Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Информатика, ИКТ» (8 класс)
рабочая программа (8 класс) на тему

Неретина Наталья Ивановна

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также на основе дидактического пособия «Информатика и ИКТ 8 класс» для школьников, обучающихся по адаптированной программе (автор – составитель И.Г. Громкова, Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_8_klass_viii_vid.docx114.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Малокамалинская основная общеобразовательная школа №5»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель МС,                                                                             Директор школы                                                                    

зам.директора по УВР                                                                       Волокитина Е.И.

Беребера Е. С.   ______                                                                     _____________________

Протокол  МС  № ____                                                                   Приказ № _____________

от_____________2015 г.                                                                  от_______________2015г.

 

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта

по предмету «Информатика, ИКТ»

(8 класс)

 

 

     

«РАССМОТРЕНО»

 на ШМО естественно – технологического  цикла

 протокол №____

 от______________2015 г.

       Разработал:

       Учитель информатики:  Неретина Н.И.

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также на основе дидактического пособия «Информатика и ИКТ 8 класс» для школьников, обучающихся по адаптированной программе (автор – составитель И.Г. Громкова, Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015г.).

Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.

Цели изучения курса:

  • общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространённой частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребёнка;
  • технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере;
  • коррекционная цель – способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения и др.).

Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.

Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.

Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.

Введение в программу обучения умственно – отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего  содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребёнка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

В работе с умственно – отсталыми подростками особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, изучение управляющих клавиш, изучение графического, азам текстового редакторов, знакомство с алфавитно – цифровой клавиатурой, в небольшом объёме включаются творческие задания, работа со словом, простейшие текстовые редакторы Блокнот и WordPad, простейший графический редактор Paint, программа для простейших вычислений Калькулятор.

Программой предусмотрено проведение:

  • практические работы – 18;
  • контрольные работы – 2.

Требования к уровню подготовки обучающихся учебного курса «Информатика и ИКТ» специальных (коррекционных) классов VIII вида

Учащиеся должны:

знать \ понимать

  • предмет изучения информатики;
  • ТБ и правила поведения в кабине информатики и при работе за компьютером;
  • состав  основных устройств компьютера, их назначение;
  • элементы диалогового окна;
  • объекты Рабочего стола;
  • элементы окна программы;
  • назначение текстовых редакторов;
  • основные объекты текстового редактора;
  • основные режимы работы текстового редактора (ввод, редактирование, форматирование, работа с файлами);
  • назначение графического редактора;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, панели инструментов, палитры, меню команд.

уметь

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • приводить примеры информации;
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой, мышью;
  • запускать программы с помощью Главного меню;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, работать с окнами;
  • пользоваться программами для обработки символьной и числовой информации;
  • выполнять основные операции над текстом: ввод, редактирование, форматирование;
  • перемещаться по тексту;
  • сохранять текст;
  • пользоваться клавиатурой, мышью при работе с текстом;
  • создавать изображение в среде графического редактора;
  • сохранять графические изображения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Человек и информация – 2 ч.

Техника безопасности в компьютерном классе. Введение в предмет. Информатика. Информация. Виды информации. Восприятие информации человеком.

Знакомство с компьютером – 18 ч.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Папки. Программы и файлы. Рабочий стол. Главное меню. Панель задач. Управление компьютером с помощью меню. Управление компьютером  с помощью мыши. Окно. Технология работы с окном. Запуск программ. Программы для обработки символьной и числовой информации.

Практикум

  1. Устройство персонального компьютера.
  2. Учимся работать с компьютерной мышью.
  3. Клавиатура. Набор текста.
  4. Рабочий стол операционной системы Windows.
  5. Создание папки.
  6. Создание файла.
  7. Работа с главным меню операционной  системы Windows.
  8. Работа с окнами.
  9. Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

Информационные технологии – 12 ч.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор. Основные объекты текстового документа. Шрифты. Действия с фрагментом текста. Компьютерная графика. Графический редактор и методы работы с ним. Инструменты графического редактора. Печать документа. Сохранение документа.

Практикум

  1. WordPad – создание и сохранение документов.
  2. Набор текста.
  3. WordPad – действия с фрагментом текста.
  4. WordPad – редактирование текста.
  5. Paint – устройства окна, рабочие панели.
  6. Paint – составление изображения.
  7. Paint – редактирование, сохранение рисунка.
  8. Paint – создание рисунка из геометрических фигур.
  9. Печать документа.

Итоговое повторение – 2 ч.

Учебно-тематический план

Сроки

Всего часов

Практических

Отметки о выполнении

КР

ПР

Всего часов

КР

I

четверть

9

-

3

II

четверть

7

-

4

III

четверть

10

1

6

IV

четверть

8

1

5

Год

34

2

18

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Дата контроля

Контрольная работа «Операционная система Windows»

Итоговая контрольная работа

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Дата контроля

Практическая работа №1. Устройство персонального компьютера

Практическая работа №2. Учимся работать с компьютерной мышью

Практическая работа №3. Клавиатура. Набор текста

Практическая работа №4. Рабочий стол операционной системы Windows

Практическая работа №5. Создание папки

Практическая работа №6. Создание файла

Практическая работа №7. Работа с главным меню операционной  системы Windows

Практическая работа №8. Работа с окнами

Практическая работа №9. Выполнение арифметических действий на калькуляторе

Практическая работа №10.  WordPad – создание и сохранение документов

Практическая работа №11. Набор текста

Практическая работа №12. WordPad – действия с фрагментом текста

Практическая работа №13. WordPad – редактирование текста

Практическая работа №14. Paint – устройства окна, рабочие панели

Практическая работа №15. Paint – составление изображения

Практическая работа №16. Paint – редактирование, сохранение рисунка

Практическая работа №17. Paint – создание рисунка из геометрических фигур

Практическая работа №18. Печать документа

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства:

  • компьютер;
  • проектор;
  • принтер;
  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства:

  • операционная система Windows;
  • текстовый редактор Блокнот;
  • приложение Калькулятор;
  • графический редактор Paint;
  • текстовый редактор WordPad.


Тема урока

КЧ

Элементы содержания

Образовательные задачи

Коррекционо – развивающие задачи

Дата

1

Техника безопасности в компьютерном классе

1

ТБ

Познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете информатики

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

2

Человек и компьютер

1

Информация. Компьютер. Каналы получения информации

Сформировать общее представление о предмете изучения информатики

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

3

Устройства ПК

1

Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь. Принтер. Сканер. Многофункциональное устройство (МФУ). Акустические колонки.  Модем. Веб – камера.

Познакомить учащихся с архитектурой ПК

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

4

Практическая работа №1

Устройство персонального компьютера. ТБ

1

Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь.

Знать основные составляющие ПК (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

5

Периферийное устройство мышь

1

Мышь: внешнее устройство, назначение. Указатель мыши. Действия мыши.

Знать внешнее устройство, назначение и действия мыши

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

6

Практическая работа №2 Учимся работать с компьютерной мышью. ТБ

1

Включение компьютера. Основные действия с объектами: указать, выделить, переместить, открыть

Уметь управлять объектами с помощью мыши

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

7

Клавиатура – инструмент писателя

1

Клавиатура: основные элементы, назначение. Основные правила набора текста. Правила обращения с клавиатурой

Знать назначение, группы клавиш, основные правила набора текста и правила обращения с клавиатурой

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

8

Практическая работа №3 Клавиатура. Набор текста. ТБ

1

Запуск программы Блокнот. Текстовый курсор. Набор текста

Уметь пользоваться клавиатурой, набирать текст

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

9

Рабочий стол операционной системы Windows

1

Рабочий стол. Специальные объекты Windows: Мой компьютер, Сетевое окружение,  Корзина. Элементы управления: Панель задач, Пуск

Знать элементы управления Рабочего стола

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

10

Практическая работа №4 Рабочий стол операционной системы Windows. ТБ

1

Пуск. Главное меню. Вложенное (скрытое) меню. Тема Рабочего стола. Фон Рабочего стола. Выключение компьютера

Уметь пользоваться элементами управления: Пуск, Панель задач; устанавливать тему и фон Рабочего стола

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

11

Основные действия с папками и файлами

1

Файл. Имя файла. Тип файла. Расширение. Значки файлов.  Операции с файлами. Папка. Вложенная папка.

Сформировать представления о понятиях «файл» и «папка»; познакомиться с основными операциями над файлами и папками

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

12

Практическая работа №5 Создание папки. ТБ

1

Операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Уметь выполнять операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

13

Практическая работа №6 Создание файла. ТБ

1

Операции с файлами: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Уметь выполнять операции с файлами: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

14

Основные действия с главным меню

1

Главное меню: устройство, назначение. Кнопка  Пуск: Личная папка. Документы. Изображения. Музыка. Игры. Недавние документы. Компьютер. Сеть. Подключение. Панель управления. Программы по умолчанию. Справка и поддержка.

Знать основные действия с главным меню, устройство, назначение

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

15

Практическая работа №7 Работа с главным меню операционной  системы Windows. ТБ

1

Запуск программы Блокнот. Запуск программы Калькулятор. Панель задач. Завершение работы программ.

Уметь работать с главным меню операционной  системы Windows

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

16

Технология работы с окном

1

Окно. Элементы окна. Назначение. Перемещение окна. Изменение размера окна. Закрытие окна.  

Знать технологию работы с окном; элементы окна, их назначение

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

17

Практическая работа №8 Работа с окнами. ТБ

1

Операции с окнами: свернуть, развернуть, закрыть, перемещение, изменение размера. Просмотр содержимого.  

Уметь выполнять операции с окнами: свернуть, развернуть, закрыть, перемещение, изменение размера, просмотр содержимого

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

18

Контрольная работа «Операционная система Windows»

1

Контрольная работа в формате тестирования

 Уметь применять полученные знания и навыки

Развитие чувства времени и длительности его.

19

Калькулятор – помощник математиков

1

Счётная доска Абак. Суан – пан. Счёты. Суммирующая машина Паскаль. Арифмометр «Феликс». Ручной электронный калькулятор. Стандартная программа Калькулятор. Запуск программы. Виды калькулятора. Окно Калькулятора. Основные кнопки Калькулятора.

Иметь представление о различных приспособлениях для  вычислений

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

20

Практическая работа №9 Выполнение арифметических действий на калькуляторе. ТБ

1

Запуск программы Калькулятор. Заголовок. Строка меню. Поле ввода. Индикатор использования памяти. Кнопки для работы с памятью. Кнопки арифметических действий. Числовое поле. Выполнение арифметических действий.  Закрытие программы Калькулятор

Уметь выполнять арифметических действий на калькуляторе

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

21

Текстовый редактор WordPad

1

Текстовый редактор WordPad: рабочее окно, основные элементы, назначение.  Создание нового документа. Сохранение документа. Открытие раннее сохранённого документа. Действия с фрагментами текста: выделение, редактирование.

Иметь представление о программном обеспечении для обработки текстовой информации

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

22

Практическая работа №10  WordPad – создание и сохранение документов. ТБ

1

Запуск программы WordPad. Назначение кнопок панели «Стандартная».  Набор текста. Сохранение документа. Закрытие программы WordPad

Уметь осуществлять простой набор текста; пользоваться стандартной панелью; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

23

Практическая работа №11 Набор текста. ТБ

1

Запуск программы WordPad.  Набор текста по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы WordPad

Уметь выполнять набор текста по образцу; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

24

Практическая работа №12 WordPad – действия с фрагментом текста. ТБ

1

Запуск программы WordPad. Набор текста по образцу методом «протаскивания».  Сохранение документа. Закрытие программы WordPad

Уметь выполнять набор текста по образцу методом «протаскивания»; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

25

Практическая работа №13 WordPad – редактирование текста. ТБ

1

Запуск программы WordPad. Открытие ранее сохранённого текста. Редактирование текста. Сохранение документа. Закрытие программы WordPad

Уметь выполнять открытие ранее сохранённого текста, редактирование текста; сохранять редактированный документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

26

Графический редактор  Paint

1

Графический редактор  Paint: рабочее окно, основные элементы, назначение, возможности. Запуск программы. Действия по созданию рисунка. Инструментарий. Редактирование компьютерного рисунка. Сохранение рисунка

Сформировать представление о графическом редакторе и его возможностях

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

27

Практическая работа №14 Paint – устройства окна, рабочие панели. ТБ

1

Запуск программы Paint. Элементы окна: заголовок, строка меню, рабочее поле, панель инструментов, панель настройки инструментов, основной цвет, цвет фона, строка состояния, полосы прокрутки. Закрытие программы Paint

Ознакомить с интерфейсом графического редактора Paint

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

28

Практическая работа №15 Paint – составление изображения. ТБ

1

Запуск программы Paint. Выбор инструмента. Работа инструментами. Сохранение рисунка. Закрытие программы Paint

Уметь пользоваться инструментарием графического редактора Paint; сохранять рисунок

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

29

Практическая работа №16 Paint – редактирование, сохранение рисунка. ТБ

1

Запуск программы Paint. Рисование простейшего пейзажа. Сохранение рисунка. Закрытие программы Paint

Уметь создавать простые рисунки; выполнять их редактирование; сохранять рисунок

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

30

Практическая работа №17 Paint – создание рисунка из геометрических фигур. ТБ

1

Запуск программы Paint. Рисование грузовика. Сохранение рисунка. Закрытие программы Paint

Уметь создавать рисунок из геометрических фигур; сохранять рисунок

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

31

Печать документа

1

Принтер. Настройка параметров страницы для печати. Печать документа.

Знать, какие устройства используются для печати документа; настройку параметров страницы для печати

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

32

Практическая работа №18 Печать документа. ТБ

1

Открытие раннее созданного документа. Предварительный просмотр. Печать документа

Уметь выполнять печать документа

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

33

Обобщающий урок

1

Устройство ПК. Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad,  Paint

Знать основные теоретические сведения; уметь применять полученные знания на практике

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

34

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа в формате тестирования

 Уметь применять полученные знания и навыки

Развитие чувства времени и длительности его.


Фамилия, имя ___________________________________________ класс _____ дата ___________

Фамилия, имя  _________________________________________ класс _______ дата __________

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (6 класс)

Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных    (коррекционных)  учреждений VI...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Информатика, ИКТ» (9 класс)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.06.2013г. об организации образовательного процесс...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (7 класс)

Рабочая программа по курсу математики в 7 классе VIII вида составлена в соответствии с программой обучения, выпущенной под редакцией В.В. Вороноковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекцион...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» 8 класс

Рабочая программа курса математики в 8 классе СКП VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных   (коррекц...

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» 9 класс

Рабочая программа курса математики в 9 классе СКП VIII вида составлена в соответствии с программой, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных   (коррекц...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин

Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 8 класса

Рабочая программа по математике составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), Эк В. В....