руки удивительное и странное послание. Ясно только одно: случилась большая неприятность. Чтобы помочь в беде, необходимо прочитать это зашифрованное послание.
Конкурс «Толмачи» (Переводчики)
Текст: «Кто в хоромах, кто в высоких? Я шумиха, да пискун, да из-за угла хлыстень, да на воде балагта, да на горе увертыш, да в поле краса, да из-под ворот потяф-тяф, да из-за кустов хватыш, а ты кто? А я всем вам пригнетыш!»
Расшифровка, которую должны дать участники конкурса: Шумиха – муха, пискун – комар, хлыстень – мышь, балагта – лягушка, увертыш – заяц, краса – лиса, потяф-тяф – собака, хватышь – волк, пригнетыш – медведь.
- Следующее задание для вас, ребята. Слушайте внимательно.
Задание «Продолжи сказку»
(Включается магнитофонная запись сказки, дети продолжают рассказ)
- Ребята, посмотрите на наш стенд, где находятся репродукции картины одного известного художника, посвященные русским волшебным сказкам.
Задание «Угадай картину»
(Нужно угадать название и автора картины)
Автор: Васнецов
Название картин: «Снегурочка», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Царевна-лягушка», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный».
Задание «Какие сказки перепутались»
(Зачитывается текст, состоящий из отрывков сказок.)
Текст: «Жил-был дед, да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. («Морозко»)
Как то раз пошла Машенька с подружками в лес, да и заблудилась. Смотрит, стоит избушка, дай думает зайду. («Маша и медведь»)
- Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом. Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Он взошел в нее и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Бага-яга-костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос. («Царевна-лягушка»)
- Отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
- Скажи – чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась… («По щучьему веленью»)
Прибежал конь и стал перед ним как вкопанный. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул – достал до окна. Иванушка поцеловал царевну в сахарные уста, схватил с ее пальца перстень, повернул коня и ускакал. («Сивка-Бурка»)
А козленочек от радости три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
И стали они жить-поживать и добра наживать.
- А у вас есть любимая сказка? Какая?
- Очень много написано сказок про животных. А какие животные стали героями русских народных сказок? (лиса, заяц, волк, петух, медведь, собака, козел, баран, бык и т. д.)
- Сейчас мы с вами поиграем в сказку. Но мне нужны помощники.
Инсценировка сказки «Лиса и заяц». Ведущий напоминает начало сказки. Дети распределяют роли, одевают шапочки и маски зверей и начинают инсценировку.
Методические советы
Викторину и конкурсы данной программы можно провести как соревнования между командами. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Жетоны изготавливаются заранее. В конце программы подводятся итоги и поощрения особо отличившихся в игре участников команд.
Тексты заданий «Какие сказки перепутались» и «Продолжи сказку» может быть другой, а именно, взят из других русских народных сказок.
Для лучшего усвоения программы детям в заключении рекомендуется показать мультфильм, например «Молодильные яблоки» или др.
Список используемой литературы
- М.А. Бесова. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°, 2000г.
- И.В. Грузина. Праздники в начальной школе. Сборник сценариев. – Москва: Издат-Школа, 2000г.
- Э.Г. Кузнецова. Игры, викторины, занимательные уроки в школе. Пособие для учителей и родителей. – Москва: Аквариум, 1998г.
- И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова. Приходите к нам на праздник. Сборник сценариев для детей. - Ярославль: Академия развития: Академия, К°, 1999г.
- О.М. Суворова. Сценарии школьных праздников. Часть 2. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2003г.
- А. Буренина. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Педагогический альманах. Вып.1: «Сказка в жизни ребенка». – СПб.: «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», 2005г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 2008г.
- Журнал «Чем развлечь гостей», №1, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.
Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-474635-1412889729.jpg)
Методическая разработка интеллектуально-развлекательной математической игры для старшей школы "Счастливый случай"
Игра заключается в состязании двух команд, которые соревнуются в 7-ми геймах. Каждый гейм посвящен одному из разделов математики: алгебра, геометрия, тригонометрия, история математики,, арифметика, ло...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-620760-1429206578.jpg)
Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Народов России дружная семья"
Данное мероприятие можно провести к Дню народного единства или к Дню толерантности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-634969-1434517766.jpg)
Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»
Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667991-1442340475.jpg)
Методическая разработка спортивно-развлекательной игры "Здоровый биатлон"
Данная разработка предназначена для организации и проведения интересного и увлекательного спортивно-познавательного мероприятия. Методические материалы ориентированы на широкий круг преподавателей, пе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-879689-1571157885.jpg)
Методическая разработка конкурсно-развлекательной программы "Мамина красавица"
Конкурсно-развлекательная программа «Мамина красавица» , посвященная Всероссийскому дню Матери, проводится в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга не первый год. Изначально Программа б...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1275242-1601922810.jpg)
Методическая разработка. Познавательная развлекательная программа "Аллегро"
Развлекательная, познавательная программа для любителей музыки. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям школ для внеклассного мероприятия. Программа рассчитана на...