Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" для ученика надомного обучения со сложной структурой дефекта
рабочая программа (8 класс) по теме

Ракеева Татьяна Ринатовна

Адаптированная рабочая программа по предмету "Пение и ритмика" разработана для ученика со сложной структурой дефекта: атипичный аутизм, глубокая умственная отсталость, грубое нарушение зрения, полное отсутствие речи. За основу программы взята программа обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР (1983г.), учебный план экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ №486 г. Москвы и № 14 г. Орла от 30.05.83года, утвержденный зам. министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №23

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО                                                            СОГЛАСОВАНО                                                           УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО                                                            Зам. Директора по УР                                                   Директор  СКОШ №23                          

протокол от «___»  20___г.                                            Л.А. Клещевникова                                                         Х.И. Гладикова      

Руководитель МО                                    

________ Г.М. Газимова                                            _________________                                                          _________________                                                

                                                                   

«____»_____ 20__  г.                                                 «___»____20__ г.                                                              «____» ___ 20___г.                          

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Пение и ритмика»

(8 класс, надомное обучение ГУО)

РАКЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ РИНАТОВНЫ

учителя  

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________        от

«____» _____________20 ____г.

2015 – 2016 учебный год


                                                                                             Пение и ритмика

по программе VIII вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Составитель: Ракеева Т.Р., учитель ГБОУ «Нижнекамская школа№23»

Статус документа 

Рабочая программа по предмету «Пение и ритмика» в 8 классах создана на основе стандарта  основного общего образования коррекционных учреждений VIII вида, базисного учебного плана Приказ МО РФ № 29/2065-п от 10.04.2002г. и учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8  классов с глубоко умственной отсталостью по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида и реализуется на основе следующих документов:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Е.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова.

3. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР (1983г.), учебный план экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ №486 г. Москвы и № 14 г. Орла от 30.05.83года, утвержденный зам. министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих  8 класса.


Пояснительная записка

    Программа по пению и ритмике составлена для индивидуального обучения на дому с учетом особенности психо - физического, умственного и речевого развития ученика 8 «Б» класса __________________. 

Мальчик имеет сложную структуру дефекта: атипичный аутизм, умственная отсталость тяжелой степени, дистрофия сетчатки глаз, полное отсутствие речи.  Поэтому по заключению ЦД и Ка он обучается на дому и его учебная нагрузка по предмету составляет 1 час в неделю.

У _____________ наблюдаются нарушения мотивационно-потребностной стороны деятельности, эмоционально-волевой сферы, что проявляется в расторможенности, нервозности, «полевом» поведении, в быстрой пресыщаемостью деятельностью, в трудности коммуникации и социального взаимодействия.  Обращенную речь мальчик понимает на  примитивном бытовом уровне, не может выполнить мелкие просьбы -  инструкции взрослого: принеси, выброси, подними, сядь рядом и т.п. на запрет часто реагируют агрессией и самоагрессией:  бросанием предметов,  криком, визгом и другими деструктивными действиями. На аудио и видео сигналы практически не реагирует. У мальчика нарушена скоординированность  действий рук и тела, у него не сформировано пространственно – временные представления, не воспринимает предметных и сюжетных картинок. Простейшие интеллектуальные действия (хлопание в ладоши, сличение по форме, цвету, величине) совершает по принудительной и направляющей помощи взрослого: рука в руке. Однако ___________  активно реагирует на музыкально – ритмические мелодии.

В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности ученика. Так как ученик безречевой, раздел «Пение» включен как упражнения и игры на развитие речевого дыхания и вокализации.

В пении должны участвовать все учащиеся. Располагать детей нужно таким образом, чтобы маленькие дети стояли впереди, а высокие – позади. Воспитанники должны находиться под постоянным контролем педагога, который следит за их эмоциональным состоянием. Если ученик устал, в первую очередь следует позаботиться о снятии усталости, используя ритмические упражнения, музыкальную зарядку.

Следует научить детей держать корпус и голову прямо во время пения, руки опущенными или положив на колени.

Для успешного решения задачи музыкального воспитания необходимо, чтобы учитель вёл свою работу в контакте с логопедом. В начале учебного года совместно с логопедом педагог знакомиться с состоянием речи детей. Это помогает в процессе работы учитывать индивидуальные особенности и способности детей.

Программа по пению и ритмике включает следующие разделы: «Пение»,  «Слушание музыки», «Музыкально-ритмические упражнения».

Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и понимания детьми. Мелодии песен должны быть простыми, а содержание текста ясным, конкретным, с незначительным объёмом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных её частей.

Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения «распевания» на попевках и лёгких песнях. Программой предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения так и без него.

Программа каждого класса предусматривает постоянную работу, как над чётким произношением, так и над смысловым содержанием песен.

  В содержании каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Учащиеся слушают и эмоционально реагируют на музыку различного характера, с помощью учителя объясняют услышанное.

В программу также включены музыкально-ритмические упражнения. С их помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера учащихся: они ставятся в такие условия, когда должны проявить активность, инициативу, находчивость.

На уроках ритмики развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представления о различных явлениях природы.

Многие песни, танцы, игры исполняются детьми на праздниках, утренниках, концертах в школе.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.

Из-за выше перечисленных  нарушений  ______________  не в состоянии освоить программу  коррекционной школы по музыке и ритмике за 8 класс, поэтому для него была  адаптирована и переработана  программа коррекционной школы по пению и ритмике за 3 класс.

Задачи программы:

Пение:   Закреплять  навыки певческой установки (вокализации), приобретенные ранее. Учить правильному речевому дыханию, не поднимая плечи. Учить поддерживать ритмический рисунок, по возможности правильно передавать мелодию. Развивать подвижность артикуляционного аппарата в упражнениях и песнях, умение правильно формировать гласные. Учить «петь» на одном дыхании короткие музыкальные фразы.  Развивать чувства ритма, применяя специальные упражнения.

Слушание музыки:  Воспитывать интерес и любовь к музыке. Развивать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма. Учить различать произведения по их характеру: маршевые и плясовые, веселые и грустные. Учить различать звуки по высоте (высокий- низкий).

Музыкально - ритмические движения: Учить бегать не шаркая, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка приседая; притопывать попеременно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши;  поворачивать кисти рук, кружиться по одному, в парах; плясать, используя названные танцевальные движения. 

Содержание учебного материала

Музыкальный материал для пения:

«Скучай на лугу» - муз. Г. Крылова, сл. М. Пляцковского.

«Кот Васька» - муз. Т. Лобачева, сл. Н. Френкель.

«Осень» - муз. И. Кишко, сл. Н. Плакиды.

 «На горе-то калина» - русская народная песня.

«Во поле береза стояла» - русская народная песня.

 «Елочка» - муз. Н. Бахутовой, сл. З. Александровой.

 «Уж ты, зимушка – зима» - муз. А. Александрова, сл. Народные.

 «Мы запели песенку» - муз. Р. Рустамова, сл. Л. Мироновой.

Музыкальные произведения для слушания:

«Походный марш» - муз. Д. Кабалевского.

 «Колыбельная» - муз. И. Римского – Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»).

«Чудо» - муз. Е. Тиличеевой.

«Марш» - муз. Д. Шостаковича.

«Дедушкин рассказ» - муз. Н. Любарского.

«Гусята» - немецкая народная мелодия.

 «Песенка о маме» - муз. С. Разоренова.

«Вырастает город» - муз. Е. Тиличеевой.

Ритмические упражнения и игры под музыку:

«Зайцы и медведь» - русская народная мелодия.

«Летчики, следите за погодой» - муз. М. Раухвергера.

«Воробышки и автомобиль» - муз. М. Раухвергера и Г. Фрида.

«Жмурки» - муз. Ф. Флотова.

«Кто у нас хороший» - муз. А. Александрова.

 «Кошка и котята» - муз. М. Раухвергера.

«Карусель» Камаринская. Обработка Т. Ломовой.

«Мячи» - муз. Т. Ломовой.

Основные требования к знаниям,  умениям  и навыкам ученика

Учащийся должен / может знать:

- как вести себя на уроке;

- определенные ритмические упражнения, хлопки, притопы;

- как выполняются дыхательные упражнения.

Учащийся должен / может  уметь:

- правильно брать дыхание;

- использовать знакомые песни с различными эмоциональными оттенками (бодро, торжественно, ласково, протяжно);

- выполнять за учителем музыкально – ритмические упражнения; хлопки, притопывания, пружинка;

- отмечать в движении несложный ритмический рисунок;

- менять движение в соответствии с музыкальными фразами.

 

по возможности:

- передавать характерные элементы знакомых движений;

- выполнять хлопки в различном ритме.

Общие сведения по предмету

Предмет: пение и ритмика

Класс:        8б, Садыков Расим, надомное обучение

            Программа: VIII вида специальных (коррекционных)  образовательных учреждений (ГУО)

Количество часов в неделю: 1 час

Сведения по часам:

Период

Количество часов

Из них:

Плановых уроков

Контрольных работ (за четверть, год)

Других видов

проверочных работ (после темы)

I четверть

9

8

-

1

II четверть

7

6

-

1

III четверть

10

9

-

1

IV четверть

8

7

-

1

Год

34

30

-

4


Календарно-тематический план

Раздел. Тема урока.

Коррекционные цели и задачи.

Кол-во часов

Дата

Основные понятия.

Социально-практическая

направленность

1 четверть -  9 часов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения речевым дыханием «Скучай на лугу» - муз. Г. Крылова, сл. М. Пляцковского.

Слушание «Колыбельная» - муз. И. Римского – Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»).

Выполнение ритмических упражнений под русскую  народную мелодию «Зайцы и медведь».

Работа над развитием певческого дыхания  «Осень» - муз. И. Кишко, сл. Н. Плакиды.

 Слушание «Походный марш» - муз. Д. Кабалевского.

Выполнение упражнений М. Раухвергера под музыку «Летчики, следите за погодой».

Работа над речевым дыханием, вокализацией  на основе русской народной песни «Во поле береза стояла».

Итоговый урок - праздник «Осенний бал».

Привитие навыка спокойного и внимательного слушания музыки с начала и до конца. Обучение правильно сидеть и стоять при пении (вокализации). Учить выполнять ритмические упражнения под музыку по показу.  
Развитие умения бесшумного, глубокого вдоха. Коррекция поведения, овладение умением спокойно слушать, адекватно реагировать на музыкальные произведения весёлого  и спокойного характера. 

1

1

2

1

1

1

1

1

04.09

11.09

18.09

25.09

02.10

09.10

16.10

23.10

30.10

Спокойная, колыбельная, тихая, быстрая, громкая, осень

Овладение умением спокойно слушать музыку. Развитие эмоциональной отзывчивости на колыбельную песню.

2 четверть -  7  часов.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Работа над речевым дыханием, вокализацией на основе песни «Кот Васька» - муз. Т. Лобачева, сл. Н. Френкель.

Слушание  музыки «Чудо» - муз. Е. Тиличеевой.

Слушание  и выполнение ритмических хлопков, упражнений  под  «Марш» (Д. Шостакович).

Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях под музыку «Воробышки и автомобиль» - муз. М. Раухвергера и Г. Фрида.

Поддержание ритмического рисунка вокализацией под русскую народную песню «На горе-то калина».

Итоговый урок -  праздник «Новогодний карнавал».

Формирование речевого, певческого дыхания, умения спокойно, без выкриков, при формировании гласных звуков следить за правильностью дыхания (вдоха - выдоха), артикуляции. Знакомство с музыкой разного эмоционального содержания. Учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки. Коррекция координации движений.

1

1

2

1

1

1

Кот,  характер, марш,  темп, ритм

Овладение умением слушать музыку. Ознакомление с характером, темпом, ритмом  музыки.

3 четверть -  10  часов.

17.

18.

19.

20.

        21.

22.

23.

24.

25.

26.

 Развитие подвижности артикуляционного аппарата под песню «Елочка» - муз. Н. Бахутовой, сл. З. Александровой.

Слушание песни «Дедушкин рассказ» - муз. Н. Любарского.

Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях под музыку «Жмурки» Ф. Флотова.

Поддержание ритмического рисунка вокализацией под песню  «Уж ты, зимушка – зима» - муз. А. Александрова, сл. народные.

Слушание «Песенка о маме» - муз. С. Разоренова.

 Ритмические  упражнения и игры под музыку «Кто у нас хороший»  А. Александрова.

Итоговый урок  игра «Музыкальные жмурки».

Совершенствование двигательной координации. Ознакомление с силой звучания: громкое и тихое. Коррекция недостатков эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности.

2

1

2

1

1

2

1

Громко, тихо, веселая, быстрая, игра

Ознакомление с характером музыки

4 четверть - 8  часов.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

 

Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения речевым дыханием под песню «Мы запели песенку» - муз. Р. Рустамова, сл. Л. Мироновой.

Слушание и выполнение ритмических упражнений  руками под немецкую народную мелодию  «Гусята».

Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях под музыку М. Раухвергера  «Кошка и котята», «Карусель» Камаринская. Обработка Т. Ломовой.

Ритмические упражнения и игры под музыку «Мячи» - муз. Т. Ломовой.

Слушание «Вырастает город» - муз. Е. Тиличеевой.

Обобщение, повторение. Выполнение ритмических упражнений  под музыку «Мячи» - муз. Т. Ломовой.

Коррекция недостатков эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности. Коррекция общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Развитие речевого дыхания, постановка артикуляции гласных звуков. Учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки. умения эмоционально реагировать на музыку весёлого и спокойного характера.

2

1

2

1

1

1

Праздник,  весело, тихо, кошка, котята

Шагать, двигаться  четко и смело под музыку.


Контрольно – измерительный материал

1 четверть – праздник «Осенний бал»

2 четверть – праздник «Новогодний карнавал»

         3 четверть – игра «Музыкальные жмурки».

        4 четверть – выполнение ритмических упражнений  под музыку «Мячи» - муз. Т. Ломовой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа по ЧТЕНИЮ в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.

Рабочая программа по чтению в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении....

Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта ученика находящегося на надомном обучении.

Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Письмо" для обучающихся 6 класса сложной структуры дефекта.

Особенностью преподавания предмета по письму учащихся со сложной структурой дефекта является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учетом индивидуальных возмож...