методическая разработка познавательно - развлекательной программы "путешествие в мир сказок"
методическая разработка на тему

разработка предназначена для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Познавательно – развлекательной программы

«Путешествие в мир сказок».

                                                       

                                                             

С. Большая Уча

2014г.

Пояснительная записка

    Что знает о сказке современный культурный человек?

«Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (энциклопедический словарь).

    Сказка – это часть мировой культуры. Сказка является частью фольклора. Это английское слово означает народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

    Сказка - это мудрое наследие наших предков. Изучая сказки ушедших времен, наши современники видят ясную картину мира, эволюцию человека далекого прошлого: во что он верил, чему поклонялся, каким следовал ритуалам и жизненным установкам. Мы узнаем все о приоритетах, укладе, быте, характере предков. В этом уникальность и непреходящая ценность сказочного материала. И это только одна сторона медали.

    Великая миссия сказки заключается в том, чтобы поддерживать в человеческой душе огонь веры: Добро всегда побеждает зло! Всегда! Высочайшая степень духовности, заложенная в сказке, призвана спасти мир, особенно когда он страдает от установившегося порядка, измеряющего достоинство человека мерой власти и денег.

    Наша повседневность страдает «острой сердечной недостаточностью», и прививку против этого недуга можно и должно делать еще в детстве. Ребенок, который в силу неблагоприятных обстоятельств развития и воспитания не имел возможности слушать и рассказывать сказки, фактически оказывается отрезанным от важнейшей информации. Это с одной стороны. С другой стороны, он оказывается отлученным от позитивного подкрепления стремления к познанию Тайны и Чуда.

    Поэтому в сказки невозможно верить или не верить, ими можно питаться. Ребенок, получивший в детстве достаточное количество такого «питания», вырастет духовно богатым, а не превратиться в вечно недовольного, брюзжащего ханжу или тревожного неудачника, не верящего в собственные возможности.

Программа предназначена для школьников 1 – 4-х классов.

Цель: обогащение внутреннего мира ребенка посредством погружения в волшебный мир сказки.

Обучающие задачи:

  • Продолжать знакомство с русским народным творчеством
  • Закрепить знание народных и авторских сказок

Развивающие задачи:

  • Продолжить развитие познавательных процессов (внимание, логическое мышление, творческое воображение, память, речь)
  • Формировать воспитание общей языковой культуры

Воспитательные задачи:

  • Прививать чувство любви к  Родине, к литературному наследию наших предков
  • Продолжить формировать навыки общения в атмосфере доброжелательности и психологической комфортности

Предварительная подготовка:

  1. Оформление зала (иллюстрации по сказкам, рисунки детей, выставка книг)
  2. Реквизит (маски, шапочки животных, конверт, корзинка с яблоком, стрелой, пером, рукавицей, муляжом щуки)
  3. Звуковое оформление (магнитофон, кассеты с подборкой детских песен и сказок для детей)
  4. Подбор видеоматериала (диски или видеокассеты с мультфильмами по мотивам русских народных сказок)

Краткий план проведения мероприятия:

  1. Беседа (Что такое сказки, авторская и народная сказка, зачин сказки и т.д.)
  2. Игровая ситуация «Кто что забыл»
  3. Загадки
  4. Викторина «Знаешь ли ты сказки?»
  5. Конкурс «Знатоки сказочного языка»
  6. Конкурс «Толмачи»
  7. Задание «Продолжи сказку»
  8. Задание «Угадай картину»
  9. Задание «Какие сказки перепутались?»
  10. Инсценировка сказки «Лиса и заяц»

Сценарий программы:

Ведущий: Здравствуйте ребята!

  • Вы любите сказки?
  • Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Именно там вы встречаетесь с загадочными зверями, удальцами-молодцами, девицами-красавицами.
  • А много вы знаете сказок?
  • Вот и отлично. Тогда вы мне поможете. Ходила я в лес и нашла на пеньке забытую кем-то корзинку. В корзинке много вещей разных. Хотела я их хозяевам разнести да раздать, но запамятовала, кому что принадлежит. Вот вы мне и поможете разобраться, да все и вспомнить.

Игровая ситуация «Кто что забыл»

Ведущий достает вещи по одной из корзины, дети угадывают и называют соответствующую сказку.

  1. Стрела. («Царевна – лягушка»)
  2. Пирожок. («Маша и медведь»)
  3. Перо птицы. («Финист – ясный сокол», «Гуси – лебеди»)
  4. Рукавица. («Морозко»)
  5. Щука. ( «По – щучьему велению»)
  6. Яблоко. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

-    Спасибо ребята. А кто из вас знает – какие это сказки? Кто их написал? (сказание русского народа)

  • А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они нас учат? (доброте, отзывчивости, щедрости, благородству и т. д.)
  • Сейчас мы посмотрим, кто из вас лучше всех и больше всех знает сказок.

Внимание! Загадки:

  1. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной

Он сам того не ведая,

Несет ее домой. (Маша и медведь)

  1. Ах ты, Петя – простота.

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)

  1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростился с зеленой кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

  1. Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю и царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению)

  1. Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

6.     Не лежалось на окошке –

        Покатился по дорожке. (Колобок)

7.     Рыжая плутовка,

        Хитрая да ловкая.

        К дому подошла – обманула петуха.

         Унесла его в темные леса,

         За высокие горы, за быстрые реки.  (Лиса и петух)

8.    Помогала им яблонька,

       Помогала им печка,

       Помогала им и голубая речка

       Все им помогали,

       Все их укрывали. 

       К матушке и бабушке

       Они домой попали. (Гуси – лебеди)

  1. Идет кочет на пятах,

              Несет саблю на плечах,

              Хочет Лиску зарубить,

              Себе шапку сшить, -

              Выходи, Лиса, пожалей себя! (Лиса и заяц)

  1. «Ловись-ловись рыбка, большая и маленькая…» (Волк и лиса)

  • Наступило время большого испытания.

Викторина «Знаешь ли ты сказки»

  1. В какой сказке живет - проживает Андрей-Стрелок? («Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»)
  2. Каким заклинанием вызывает к себе Иванушка Сивку-Бурку? («Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
  3. В какой сказке волк привез царевича к Жар-птице, воровавшей золотые яблоки? («Иван-царевич и серый волк»)
  4. Кем оборачивается серый волк в этой сказке? (Еленой Прекрасной, Жар-птицей, златогривым конем)
  5. Сколько голов было у Чуда-юда из сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»? (Шесть)
  6. Где была смерть Кощея Бессмертного из сказки «Царевна-лягушка»? (Смерть была на конце иглы, игла – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в кованом сундуке, сундук – на дубе, дуб – в дремучем лесу)
  7. Как звали трех сестер из сказки «Хаврошечка»? (Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка)
  8. Корешки какого корнеплода достались мужику при дележке урожая в сказке «Мужик и медведь»? (Репы)
  9. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка»)
  10. Вспомните последний бал в сказке «Царевна-лягушка». Какие чудеса творила Василиса Премудрая? (Во время танца махнула рукой – озеро разлилось, махнула другой – лебеди полетели)
  11. Кто помог девочке выручить своего братца, унесенного гусями? (Печь, яблонька, речка)
  12. Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? (Утро вечером мудренее)
  13. В какой сказке есть такие слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
  14. Какие волшебные вещи есть в русских сказках? (Топор, клубок, дубинка, дудочка, шапка-невидимка и т. д.)

Конкурс «Блиц – викторина»

  • Самое любимое мужское имя в русских сказках. (Иван)
  • Дом, где живет царевна русских сказок. (Терем)
  • Главный помощник Ивана – царевича. (Волк)
  • Дерево, чьи волшебные плоды дарят молодость. (Яблоня)
  • Самый главный остров русских сказок. (Буян)
  • Вещая птица, знающая все на свете. (Гамаюн)
  • Кот, умеющий своими сказками усыплять людей (Баюн)
  • В сказках его произносят, чтобы случилось чудо. (Заклинание)
  • Прибаутка перед сказкой. (Присказка)
  • Награда за подвиг, которую дают в придачу цари. (Полцарства)

Шуточные вопросы

  • Надежное средство ориентации в сказочных ситуациях. (Клубок)
  • Самая дружная коммунальная квартира. (Теремок)
  • Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова)
  • Деталь женского платья, в которой помещаются озера и лебеди. (Рукав)
  • Неблагоприятная слушательница песен. (Лиса)
  • Резиденция Бабы-яги. (Избушка на курьих ножках)
  • Высочайшее достижение сказочного общепита. (Скатерть-самобранка)
  • Самый круглый сказочный герой. (Колобок)
  • Прожектор Ивана-дурака для работы на конюшне в ночное время. (Перо Жар-птицы)
  • Он использовал обогревательный прибор в качестве транспорта. (Емеля)
  • Ему удалось перехитрить двух людей и трех животных. (Колобок)
  • Любимый вид спорта сказочных богатырей. (Битва со змеем)
  • Она пилот высшего пилотажа, прекрасно управляет летательными аппаратами типа «помело». (Баба-яга)

  • Вижу, что собрались здесь ребята умные, разумные, любящие русскую сказку.
  • А кто мне скажет, как начинаются сказки? Жили – были старик и старуха …», «В некотором царстве, в тридевятом государстве …», «За лесами, за горами, за широкими морями …», «Давным – давно, когда на земле великаны ходили, а люди звериный и птичий язык понимали …».
  • Так начинаются сказки. Это зачин. А потом происходят разные чудеса.
  • А еще у сказок есть свой язык – сказочный. И я объявляю конкурс на лучшего знатока сказочного языка. Проходить конкурс будет так: я говорю выражение, которое часто встречается в русской волшебной сказке, кто из вас первый поднимет руку да правильно переведет его на современный язык, тот получает жетон. Итак, внимание!

Конкурс « Знатоки сказочного языка».

Поехал восвояси – поехал к себе домой.

Возьми откуп – возьми плату.

Не отвести очей – не отвести глаз.

Борзые кони – быстрые, проворные кони.

Людская молвь – людская речь, людской разговор.

Тесто на опаре – тесто на дрожжах.

Послать гонцов – отправить посланцев с известием.

Буераки – лесные овраги.

Пшеница белоярая – пшеница отборная, светлая.

Уста сахарные – губы алые, красивые.

Обронить ненароком – уронить нечаянно.

Дело неминучее – дело неизбежное.

 

  • Ну, что же, вижу владеете вы сказочным языком. Снова нужна ваша помощь. Попало мне в руки удивительное и странное послание. Ясно только одно: случилась большая неприятность. Чтобы помочь в беде, необходимо прочитать это зашифрованное послание.

Конкурс «Толмачи» (Переводчики)

Текст: «Кто в хоромах, кто в высоких? Я шумиха, да пискун, да из-за угла хлыстень, да на воде балагта, да на горе увертыш, да в поле краса, да из-под ворот потяф-тяф, да из-за кустов хватыш, а ты кто? А я всем вам пригнетыш!»

Расшифровка, которую должны дать участники конкурса: Шумиха – муха, пискун – комар, хлыстень – мышь, балагта – лягушка, увертыш – заяц, краса – лиса, потяф-тяф – собака, хватышь – волк, пригнетыш – медведь.

  • Следующее задание для вас,  ребята. Слушайте внимательно.

Задание «Продолжи сказку»

 (Включается магнитофонная запись сказки, дети продолжают рассказ)

  • Ребята, посмотрите на наш стенд, где находятся репродукции картины одного известного художника, посвященные русским волшебным сказкам.

 Задание «Угадай картину»

(Нужно угадать название и автора картины)

Автор: Васнецов

Название картин: «Снегурочка», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Царевна-лягушка», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный».

Задание «Какие сказки перепутались»

(Зачитывается текст, состоящий из отрывков сказок.)

Текст: «Жил-был дед, да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. («Морозко»)

Как то раз пошла Машенька с подружками в лес, да и заблудилась. Смотрит, стоит избушка, дай думает зайду. («Маша и медведь»)

  • Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом. Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Он взошел в нее и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Бага-яга-костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос. («Царевна-лягушка»)
  • Отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
  • Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
  • Скажи – чего ты сейчас хочешь?
  • Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась… («По щучьему веленью»)

Прибежал конь и стал перед ним как вкопанный. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул – достал до окна. Иванушка поцеловал царевну в сахарные уста, схватил с ее пальца перстень, повернул коня и ускакал. («Сивка-Бурка»)

А козленочек от радости три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

И стали они жить-поживать и добра наживать.

  • А у вас есть любимая сказка? Какая?
  • Очень много написано сказок про животных. А какие животные стали героями русских народных сказок? (лиса, заяц, волк, петух, медведь, собака, козел, баран, бык и т. д.)
  • Сейчас мы  с вами поиграем в сказку. Но мне нужны помощники.

Инсценировка сказки «Лиса и заяц». Ведущий напоминает начало сказки. Дети распределяют роли, одевают шапочки и маски зверей и начинают инсценировку.

Методические советы

   Викторину и конкурсы данной программы можно провести как соревнования между командами. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Жетоны изготавливаются заранее. В конце программы подводятся итоги и поощрения особо отличившихся в игре участников команд.

   Тексты заданий «Какие сказки перепутались» и «Продолжи сказку» может быть другой, а именно, взят из других русских народных сказок.

   Для лучшего усвоения программы детям в заключении рекомендуется показать мультфильм, например «Молодильные яблоки» или др.

Список используемой литературы

  1. М.А. Бесова. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°, 2000г.
  2. И.В. Грузина. Праздники в начальной школе. Сборник сценариев. – Москва: Издат-Школа, 2000г.
  3. Э.Г. Кузнецова. Игры, викторины, занимательные уроки в школе. Пособие для учителей и родителей. – Москва: Аквариум, 1998г.
  4. И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова. Приходите к нам на праздник. Сборник сценариев для детей. - Ярославль: Академия развития: Академия, К°, 1999г.
  5. О.М. Суворова. Сценарии школьных праздников. Часть 2. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2003г.
  6. А. Буренина. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Педагогический альманах. Вып.1: «Сказка в жизни ребенка». – СПб.: «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», 2005г.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 2008г.
  8. Журнал «Чем развлечь гостей», №1, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.

Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...

Методическая разработка интеллектуально-развлекательной математической игры для старшей школы "Счастливый случай"

Игра заключается в состязании двух команд, которые соревнуются в 7-ми геймах. Каждый гейм посвящен одному из разделов математики: алгебра, геометрия, тригонометрия, история математики,, арифметика, ло...

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Народов России дружная семья"

Данное мероприятие можно провести к Дню народного единства  или к Дню толерантности....

Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»

Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...

Методическая разработка спортивно-развлекательной игры "Здоровый биатлон"

Данная разработка предназначена для организации и проведения интересного и увлекательного спортивно-познавательного мероприятия. Методические материалы ориентированы на широкий круг преподавателей, пе...

Методическая разработка конкурсно-развлекательной программы "Мамина красавица"

Конкурсно-развлекательная программа «Мамина красавица» , посвященная Всероссийскому дню Матери, проводится в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга не первый год. Изначально Программа б...

Методическая разработка. Познавательная развлекательная программа "Аллегро"

Развлекательная, познавательная программа для любителей музыки. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям школ для внеклассного мероприятия. Программа рассчитана на...