Работа над чтением литературного произведения
статья на тему

Статья о методике работы с детьми над техникой речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_chteniem_literaturnogo_proizvedeniya.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

                Статья на сайте педагогического  клуба «Наука и творчество»

                                    https://sites.google.com/site/klybnayka

                             Работа  над чтением  литературного  произведения

              Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное  образование»

              Коррекционные образовательные учреждения (предметы гуманитарного цикла)

                                                                        Кондакова Евгения Васильевна,

                                                                        учитель русского языка и чтения

                                                                        ГБ(О)С(К)ОУС(К)О школа-интернат

                                                                        VIII вида № 4

    Коррекционная школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Поэтому обучение в ней  носит сугубо практический характер.

   Умственно отсталые дети должны приобрести навык правильного, беглого и осмысленного чтения, с тем, чтобы  к моменту окончания обучения приобрести интерес к книге и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать  из него соответствующие выводы.

  Обучение чтению должно вестись в двух взаимосвязанных направлениях:  последовательное развитие у обучающихся техники чтения и  выработка умения анализировать и сознательно усваивать  содержание читаемого. Это обусловливается тем,  что достаточно развитая  техника чтения обеспечивает  более свободное усвоение смысла читаемого, а понимание  содержания текста  создает благоприятные условия для совершенствования техники чтения.

   Формирование у обучающихся  навыка правильного и сознательного чтения связано с решением и  других задач развития  речи обучающихся:  уточнение и развитие словаря, выработка умения правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать мысли в устной и письменной форме.

                           1.  Подготовка обучающихся к чтению

  Перед тем как приступить к чтению проводится соответсвующая  подготовительная работа с целью возбудить у обучающихся интерес к теме данного литературного произведения и обеспечить  наиболее полное  и правильное  восприятие его содержания. Это особенно важно   при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), воспитанники которой  не обладают способностью самостоятельно  представлять содержание прочитываемого текста в виде  конкретных образов.

   Для того, чтобы  подготовительная  работа  на уроках чтения  сыграла определенную роль, приемы ее проведения единообразными для всех  случаев; они должны соответствовать характеру именно того произведения, к чтению которого обучающиеся готовятся.

   Дети часто имеют представления, которые в той или иной  мере могут послужить основой для усвоения содержания литературного произведения, но эти представления нуждаются в выявлении и в соответствующей организации. Если, например, предстоит читать стихотворение М, Ю.Лермонтова «Бородино», то предварительно дети должны  будут восстановить в памяти сведения об Отечественной войне 1812 года, полученные на уроках истории. Беседу следует сопровождать  рассматриванием картин, показом соответствующих слайдов, что позволит наглядно представить ситуацию,  в которой  развертываются описываемые в стихотворении события. При подготовке к чтению рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» необходимо сообщить обучающимся о войнах, проводимых царским  правительством на Кавказе, о нравах и быте горцев того времени.

                       2. Чтение литературного произведения

   Чтение  литературного произведения организуется в разных случаях по-разному, в зависимости от его объема и характера содержания. Небольшие рассказы, стихотворения, басни целесообразнее  в первый раз читать целиком вслух, Произведения же большие по объему, расчлененные на ряд глав, нужно читать по частям, чередуя чтение в классе и  самостоятельно детьми.

  Основная  цель чтения литературного произведения – правильное  восприятие его содержания. Процесс восприятия не  осуществляется сразу в законченном виде, а постепенно развивается. В соответствии с закономерностью последовательного развития восприятия и следует организовать способы чтения литературного произведения.

  Первой стадии восприятия  соответствует первое чтение текста. Это чтение должно произвести на обучающихся  яркое впечатление,  вызвать у них соответствующие переживания.  Это окажется возможным,  в том случае, если произведение будет прочитано правильно и выразительно.

   Дети  с нарушениями интеллекта, даже обучающиеся в старших классах, в большинстве случаев не владеют в достаточной степени навыком правильного и выразительного чтения.  Если им поручается первое чтение  произведения, то они  читают монотонно и часто ошибаются.  Учителю приходится прерывать их чтение, чтобы исправить ошибки, вследствие чего впечатление от прочитанного нарушается. Поэтому рекомендуется, чтобы в первый раз литературное произведение было прочитано учителем.

   Когда первое чтение    литературного произведения будет закончено, надо сделать небольшую паузу, с тем чтобы дать обучающимся возможность разобраться в полученных  впечатлениях. Затем можно поставить несколько вопросов, которые должны помочь  им оформить эти впечатления: «Чтобы вы хотели сказать о прочитанном?»

   Повторное чтение и даже неоднократное  перечитывание отдельных  частей текста детьми будет происходить  в дальнейшем при детальном разборе содержания.

   Работая над содержанием  произведения, необходимо иметь ввиду  не только усвоение содержания, но  и совершенствование техники, особенно выразительности чтения.

  При обучении  выразительному чтению основная задача заключается в том, чтобы приблизить  чтение  текста  к живой речи.  Приходится добиваться, чтобы обучающиеся читали достаточно громко,  отчетливо и соблюдали нормы литературного, орфоэпически правильного произношения.

    Выразительное чтение является средством передачи мыслей, чувств и настроений. Поэтому обучение детей использованию  различных приемов выразительного  произношения должно опираться на глубокое понимание смыслового содержания текста.

    Важным является умение правильно  ставить логическое ударение, соблюдать интонацию, соответствующую характеру произведения.

   Вместе с выразительностью надо развивать и беглость чтения.  Следует отметить, что это означает  не увеличение скорости  произношения читаемых  слов,  а достижение связности  процесса чтения  и приведение его в соответствие  с темпом обычной  живой речи.

   Отдельные обучающиеся  старших классов затрудняются в чтении трудных по структуре слов, искажают их звуковой состав. Таким детям следует предлагать  для чтения более доступный материал, постепенно усложняя его по мере развития у них техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

Статья "Формирование нравственных понятий у школьников в процессе чтения литературных произведений."

Чтение художественных произведений является важным шагом в формировании нравственных понятий у школьников....

Работа с экранизацией литературного произведения как способ анализа художественной детали на уроке литературы

В методике совершенно справедливо осуждается довольно распространенный сейчас путь освоения школьной программы по литературе, когда чтение произведений подменяется просмотром снятых по ним кинофильмов...

Статья коллектива авторов: Богайцева М.В., Магир Т.В. Использование интерпретаций литературного произведения как средство развития интереса к чтению и форма работы с непрочитанным текстом на уроке

Среди особых проблем современной методики преподавания литературы стоит вопрос работы с непрочитанным текстом. К сожалению, все чаще учителя сталкиваются с ситуацией незнакомства учеников с изучаемым ...

Педагогические технологии и методики, используемые в работе с литературными произведениями на уроках чтения в коррекционной школе

Данный материал является представлением опыта работы учителя чтения и развития речи на заседании методического объединения учителей, работающих в школе-интернате для детей с ОВЗ, по теме " Педаго...

"Совесть, или суд над собой" Классный час на основе чтения литературных произведений

Методическая разработка является составной частью плана работы классного руководителя по формированию классного коллектива, а именно духовно-нравственной его составляющей.Цель мероприятия:воспитание г...